Слово (Санкт-Петербург). Бессмертие человеческой души

29 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

Одним из проявлений образа Божия в человеке является бессмертие души.  Эту истину мы исповедуем в известных словах Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Но очевидно, что человек рождается от родителей, которые дают своему ребенку жизнь. Откуда тогда возникло бессмертие? О природе бессмертия человеческой души мы поговорим сегодня с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

– Всех нас волнует вопрос: как возникает бессмертие души?

– Вопрос правильно поставлен, как бы отдельно от души как таковой. Есть душа – явление интересное, интригующее, во многом до конца непонятное. И мы ставим отдельно вопрос: есть душа как таковая, а есть бессмертие души. Такая постановка весьма оправданна, потому что сама по себе душа – явление странное и практически до конца недоказуемое. Но сейчас мы сделаем акцент на том, как же возникает ее бессмертие.

В Священном Писании есть известные слова: «И вдохнул Господь Бог в лицо человека дыхание жизни, и стал человек душою живою». Этот момент часто трактуют как момент наделения человека свойством иметь внутренний мир – свою душу. Возникает вопрос: значит, до этого человек не имел души? Если не имел, могло ли это существо называться человеком? Здесь возникают разночтения и разного рода толкования. Какому же доверять, какого придерживаться?

Лично мне нравится толкование Серафима Саровского, который говорит о том, что до этого момента человек уже имел и душу, и дух, но не обладал богоподобием. Итак, согласно точке зрения Серафима Саровского, в этом моменте описывается акт наделения человека богоподобными свойствами. С точки зрения богословия этот момент можно трактовать так: Господь человеку сообщает особую благодать или особый вид нетварных божественных энергий, которые позволяют его душе (а может быть, и всему человеку целиком – включая тело) обладать бессмертием.

Сейчас мы делаем акцент на бессмертии души, хотя всякий христианин знает, что это временное состояние, что в конце концов человек полностью будет бессмертен. Этот момент и описан в известных словах Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Подчеркнем: наделение человека бессмертием, возводящим его в богоподобное достоинство, происходит в особом акте, который отображен в известных словах Книги Бытия: «И вдохнул Господь в лице человека дыхание жизни».

Думается, что это особая благодать; конечно, до конца непостижимая, непонятная. Но подчеркнем, что и сама по себе душа (природа души) до конца непонятна. А здесь таинственность человеческой души еще дополняется особым свойством – ее бессмертием, которое осуществляется при помощи особых нетварных божественных энергий, или, можно сказать, особой благодати.

Здесь хочется подчеркнуть следующий момент: эта благодать дается не только Адаму. Сказано: не в лицо Адама Господь вдохнул дыхание жизни, а в человека. По всей видимости, имеется в виду вся природа человеческая. Здесь, безусловно, может возникнуть очень много интересных вопросов, которые вызваны применением современных технологий. Например, это технология ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Душа людей, зачатых таким способом (при искусственном слиянии клеток), которая, несомненно, появится, будет обладать бессмертием? Думается, что да. Потому что сами клетки, их содержание и весь генетический аппарат, генетическая информация все равно о природе человека и ей соответствуют.

Этот вопрос можно развить дальше. Хорошо, искусственное оплодотворение – там все от человека: и клетки, и геномы исключительно человеческие. Как Вы знаете, запущен проект синтетического человека, когда геном вообще может быть синтезирован. По сути, от содержания генома остается только текст человеческий, а все вещества будут вообще взяты извне, буквально в пробирке. В этом случае у человека, который теоретически может образоваться и развиться, будет ли душа обладать бессмертием? Здесь ответа до конца нет. Через какие структуры конкретно привносится это бессмертие? Если генетический текст будет соответствовать человеческому, будет о человеке, то не исключено, что благодать бессмертия будет распространяться и на такое искусственное существо. Но это лишь наше предположение, до конца этого никто не знает.

Пока на Ваш вопрос наиболее просто можно ответить так: бессмертие – особая благодать, данная всей человеческой природе, которая, конечно, невидимая, непроверяемая, но в которую мы верим. И которая сохраняет внутренний мир человека (или, как мы говорим, сознание) в вечности. Это означает следующее: человек, выходя из своего тела (попросту – умирая), сохраняет свой внутренний мир, который не исчезает и сохраняется навечно. Так можно понимать и трактовать бессмертие.

– Можно ли доказать, что душа бессмертна?

– В разные времена представителями разных отраслей культуры, знания, науки делались попытки доказать бессмертие души. Например, в философии (включая в том числе античную философию). Известны доказательства бессмертия души Платона или Лейбница. Разные философы предпринимали разные попытки доказать бессмертие души.

У Платона примерно такое рассуждение: существует некоторая пара понятий. Например, если есть тьма – значит, есть свет; если есть смерть – значит, обязательно должно быть бессмертие. Примерно такие рассуждения Платона убеждали в том, что душа человеческая бессмертна. У Лейбница другой подход: душа – сущность простая, не разложимая на составные элементы; следовательно, бессмертная.

Конечно, это краткий пересказ попыток доказать бессмертие души приведенных философов. Согласитесь, они могут быть для кого-то убедительными, но в полной мере доказательствами не являются. И ответ такой: полностью, рационально, исчерпывающе доказать бессмертие души невозможно, это всегда будет оставаться предметом веры.

Здесь хочется подчеркнуть такой момент. Если человек в принципе принимает Евангелие и всю евангельскую историю (Рождество Христово, проповедь Христову, крестную смерть Христа и Его Воскресение), то он должен задаться вопросом: для кого приходил Христос? Для человека. А зачем приходить Богочеловеку на землю, если бы человек был смертным? В том-то все и дело, что, наделяя человека качеством бессмертия, возводя его в богоподобное достоинство, Господь не допускает абсолютной гибели человека. То есть это недопустимо – абсолютная гибель богоподобного существа. Поэтому Христос и приходит на землю как бы за человеком, именно потому, что тот обладает бессмертием. И чтобы, обладая этим бессмертием, человек не попал в бездны адские на веки вечные.

В какой-то мере вся евангельская история может быть доказательством или убедительным аргументом в пользу бессмертного бытия души человека. Ибо зачем тогда приходить Богочеловеку на землю, если человек смертен? Смысла никакого нет. В этой связи можно привести много цитат из Евангелия, которые так или иначе указывают на бессмертие души. Так что Евангелие в каком-то смысле является доказательством бессмертия души человеческой.

– Может ли вера в бессмертие души как-то повлиять на жизнь человека?

– Безусловно, если задаться вопросом, что служило мотивацией у святых отцов для начала их подвигов. Представьте себе, какой-то святой отец (например, Анатолий Великий) внезапно для окружающих оставляет мир и уходит в пустыню. Мы знаем подобные истории с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским. Что их побуждает? Что их влечет? Что является основной мотивацией отказа от мира? Собственно, ради чего они отказываются, как сказано в акафистах, «от красного мира сего» (от прелести мира сего)? Эти подвиги вызваны, конечно же, пониманием собственного бессмертия.

Действительно, если серьезно задаться таким вопросом, то, оказывается, я формирую свою душу всей своей жизнью, всем своим поведением, и то, что я сформирую, останется в вечности. Этот момент понимания, что то, что я сформирую, останется в вечности, на самом деле может быть очень сильной мотивацией к тому, чтобы действительно оставить очень многие суетные моменты и заняться исключительно формированием, взращиванием своей души. В смысле ее очищения, в контексте достижения чистоты. Значит, в смысле приближения к Богу.

В этой связи, безусловно, понимание того момента, что душа бессмертна, может существенно повлиять на жизнь человека. Напротив, забвение этого момента, рассеяние внимания о бессмертных свойствах души может человека повергнуть в суету, в бесцельное существование или формирование ложных целей в жизни. В целом вполне допустимым будет сказать, что понимание бессмертия души способно правильно сформировать истинную цель жизни человека.

Человек призван изначально к богообщению. Человек задуман как существо, способное общаться с Богом, быть Божиим собеседником. Такое ощущение, что в современном мире знание и понимание этого момента вообще теряется. А человек призван быть собеседником Божиим, ибо может быть богоподобен, изначально несет в себе образ Божий. И этот образ задуман не для того, чтобы просто ходить в магазин, ездить на машине, хотя это, конечно, все важно. Этот образ задуман для того, чтобы человек смог разделить радость бытия и быть полноценным собеседником Божиим.

Видите, сколько интересных моментов может открываться, когда мы начинаем задумываться о бессмертии души. У нас с вами фантазии не хватит, чтобы узнать, как в вечности можно собеседовать с Богом. Думается, что это будет очень нескучно, мягко говоря. Безусловно, это очень глубоко, возвышенно, исполнено всеми возможными смыслами. Фантазии не хватит, чтобы это представить, но это и не надо представлять. Исходный момент всех этих размышлений – вера в бессмертие души человека, которая детерминирована не работой мозга, не свойствами вещественными, а непосредственно желанием Божиим: Господь пожелал наделить человека бессмертием.

– Спасибо за сегодняшнюю беседу. Действительно, тема интересная, и до конца ее не объяснить. Нам остается лишь верить.

Дорогие телезрители, человеческая душа обладает бессмертием и свободой. Человеку дана возможность самостоятельно формировать свою душу. От того, как он ее сформирует, зависит его пребывание в вечности.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать