Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

16 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Краеугольный камень. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– «Встречи на Святой Земле» после недолгого перерыва возвращаются в эфир телеканала «Союз». За минувшие полтора года мы с вами и нашим гидом Анной Мусан-Леви вместе прожили события Страстной седмицы и Пасхи Христовой, познакомились с храмами и монастырями Иерусалима и пустыни Иудейской, узнали малоизвестные подробности из жизни святых, так или иначе связанных с Палестиной, как древних, так и современных, побывали на праздниках, отмечаемых в Вечном городе, прошли по его улицам и узнали историю его восьми ворот, познакомились с людьми Святой Земли.

А теперь нас ждет новый цикл программ. Вместе с Анной Мусан-Леви мы будем искать в нашей речи библейские слова и выражения, которые современный человек употребляет часто, не зная или не задумываясь об их происхождении. Для примера: «умыть руки», «кто не работает, тот не ест», «злачное место», «поцелуй Иуды», «избиение младенцев» и т.д.

А начнем мы с «краеугольного камня». Это первый камень, который кладут в основание строения, он принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания. В настоящее время это понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо. О библейском употреблении этого словосочетания расскажет Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж».

Анечка, добрый день!

– Добрый день!

– Очень радостно приветствовать Вас в эфире после долгой разлуки (не такой долгой, но по ощущениям она была такой, затянувшейся). Итак, «краеугольный камень».

– Я могу сказать, что поиск таких выражений из Библии необыкновенно полезен. Дело в том, что мы действительно очень часто говорим слова, которым не придаем большого значения, не ощущаем весь их вес, все их значение. Мы вообще привыкли жить среди вещей, сделанных не только руками чужих людей, а не нашими собственными, но чаще всего просто машинами. То есть мы пьем из кружек, которые делает автомат, мы живем в домах, строящихся из блоков, которые делают опять же на заводе, носим одежду, которую шьют если и люди, то не вкладывают в нее ничего. То есть это просто продукт, который нужно произвести и продать.

Точно так же и дом. Вообще понятие «дом» в древности имело совершенно иное значение. Для нас это недвижимость, для некоторых людей это способ вложить деньги, для других какая-то заветная мечта просто иметь свой угол, улучшить свои жилищные условия... В древности же дом, вообще здание имело огромное значение. Это была крепость, способ защитить, оградить себя от нежелательных людей и вторжений, это был и способ некой духовной защиты. То, о чем мы редко задумываемся, хотя священники и Святая Церковь нам говорят, что дом – это наша малая Церковь, и, соответственно, внутри стен нашей квартиры или дома мы находимся и в некоей духовной защите, если в этом доме читаются акафисты, Псалтирь, молитвы, кадят, крапят святой водой и вообще люди стараются жить с Богом.

Так вот, начинается такое понятие с глубокой-глубокой древности. Еще в языческие времена у многих народов, особенно у нас на Востоке, было принято, закладывая первый камень в здание (жилого дома или храма, это не важно), приносить жертву. У нас это нередко были жертвы человеческие, позднее их стали заменять. Надо сказать, что у нас вообще человеческие жертвоприношения сохранялись довольно долго, в Древнем Риме и Древней Греции их упразднили намного раньше и заменили жертвоприношением животных.

Но так или иначе, при закладке первого, то есть краеугольного камня убивали человека (в некоторых народах младенца) или животное, его кровью поливали этот камень и хоронили жертву под камнем. Считалось, что это действие ограждает дом или иногда целый город (если город закладывали таким образом) от действия злых духов. Вдумайтесь, как интересно, потому что языческая культура – это нередко некий прообраз, предощущение, предвосхищение тех истин, которые потом даст Господь в Синайском ветхозаветном откровении и, естественно, в Евангелии.

Таким образом, мы с вами встречаем упоминание об этом ритуале даже уже в Ветхом Завете, в частности касательно города Иерихона. Когда израильтяне взяли Иерихон, как вы помните, он был полностью разрушен, и очень долгое время город стоял в руинах. Иисус Навин повелел народу не восстанавливать этот город и сказал очень интересное пророчество. Он сказал, что проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон. «На первенце своем он положит основание его и на младенце своем поставит врата его».

И действительно, около 870 года до Рождества Христова, как говорят нам археологи, некий Ахиил из Вефиля решает восстановить Иерихон и приносит в жертву своего старшего сына, новорожденного младенца. Его убивают и хоронят под воротами города. То есть, таким образом, заложен первый камень и с ним младенец. Так был отстроен Иерихон.

Дальше мы с вами можем с языческих обычаев перейти на ветхозаветные традиции и посмотреть, как вообще относились к камням праотцы, например Авраам, Исаак, Иаков и другие. Мы видим, что, заключая договор между собой, ставили камень, камнями обозначали границы владений того или иного человека, то есть, по идее, могли построить забор или сделать еще что угодно, но нет, ставили один большой камень.

Таким образом, камень приобретает некий символ, он становится не просто техническим средством: «Мы договорились, тут стоит камень, и мы не забудем, глядя на этот камень, о чем мы договаривались». Нет, камень приобретает очень серьезный символический смысл, это символ правды, истины, нерушимого договора, завета. Поэтому когда израильтяне начинают приносить Богу жертвы, они приносят их на жертвеннике, сделанном из цельного камня.

Это было установлено еще Моисеем, что жертвенник обязательно должен быть сделан из цельного камня. Скорее всего, как мне кажется, и Авраам, и Исаак, и Иаков тоже ставили жертвенники из целых камней, то есть, никак не обрабатывая, устанавливали большой камень, на котором приносили в жертву Господу овечку.

И когда пришло время строить Иерусалимский храм, то для его постройки камни, естественно, добывали в каменоломне, то есть их вырубали из скалы. Но дальше притирали, их не обрабатывали никакими железными орудиями. Опять же, об этом сказано в Библии очень конкретно и точно, в Третьей книге Царств можно прочитать об этом, где описывается, как царь Соломон ставил храм. Почему? Любая обработка, любое прикосновение к камню железными орудиями воспринималось как его осквернение. То есть это уже плод человеческой воли, труда, фантазии, и, соответственно, на святом месте этого не должно быть. Вот такое было трепетное отношение к камням.

Можно добавить, что также камни были символом мудрости. У первосвященника на наперснике было 12 драгоценных камней по числу колен Израилевых, и это был символ божественной мудрости. Камни, естественно, были известны и как лечебное средство, в древности все этим пользовались, это не что-то новое. Другое дело, что это уже область, не связанная с молитвой, с жертвоприношением непосредственно, но тем не менее…

И вот мы с вами читаем знаменитый 117-й псалом царя Давида, который цитирует Спаситель. Эта фраза упоминается во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна: «Камень, eгоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших». То есть камень, который строители отвергли как потенциальный краеугольный камень, не понравившийся им по своей форме (а мы с вами говорили, что краеугольный камень, как и жертвенник, как и камни для храма, нельзя было обрабатывать), оказался способным понести всю тяжесть здания и лечь во главу угла.

Эта фраза, таким образом, несет для читателей того времени не только архитектурный, практический и строительный смысл, но и символический смысл, потому что мы с вами говорили о том, что камень был символом истины и мудрости. Таким образом, три евангелиста цитируют эту фразу, потому что эта фраза Давида была, естественно, пророчеством о Христе.

Кроме Давида, еще похожие мысли говорили пророк Исаия и пророк Иезекииль. Интересно, что пророк Иеремия говорит о Вавилоне, называя его «горой горящей», что Господь проклянет Вавилон и нельзя будет ни одного камня брать из него, потому что там нет правды, там тьма, язычество. Из этой горы нельзя брать камень. То есть чтобы из Вавилонского плена израильтяне не вынесли никаких языческих обычаев и не положили их в основании своей жизни. Отсюда эти все понятия.

Конечно же, мы знаем, что Господь также говорит притчу о мудром и безумном человеке: один построил основание своего дома на камне, а другой на песке. То есть это опять те же аллюзии, те же ассоциации с этим библейским понятием. И, наконец, я думаю, что у каждого христианина один из любимых апостолов апостол Петр, он назван «Петром», то есть «камнем». «На котором созижду Церковь Мою, – говорит Господь, – и врата ада не одолеют ее».

У нас в Иерусалиме тоже есть краеугольный камень, это очень интересно. У нас есть «Золотой купол». Вы знаете, на месте разрушенного римлянами Ветхозаветного храма стоит знаменитая голубая мусульманская часовня «Золотой купол». Внутри ее находится камень, который почитают (по крайней мере, с VII века точно, а может быть, и раньше) мусульмане и некоторые иудеи как краеугольный камень, положенный Господом при сотворении мира в основание земли.

Конечно, светские люди относятся к этому не более как к легенде, но если мы почитаем Книгу Иова, то в один из моментов, когда Иов жалуется, Господь вразумляет его: «Иов, Я буду говорить с тобой, а ты отвечай Мне. Был ли ты, когда Я закладывал краеугольный камень в основание земли при утреннем сиянии звезд?» Значит, камень-то был. Если, по крайней мере, не физически, то как образ был камень, потому что Господь о нем Сам говорит. А некоторые люди уверяют, что это он и есть и что не случайно Авраам будет приносить в жертву Исаака на этом месте; и на этом же месте будут стоять первый и второй Ветхозаветные храмы. Соответственно, пророк Давид об этом знал. Так интересно, загадочно и таинственно.

Конечно, у нас масса всевозможных легенд и сказок по поводу краеугольного камня, особенно у арабов. Но мне кажется, что как символ в любом случае этот камень очень может быть полезен человеку и напоминать о том, что в основании мира лежит мудрость Божественная. И в основании жизни каждого человека должен находиться тоже краеугольный камень, без этого жизнь рушится на кусочки, человека мотает из одной стороны в другую. И кто же, как не Христос может быть этим краеугольным камнем в нашей жизни! Так что такие мысли навевает это место.

– Анечка, очень интересно в твоем рассказе прозвучало, что эпитет «краеугольный камень» касается такой неудобной, своеобразной формы камня, да?

– Да.

– У него края такие. Я всегда себе представляла: вот угол, вот основание, туда кладется этот камень, оттого он и краеугольный. А сейчас я впервые в жизни задумалась, потому что услышала от тебя – у него края угловатые, неудобные, а вместе с тем, может быть, как раз за счет этой формы он является таким надежным?

– Да, потому что мы всегда стараемся Господа Христа подогнать под нашу жизнь и евангельское учение стараемся сделать для себя удобным. А еще святой Феофан Затворник говорил: «Человеку с Богом трудно». В этом есть очень большая мудрость, потому что камень не обработан человеческими руками, он такой, какой есть. Нам нужно под него подстраиваться, а не камень этот обтесывать, укладывать и приспосабливать под то, как угодно нам. Трудно, но нужно.

– Анечка, спасибо огромное, до следующей встречи в эфире!

Уважаемые зрители, с вами я также ненадолго прощаюсь. Будем надеяться и молиться о продолжении «Встреч на Святой Земле».

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы