«Слово» (Санкт-Петербург). Внутренний мир человека

27 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Увидеть свою душу, понять, в чем она проявляется и как устроена, – важная задача в деле нашего спасения. Слово «душа» для современного человека становится все менее понятным. Возможно, такое определение, как «внутренний мир», для многих будет ближе и яснее.

О внутреннем мире человека, его свойствах мы сегодня поговорим с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

– Что же такое внутренний мир и как это явление соотносится с представлениями о душе?

– Одно из определений «души» – «внутренний мир». Раскроем более полно понятие «внутренний мир». Это комплекс или совокупность (или попросту сумма) наших субъективных феноменов. Сразу вопрос: а что такое субъективные феномены, что это за субъективные явления? Это очень просто. Еще несколько веков назад святые отцы, описывая душу, выделяли три силы, или, говоря современным языком, три категории субъективных феноменов. Это восприятие (способность чувствовать), мыслительная деятельность (рассудочная, способность к анализу, размышлению, прогнозированию) и волевая сфера (способность ставить цели, принимать решения, достигать поставленных целей). Вот три группы субъективных феноменов.

Почему к ним столь пристальное внимание? Несмотря на такое простое перечисление, здесь есть очень загадочные моменты. Не случайно современная наука (в частности, нейрофизиология, когнитивная нейробиология) столь пристально вглядывается в эти субъективные феномены.

Например, возьмем самое простейшее: восприятие. Человек смотрит на какой-то цвет и говорит: «Я вижу красный цвет». Загадка в том, что это такое – красное? Поразительно (может быть, это многих удивит), но никто не способен дать определение тому, что такое красное. Человек образованный скажет: «Известно, это длина волны, электромагнитного кванта». Когда этот квант попадает на сетчатку глаза, возникает импульсация, которая бежит в мозг, где возникают какие-то процессы, и в результате я вижу этот цвет – красный или зеленый. Поразительно: загадочность этого явления заключается в том, что все описанные физиологические процессы цветности не имеют вообще.

Удивительно, что электромагнитный квант – не цветной вообще, к нему нельзя приложить понятие цвета. Процессы, происходящие на сетчатке, к цвету не имеют никакого отношения. Возбуждение нервных клеток, которое передается в последующие мозговые структуры, достигая зрительных областей мозга, к цвету тоже не имеет никакого отношения – это просто возбуждение клеток. Когда нейроны возбуждаются в соответствующей области мозга, человек говорит: да, вижу цвет (например, красный или зеленый). Возникает вопрос: а что такое зеленый, если на всем тракте событий ничего зеленого вообще не было? Заметьте, мы рассматривали только элементарное субъективное событие, элементарное восприятие.

У нас разговор лимитирован по времени, поэтому сразу можно обобщить некоторые свойства субъективных феноменов и подчеркнуть их загадочность. Одно из первых свойств – они невыразимы. (На примере зеленого нам удалось это показать: никто не способен сказать, что такое зеленое. Нет определения зеленому, что это такое – неизвестно.)  Они неизмеряемы, недоказуемы. Почему недоказуемы? Попробуйте доказать, например, что у вас есть сознание или какие-то переживания. Можно это доказывать по каким-то внешним реакциям, но на самом деле они загадка. Но самое главное для всех субъективных феноменов то, что они всегда происходят от первого лица. Это удивительное свойство всех субъективных феноменов, всего нашего внутреннего мира – происходить от первого лица – ставит его в ранг совершенно необычных явлений, не от мира сего; попросту говоря: не физических. Ибо в физическом и тварном мире нет ничего подобного тому, что мы могли бы обозначить словом «я» или «личность».

Несмотря на всю простоту этого феномена, внутренний мир – комплекс ощущений, желаний, мыслей, принятия решений, волевых усилий – загадочен. И самый корень этой загадки в том, что он сводится к явлению под названием «я», или «личность».

Заметьте, чувства никогда не абстрактны – это я чувствую. Желания никогда не абстрактны – это я желаю. То же самое касается волевых решений. Здесь возникает самый интересный, коренной и интригующий вопрос: что такое «я». Многие философы сегодня признают, что это одна из самых загадочных тем. Решения на сегодняшний день нет, хотя, на мой взгляд, в богословии эта тема давно освещена. Многие святые отцы подчеркивали, например Иоанн Дамаскин, что душа от Бога. Творец души – Господь, она не принадлежит физическому миру. В этой связи она и обладает всеми теми загадочными свойствами, которые мы сейчас перечислили.

– Как связан наш внутренний мир с деятельностью мозга?

– Странность заключается в том, что, несмотря на всю свою нефизичность, он зависит от физических процессов, происходящих в мозге.

Мы уже сказали, что, несмотря на всю загадочность простейших моментов восприятия, например цвета, самому ощущению предшествуют совершенно конкретные физиологические процессы. Хотя здесь требуется оговорка: мы говорим – предшествуют, но это не совсем точно. Физиологи аккуратно говорят: коррелируют. То есть с ощущением цвета связывают возбуждение определенных нервных клеток. Сам процесс возбуждения – совершенно физиологичный, его можно померить. Но в том-то и состоит загадка: каким образом эта физиология (или физика) соотносится с моим субъективным ощущением?

Коль скоро задан вопрос, как это зависит от деятельности мозга, – первый ответ: да, зависит. Несмотря на всю загадочность и нефизичность всех моих субъективных реакций, они зависят от действий моего мозга. Здесь можно упомянуть два важнейших момента (хотя физиологи перечисляют больше). Первый момент: нервные клетки способны к возбуждению, и в силу этого момента у нас возникает субъективная реакция (хотя подчеркнем – совершенно непонятно как). Почему-то без этой возбудимости субъективных реакций не происходит. Это непонятно, необъяснимо, но это факт.  Ибо сами субъективные реакции нефизичны. Второй момент: важно не просто возбуждение какой-то одной клетки, а многих нервных клеток. Физиологи говорят о так называемой нейросети, то есть возникает определенная система этих синхронизированных, взаимосвязанных возбуждений. Если картина этого синхронизированного возбуждения соответствует (чему соответствует, никто до сих пор ответить не может) каким-то определенным картинам, тогда возникает субъективное ощущение – и человек говорит: «Да, у меня есть сознание».

Что здесь хочется подчеркнуть: само по себе возбуждение (даже очень многих нервных клеток) еще не гарантирует наличия сознания, того или иного субъективного феномена. Например, при таких страшных заболеваниях, как эпилепсия, физиологи и медики наблюдают синхронное возбуждение очень многих нервных клеток. В момент приступа человек, как мы знаем, теряет сознание, то есть клетки возбуждаются, а внутренний мир выключается на этот момент. Значит, дело не только в возбуждении нервных клеток, а в очень сложном, подчас загадочном, интересном рисунке этого возбуждения. Это и есть предмет современной нейрофизиологии. Здесь пытаются найти какие-то закономерности, понять основополагающие принципы.

Хочется подчеркнуть: загадочность субъективных феноменов не устраняется даже в том случае, если мы укажем четкие физиологические законы. Никто на сегодняшний день не способен указать переход от физических процессов к внутренним субъективным реакциям.

– Как разрешить парадокс зависимости нашего внутреннего мира от деятельности мозга и его бессмертия?

– Безусловно, для людей, которые исповедуют физикалистский подход к природе внутреннего мира, проблемы нет никакой. В каком смысле? Если нарушается деятельность мозга (если мозг разрушается), значит, и психика, внутренний мир или душа, по их представлениям, исчезает – и нет никаких проблем. Мы же исповедуем совершенно другую концепцию. Мы говорим о том, что внутренний мир человека бессмертен. Как увязать это с деятельностью мозга? Это тайна. Мы, не стесняясь, об этом говорим: «Да, это тайна». И, думается, что до конца она неразрешима.

В самом начале нашего разговора мы указали, что все-таки внутренний мир принадлежит к области нефизического. Хочется подчеркнуть – это не какая-то иная физика, а в принципе не физическое явление. Уже здесь виден прецедент: тогда, может быть, это явление не совсем подвергается физическим законам (мы мягко говорим). Конечно же, можно сказать более жестко – вообще не детерминировано физическими законами, хотя в какой-то мере и зависит от деятельности мозга. То есть прецедент бессмертия, в принципе, уже вытекает из того, что наш внутренний мир нефизичен, но, безусловно, это не является доказательством того, что наш внутренний мир бессмертен. Все-таки, на мой взгляд, это остается и будет оставаться предметом веры, хотя, конечно же, предпринимаются в том числе и богословские попытки доказать бессмертие нашей души, но, мне думается, это до конца останется предметом веры.

Вы задали вопрос: как? Самый простой ответ: Господь так благословил. Если более конкретно, не исключено, что в том дыхании Божьем, которое Господь сообщил всей человеческой природе. А кстати, что такое дыхание Божье? Это особый вид тварной Божественной энергии, или благодати, что Господь сообщает человеку, которую, еще раз подчеркнем, не померять линейкой, физическими приборами – это не физическое явление. Это сообщено человеку. Возможно, именно этими энергиями и сохраняется душа человека, или наш внутренний мир. Еще отметим очень важный момент: наш внутренний мир сохраняется в вечности. Но ведь вся совокупность моих субъективных феноменов формируется мной, я свободен и могу ими управлять, могу их сформировать. И то, что я сам сформирую, получается, в вечность и уйдет, в вечности останется. Отсюда вытекает колоссальная ответственность человека за свой внутренний мир, за свою душу.

– Спасибо, отец Константин, за сегодняшнюю беседу, за то, что помогли нам разобраться, в чем заключается зависимость нашего внутреннего мира от деятельности мозга.

Глазами увидеть душу нельзя. Это можно сделать только умом. Для этого необходимо обратить внимание на наш собственный внутренний мир. Но для спасения души необходимо еще приучиться постоянно давать нравственную оценку своим поступкам.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь  

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать