Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Рязань – один из древнейших городов России, расположенный на правом берегу реки Оки. Пять лет назад здесь открылся первый и пока единственный в городе центр, в котором детей учат по программе «Русская классическая школа».
Педагог-психолог и мама троих детей Наталья Ларина – именно она, столкнувшись с серьезными проблемами в обучении старших детей, решила, что младшую дочь хочет учить по-новому. Познакомившись с образовательной программой РКШ, Наталья организовала в Рязани детский развивающий центр «Родник».
Наталья Ларина, директор детского центра «Родник», г. Рязань:
– В нашем законе об образовании есть одна из форм получения образования детьми – это семейное образование. Получается, что мы, родители, объединились в одном месте, выбрали программу для детей – «Русская классическая школа», подобрали педагогов, которые прошли семинар, обучились. И таким образом у нас получились мини-классы, мини-школа. В перспективе я, конечно, думаю, что она выльется в школу, все идет к тому, чтобы сделать более традиционную форму, и, наверное, это более правильно.
В «Роднике» сейчас учатся дети с первого по четвертый класс, есть и подготовительные группы. С каждым годом учащихся становится больше. Узнав о программе РКШ, родители забирают детей из общеобразовательных школ и переводят их в этот центр.
София Ермакова, ученица 3-го класса детского развивающего центра «Родник», г. Рязань:
– Мне нравятся учебники, нравятся учителя, как они объясняют. Потому что в 28-й школе я не понимала, что мне объясняют. У нас постоянно были сложные примеры, сложные задачки, которые я не понимала. А в этой школе я понимаю все задачки, уравнения, примеры.
Ольга Колесникова, мама и воспитатель детского развивающего центра «Родник», г. Рязань:
– Здесь я вижу, что все адекватно. Эта природосообразность, на которой основана педагогика Ушинского, работает и приносит очень хорошие плоды, потому что ребенок вполне способен справиться с теми заданиями, которые ему дают на дом.
– Наталья Николаевна Ларина, педагог-психолог, мама троих детей, директор детского центра «Родник» города Рязани, уже пятый год работает по программе «Русская классическая школа». Каков возраст Ваших учеников?
Наталья Ларина:
– Если мы будем говорить про школу, то самые младшие у нас – первоклассники, самые старшие – четвероклассники. Но у нас еще есть подготовка к школе, а там самые маленькие – это четырехлетние дети.
– А какие цели и задачи стоят перед Вами при этом? Ведь наверняка Вы, как и я, и многие родители постперестроечной поры, столкнулись с многообразием методик развития, образования и воспитания детей, которые на нас обрушились. И я, например, с ужасом вспоминаю, что можно было найти объявление о курсах для годовалых малышей, которых срочно надо развивать. Была теория (не знаю, есть ли сейчас) о том, что ребенка в возрасте двух, трех, четырех лет надо срочно развивать, пока он максимально впитывает информацию, вложить несколько языков, физику, математику (ладно, если не высшую), и он будет суперуспешен. А в результате получались такие невротизированные маленькие старички, которые к моменту «первый раз в первый класс» уже ничего не хотели и были заучены и замучены этими непосильными задачами и просто, если честно, родительскими амбициями.
Наталья Ларина:
– Совершенно верно, здесь педагогический непрофессионализм, помноженный на амбициозность, и в чем-то даже глупость родителей. Потому что ни одни, ни другие не учитывают психологические особенности развития ребенка. Естественно, что ребенок-дошкольник может всю эту информацию усвоить только одним образом – если он ее будет запоминать. Работает только память – и ничего больше. А в этом возрасте у ребенка должно преобладать наглядно-действенное мышление, потом будет развиваться наглядно-образное. И память должна быть непроизвольная, то есть то, что у него вызовет наибольший интерес, запомнится само собой, не нужно для этого специально ничего делать.
Если брать программу «Русская классическая школа», здесь очень все грамотно. Ребенок четырех лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, использует ручки. То есть для того, чтобы запомнить образ какого-то звука, он изготавливает с помощью материала (это может быть пластилин, проволока, бумага) образ звука. Он запоминает то, что он сделал своими руками, и этот образ у него запечатляется надолго и становится родным. И ребенок совершенно по-другому относится к этой букве.
Потом, впоследствии (это уже с четырех, пяти, шести лет) развивается образное мышление – то мышление, которое ему необходимо при поступлении в школу. Потому что ребенок мыслит образами, картинками. Если это не развивать, а давать просто готовую информацию, то это провальный момент в обучении ребенка, и у него сразу появляются сложности в школе. Например, читая задачу по математике, он не может себе представить картинку, представить, что происходит, – образа нет, потому что ребенок не научился образно мыслить.
А в Русской классической школе математики как таковой до школы вообще нет, она совершенно не нужна, это абстрактная наука, она только впоследствии воспринимается ребенком. А формируется именно образное мышление через русское слово. Поэтому главный момент уделяется именно работе со словом: сначала с буквой, со словом, потом с предложением и с небольшими текстами. И главное – это осмысленное обучение, например, чтению. Ребенок понимает смысл каждого слова, имеет какую-то информацию, сам ее выдает из своего опыта, то есть опять запечатляется образ этого слова.
И естественно, когда уже сформирована привычка воспринимать информацию таким образом, когда ребенок идет в первый класс, для него это легко и просто. На любом предмете, не важно, гуманитарного цикла или тематического (потом уже естественнонаучного), он мыслит совершенно гармонично, так, как это задумано Господом Богом: сначала наглядно-действенное мышление, потом наглядно-образное, а в конце концов – словесно-логическое как завершающий этап развития мыслительной деятельности ребенка.
– Это ведь еще и решение грандиозной проблемы нашего периода гаджетов?
Наталья Ларина:
– Конечно.
– Ведь нет почвы для формирования образного мышления, если уже все за него нарисовали, картинка движется, то есть додумывать, придумывать просто нет необходимости, он этим и не занимается, несчастное дитя. А кроме того, дети, у которых перед глазами все время мелькают развлекающие их картинки, мне кажется, к какому-то периоду если не совсем перестают воспринимать, то имеют огромные трудности с восприятием информации на слух.
Наталья Ларина:
– По поводу образного мышления... Когда я работала в школе, я проводила с детьми тест Торренса, он показывал, насколько у детей присутствует творческое мышление. И когда я начинала свою работу, гаджетов и телефонов фактически не было. Дети показывали очень хорошие, высокие показатели по этому тесту. А где-то в конце своей деятельности я тоже его проводила с другими детьми, которые жили уже во время прорыва гаджетов, и эти показатели были намного хуже.
То есть действительно творческое мышление фактически не развивается. Там нужно было дорисовать картинку: задана какая-то основа, канва, а нужно дорисовать. Все было очень стандартно, очень обыденно, потому что, наверное, дети привыкли получать готовую информацию. То есть самим домыслить и что-то придумать им действительно очень сложно.
– И услышать сложно.
Наталья Ларина:
– Услышать – да. Потому что в Русской классической школе очень большая работа со звуком, с той информацией, которая воспринимается на слух. Сейчас, мне кажется, дети вообще мало слышат. И даже когда идет просто организация обучения первоклассников, когда происходит адаптация, устанавливаются какие-то требования учителя в плане дисциплины, дети реально слышат с большим трудом, а многие просто не слышат.
– Как маму, как педагога, как психолога хочу Вас спросить: какие результаты Вы можете назвать за эти пять лет Вашего взаимодействия с Русской классической школой? Все-таки пять лет – это немало.
Наталья Ларина:
– Результаты очень хорошие, потому что, наверное, самый лучший пример – это когда ты учишь своего собственного ребенка. Получается, моя личная мотивация оказалась самой действенной в том, что я именно в этом направлении стала искать, и Господь привел меня к Русской классической школе. Моя младшая дочь сейчас перешла в третий класс, старшие дети уже окончили школу, и на момент их обучения я ничего не знала об этой программе, к сожалению. Так Господь устроил, дал мне еще шанс с третьим ребенком.
Меня многое возмущало при обучении старших детей. Как психолог, который работает в школе и наблюдает учебный процесс изнутри, я видела поведение самих участников этого процесса (учителей, учеников и, конечно же, родителей), и с каждым годом это возмущение только нарастало. Потому что действительно это как лебедь, рак и щука, все в разные стороны, и ничего не получалось, все валилось, потому что все как бы изначально не объединяло, а разъединяло.
И конечно, это приводило ко многим конфликтным ситуациям. Какой выход у родителей в итоге? Чтобы ребенок куда-то поступил и продолжил обучение, они вынуждены были чаще всего нанимать репетиторов. Такая ситуация нам знакома. И когда у меня уже родилась младшая дочь, я поняла, что я не буду ее учить точно так же, нужно искать что-то другое.
Русская классическая школа как раз вовремя оказалась в моем поле зрения. И я вижу, что результат совершенно другой. Во-первых, ребенок с удовольствием идет в школу, домашние задания он делает самостоятельно. Сейчас у нас уже побольше предметов, но в течение часа дочка делает все. Это русский, математика, устный предмет – чтение, либо история, либо окружающий мир, то есть что-то из словесности – и плюс еще иностранный язык, церковнославянский.
Я прихожу домой после длительного рабочего дня, а она мне просто показывает, что все сделала. Мы успеваем все в школе; и успеваем дополнительно попасть везде, это нас не напрягает. То есть дочь ходит в музыкальную школу, в бассейн, на хореографию и так далее. Все успеваем, получается, ребенок делает это с удовольствием.
И ребенок (это даже заметил мой супруг) по-другому воспринимает мир и по-другому разговаривает. Дочь как бы чувствует какую-то глубину, зрит в корень. Когда с ней разговариваешь о чем-то, у нее по каждому вопросу есть свое мнение, и оно очень интересное. Я ничего не хочу сказать, у меня средние дети не какие-то вундеркинды, но все такие «рассуждающие». Но младшая по-другому рассуждает. То есть эта разница видна. У нее как раз присутствует логическое мышление, и она представляет себе цепочку причинно-следственных связей, она это очень хорошо чувствует.
Это я вижу на своем собственном ребенке. Но, в общем, и на других детях тоже. Они у нас вообще очень «рассуждающие», особенно те, которые изначально пришли, подольше с нами учатся, а не те, которые присоединились. Видна разница, поскольку они по-другому начинают рассуждать и выказывать свое отношение к тому или иному предмету.
Ведущая Светлана Ладина
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!