Слово (Санкт-Петербург). Что может и должно меняться в Православной Церкви, а что должно оставаться неизменным?

20 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Устав церковной жизни Древней Руси во многом отличается от современного. За несколько столетий произошли качественные изменения в жизни общества и поведении людей. Это не могло не отразиться на жизни Церкви. Что может и должно меняться в Православной Церкви, а что должно оставаться неизменным – об этом мы поговорим с настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге архимандритом Исидором (Минаевым).

–  Чем же отличается церковный догмат от канона и канон от традиции?

– Это очень важный вопрос, который надо разобрать и популярно объяснить людям, чтобы они это усвоили (сейчас батюшки почти все выучились заочно или очно, уже запрещено без образования рукополагать в священную степень). К сожалению, прихожане плавают в этом вопросе и какую-нибудь мелкую приходскую традицию данного храма, села, города начинают воспринимать как чуть ли не догмат.

Давайте начнем с высшего – с догмата. С греческого слово переводится как «решение, постановление, мнение». Это примерно то же самое, что аксиома в математике. Есть какие-то правила, которые не подвергаются сомнению, не оспариваются, однажды они были выявлены, выверены Церковью и никогда не могут меняться.

Догмат касается, как правило, Божества. Например, что Бог – Троица, что Иисус Христос  не просто Человек, а Богочеловек, Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы; и так далее – догматов несколько. Все они изложены в Символе веры. Назвать человека еретиком или неправославным можно только в том случае, если он нарушает один из постулатов Символа веры.

Почему догмат не может изменяться? Потому, что Бог неизменяем. В богословии мы находим характеристику Бога. Чем Божество отличается от человека? Когда-то человека не было, он родился, жил, потом умер (тело его умерло). Бог был всегда – мы даже не можем этого понять. Природы не было, галактик не было, а Бог был. Такое в Священном Писании усваивается качество Божие. Бог неизменяем, Он не может, как человек, меняться. Нас чуть похвалили – нос кверху, чуть пожурили – нос книзу. Господь, написано, Всеблагой, то есть Ему всегда хорошо: грешим мы или не грешим, воюем или мирно пашем землю – от этого Богу не хуже, не лучше, Он не может меняться в зависимости от нас. Поэтому догматы, относящиеся к Богу, меняться не могут – они однажды были зафиксированы, это все, что нам открыли через святых, апостолов, пророков, все, что мы о Боге узнали на I и II Вселенских Соборах. Был сделан такой кодекс – Символ веры, кредо нашей веры.

Канон по статусу ниже догмата. Канон касается человека и человечества, поэтому он изменяем: люди живут в разные эпохи, бывает разный технический прогресс или регресс. Бывает, всю Европу косит чума, бывает нашествие иноплеменников, землетрясение, голод; много чего есть в истории человечества, поэтому каноны – это правила. («Канон» и переводится как «правило».) Они придуманы людьми и для людей, для удобства управления Церковью. Каноны со временем могут меняться. Конечно, не совсем произвольно, не так, что каждый человек говорит: я это буду соблюдать, это не буду соблюдать. Конечно, не так. Собирают Церковные Соборы, и какие-то каноны с веками уточняются, меняются, их рассматривают при принятии решения, насколько это удобно сегодня людям.

Есть третья категория совсем невысокого звания – это местные традиции: здесь так поют, там по-другому. Например, греки поют одноголосием, в Православной Церкви ХVIII–ХIХ веков уже было принято партесное пение. А сегодня у нас и знаменным распевом поют (одноголосием), и византийским (во многих храмах и монастырях), и партесным. В одном городе можем найти несколько традиций. Есть традиции иконописи, когда иконопись почти похожа на светские реалистичные картины, а есть древняя иконопись со своими более строгими канонами и условными обозначениями.

Эти традиции не могут препятствовать нашему общению. Говорят: «Я в этот храм не пойду, там поют как в опере». Все равно там совершается богослужение, таинство Евхаристии и другие церковные таинства. И проповедь: ни в одном храме не будут говорить, что гордыня – это хорошо, а смирение – это забитость. Везде будут говорить, как написано в Священном Писании: что гордыня – это тяжелое духовное заболевание, самомнение, а смирение – это добродетель, которая созидает и Церкви, и даже страны.

Формула простая: в главном – единство (Символ веры у нас один), во второстепенном – разнообразие. И во всем – любовь.

– Принято вести богослужение на церковнославянском языке. В некоторых храмах Апостол читают на русском. Не нарушает ли это канон, догмат?

– Язык к догмату и канону никакого отношения не имеет. Язык – это традиция. Например, у греков (Греческая Церковь древнее нашей) служба совершается на новом греческом языке, не на древнегреческом, не на языке Эзопа, а на современном греческом. И у болгар на современном болгарском языке. Везде так, почти во всех Церквах. Поэтому объявить еретиками таких людей нельзя. Есть такие общины: собралась, допустим, интеллигенция (например, у отца Георгия Кочеткова храм в центре Москвы и большое количество прихожан). Они молятся на русском языке. Я спрашиваю всех ревнителей: какой член Символа веры они нарушают? Никакого. Поэтому это вопрос традиции.

 По поводу чтения Апостола: даже апостол Петр говорил про послания апостола Павла (большинство посланий в Апостоле – Павла), что он использовал греческую, римскую философию, оттуда брал обороты, приемы, цитаты. Простой христианин, простой рыбак, как Петр, не мог порой понять смысл – это очень неудобоваримо. Даже на простом, обычном языке понять мысль, которую Павел хочет сказать, бывает трудно, а тем более на церковнославянском. Поэтому, например, у нас в храме во время литургии раздают листочки, где Евангелие и Апостол написаны на русском и славянском. Люди слушают. Бывает акустика очень плохая в храме (например, у нас): если прочитать хоть на каком языке, слышен гул – вот и все воскресное Евангелие, поэтому мы раздаем листочки. Это совсем не вопрос догматов и даже канонов, а чисто вопрос традиции, дисциплины и того, кому как удобно.

– В некоторых Поместных Церквах (например, в Греции) женщины молятся с непокрытой головой, кто-то в брюках. Почему же так разнятся традиции среди православных?

– Потому, что это традиции. В Греции, как и в Болгарии, было турецкое нашествие.  Спросите пятидесятилетнюю женщину, стоящую в храме с распущенными седыми волосами, не убранными даже в хвостик или пучок: «Почему Вы без платка в храме?» Она скажет: «Я разве мусульманка?» То есть для них платок – это чисто мусульманская традиция. В Израиле девочку в арабскую школу не пускают в юбке – должны быть брюки или, еще лучше, брюки и юбка (хоть мини-юбка, но обязательно штаны должны быть), потому что на Востоке женщины всегда носили шаровары, брюки – это считалось более целомудренным.

Что запрещено в Писании? Запрещено рядиться в одежду противоположного пола – это было связано с некими сексуальными отклонениями в те времена, чтобы юноша не одевался как девочка, дабы не возбудить у какого-то патриция к себе интерес, или чтобы женщина не одевалась как мужчина (с той же целью). Вот что было запрещено. А если женщина стоит в женском брючном костюме, скроенном по женским лекалам, что в этом плохого? Поэтому еда, одежда – это не вопросы духовности. Поступки, мотивация – вот вопрос личного благочестия. И еще пожертвования для кого-то: для страны, храма, больных людей, нищих, сирот – это является основой духовной жизни, а не какие-то ритуалы или формы, которые могут меняться в веках.

Любые формы меняются, происходит некое обновление; если этого обновления нет, тогда «кора дубовая». У нас и кожа обновляется. Более того, я скажу: люди все боятся обновленчества. Такой есть термин, его связывают с обновленческим движением после революции. Но посмотрите, какой сакраментальный текст (прихожане его не слышат), когда перед тем, как освящать Дары, священник молится, воздевает руки и читает тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». То есть, совершая таинство Евхаристии, мы молимся: «Обнови нас, Господи. Очисти, обнови и дай нам новое дыхание без греха, без ветхости нашего естества». Священник молится об обновлении душ; если не будут обновляться и формы (песнопения, иконопись, архитектура, облачения), это будет заскорузлость, не живое церковное сообщество, а музей древности.

– Спасибо, отец Исидор, что пояснили нам такие важные отличия богословских основ Церкви и жизненных, со временем меняющихся человеческих традиций.

Благая весть, которую несет Церковь, не может и не должна прогибаться под изменчивый мир, а вот способы ее передачи со временем меняются. Раньше Священные книги писали пером на пергаменте, а сегодня мы не можем обойтись без цифровых технологий, но это не должно влиять на принципы церковного устройства.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать