«Слово» (Санкт-Петербург). Недели по Пасхе

29 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом. 

Христос воскресе, дорогие телезрители! Воистину воскресе! Этими радостными словами в течение сорока дней после Пасхи все верующие могут приветствовать друг друга. В период от Пасхи до Троицы вспоминаются важнейшие события Священной истории Нового Завета. Семь недель после Пасхи выделяются в церковном календаре особо. Их называют Неделями по Пасхе.

Об этих днях мы сегодня поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

– Христос воскресе, отец Владимир!

– Воистину воскресе!

– Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Что означает это название?

– Это название подчеркивает особый радостный характер недели. У каждого церковного праздника есть период так называемого попразднства – это может быть один день, неделя или какой-то другой период времени. У Пасхи он самый большой. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, в древности это было пятьдесят дней. Первая неделя после Пасхи – наиболее интенсивная. Если посмотреть на богослужение, его порядок, то оно практически полностью копирует пасхальную ночь. Каждый день – Пасха, которая продолжается по тому же самому чину, это пасхальная радость, которая изливается на весь окружающий мир. Мы видим, что в храме не закрываются царские врата – главные врата в иконостасе, открытие которых символизирует радость, новую надежду, новую жизнь, доступ к которой открывают нам смерть и Воскресение Иисуса Христа.

Обычно после Божественной литургии каждый день в храмах совершается крестный ход – очень радостное событие, подчеркивающее динамизм христианской жизни, то, что христианство – это не статика, а постоянное движение. Читаются и поются особые пасхальные песнопения, Пасхальный канон, и в конце Светлой седмицы освящается артос – особый благословенный хлеб, который всю неделю находился на солее около амвона, иконостаса. Верующие, получив артос в субботу на Светлой седмице, вкушают его дома в качестве еще одного знака пасхальной радости, которая не ограничивается каким-то отдельным днем церковного календаря.

Ведь если посмотреть на церковную историю, на церковное понимание литургического года, каждый воскресный день – это малая Пасха, которая, может быть, не так торжественна, как один раз в году или на протяжении пасхальных дней. Тем не менее она еженедельно празднуется всеми христианами, приглашая нас стать причастными вечной радости.

– Каждое воскресенье после Пасхи читается особое евангельское чтение. Какие темы представлены и почему?

– Те чтения, которые сегодня присутствуют в нашем православном богослужении,  практически все из Евангелия от Иоанна, поскольку в пасхальную ночь начинает читаться Евангелие от Иоанна.

Эти сюжеты, вполне возможно, с точки зрения историков-литургистов, были связаны с крещением в пасхальную ночь. Люди готовились на протяжении Великого поста к крещению, в Великую Субботу или на Пасху они принимали таинство Крещения, входили в Церковь, поэтому те отрывки, которые читаются в послепасхальный период, – это отрывки о встрече со Христом самых разных людей. Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой («после Пасхи», антипод в хорошем смысле) – это завершение пасхальной седмицы.

Мы слышим Евангелие о Фоме. В наше словоупотребление вошло выражение «Фома неверующий». Это о Фоме, который не увидел воскресшего Христа вместе с другими апостолами. Тем не менее через восемь дней, через неделю после Пасхи, происходит новая, особая личная встреча, которая и перед каждым христианином, живущим в том числе через две тысячи лет после описываемых в Евангелии событий, ставит вопрос и некий призыв о личной встрече. Пусть она не физическая, не вещественная (в том смысле, как это описывается в Евангелии), но без личного контакта со Христом, несмотря на все волны и препоны неверия, сомнения, жизнь христианина и человека вообще невозможна. Поэтому это Евангелие – о победе веры над неверием, надежды над отчаянием.

Следующий воскресный день (или, как он называется по-славянски, неделя) посвящен воспоминанию жен-мироносиц. «Мироносицы» – тоже славянское слово, означающее: «те, кто носит миро». Миро – это особое благовоние, которым умащали тела усопших в Палестине той эпохи.

В Евангелии мы видим описание события, когда женщины, несмотря на то, что мужчины бежали, оставили своего Учителя, ранним пасхальным утром, взяв ароматы, идут ко гробу Христа, чтобы воздать Ему последнюю почесть по-человечески. Они понимают, что вроде бы Его дело закончилось, никакого выхода уже нет, но в этой безысходности и в то же время в своей верности  они встречают Христа первыми. Поэтому именно они становятся первыми, кто возвещает радостную весть о новой жизни, о победе Богочеловека над смертью. Весть о том, что смерть не является концом нашего человеческого бытия.

Затем в течение нескольких воскресных дней читаются отрывки о встречах людей со Христом еще в допасхальный период. Например, следующая неделя посвящена расслабленному. Потом идет Неделя о самарянке, затем Неделя о слепом. Все эти люди, в рамках общества той эпохи, были, как бы мы сейчас сказали, аутсайдерами – инвалидами, принадлежали к какой-то другой национально-религиозной группе.

Например, самарянка: самаряне и иудеи не общались, поэтому Евангелие говорит о том, что ученики Христа очень удивляются, видя, что Он беседует с женщиной при колодце, причем об очень возвышенных вещах: как и где нужно поклоняться Богу, кто является истинным Мессией – Посланником Божиим и так далее.

Расслабленный – это парализованный человек, которого оставляет общество, который не имеет ни помощника, ни близкого человека, кто мог бы облегчить ему участь. Слепой – это слепорожденный, который никогда в своей жизни не видел красоты, красок этого мира. Жизнь этих людей меняется после встречи со Христом.

Все эти телесные образы в духовном плане могут быть применимы к каждому человеку. Насколько я расслаблен или собран в моей жизни, насколько, будучи физически зрячим, правильно созерцаю свою жизнь, не ставлю ли какие-то границы по отношению к другим людям, в отношении каких-то вопросов или разделяющих рамок, которые навязывает мне общество, что есть люди первого, второго сорта по национальности, вероисповеданию и так далее.

Все эти чтения говорят нам о том, что Христос разбивает все границы, приглашает к пасхальной радости, особой встрече с Ним всех людей, независимо от того, в каком состоянии они сейчас находятся, здоровы или больны, далеко от Бога или в Церкви. Все призваны насладиться пасхальным пиром веры…

Период Пасхи завершается на сороковой день отданием Пасхи, когда во многих храмах вновь полностью повторяется пасхальная служба, и праздником Вознесения Господня, который совершается на сороковой день. Праздник расставания, с одной стороны, грустный, когда Христос покидает Своих учеников; особый образ присутствия Его с учениками заканчивается, но вместе с тем Он дает им обещание, обетование того, что это присутствие продолжится, но продолжится другим образом.

Тем самым Церковь оставляет апостолов и сама пребывает в состоянии литургической некоей напряженности, когда уже не поется Пасхальный тропарь «Христос воскресе», но еще не поется другое песнопение «Царю Небесный» – та молитва, которая сопровождает Церковь на протяжении практически всего ее литургического года. Возникает пауза в десять дней, которая позволяет нам по-другому, иначе, глубже задуматься о том, в какой форме церковного бытия, в какой связи со Христом находимся мы сейчас. Эта связь через Святого Духа, Которого Господь посылает всем тем, кто верует в Него.

– Какое место в христианском календаре занимает праздник Пятидесятницы? Почему в этот день принято храмы украшать ветвями?

– Именно в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, ученики, апостолы, собравшиеся в Иерусалиме, обретают, получают дар Святого Духа – тот дар, который полностью меняет их. Из кучки галилейских рыбаков возникает сообщество очень пламенных проповедников, которые идут по всем краям, самым далеким областям Римской империи, проповедуя Христа и словом, и делом. И мы видим, что в день Пятидесятницы происходит настоящее чудо: из небольшого сообщества вырастает Церковь, рождается не просто институт, но тот живой организм, к которому принадлежит каждый из нас и через две тысячи лет после событий, описанных в Священном Писании. Именно поэтому следующее воскресенье после Пятидесятницы посвящено памяти всех святых. Это очень живой призыв Церкви к святости, слова доверия, обращенные к каждому человеку, – доверия со стороны Бога.

Бог смотрит на нас и видит замечательный, прекрасный образ, для соответствия которому был создан каждый из нас. И, получив дар Святого Духа (а именно его символизирует та зелень, которой украшаются православные храмы), в этот день человек обретает новую надежду, новую радость. В этот день он понимает: как бы тяжело ни было, какими бы непреодолимыми ни казались возникающие у нас жизненные проблемы, Бог всегда рядом с нами, Его Святой Дух продолжает действовать в каждом из нас.

– Спасибо, отец Владимир, за сегодняшнюю беседу.

Православные праздники – это важные даты, которые призваны напоминать нам о евангельских событиях. Они связаны с древними традициями и позволяют человеку отвлечься от мирской суеты и посвятить еще один день общению с Богом.

   Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать