Слово (Санкт-Петербург). О молитве «Отче наш»

15 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом.

Сегодня мы вновь будем говорить о молитве «Отче наш». Ее условно можно разделить на две части. В первой части Спаситель учит Своих апостолов возносить хвалу Богу: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя». Вторая часть посвящена человеческим нуждам: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша». О каких долгах идет речь в этой молитве, мы узнаем у доктора богословия, проректора по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерея Владимира Хулапа.

– О каких долгах идет речь в молитве и почему мы просим об их прощении?

– Язык Евангелия образный, и Христос берет какие-то вещи, понятные Его слушателям, и в виде притчи или каких-то поучений пытается через эти образы поговорить об основах человеческой жизни. Если мы посмотрим на Евангелие, то увидим, что образ долга очень часто используется для обозначения греха; есть притча о немилосердном должнике (в одной из наших прежних передач мы ее разбирали). Поэтому долг – это нечто, что человек должен по отношению к Богу.

Долг в нашей сегодняшней реальности – у кого-то кредит, у кого-то ипотека, у кого-то  какие-то долги, которые мы берем и никак не можем отдать, либо это деньги, которые у нас взяли взаймы, и так далее. Тем самым это нечто, что касается моего человеческого бытия, полноты или неполноты моей жизни. И этот образ долга Христос использует для обозначения отношений Бога и человека.

Этот образ можно понять и неправильно. Особенно на Западе в Средневековье Бог представлялся как очень грозный и жесткий Судия, по отношению к Которому у человека или у человечества такой огромный долг, который никоим образом человеческими усилиями закрыть нельзя. Поэтому было некое очень четкое разделение Праведного и Святого Бога и грешного и павшего человека.

В какой-то мере такой образ мы видим и в Священном Писании, но этот долг человеческий закрывает Сам Христос Своим воплощением, Своей крестной смертью и Воскресением. Не в смысле уплаты какой-то определенной суммы, не в смысле погашения кредита, а в смысле того, что Христос солидаризируется с каждым из нас, становится таким же, как и каждый из нас, и проходит вместе с каждым из нас весь путь человеческой жизни от рождения до смерти.

Но вместе с тем понятие греха на греческом языке – это «промах». Это из области военного искусства, из области спорта, когда человек выпускает стрелу из лука и промахивается. То есть у него есть цель, но человек не попадает в нее. Поэтому, по сути дела, грех – это не просто нарушение какой-то заповеди, каких-то предписаний.

Но грех говорит о другой, более глубокой, основополагающей составляющей человеческой жизни: достигаю я своей цели или нет? Живу я так, как мог бы жить, или в моей жизни происходят большие или маленькие непопадания в эту человеческую цель, когда я мог бы прожить этот день другим образом, но живу его, не попав в эту цель? По сути дела, эти стрелы – это дни, месяцы, годы нашей жизни. И бывает так, что человек все их выпустил, уже оказывается во второй половине или на закате своей жизни и понимает, что колчан уже пуст, стрел нет, но ни одна из них в цель так и не попала.

Действительно, в таком понимании прошение о прощении долгов – это постоянное напоминание о том, что моя жизнь может и должна быть более целостной, более наполненной, более целеустремленной и правильной. И именно в таком понимании долг – это не просто некая вина, не просто чувство вины, избавиться от которого призывает нас и психология, и какие-то другие практики, но эту вину, этот долг, грех взял уже на Себя Христос Спаситель, Который именно поэтому Спасителем, Искупителем и называется.

И я могу стать причастным этой полноте, тому, чтобы эти зияющие черные дыры в моей жизни все уменьшались и уменьшались, исчезали. А на их место приходило позитивное, радостное, всеобъемлющее видение моей жизни, которое возможно только в рамках молитвы Господней, если мы, как дети Божии, обращаем наши взоры, наше понимание, нашу мысль к нашему Небесному Отцу.

– Почему условием прощения нас Богом является наше прощение других людей?

– Человек должен жить в мире одинаковых стандартов. Двойные стандарты – это проблема общества, проблема жизни каждого из нас, когда мы, родители, живем по одним правилам, а вместе с тем хотим, чтобы наши дети жили по другим правилам. То есть мы можем что-то нарушать и извиняем самих себя при этом или даже не задумываемся об этом, но если наши дети будут поступать таким же образом, мы недовольны, мы их наказываем.

По сути дела, этот образ родителей и детей относится и к прошению молитвы «Отче наш», поскольку можно было бы поставить точку: «И остави нам долги наша» («прости нам наши грехи»). Все, точка. Но вместе с тем, если мы просим о том, чтобы наши грехи были прощены, чтобы наша жизнь наполнилась новым качеством бытия с Богом, мы должны это прощение и изменение транслировать и осуществлять, реализовывать в нашей жизни, в наших отношениях с другими людьми.

Если переформулировать это прошение молитвы «Отче наш», его можно прочитать и таким образом: «Господи, не прощай мне, если я не прощаю другим людям». Можно обратиться к Богу с этими словами, но затем, как в притче о немилосердном должнике, выйти и поступать по отношению к другим людям по законам этого непрощенного, старого, непреображенного мира. Или все-таки мы входим в другое качество человеческого бытия, в другой взгляд на мир, где долг можно простить, где можно не преследовать этого должника, где можно не замыкать всю свою жизненную человеческую энергию на том, чтобы отомстить. Ведь сейчас очень часто самым главным побуждающим мотивом для очень многих людей является накапливание обиды, желание мести.

Многие люди, будучи, может быть, объективно оскорбленными в своей жизни (а может быть, они во многом надумывают себе какие-то ситуации), не просто днями, а месяцами, годами прокручивают эти ситуации. Думают о том, что бы они ответили обидчику, как бы они поступили, радуются тому, если в жизни этого человека что-то происходит не очень хорошее. И получается, что, не прощая, человек центр своей жизни (и духовной, и эмоциональной) переносит с себя на другого человека. По сути, всю свою энергию или значительную ее часть отдает другим людям, вместо того чтобы (в хорошем смысле слова) вложить ее в самого себя и окружающих.

А очень часто этот враг, которого мы не прощаем, живет своей собственной жизнью, и, не прощая его, мы вредим прежде всего самим себе. И психология, и сегодняшняя медицина говорят о том, что большинство болезней имеют именно эту психосоматическую причину. Здесь тело и душа, то, как человек смотрит на окружающий мир, очень тесно связаны друг с другом. Поэтому непрощение – это путь к саморазрушению в том числе. Человек разрушает прежде всего именно себя.

Разрушая что-то здесь, разрушая отношения со своим ближним, как мы можем надеяться на то, что сможем выстроить отношения на более высоком уровне – с Богом? Отношения с людьми, с окружающими – это та школа, где мы честно должны научиться тому, чтобы быть человеком. Увидеть, кто мы, как мы реагируем на обиды, на несправедливость со стороны других людей, помня при этом, что и мы сами очень часто несправедливо относимся к другим, но мы постоянно находим оправдания именно в свой адрес, пытаясь показать, что мы поступали и поступаем практически безошибочно.

Если мы не научимся этим человеческим связям здесь, то, конечно, и связь Бога и наша будет нарушена, и молитва Господня станет тогда во многом либо судом по отношению к нам, либо некими пустыми благочестивыми словами обмана, которые, наверное, не стоит говорить пред лицом Божиим.

– А какое место прощение занимает в жизни верующих людей?

– Христос в Евангелии говорит: если человек приносит свой дар к жертвеннику и имеет вражду на своего брата, он должен оставить этот дар и вначале примириться с братом.  Поэтому в Православной Церкви один из очень важных инструментов прощения –  исповедь, когда человек приносит Богу и Церкви раскаяние в своих грехах. Не просто в виде какого-то чек-листа нарушений тех или иных правил, но в качестве постоянного критического, отстраненного (в хорошем смысле этого слова) взгляда на свою человеческую жизнь с точки зрения Евангелия.

Именно это пространство межчеловеческих отношений является самым проблемным. Именно здесь возникает больше всего каких-то конфликтов, сложностей и неразрешенных недоумений. Поэтому перед Евхаристией исповедь как раз и является одним из инструментов этого примирения.

Во время Божественной литургии неоднократно священник благословляет всех молящихся со словами: «Мир всем». Великая ектенья, которой начинается Божественная литургия, начинается словами: «Миром Господу помолимся», то есть в мире Господу помолимся. Поэтому это напоминание о мире как об основополагающей стороне нашего человеческого бытия – то, о чем нам постоянно напоминает Церковь.

И характерно, что в молитве Господней прошение о ежедневном хлебе и о прощении связывается союзом «и». Прощение тоже должно быть ежедневным. Христос говорит о том, что солнце не должно заходить в нашем гневе. Каждый день человек, перед тем как ложиться спать, должен обнулять все негативное, что было в течение его дня, и не брать это с собой в следующий день, поскольку тем самым он оказывается в неразрывном круге непрощения, ненависти и так далее.

Литургически, наверное, высшая точка такого символического прощения в Православной Церкви – это Прощеное воскресенье перед началом Великого поста, когда все члены прихода испрашивают друг у друга прощения в каких-то вольных или невольных обидах. Но, конечно, совсем необязательно ждать Великого поста, всегда можно прямо сегодня попросить прощения у тех людей, которых мы, возможно, обидели. И тогда мы будем надеяться, что Бог простит и наши прегрешения.

– Спасибо за сегодняшнюю беседу. Действительно, когда нам сложно кого-то простить, мы должны всегда помнить, что тоже нуждаемся в прощении.

Дорогие телезрители! Молитва – это живое общение с Богом. Всего в нескольких строчках молитвы «Отче наш» содержится смысл нашей жизни, наше отношение к Богу и все то, что нас окружает.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать