Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

23 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ищите и обрящете. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

«Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет». С какой радостью мы пели в детстве песню И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача, с каким восторгом смотрели фильм «Дети капитана Гранта» и даже не подозревали – говорю за себя, но думаю, что и за многих, – что основные постулаты жизнеутверждающего припева родом из Нового Завета.

Здравствуйте, друзья! С вами «Встречи на Святой Земле», наш замечательный гид Анна Мусан-Леви и я, Светлана Ладина.

– Анечка, здравствуй! Что из услышанного в песне мы слышим и в Евангелии?

– Конечно же, «кто ищет, тот всегда найдет». Я тоже росла в Советском Союзе, поэтому, будучи церковным ребенком, с интересом обнаруживала подобные выражения в советской детской литературе, песенках, в каких-то поговорках или словах учительницы на уроке. Да, действительно, коммунисты пытались в каком-то виде оставить христианские ценности, но убрав из них Бога, поэтому произошла очень хитрая подмена. В этом можно убедиться даже на примере фразы «кто ищет, тот всегда найдет», которая в этой песне качественно отличается от того, что сказано в Евангелии. О другом поиске, о других способах найти то, что ты ищешь, говорит нам Господь, и поэтому, думаю, будет действительно интересно вспомнить, когда, при каких обстоятельствах, в какой обстановке сказал эти слова Христос и что же они на самом деле обозначают.

Сказаны эти слова были, скорее всего, в Нагорной проповеди. У апостола Матфея есть целых две главы, в которых собраны проповеди Спасителя, произнесенные Им в разное время на Галилейских холмах. Холмы эти совершенно замечательные. Всегда, когда мы с паломниками стоим на холме, смотрим, примерно так же, как Спаситель, на Галилейское море, меня просят прочитать заповеди блаженств, спеть «Отче наш», вообще что-то почитать из Нагорной проповеди. И действительно, когда стоишь на этих Галилейских холмах и смотришь в этот простор, открытый, очень красивый вид, кажется, что зовет тебя кто-то в дальнее плавание, в необыкновенное приключение, путешествие. И тут тоже есть ассоциации с замечательным фильмом «Дети капитана Гранта», ведь Господь действительно зовет нас в путешествие, в опасное, увлекательное, духовное путешествие, потому что путь христианина – это действительно поход, путь, связанный и с опасностями, и с какими-то находками и потерями. И вот Господь дает нам в Нагорной проповеди, на одном из таких холмов очень важное «дорожное указание»: как нам по этому пути двигаться. Нам нужно иметь необыкновенную настойчивость, веру и прилагать усилия.

И вот Господь повторяет трижды, по сути дела, одну и ту же мысль о настойчивости, которую нам нужно иметь на протяжении всего нашего христианского пути. А Господь повторяет трижды не потому, что здесь подразумеваются три разных действия, которые нам нужно совершить, то есть, грубо говоря, если ты ищешь, то нужно еще просить и стучать. Нет. Имеется в виду усиление фразы: в то время было принято повторение фраз, вообще, считается, что в библейской поэзии это рифма. А очень многое в Евангелии (это может быть некоторым открытием для наших телезрителей), я уж не говорю о Ветхом Завете, – это стихи. То есть для ивритоговорящих слушателей или слушателей, говорящих по-арамейски (эти два языка близки), многое рифмуется, и поэтому так легко запоминались слова Господа. Записывать ведь не было возможности, и ученики запоминали наизусть, а уже намного позже записали это в Евангелии. Но мы не должны сомневаться, что они запомнили что-то не так, память тогда была у людей необыкновенно тренированная, в отличие от нас теперешних, и к тому же были слишком важны слова Господа, да и повторял Он их неоднократно в разных проповедях, чтобы их забыть. Поэтому все, что они записали, было абсолютно верно, но и Дух Святой, разумеется, помогал. И вот в данном случае мы имеем дело как раз с примером библейской рифмы, когда рифмуется не окончание, как мы с вами привыкли (трава – дрова), а рифмуются мысли, то есть одна и та же мысль повторяется, обычно Спасителем, дважды, и по структуре это абсолютно одинаковые предложения, только заменен один какой-то глагол на синоним. Получается, что одна и та же мысль сказана чуть-чуть с разного угла, но смысл абсолютно тот же. И вот это помогало запоминать наизусть то, что говорил Христос. Здесь же мы видим, что Господь высказывает нам трижды одну и ту же мысль, вероятно, желая этим подчеркнуть необыкновенную важность, потому что Христос знал, что пока Жених был с ними, апостолам было легко, они, можно сказать, держались благодатью Христа, Его силой. Когда же они остались без Него, сначала первая благодать – Дух Святой, только что сошедший на них, – питала их, но дальше им было все труднее. А уж что говорить о нас, христианах, живущих в последнее время? Нам иногда вообще кажется, что никто нас не слышит и не видит, настолько страшные дела творятся в мире, настолько нам иногда бывает тоскливо, трудно, страшно, одни страхи перед болезнями, страшными, неизлечимыми, страхи перед войнами, терактами, несправедливыми законами, принятыми в государстве, – можно взять что угодно. И эти страхи все больше сгущаются вокруг нас, и тем больше нам нужно терпения, настойчивости в нашем стремлении... Куда? Вот тут очень важно сказать, что в песенке поется о вполне земных, скажем так, целях, которых должен добиваться человек.

– Но ведь там цель очень благородная – поиск пропавшего отца, то есть под это тоже можно подвести евангельскую базу, это не будет натяжкой.

– Да, но тем не менее, как мы обычно пели эту песенку и что мы, дети в нее вкладывали, и учителя объясняли нам: что нужно бороться, стремиться добиваться в учебе, спорте, работе, – в таких обычных вещах, но все-таки не каждому человеку в жизни выпадает возможность искать капитана Гранта. Это исключительный случай, а чаще эту песенку применяли именно к вполне земным вещам. Здесь речь идет, конечно же, исключительно о Царствии Небесном, Господь говорит только об этом: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды Его, и все остальное приложится вам». То есть это очень смиренный поиск, потому что в этом поиске очень мало что зависти от нас. От нас зависит только усилие, желание, стремление, но результат от нас не зависит никак, потому что «никто не приходит к Отцу Моему, кроме тех, кому это будет дано». Поэтому мы не можем достичь Царствия Небесного своими, пусть даже титаническими, усилиями – дает Господь. И поэтому в этом поиске есть большая доля смирения – труд мой, а результат от Бога.

– Анечка, прости, можно я на этом акцентирую внимание и свое, и зрителей. Сейчас ты сказала о самом важном различии между этой песенкой и тем, что говорит Христос. Разница не в каких-то сюжетных линиях, а в том, что песенка горда, а Христос говорит о смирении. Вот коренные отличия.

– Да. И еще есть одно отличие. Раз уж мы говорим о Нагорной проповеди, а эти слова были сказаны, вероятнее всего, в одной из таких проповедей, произнесенных на холмах Галилеи, в песенке поется с задором: «кто весел, тот смеется». Здесь, конечно, ассоциации есть с апостолом Павлом: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими», но, однако, это горделивый призыв хохотать в лицо всем бедам и неприятностям и врагам. У Христа же говорится, опять же в Нагорной проповеди, совершенно другое: «Блаженны плачущие», и здесь имеется в виду покаянный молитвенный плач. Опять же, смирение – то, чего не хватало коммунистам, с чем они так боролись, чего так не хватает постсоветским людям, которые часто приходят к вере уже в зрелом возрасте. Это самое трудное для понимания. Я говорю сейчас как гид, который видит очень много разных людей. «Если мы будем смиряться, нам же на голову сядут, – говорят паломники, – если мы будем смиряться, тогда нас будут использовать все, нас будут как баранов гнать». То есть абсолютно неправильное понимание смирения. Ведь имеется в виду не смирение перед злом, перед ним нужно выставлять заслон, открыто говорить об этом и стараться по мере сил бороться со злом. Имеется в виду смирение перед Богом и перед результатом борьбы, то есть ты борешься, а что получится, решает Господь. И в этом есть смирение, тогда человек не работает по 24 часа в сутки, он оставляет время для молитвы, понимая, Кто хозяин всего, человек тогда оставляет время для своей семьи и за результатом не гонится, хотя он стремится к нему и старается делать все, что может, но разумно. В этом как раз и разница между поиском нехристианским и поиском христианским, о котором говорит Господь.

И, как мы понимаем, христианину нужно быть на своем пути и смелым, и твердым, и бодрым, и с надеждой идти, но не забывать просить, потому что если мы не будем молиться и просить, то Господь не будет с нами. Опять же, Богу не нужно, чтобы мы просили, Он и так знает, чего мы хотим и что нам нужно. Богу нужно, чтобы мы молились для того, чтобы мы не забывали Его, чтобы мы были с Ним, чтоб не терялась между нами связь, как связь матери с ребенком. Митрополит Антоний Сурожский тоже очень много об этом пишет, что Богу нужны наши молитвы, как любящему отцу нужно, чтобы ребенок разговаривал с ним, чтобы звонил ему по телефону, чтобы заезжал к нему, брал к себе в гости. Точно так же Богу Отцу по Его любви нужно – да, можно так выразиться – наше с Ним общение. Но просьбы наши – это, скорее, выражение нашего детского перед Ним смирения, потому что, конечно, Господь заранее знает все, что каждому из нас нужно, но тем не менее велит нам просить, велит нам стучать, искать, так как на самом деле, конечно, Царствие Небесное – это поиск, это постоянный поиск Бога, об этом говорят даже святые подвижники, которые, как нам кажется, уже все нашли, уже с ангелами беседуют, но все равно говорят: «Я в пути, я ищу, я еще не начинал каяться, не начинал молиться». Потому что это бесконечный поиск, Бог велик бесконечно, и наш поиск Его тоже – постоянный процесс. Это очень важный момент, потому что обычно мы себе представляем поиск как некий трудный период, который нужно пережить, а потом мы сможем насладиться результатом. Вот мы нашли, мы достигли, вот я защитил кандидатскую или докторскую диссертацию, вот я стал чемпионом олимпийских игр, – и что обычно происходит с олимпийскими чемпионами, думаю, вы знаете, телевизор, к сожалению, все смотрят: они спиваются, садятся на наркотики, иногда теряются в жизни, рассказывают в интервью о чудовищной депрессии, которая у них была; слава Богу, многие преодолевают, находят себя в чем-то другом, но тем не менее, как правило, каждый рассказывает о моменте: «А что дальше? Я достиг, я жизнь на это положил, а дальше что? А дальше – жизнь не имеет смысла». Так вот в чем тут огромная разница: здесь достичь невозможно, потому что Бог бесконечен, и достичь уровня Бога, уровня Его славы мы не можем. А еще и богословы, например А.И. Осипов, приоткрывают нам тайны, что вечность тоже изменяемая, а не статична, поэтому мы можем только жить со Христом, идти и идти этой дорогой, и она бесконечна, и она прекрасна.

– Анечка, спасибо тебе большое! Я вспомнила один из постулатов, который может пригодиться в этом пути: действуй так, как если бы все зависело только от тебя, молись так, как если бы все зависело только от Бога. Созвучно тому, о чем мы сегодня говорили.

Спасибо, дорогие друзья! Я благодарю вас за внимание, очень надеюсь, что будет продолжение таких наших «Встреч на Святой Земле», просим ваших молитв и, как всегда говорим: «Оставайтесь с нами!»

Записала Наталья Тихомирова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы