Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

20 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Глас вопиющего в пустыне. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Когда призыв, предостережение или просьба остаются без ответа, когда слова о самом важном бывают не услышаны, как нам охарактеризовать происшедшее, чтобы подчеркнуть трагичность этой глухоты? И как назвать нам того самого человека, просящего, предостерегающего, призывающего?

Здравствуйте, друзья! В эфире встречи на Святой Земле. Сегодня мы постараемся услышать «глас вопиющего в пустыне», узнаем имена пророков, к которым отнесено это выражение, и рассмотрим ситуации, когда спасительные слова поглощает опустошенность душ человеческих.

Анна Мусан-Леви, как всегда, с нами и готова искать библейские корни в современных словах и выражениях и раскрывать нам их изначальный смысл.

– Давайте для начала перенесемся в пустыню иудейскую, где эти слова были сказаны, и увидим в этой пустыне вышедшего из дебрей пустынных святого пророка Иоанна Предтечу. Пустыня у нас каменистая, безводная, сухая, и Иоанн Предтеча много лет прожил в ней. После того как он похоронил свою мать, преподобную Елисавету, он уходит в пустыню. Это такой очень таинственный момент; до сих пор ученые-библеисты гадают, как могли проходить эти годы Иоанна Предтечи. Есть серьезные предположения, что он мог находиться в общине иессеев – это были такие священники из ветхозаветного храма, которые не поддержали партию саддукеев. Саддукеи превратили храм в частную лавочку, занимались коммерцией, очень сильно дружили с римлянами во всех смыслах слова; вот они-то в основном и были инициаторами смертной казни Спасителя.

А вот те священники, которые не принадлежали к этой партии, считали, что вообще благодать Божия покинула храм, что жертва всесожжения больше не нужна. И они уходят в пустыню, поселяются там, основывая нечто вроде монастыря. Хотя у них были и женатые члены их общины, но жили они в большом целомудрии, с женами соединялись буквально раз в год-два для рождения детей, а так – жили как девственники.

И вот в этой общине мог воспитываться Иоанн Предтеча. Мы о ней узнали сравнительно недавно. Все, наверное, слышали про свитки Мертвого моря, знаменитые кумранские свитки – это как раз таки документы, примерно сто пятьдесят – двести лет до Рождества Христова, рассказывающие нам об этой общине. Это и их Священное Писание, и переписанные ими книги Ветхого Завета. И вот среди этих книг (там Пятикнижие Моисеево) есть также пророк Исаия. Единственный пророк, которого они переписали, – это был Исаия.

Действительно, Исаию трудно сравнить с кем-либо другим, потому что у него особо много точных, буквально совершенно исполнившихся, пророчеств о Христе. Хотя писалось это приблизительно за пятьсот лет до Рождества Христова, когда народ находился в вавилонском плену; тогда пишет пророк Исаия. И как раз таки Иоанн Предтеча, выйдя на проповедь (опять же, мы не знаем, все время он жил в этом монастыре и воспитывался там как сын священника – это было бы очень логично, – или он потом какое-то время один жил в пещере как подвижник), выйдя на свою проповедь, именно эти слова из Исаии, касающиеся Христа, повторяет.

Давайте их вспомним, процитируем, насколько мне позволит память: «Глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господу, прямыми сделайте стези Его. Всякий холм да понизится, всякая долина да наполнится, все кривые пути да сделаются прямыми».

Когда видишь пейзаж иудейской пустыни, эти слова становятся абсолютно реальными, они приобретают просто зрительные образы. Действительно, здесь понизившиеся холмы, Иорданская долина после холмов пустыни кажется просто ровным листом бумаги. Здесь действительно нет долин, и здесь проходит караванный путь с севера на юг – абсолютно ровный и прямой.

Конечно, у этих слов был очень глубокий духовный смысл: для того чтобы принять Христа, народу нужно было подготовиться. И вот эту подготовку осуществляет именно Иоанн Предтеча. Иоанн Предтеча настолько поразил народ своим видом, своей энергией, своим духом Божественным, с которым он говорил все это, что народ вообще полагал, что это Мессия. Фарисеи в недоумении спрашивали его: «Какое право ты имеешь так говорить с народом: “Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное”, “Порождения ехиднины! Кто велел вам бежать от будущего гнева”?» Слова, скажем прямо, очень нелицеприятные, особенно для ученых фарисеев, считающих себя профессорами Божьего Промысла и вообще закона Божьего.

Так вот, Иоанн говорит: «Нет, я не Мессия». – «Ты пророк?» – «Нет, я не пророк». – «Кто ты?» Он говорит: «Я голос; я глас вопиющего. То, о чем писал вам Исаия, что будет человек, который весь будет голосом». Действительно, Иоанн Предтеча – весь голос; он живет Христом, он живет ради Христа, он живет проповедью о Христе. Он действительно сам отсутствует, его нет – есть Христос, есть проповедь, есть Царство Небесное, о котором он говорит со всей силой, которая у него есть.

Интересно, что духовный смысл этих слов опять ведет нас к теме смирения. Потому что понизившиеся холмы, о которых говорит Исаия, – это понизившиеся холмы человеческой гордости. Как только человек немножко от своей гордости отступает, он становится ближе к Христу. Как только человек себя считает абсолютно великим, самодостаточным и сильным, ему Христос как бы и не нужен. Наполнившиеся долины можно сравнить с наполнением души человека верой. Пути кривые – об этом очень много сказано в Библии, этот образ очень известный, его не только пророк Исаия использовал, – это построение жизни по заповедям Божиим, тогда пути из кривых делаются ровными, прямыми. А заповеди Божии народу были известны, и они знали, как ходить в заповедях пред Богом прямо.

И вот Макарий Великий напишет нам уже спустя много времени (спустя почти четыреста лет), что сердце человеческое похоже на бескрайнюю страну, где есть холмы, где есть долины, где есть кривые извилистые пути, где есть ущелья, в которых живут драконы, скорпионы, змеи и прочие «приятные» существа. Каждый из нас, заглянув в свое сердце, их там найдет. Поэтому здесь перекликаются и Исаия, и Иоанн и впоследствии, конечно же, наши отцы-пустынники, которые всё это на опыте прошли.

Что касается того, услышан ли был голос Иоанна Предтечи, – это вопрос очень интересный. Если все-таки судить по Евангелию, то голос был услышан, потому что очень много людей крестилось от Иоанна. И действительно, ученики Иоанна стали потом учениками Спасителя, как мы знаем. И нельзя сказать, что проповедь Иоанна Предтечи была абсолютно бесполезной и неуслышанной.

Почему же в языке дали такую трактовку этому выражению – как призыв, которому нет ответа? Смутило слово «пустыня». Дело в том, что Георгий Чистяков вообще предполагает, что здесь неправильно поставлено двоеточие. И каждый раз, когда я с паломниками попадаю в нашу пустыню, я об этом вспоминаю, потому что мне тоже так кажется. «Глас вопиющего (двоеточие): в пустыне уготовайте путь Господу…» Опять же, об этом говорят святые отцы, что для того чтобы нам найти Христа, нужно удалиться в пустыню своего сердца, и там, в тишине, искать Господа и молиться. Опять же, куда уходили подвижники? В пустыню. Где народ крестится до этого, до подвижников? В пустыне. То есть пустыня – это как отсутствие внешних раздражителей, как идеальное место тишины, где можно начать все сначала.

Поэтому, мне думается, что может быть это так, что двоеточие поставлено не совсем верно. Поэтому, опять же, мы встречаем не совсем верное употребление данного выражения. Вот так мне кажется.

– Ну и если мы вспомним, как Сам Спаситель ушел на гору Искушения, то, в общем-то, это ведь тоже уход в пустыню. Он, наверное, не нуждался в этом как Бог, но как человек Он это сделал и тем самым показал нам пример.

Анечка, спасибо большое! Это опять очередное откровение, будем над ним думать. И будем ждать следующих встреч в эфире.

Друзья, оставайтесь с нами сегодня и всегда!

Ведущая Светлана Ладина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​