Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- В биографии отца Илии значится: был иподиаконом Святейшего Патриарха Алексея II. Батюшка, добрый день! Моя просьба в этом и заключается: рассказать о том, как Вы общались со Святейшим Патриархом, рассказать о нем. Такой короткий вопрос подразумевает, наверное, обширнейший ответ, и понятно, что в пятнадцать минут нашей программы уместить его очень сложно, но тем не менее расскажите самое значимое для Вас, что-то самое запомнившееся, то, что хранится в сердце и согревает его.
- Прежде всего, как часто бывает с какой-то хорошей переменой в жизни, которая сначала воспринимается в штыки, я очень расстроился! Меня вызвали к руководству Московской духовной семинарии (а я только перешел в третий класс) и сказали, что мне нужно ехать в Москву, потому что поступило распоряжение, чтобы я был переведен на иподиаконское послушание у Святейшего Патриарха. Расстроился потому, что только что стал уставщиком братского хора Троице-Сергиевой Лавры, пел у отца Матфея, и это было верхом моих мечтаний! У меня был ключ от Лаврской колокольни - о чем еще может мечтать семинарист! Только что ты чего-то достиг, и тут тебе Господь дает другое.
Я понимал, что это гораздо большее, чем то, что я имел тогда, но это таило в себе какую-то опасность, вызывало тревогу, потому что это - патриаршие службы, ответственность, съемки, быть в центре внимания. Но спустя годы я вспоминаю эти пять с половиной лет, которые я был у Святейшего иподиаконом, с благодарностью и теплотой, потому что это удивительный опыт, удивительная школа общения - я не побоюсь этого слова - со святым человеком. Из этих пяти лет три года я был книжником у Святейшего - это такое послушание, когда человек держит архиерейский молитвослов, то есть три года я наблюдал, как Святейший молится на расстоянии что называется вытянутой руки.
Поскольку программа длится всего пятнадцать минут и надо как-то лаконично рассказать о том, по поводу чего Вы задали вопрос, то можно одной фразой попытаться суммировать итоги того урока, который я получил за годы общения со Святейшим. Эту формулу выразил сам Святейший. Когда он рукополагал священнослужителей и они подходили к нему под благословение, он их напутствовал и давал отеческий совет. И это были удивительные слова! Он говорил всего два слова: «Утешай людей!» Наверное, вот в этих двух словах выражена суть современного христианского служения, служения церковного, служения пастырского. Потому что скорбей много, и нужно зажечь какой-то маячок для человеческой души, что-то, как Вы говорите, теплое и доброе, горячее, чтобы этот маячок был человеку путеводной нитью, тем, к чему человек бы стремился. Сам Христос говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть». В христианстве нет ничего сложного! Можно быть христианином и быть радостным, не обязательно быть унылым. Сейчас идет Великий пост, и Господь дает нам относительно и этого указание, что не надо уподобляться фарисеям, не надо ходить с постными лицами, хотя идет пост.
- Если по Апостолу: христианину и нужно быть радостным. Всегда причем.
- Да! Даже наш подвиг, даже когда мы подвизаемся, это не предполагает какого-то унылого, напряженного состояния. Мы можем радоваться, и именно эта радость будет и других людей привлекать ко Христу. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» То есть вот этой радостью надо обращать людей ко Христу прежде всего.
За годы, что я был при Святейшем, запомнилось несколько интересных случаев. Конечно, их было много, но несколько случаев сильнее других врезались в память. Это случаи, которые не войдут в официальную биографию, это не какие-то масштабные деяния, как объединение Церквей, это события, которые происходили в пределах небольшого, ограниченного круга людей, между Святейшим и его ближайшим окружением. Но они тем и дороги, что это что-то такое, что тебе тоже принадлежит.
Например, был случай, который для меня стал настоящим уроком христианской любви. Такой нестандартный совершенно поступок, в котором как раз проявилась настоящая христианская любовь Святейшего. Хотя этот поступок и эта история даже в чем-то комичны. Произошло это во время патриаршего визита в Белоруссию, была очень плотная, насыщенная программа, много богослужений. Каждое утро начиналось или с Божественной литургии, или с молебна. Но где-то посередине программы выдалось одно утро, которое ничем не было занято. В программе просто «стоял» завтрак. Мы наконец-то выспались, помолились, пошли на завтрак. Естественно, все из делегации Патриарха думали, что, наверное, Святейший где-то отдельно кушает, а делегация, пресса, иподиаконы будут питаться в обычной столовой. Я иду, отстал от всех, так как я был мальчиком мечтательным, захожу последним и вижу страшную картину: большой стол, в центре сидит Патриарх, вся делегация сидит аккуратненько по периметру, все занимают последние места, не напротив Патриарха, и остается одно место прямо напротив Святейшего. Все смотрят на меня, который замыкает это шествие, и улыбаются. Все понимают, что я сейчас окажусь в центре всеобщего внимания. Помолились, сели. Я сижу, хочу сквозь землю провалиться. Святейший сидит напротив, смотрит и улыбается своей знаменитой теплой улыбкой. Я понимаю, что надо что-то делать.
- Вообще ведь надо еще и есть. А есть, наверное, в этой ситуации сложно.
- Ну да! Но просто сидеть и ничего не делать - это самое страшное. Надо хотя бы руки занять. Вы говорите, что есть страшно, а я подумал, что есть - как раз выход. Я взял хлеб, масло, намазал масло на хлеб, взял сыр, положил его на бутерброд - то есть что-то делаю руками. Вроде бы при делах. Все продолжают на меня смотреть. Я кусаю бутерброд и краем глаза вижу, что у ребят, которые сидят напротив, на лицах ужас. Они показывают на часы. Я прокручиваю ситуацию, понимаю, что это среда, постный день, понимаю, что лучше бы я просто сидел и ничего не делал. Я положил бутерброд, опустил голову и стал ждать своей участи. Святейший выждал еще несколько секунд, смотрел, улыбался, потом взял хлеб, намазал его маслом и стал есть.
Мне кажется, что настоящая любовь - это такая способность, что даже если человек рядом с тобой ошибся, эту его ошибку разделить, лишь бы дать ему понять, что ты с ним, что ты его сейчас поддерживаешь. Это очень важно, мне кажется! Я для себя вот такой урок из той истории вынес.
- Но это можно и в патериках встретить, и у Антона Павловича Чехова, что вежливость и воспитанность не в том, чтобы не пролить соуса на скатерть, а чтобы не заметить, если это сделает кто-нибудь другой.
- В данном случае это еще и пролить свой соус. Это одна из таких историй, которая как-то врезалась в память. Вообще само присутствие рядом со Святейшим - это удивительный опыт! Не все можно выразить словами, не обо всем можно рассказать, что мне запомнилось. Вы сейчас упомянули про патерики, и есть такая замечательная патериковая история, когда к известному старцу приходят монахи из далекой обители. Он их принимает, они садятся вокруг него, задают вопросы о духовной жизни, он каждому из них подробно отвечает. В конце монахи встают и собираются уходить. Старец замечает, что один из монахов ничего не спросил, и он обращается лично к нему: «Почему ты ни о чем не спросил? У тебя нет никаких вопросов? Тебя ничего не интересует?» А монах ответил: «Авва, я не хочу ничего спрашивать, мне достаточно тебя видеть». Вот Святейший был таким - его достаточно было видеть.
- Отец Илия, здесь в Екатеринбурге, наверное, всегда будут особо благодарны Святейшему Патриарху за то, что сейчас у нас на Ганиной Яме есть монастырь во имя святых царственных страстотерпцев. Причем когда в сентябре 2000 года Святейший посетил Екатеринбург, ему пришлось проявить всю решительность, потому что власти не пускали его в это почитаемое народом место, которое было уже местом молитвы. Но в сентябре, как Вы помните, святые царственные страстотерпцы были уже прославлены, однако вот такое было отношение к Ганиной Яме - к месту уничтожения останков. И Святейший сказал, что даже если снимут охрану, а грозили именно этим, он поедет туда все равно. И он это сделал, и именно тогда были сказаны его слова, что это - живой антиминс, пронизанный останками святых, и тогда же было дано благословение. Можно сказать и об истории Храма-на-Крови на месте убиения царской семьи. До 2000 года строительство храма, заложенного в начале 90-х годов, не двигалось с места, а вот первосвятительская молитва на этом месте дала мощный толчок. То есть мы видим и администратора, который может управить так, как он считает нужным, и молитвенника.
- Так было не только в Екатеринбургской епархии. Вообще пастырские патриаршие визиты по стране всегда были переломным моментом в какой-то сложной ситуации. Очень часто после патриаршего визита, когда он лично говорил с руководством области или города, какие-то проблемы, которые годами не решались, наконец сдвигались с мертвой точки, и в этом, конечно, была колоссальная заслуга Святейшего.
- А Вы помните свою самую-самую первую встречу с ним уже в качестве иподиакона? Вот вы пришли, Вам надо представиться - как это было?
- Во время первой службы я просто стоял и молился, наблюдал за действиями иподиаконов. Мне сказали, что я буду ходить с репидой. Я внимательно следил, что надо делать с репидой. А на следующей службе мне доверили уже действительно что-то настоящее: я подошел к Святейшему с подносом, и когда он разоблачался, мне на поднос положили одну из частей облачения, тогда Святейший посмотрел, улыбнулся и спросил, как меня зовут. Я представился. Вот так прошла первая встреча.
- Про прощание я спрашивать не буду: думаю, будет неделикатно. Во всяком случае, огромное Вам спасибо за то, что Вы нарисовали такой живой и настоящий портрет. Потому что когда люди такого уровня уходят, все-таки очень важно, чтобы они оставались в нашем сознании не только как личности в истории Церкви, но и как живые люди, теплые молитвенники, старцы, кого-то наставлявшие, и просто как христиане, в глазах у которых был отблеск Царства Небесного.
- Несколько раз в году патриаршие иподиаконы собираются в Богоявленском соборе на месте его захоронения, служат панихиду, и самое интересное, что приходят не только иподиаконы (мы-то понятно, мы - люди верующие, приходим помолиться за Святейшего), но и охранники Святейшего. За те годы, что они были с Патриархом, работа для них стала больше чем работа - для них он тоже стал родным человеком, и они несколько раз в году собираются, чтобы помолиться за него. Это дорогого стоит! Это о многом говорит!
Автор и ведущая: Светлана Ладина
Расшифровка: Таисия Зыкова
19 ноября 2025 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили«Православный на всю голову!». На все воля Божья
19 ноября 2025 г.
«Мое кредо» (Рязань)Моё кредо. Давид Соловьёв. Часть 1
19 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Сибирская отшельница. Воспоминания об игумении Варваре
19 ноября 2025 г.
«По святым местам» (Екатеринбург)По святым местам. Храм всех святых, г. Пермь
19 ноября 2025 г.
«Анонсы православных событий»Саратов. Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!