Слово (Санкт-Петербург). Великий пост

4 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом.  

До Пасхи осталось всего несколько недель, и, как всегда, по традиции в эти весенние дни в Православной Церкви Великий пост. Этот особый период называют духовной весной. Подобно оживающей после зимы природе, Церковь призывает человека обновить себя воздержанием в пище и развлечениях, молитвой и покаянием. Великий пост разделен на два периода: святую Четыредесятницу и Страстную седмицу. Об этих неделях мы сегодня поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

– Почему Великий пост получил такое название и чем он отличается от других постов?

– В Православной Церкви четыре так называемых многодневных поста: Великий, Рождественский, Петров (или Апостольский) и Успенский. Великий пост (или святая Четыредесятница) получил свое название ввиду того, что, во-первых, он самый продолжительный по сравнению с остальными постами. Он самый строгий по тем предписаниям, которые Церковь предлагает верующим в отношении пищи (однако они не являются абсолютными, и каждый человек, постясь во время Великого поста, может и должен ориентироваться и на свое состояние здоровья, и на свои физические силы). И он великий, особый по тем богословским глубоким мотивам, по тем высоким молитвословиям, которые поются и читаются в храмах в эти дни.

Если мы посмотрим на церковную историю, увидим, что Великий пост самый древний. Исторически он продолжался один или два дня перед Пасхой во II веке от Рождества Христова,  в III веке он расширяется до одной недели перед Пасхой (по крайней мере, в некоторых церковных областях возникает то, что мы сейчас называем Страстной седмицей), и в IV веке это уже пост сорок дней. Затем к этому посту добавляются даже предшествующие, предваряющие недели.

Тем самым Церковь в этот период, предшествующий самому главному ее празднику Пасхи, призывает нас уделить время себе. Ведь очень часто мы находим время на что угодно, но только не на то, чтобы, немножко отстранившись, со стороны или сверху посмотреть на то, как течет наша жизнь, что лежит в основании нашего человеческого бытия, как протекают наши отношения с ближними, с Богом. Поэтому этот длительный период – это период пути к самому себе, который Церковь предлагает человеку пройти не в одиночестве, а в сообществе верных, в сообществе единого церковного организма.

– Каждая неделя Великого поста посвящена тому или иному событию или святому. С чем это связано?

– Все эти недели представляют собой своего рода некую лестницу, которая ступенька за ступенькой ведет нас к празднику Пасхи. Первая из них – это Торжество православия. В этот день Церковь воспоминает события IX века, когда после многих тяжелых испытаний в Византийской империи победило все-таки иконопочитание. Зайдя в православный храм, мы видим, что он наполнен иконами.

Неделя Торжества православия – это призыв к тому, чтобы задуматься о христианстве не просто как о личном пути, но и как о его церковном измерении, без которого Церковь не существует.

Следующая неделя Великого поста посвящена великому аскету и мистику XIV века Григорию Паламе. Казалось бы, что общего имеет этот монах, живший в уединении и писавший возвышенные богословские трактаты, и современный обычный человек? Но если мы почитаем творения этого отца Церкви, мы увидим, что он говорит прежде всего об исихии – о покое,  молчании. Возможно, это как раз и есть та очень важная весть, которую Церковь обращает к современному миру, поскольку мы живем в потоке информации, который несет нас с момента нашего пробуждения и до отхода ко сну: это и звуки, и образы, и гаджеты, и Интернет. Поэтому период поста – это период, когда можно и нужно понять, что значительная часть моего времени все-таки уходит не туда, куда я хотел бы, и немножко по-другому расставить эти приоритеты, высвободив часть своей жизни и направив ее в более позитивное, творческое, в хорошем смысле этого слова, русло.  

Следующее воскресенье – так называемая Крестопоклонная неделя. Исторически она связана с тем, что в церкви Святой Софии выносили для поклонения Крест для оглашаемых (катехуменов) – для тех, кто примет крещение на ближайший праздник Пасхи. Этот обычай остался, но он получил уже другое измерение и наполнение: в середине поста, на третьей неделе, Церковь напоминает нам о том, что цель поста – это все-таки не сам пост, а крестная смерть и Воскресение Христовы.

За этой неделей следуют еще два воскресенья, посвященные подвижникам VI века. Это неделя памяти святого Иоанна Лествичника и святой преподобной Марии Египетской. Святой Иоанн Лествичник получил такое прозвание благодаря своему главному труду, который так и называется – «Лествица», где он указывает на различные ступени восхождения к Богу.

Это тоже очень важная мысль, поскольку мы очень часто, говоря о духовной жизни (да и об обычной жизни), стремимся совершить некий рывок и сразу достичь желаемой цели. Очень часто сил не хватает, мы выдыхаемся, поскольку  переоцениваем свои внутренние человеческие ресурсы. Святой Иоанн Лествичник говорит нам о том, что процесс восхождения должен быть постепенным, это небольшие шаги. Да, нам, может быть, хочется сразу оказаться на вершине,  тем не менее христианство (как и вообще духовная жизнь) – это ежедневный процесс небольших шагов, которые в итоге обязательно приведут нас к желаемой цели.

Мария Египетская – женщина, которая жила в очень тяжелом грехе в первый период своей жизни, но затем она совершает настоящее покаяние, настоящее обращение и кардинальным образом меняет свою жизнь. Этим жизнеописанием Церковь говорит о том, что, с одной стороны, нет такого состояния уныния, депрессии, отчаяния, отпадения от Бога, в котором не был бы возможен некий возврат к отчему дому, о чем говорит и притча о блудном сыне.

С другой стороны, этим жизнеописанием, которое читается во время богослужения, Церковь говорит о том, что процесс изменения иногда очень болезненный, требует определенного долгого периода. Но если человек искренне следует по этому пути внутренней ломки себя (в хорошем смысле этого слова), на самом деле нет таких тяжелых внутренних духовных состояний, которые не могли бы быть преображены светом Христовой истины.

И следующее воскресенье после этого – так называемое Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, когда, согласно евангельскому описанию, Христос входит в столицу тогдашней Иудеи не на белом коне, как это делают победители, властители, диктаторы, но въезжает на молодом ослике. И воодушевленная, радостная толпа срывает с деревьев ветки и полагает их под ноги животного, на котором Христос въезжает в этот вечный город. До сих пор с этим связан обычай церковного благословения вербы или каких-то других растений, цветов в этот день, предшествующий пасхальным событиям Страстной седмицы.

Собственно, этим днем, точнее пятницей перед Вербным воскресеньем, завершается период Четыредесятницы. Эти сорок дней поста подходят к концу, и уже следующий период, в который приглашает нас Церковь, – это Страстная седмица.

– Расскажите, пожалуйста, откуда это название, с чем оно связано и что означает?

– Это слово славянское, одно из значений слова «страсть» по-славянски – «страдание». Если перевести сочетание «Страстная седмица» на русский язык – это неделя страданий. Действительно, каждый день во время богослужения читаются отрывки из Священного Писания, которые говорят нам о последних днях и часах земной жизни Иисуса Христа. В первые дни читаются притчи, которые Христос рассказывает в эти последние моменты общения со Своими учениками: притча о десяти девах, то есть о постоянном ожидании пришествия Христа в моей жизни, о постоянной готовности дать ответ за каждый момент (значительный и незначительный) моего человеческого бытия; это проклятие бесплодной смоковницы – такой тоже символический жест, который показывает нам, что можно жить некой пышной жизнью, но под этими листьями на самом деле нет никакого плода.

Великая Среда – это день, связанный с предательством Иуды (имя Иуды стало нарицательным в нашей традиции), когда он за тридцать сребреников предает своего учителя иудейским первосвященникам и книжникам, тем самым обрекая Его на смерть.

И Великий Четверг – это, наверное, одна из высших точек Евангельской истории, установление таинства Евхаристии, самого главного церковного таинства. Так называемая Тайная Вечеря – последняя трапеза Иисуса Христа со Своими учениками, в рамках которой Он говорит об установлении Нового Завета. Это не те жертвенные животные, которых приносили в жертву священники в Иерусалимском храме, это завет Его Тела и Крови, это то таинство, которое продолжает совершаться во всех православных храмах на протяжении двух тысяч лет.

И самый трагический день всего церковного года – это Великая (или Страстная) Пятница, когда из-за строгости поста, из-за печальной торжественности этого дня даже не совершается Божественная литургия, читаются так называемые царские часы, и затем происходит вынос плащаницы – особого полотна, на котором иконографически изображено положение Христа во гроб. Эта плащаница обносится вокруг храма (подобно тому, как мы погребаем наших усопших) с особыми песнопениями, и в храме наступает особая торжественная тишина, которая продолжается и в Великую Субботу, в последний предпасхальный день.

Суббота – день покоя, и Христос находится во гробе. Все творение, Церковь умолкают перед этой великой тайной солидарности Бога с человеческой жизнью и человеческой смертью. Конечно, в нашей сегодняшней традиции Великая Суббота, ее напряженность и тишина в определенной мере нарушаются освящением куличей и так далее, но тем не менее эта тишина ведет нас к Пасхе, к тишине пасхальной ночи.

Если каждый верующий, воцерковленный человек (или, может быть, далекий от Церкви) постарается хотя бы немножко пройти, откликаясь на ее призыв, по этим ступеням, ведущим к празднику, то, конечно, и сам праздник Пасхи, самый главный праздник церковного года, получит совершенно иное содержание. Человек придет к нему не просто как к еще одному выходному дню или возможности провести этот день в кругу семьи, но придет духовно очищенным, духовно наполненным. И эта пасхальная энергия, которую человек собирал, аккумулировал во время Великого поста, действительно преобразит и изменит его жизнь.

– Спасибо, отец Владимир, за полезную для каждого из нас беседу.

Дорогие телезрители, каждый день мы обращаемся к Богу с просьбами, просим любви, здоровья, благополучия. Но что же мы даем взамен? Воздержание в пище, развлечениях, посещение храма и молитва – наверное, это и есть наша благодарность Богу и небольшой подвиг ради Него. Благоприятного вам поста, до новых встреч.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать