Союз онлайн. Свидетельство веры

9 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Специальный репортаж о пожаре в Чимеевском монастыре, об истории села и обители, судьбе чудотворной иконы Божией Матери и храма в честь явления святого образа. А также о добрых людях и помощи, необходимой погорельцам. Ведущая Светлана Ладина.

В XVII веке Зауралье было местом каторги, сюда ссылали за политические и уголовные преступления. Мы не знаем, за какую провинность впал в немилость человек по фамилии Чимеев, но доподлинно известно, что, отбыв наказание, он решил остаться в этих местах и поселился на берегу реки Нияп (это приток Тобола). Вскоре образовалась целая слобода Чимеево. Первое упоминание о ней датируется 1681 годом.

Нам не удалось найти ответа на вопрос, почему жители Чимеево построили церковь в честь равноапостольных Константина и Елены. Но именно в этот храм была принесена и поставлена в нем чудесным образом обретенная икона Божией Матери. Это было здесь, на реке Нияп. Сейчас река сильно обмелела, но мы с вами можем представить эту картину. На берегу играли ребятишки, они увидели плывущую против течения вертикально стоящую доску, позвали взрослых, местного священника. И вот так была обретена икона, вошедшая в историю как Казанская Чимеевская икона Божией Матери. Место ее обретения отмечено деревянной часовней.

В 1770 году произошел пожар, в котором благодатная икона Божией Матери уцелела. С 1890 года она была поставлена в новом храме, освященном в честь ее чудесного явления, и находилась там до недавнего времени.

Те, кто уже лет двадцать назад ходил в церковь, наверняка помнят первое принесение Чимеевского образа в Екатеринбург. Чтобы помолиться у святыни и приложиться к ней, люди, несмотря на февральские морозы, выстаивали многочасовые очереди.

В 2002 году храм в честь явления Казанской иконы Божией Матери в селе Чимеево стал монастырем. Сюда во множестве приезжали паломники, в основном из Тюмени, Кургана, Екатеринбурга и даже Казахстана. Третьего июля 2019 года всех, кто хоть раз молился перед чудесной иконой, объединила общая боль.

– Поговорите с нами. Вы местные?

Михаил, доброволец:

– Нет, мы из Тюмени приехали.

– Вы специально приехали сюда помогать?

– Да, мы много раз сюда приезжали, место святое, это очень чувствуется. И вот когда узнали об этой беде (это произошло 3 июля), то больно было до слез, тяжело. Место  святое, уже родным считаем его всей семьей. Узнали, что здесь помощь нужна, и приехали помогать во славу Божию.

Пожар, который произошел в обители 3 июля, в считанные часы уничтожил деревянный храм и все, что в нем было, но руины уже несколько дней дымятся. И добровольцы, которые приезжают сюда, чтобы помочь с разбором завалов, ощущают не только запах гари, но и жар пепелища. Все, что внутри, – еще горячее.

Иеромонах Петр (Синчилов), и. о. наместника Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря:

– В пожаре погибло все, успели вытащить только мощи, пытались вынести икону. Она не совсем уничтожена, там остатки, деревянные фрагменты, и сохранилась риза, которая сейчас находится на складе; частично изъята на исследование в Следственный комитет.

А вот сейчас ребята принесли осколок, это частица древнего колокола. Сегодня там раскапывали, там как раз закладной камень можно посмотреть.

Дмитрий, трудник Чимеевского монастыря:

– Это от старого храма, с этого камня все начиналось, здесь престол был. Мы находимся там, где было подвальное помещение. Получается, над этим камнем был престол. Мы находимся сейчас в алтарной части. Вот это было Евангелие, осталась от него часть. Мы собираем гвозди, они будут закладываться в новый храм, который будем строить в будущем.

Иеромонах Петр (Синчилов):

– Очень много приезжает людей на помощь из Тюмени, Екатеринбурга. Едут из Кургана на разбор этих руин.

– Батюшка, а вот это здание?

– Там братский корпус, а наверху административный корпус, покои владыки и домашний храм в честь Серафима Саровского.

– А много паломников приезжает?

– Для паломников у нас отдельная гостиница вне территории монастыря. За территорией расположены две гостиницы, через дорогу. Мы можем принимать где-то 65 человек одновременно в этих гостиницах.

– Наверное, особенный наплыв на престольный праздник?

– Да. Вот мы как раз и готовились к престольному празднику 21-го числа – к празднованию иконы Казанской Божией Матери, у нас должен был состояться уже 18-й фестиваль. Но в связи с этими событиями у нас сейчас траур, а фестиваль – это все-таки праздник прежде всего. Нам пока не до праздников. Ежедневно сейчас будем служить в храме «Неупиваемая чаша»: в будни – с 9.30, в субботу, воскресенье – с 10.00 часов, вечернее богослужение будет с 17 часов. И крещение также будет совершаться ежедневно, по тому же графику, как у нас все это было, ничего не будет меняться. Просто постоянно будем служить во втором храме.

Также на источнике будут совершаться акафистные пения, там тоже есть наша Казанская Чимеевская икона. Будем молиться, просить Бога, чтобы Он, по молитвам Матери Божией, помог нам. Я не думаю, что Матерь Божия не заступится за нас. Хотя икона и была утрачена, но благодать-то не должна от нас отойти, потому что это место Матерь Божия Сама избрала.

В июле речка Нияп больше похожа на ручей, но в весеннее половодье, как говорят местные жители, она разливается и поднимается даже до самых мостков. А вообще все это пространство во времена явления чудотворной иконы Божией Матери было руслом полноводной и судоходной реки Нияп. Вон там были ее берега.

Иеромонах Петр (Синчилов):

– Монастырь у нас молодой, ему 18 лет. У нас еще, может быть, нет большого духовного опыта. У нас немного послушников, всего десять человек, шесть монашествующих, один инок, но все равно мы живем дружно, как семья.

– А это вот как раз храм «Неупиваемая чаша».

– Да, мы его построили не так давно. Храм молодой, но он необходим, потому что сейчас большая проблема – алкоголизм. Вот список Чимеевской иконы Божией Матери. У нас были изготовлены три списка, это один из них. И мы хотим восстановить икону в том же стиле, только в белой ризе, в какой она была первоначально. В икону хотим вставить те частицы, которые остались, врезать их в новую доску. Матерь Божия не лишит благодати новый образ, будем молиться и просить Ее. Потому что это место избрано Ею, и обитель Ей посвящена. Она покрывает нас не одну сотню лет. Так что нам надо молиться, и Матерь Божия нас услышит.

Также мощи были спасены из огня, тут частица Креста Господня и мощи святых. Этот мощевик – единственное, что удалось спасти из огня, а все остальное утрачено.

– Сколько человек тушили пожар? Я не имею в виду специалистов, уже приехавших пожарных, имею в виду тех, кто оказался в монастыре в тот момент.

– В монастыре были на тот момент братия и отцы: отец Афанасий, послушник Владимир, инок Алексий. Все, кто пребывал рядом с храмом, лили воду (она рядом). Храм сухой, деревянный, старый – за десять минут он уже полностью сгорел. Они пытались спасти икону, но уже дышать нечем было, они уже задыхались. Трое получили легкое отравление угарным газом.

– Батюшка, а невозможно было этот киот прямо взять и вынести?

– Нет, он же был закреплен, и икона находилась под бронированным стеклом. Там специальный сейф, который был закрыт, ключи были у меня, а меня не было в это время в монастыре. Да и как раз суматоха началась. Не удалось. Пытались разбить стекло, сбить замки, но не получилось, потому что стали задыхаться и выскочили. Хотя огня еще не было, но уже дышать было нечем, просто угорели бы.

Неподалеку от монастыря находится святой источник, он появился в этих краях примерно в то же время, что и чудесная Чимеевская икона Божией Матери. И появление целебного чистого родника решило для местных жителей проблему питьевой воды, потому что в этих краях вода болотистая и для питья не особо пригодная. Как видите, сейчас здесь все обустроено, чтобы паломники могли и пить святую воду, и набирать ее в бутыли и канистры, и обливаться ею.

Еще очень интересная деталь. Вот здесь мы увидели кивот, накрепко приделанный к полу, и можем смоделировать ситуацию, с которой столкнулись люди, пытавшиеся во время пожара спасти чудотворную икону. Кивот сдвинуть с места нереально, тем более в кратчайшие сроки, когда вокруг огонь и ядовитый дым. Если стекло бронированное, а замок серьезный, то задача становится невыполнимой.

– Много народу сюда приезжает?

Иван, смотритель Чимеевского источника:

– По выходным, в летний сезон едет много народу. Сейчас что получилось – не знаю, нашли икону или нет. Ризу нашли, говорят, икону сделают; может, какой-то список будет...

– Для местных жителей монастырь, наверное, как градообразующее предприятие?

– У нас больше работать негде, я тут работаю как наемный, не на послушании. А больше у нас негде работать. У нас тут свое хозяйство, свои огороды, скот.

Александра Ивановна, прихожанка монастыря:

– Мне 84 года, тут живу.

– Вы тут и родились?

– Да.

– А много народу у вас в поселке?

– Сейчас мало стало.

– Почему?

– Тут нет работы, только у батюшки.

– А пожар Вы видели, как горело?

– Видела. И как с крестом спускались. Может, восстановят еще, помогать будем все.

Иеромонах Петр (Синчилов):

– Призываю всех молиться за нас, призываю волонтеров; может быть, кто-то хочет потрудиться. Мы  будем рады любой помощи. Нам не надо унывать, что икона погибла, Матерь Божия одна, Она нас всегда слышит и покрывает, Она не оставит нас. Если уж нам посланы такие испытания, Она нас не оставит без утешения.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​