Слово (Санкт-Петербург). О молитве «Отче наш»

18 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом.  

В прошлых передачах мы уже начали разбирать молитву «Отче наш», которую дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь Иисус Христос. Каждый день мы произносим слова этой молитвы, но не всегда понимаем их глубокий смысл. Например, слова «хлеб насущный» давно стали фразеологизмом. Но о каком хлебе здесь идет речь? Об этом мы поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

Вторая часть молитвы «Отче наш» посвящена человеческим нуждам. С чем связано такое изменение перспективы?

– Действительно, молитва «Отче наш» состоит из двух частей. Первая часть говорит нам о Боге, о Его имени, о том, что мы должны встретиться с Ним как с Живой Личностью, о Его Царстве. То есть говорится о той системе приоритетов, той системе ценностей, которую Господь предлагает человеку и в рамках которой человек может по-настоящему полностью раскрыться. И, наконец, воля – это уже некое конкретное направление жизни человека и тот горизонт, к которому должны быть устремлены все его усилия. Это качества Бога, которые должны реализоваться в нашей жизни. Это первый уровень этой молитвы.

После этого мы как бы спускаемся с неба, с этого высокого уровня, уже на уровень земной, на уровень наших человеческих нужд. В жизни человека нет очень четкого и ясного деления на духовное и земное; человек – духовно-душевно-телесное единство. Как раз признание человеческой плоти, человеческой жизни во всей ее полноте и показывает Христос, воплощаясь (мы говорим о Боговоплощении) и принимая жизнь человека во всех ее повседневных измерениях.

Молитва «Отче наш» как бы говорит нам, что нет той сферы человеческой жизни, которую ты не мог бы принести Богу. Нет той сферы, где ты можешь закрыться и сказать: «Господи, я встречаюсь с Тобой в воскресенье во время богослужения, встречаюсь с Тобой в молитве, но вот это – мое пространство жизни, где я буду жить по каким-то другим законам». Это не просто еще одна система предписаний или правил, а, наоборот, указание на то, что самые на первый взгляд профанные, светские моменты нашей жизни могут стать источником какого-то духовного пути, духовной работы над собой, встречей с Богом в том числе и в реалиях повседневной жизни.

Мне кажется, вторая часть молитвы символическим, очень кратким, но вместе с тем и емким образом указывает на три составляющие человеческой жизни: хлеб как телесное, физическое и физиологическое бытие; долги и их прощение, то есть грех и его прощение (это измерение нашего межчеловеческого общения, то, как мы живем с другими людьми); и, наконец, искушение и зло – это уже уровень духовного осмысления того, что с нами происходит. Тем самым в этих трех коротких прошениях второй части молитвы Господней мы уже видим три уровня человеческого бытия. И человек может и должен реализовываться не на каком-то одном из них; только в том случае, если он гармонично развивается на каждом уровне, действительно можно сказать, что он в той или иной мере причастен полноте своего человеческого бытия.

И еще один общий момент этих прошений, о котором нередко люди забывают. С первых слов молитвы Господней мы видим слова: «мы», «наш». Эти слова означают множественное число. То есть речь идет не только о моих человеческих нуждах, но и о нуждах всей Церкви, которой принадлежат верующие, и того сообщества, к которому принадлежит человек (своей семье, на рабочем месте, там, где он учится, проводит свое время и так далее).

– Слова «хлеб насущный» давно стали фразеологизмом. О каком хлебе идет речь в молитве?

– Действительно, сейчас даже есть сеть магазинов хлебобулочных изделий с таким названием. Говоря об этом выражении, нужно мысленно перенестись в ту эпоху, о которой говорил Христос, когда жизнь человека действительно зависела от плодов его рук, и главным плодом была пшеница, которую мололи, обрабатывали, пекли из нее хлеб. Хлеб на протяжении многих столетий, практически до XX века, да и сейчас во многом остается одной из главных составляющих человеческого бытия. То есть это действительно было средство выживания. Если у человека был этот насущный ежедневный хлеб, соответственно, самый низкий уровень его человеческого бытия реализовывался – тогда у человека есть силы, есть физическая, биологическая энергия для того, чтобы он мог осуществлять и другие задачи.

Если посмотреть на сегодняшний мир, то это мы в Санкт-Петербурге можем зайти в магазин и увидеть самые разные сорта хлеба, но более миллиарда человек на земле не имеют реального хлеба насущного, поскольку живут за чертой абсолютной бедности.

Посмотрим евангельский контекст и на людей, о которых Христос говорит в притчах. Например, работающие в винограднике. Это люди, которые работали за ежедневную (поденную) заработную плату: человек отработал день, получил деньги; соответственно, мог купить еду для себя и своей семьи. Или в Евангелии есть сюжет о том, как апостолы всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. А если они ничего не поймали, значит, утром они не могут принести рыбу на базар, продать ее, чтобы купить еду для своих близких.

Поэтому вопрос хлеба как вопрос человеческого выживания и в то время был очень острым, и сейчас для значительной части человечества продолжает оставаться таким же острым. В этом случае мы обращаемся к Богу, напоминая себе в том числе о том, что мы несамодостаточны. Нам кажется, что все замечательно, прекрасно, жизнь идет своим чередом, у нас все получается, но потом начинается какая-то болезнь или какие-то проблемы – и человек останавливается в неком ступоре. Он привык, что он все контролирует, контролирует насущную жизнь и даже не задумывается о том, насколько какой-то маленький сосуд, который лопается где-то в организме, может ограничить его физическое, физиологическое бытие и полностью поменять образ его жизни.

Поэтому молитва о хлебе насущном – это молитва о том, чтобы мы помнили о Боге как об Источнике в том числе самого нижнего уровня нашего бытия. Конечно, понятие «хлеб» включает в себя не просто кусочек или ломоть хлеба, но базовые потребности: кров над головой, пищу на столе, которую мы очень часто принимаем без благодарения. И только когда что-то из нашей жизни уходит, мы понимаем, каким большим богатством обладали в прошлом и не ценили те вещи, которые казались само собой разумеющимися, но на самом деле были даром.

Когда человек не благодарит, когда не видит некоего повода для того, чтобы порадоваться тому (пусть даже небольшому), что у него есть, и поблагодарить за это Бога, нередко эти вещи уходят из жизни, и тогда то, что было прежде, воспринимается как некое особое благословение.

С другой стороны, если мы посмотрим на богословские толкования молитвы Господней, то увидим, что уже в Евангелии говорится о том, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. То есть слово Божие – как духовный хлеб и указание на то, что чтение Евангелия, Священного Писания является не какой-то второсортной или абстрактной составляющей нашей христианской жизни, но именно здесь мы получаем по чуть-чуть ежедневную порцию нашего духовного хлеба.

У некоторых святых отцов (особенно у восточных) греческое слово «насущный» можно перевести как «надсущный», «надсущностный», «сверхсущностный». Поэтому это слово ряд христианских авторов относит и к Евхаристии, которая называется преломлением хлеба, вкушая который, мы мистически, невидимым образом причащаемся Тела и Крови Христа.

Тем самым мы видим, что даже в таком кратком прочтении слово «хлеб» показывает нам разные уровни человеческого бытия: и физический уровень, и духовный, и, наконец, вершину богослужебную – таинство соединения с Богом, таинство Евхаристии.

– То есть это прошение можно отнести к разным сторонам нашей жизни.

– Да, безусловно… С другой стороны, образ хлеба, который использует Христос, мне кажется, призывает нас задуматься о том, что нам по-настоящему нужно в нашей жизни для нашего существования, а что является излишним. Излишним не в плане роскоши, а в плане того, что на это излишнее мы тратим время, силы, средства, а затем оказывается, что они ушли совершенно не туда.

Это не означает, что мы должны есть только хлеб. Если мы возьмем христианский пост, то это тоже, с одной стороны, воздержание от определенных видов пищи. Но и в рамках светской диеты (конечно, это совершенно другая концепция, другой подход) мы видим, что можно довольствоваться какими-то продуктами, чтобы человек был здоров, и, наоборот, какие-то продукты являются излишними. Мы эти продукты постоянно потребляем, но они на самом деле являются не полезными, а вредными.

Поэтому христианский пост – это время, когда мы задумываемся о том, от чего мы в нашей жизни можем отказаться. Отказаться не только в плане пищи, но в плане каких-то источников, отвлекающих наше внимание. Это может быть Интернет, какие-то ненужные разговоры. Те люди, у кого проблемы, например с алкоголем, курением, сугубым образом отказываются во время поста от этих составляющих жизни, которые на самом деле разрушают их.

Тем самым мы можем увидеть, что значительная часть нашей жизни (у каждого по-разному) занята каким-то мусором, хламом, который занимает жизненное пространство и не позволяет нам по-настоящему раскрыться. Поэтому «хлеб» – это как постоянное критическое осмысление жизни.

Например, мобильный телефон мне нужен для работы, для связи, для того, чтобы в любой момент связаться с женой, детьми. Но обязательно ли это должна быть какая-то последняя супердорогая марка гаджета, которая выходит на рынок? Эту марку все покупают, а через несколько месяцев приходит новая модель телефона и опять требует того, чтобы мы тратили время, силы и средства именно на нее.

В чем главная цель? И что достаточно на человеческом уровне для достижения этой цели? Может быть, если мы это поймем, тогда действительно освободившееся время, силы и средства нашей уникальной и единственной жизни мы сможем использовать по-другому – более правильно, более эффективно и тем самым обрести большую полноту и большее счастье.

– На первый взгляд кажется, что прошение о хлебе насущном простое. Но если его анализировать, то проливается свет на смысл нашей жизни и наше отношение к Богу.

Дорогие телезрители, на сайте www.slovotv.ru вы можете посмотреть все предыдущие выпуски, посвященные молитве «Отче наш». До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать