Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ирина Равильевна Ефимова и Елена Владимировна Ермакова первые в Санкт-Петербурге в 2017 году познакомились с уникальной, проверенной временем образовательной системой «Русская классическая школа», а затем познакомили с ней остальных.
За два года Русская классическая школа распространилась по всему Санкт-Петербургу. Сейчас по программе РКШ в городе на Неве уже занимаются двадцать девять классов. Чтобы поскорее начать преподавать по этой методике, родители и педагоги попросили основателей Русской классической школы провести в культурной столице образовательные мастер-классы. Своим опытом поделились учителя из Симферополя, а также руководители и разработчики классической программы.
Ирина Равильевна Ефимова, педагог начальной школы, организатор и руководитель клуба семейного образования «Русская классическая школа» в Санкт-Петербурге:
– Конечно, мы хотим, чтобы все люди в нашем городе, которые работают по этой программе, объединялись. Мы говорим, что мы есть, чтобы люди знали куда пойти, чтобы детей, которые могут учиться по этой программе, стало больше.
– О том, как образовательная система «Русская классическая школа» попала на берега Невы, как пустила здесь корни и какие принесла плоды, расскажут гости нашей студии: Елена Владимировна Ермакова – логопед, педагог начальных классов, и Ирина Равильевна Ефимова – тоже педагог начальной школы. Обе они организаторы и руководители клуба семейного образования «Русская классическая школа» в Санкт-Петербурге.
И, конечно, начнем мы с того, что придется все-таки тот постулат, который я уже озвучила, нам как-то доказывать. Я сказала, что есть школы, в которых дети учатся увлеченно, с удовольствием и не могут выбрать, какой же у них предмет любимый. Неужели такая ситуация действительно возможна?
Ирина Равильевна Ефимова:
– Наш опыт говорит именно об этом, дети идут на занятия с удовольствием, им нравятся все предметы. Если спросить, какой предмет любимый, они говорят: арифметика. А когда появляется разветвление русского языка (немножко расходится деятельность), говорят: «Ой, а теперь русский язык, а еще чтение, а еще история. А когда будет история Отечества?» Им трудно выбрать, какой предмет любимый.
– Хотя вроде бы считается, что есть дети с техническим уклоном, есть те, которым нравятся точные науки, а есть те, кого называют гуманитариями. Получается, что вы в своем преподавании сталкиваетесь с такой ситуацией, когда можно любить все предметы. Это удивительно. Я понимаю, что это речь о методике Русской классической школы, которая пришла в Петербург. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с этой школой, как она появилась на берегах Невы?
Елена Владимировна Ермакова, организатор и руководитель клуба семейного образования «Русская классическая школа» в Санкт-Петербурге:
– С методикой Русской классической школы мы познакомились в 2017 году.
– То есть совсем недавно?
– Совсем недавно. И если честно, мы узнали, что в других городах (например, в Москве, Казани, Екатеринбурге) эти классы, школы существуют уже по многу лет, а в Петербурге не было ни одного класса. Конечно же, нас заинтересовала методика, и мы поехали в Москву учиться к Татьяне Георгиевне Розе в ее чудесный центр «Слово». Приезжали организаторы Русской классической школы: Татьяна Анатольевна Алтушкина и Ирина Анатольевна Горячева. Мы были вдохновлены их опытом, их методикой и взяли это все на вооружение.
– Я думаю, когда вы выбирали методику преподавания для собственных детей, вы, наверное, видели не одну методику, перед вами был какой-то ассортимент. Почему вы выбрали именно РКШ? Какие доводы были в пользу этой методики?
Елена Владимировна Ермакова:
– Я хочу поделиться своим опытом. Для дочки я выбрала сначала просто обучение по Ушинскому, то есть она обучалась в православной гимназии. Но когда я познакомилась с методикой Русской классической школы, то есть увидела, что наследие Ушинского так хорошо представлено, я без сомнений взяла на вооружение эти учебники, эту методику. И, конечно, хотела бы посоветовать многим родителям обратить внимание на то, что учебники и методички изданы так, что можно даже самостоятельно родителям дома своим детям преподавать по методике Русской классической школы.
– Я вообще не сталкивалась с такой ситуацией, когда педагоги хвалят методику целиком. Обычно что-то берут из одного учебника, что-то из другого, что-то из одной методики, что-то из другой. С Русской классической школой совершенно обратная ситуация: принимают методику целиком. Почему? Неужели это настолько разработанная система образования, которая работает на все сто?
Ирина Равильевна Ефимова:
– Да, это так. Мало того что она работает на все сто, она еще и генерирует созидательную энергию в педагогах и детях. Мне нравится реакция детей, мне нравится, как дети воспринимают эту программу, как они ведут себя на уроках, как горят их глаза, как они хотят отвечать, как они дают ответы на вопросы, как они полно отвечают, как они думают перед тем, как ответить. И когда мы говорим с ними о серьезных вещах (говорим даже о духовных вещах), видно, что светлые, добрые зернышки прорастают в душах, выпускают корешки и прорастают добрым семенем.
Елена Владимировна Ермакова:
– Я, конечно же, вижу результаты своих детей за год обучения (у меня класс девочек). Дело в том, что в этом году я веду уже второй класс. Они приходили ко мне все разные. Например, про одну девочку бабушка сказала: «Вы знаете, наверное, она у меня не математик». А к концу года бабушка же рассказала мне, что девочка считает, высчитывает годы правления русских царей и очень любит заниматься математическими вычислениями. То есть она полюбила арифметику.
Получается, эта методика позволяет открыть в детях то, что в них не ожидали открыть даже близкие люди. Вот дети прибегают утром и говорят: «Елена Владимировна, а мы сегодня на две задачи больше решили. Это можно?» Я говорю «можно» с такой радостью! Потому что ребенок сам хочет решать дополнительные задачи. Или мы на каком-то уроке не успели дописать пословицы, так решили, что в этот раз мы их допишем. Представляете? То есть дети сами хотят учиться, они с радостью идут в школу. Лучшее для педагога – услышать такие слова. Это самый большой подарок.
– Насколько я понимаю, все пособия Русской классической школы годятся и для того, чтобы по этой методике велось преподавание и в общеобразовательной школе, и в частной школе. И, может быть, в воскресной в рамках каких-то предметов. Они и для семейного образования. Расскажите, пожалуйста, для чего вы адаптировали эту методику и какие способы ее реализации видите для себя как наиболее оптимальные?
Елена Владимировна Ермакова:
– У меня получилась история, связанная с тем, что дошкольники, с которыми я работала, которых готовила к школе, захотели учиться на семейном образовании. И я искала программу, по которой смогла бы их обучать. Я нашла эту программу, эту жемчужину, и стала обучать своих дошкольников, которые у меня учились с трех лет. Она подходит для любой формы образования, но у нас это частные классы. И сейчас родители детей, которые занимаются у нас, просят, чтобы мы растили нашу школу. В том году мы открыли по одному классу, а в этом году наши классы уже разрослись до трех-четырех.
– Желающих много.
– Желающие есть, и они, конечно, хотят, чтобы у нас была не только начальная, но еще и средняя школа. Но даже важен тот факт, что в Петербурге теперь уже не два класса, а двадцать девять… И то, думаю, это как минимум, потому что, может быть, еще какие-то классы открываются, не обо всех мы еще знаем. То есть так быстро разрастается дерево РКШ! Чему мы очень рады.
Ирина Равильевна Ефимова:
– Методика проработана глубоко и основательно, и ею пользуются в государственных школах. Открыты и работают сейчас несколько школ, одна из них в Симферополе. Это государственная школа, на базе которой преподают по методике Русской классической школы. В нашей ситуации самый простой путь – это семейное образование, потому что проходить коридоры власти очень трудно. И инициатива родителей дает такие плоды, что они организовываются, выбирают педагога (или педагог выбирает себе детей), как-то все вместе договариваются. И начинаем работать. В нашем случае это частная инициатива, но много и государственных школ. Это возможно.
– А что говорят родители, дети которых посещают вашу школу? Они замечают перемены в своих детях?
– Да, говорят, что дети меняются, становятся ровнее, спокойнее, у них (что самое главное) появляется интерес к учебе. Потому что у нас есть детки, которые уходят из государственных школ и выбирают семейную форму образования.
– Именно потому, что не справились с той программой?
– Именно потому, что у детей пропадает интерес к учебе, дети не хотят учиться. Много первоклассников, которые 1 сентября мечтают о школе, а 31 мая больше не хотят туда идти. Русская классическая школа своей работой, своим живым и настоящим опытом говорит: возможно, чтобы дети, поработав четыре или пять уроков, сохраняли энергию и хотели заниматься еще.
Елена Владимировна Ермакова:
– Не только дети меняются, но меняются родители, это еще удивительнее. Они идут вслед за детьми, и многие из родителей потом хотят сами заниматься преподаванием либо своим детям, либо открывать похожие классы. То есть очень много родителей, которые даже приходили к нам на встречи (мы организовывали встречи с родителями). Они после этих встреч решали сами в своем районе организовать класс и преподавать своим деткам (или найти учителей, или самим преподавать). То есть это очень радостно видеть, потому что кто еще будет детям преподавать, как не мы?
– Вы знаете, те темпы, с которыми Русская классическая школа распространяется и шагает по нашему родному городу Санкт-Петербургу, уже доказывают, что она действительно привлекательна и для детей, и для учителей, и для родителей. Я благодарю вас, что вы сегодня помогли мне разобраться с теми вопросами, которые у меня еще оставались относительно этой методики, и желаю вам успеха на этом поприще.
Ведущая Марина Ланская
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!