Слово (Санкт-Петербург). Происхождение души

4 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

В наших передачах мы не раз касались вопроса природы души. Эта тема неисчерпаемая и, наверное, одна из самых интересных. Людей часто волнует, как мнение святых отцов соотносится с тем, что говорит современная наука о человеке.

Но, пожалуй, одна из самых интригующих тем – это тема происхождения души: как и откуда она появилась, что об этом говорит Церковь и могут ли современные знания в области биологии помочь нам в понимании этих вопросов. В гостях у нас кандидат богословия, преподаватель биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат биологических наук протоиерей Константин Константинов.

– Как появляется душа? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

– В учебниках по догматическому богословию подчеркивается, что этот вопрос, пожалуй, один из самых таинственных, один из самых сложных. И подчеркнем: окончательных, точных ответов на этот вопрос просто не существует. Почему? Хотя бы потому, что весьма трудно описать, что такое вообще душа. Мы действительно не раз касались этой темы, но поставить точку в этом вопросе, пожалуй, невозможно, тем более в вопросе происхождения души.

Мнения существуют. Перечислим некоторые мнения в порядке их исторического возникновения. Первая точка зрения так и называется: теория предсуществования душ. Ее проповедник – Ориген, известный христианский писатель, мыслитель. Хотя его  наследие очень неоднозначно – я имею в виду церковную оценку.

Он предлагал такой взгляд: Богом изначально созданы души совершенные и равные между собой, которые некогда находились в созерцании Бога, а потом по каким-то причинам отпали от этого созерцания и в наказание были удалены от Бога, внедрены в тела и таким образом оказались на земле. Причем в зависимости от степени отпадения от Бога степень телесности тоже разная. Если они очень мало отпали от Бога – это тонкие ангельские тела, если серьезно – это тела наши, человеческие.

Но эта точка зрения вызывает улыбку сейчас, хотя у нее было много сторонников. Кстати, у этой точки зрения очень древние корни. Здесь можно упомянуть древнегреческих философов; например, Платона. Может быть, он один из родоначальников этой теории. Во всяком случае, точка зрения Оригена, которая так и именуется теорией предсуществования душ, Церковью была отвергнута на V Вселенском Соборе.

И была принята такая точка зрения: душа появляется вместе с телом, а не так, что одно раньше, другое позже. Вот вторую точку зрения, которая на тот момент была доминирующей и сейчас для многих очень актуальна, можно назвать теорией творения душ. То есть каждый раз при возникновении нового тела, буквально в момент зачатия, Господь Сам непосредственно создает новую душу.

Здесь можно назвать такое имя, как святой Ириней Лионский – это один из сторонников и защитников этой точки зрения. У него было множество последователей; например, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, то есть весьма авторитетные люди разделяли эту точку зрения. И после V Вселенского Собора эта точка зрения стала доминирующей. То есть как-то многими интуитивно принималось, что Господь непосредственно творит человеческие души. Кстати, в Римско-Католической Церкви и сейчас эта точка зрения считается официальной по вопросу происхождения души.

Правда, здесь есть нюансы. А все-таки в какой момент Господь творит душу? Одни говорили, что в момент зачатия, другие – что на сороковой день после зачатия. Кстати, если на сороковой день, получается, можно аборты делать? То есть это неодушевленные, просто оплодотворенные клетки;  как бы нет еще существа человеческого…

Мы можем долго размышлять над нюансами этой гипотезы, но все-таки плюсы какие? Эта точка зрения подчеркивает достоинство человеческой души: то есть по происхождению она божественна, ее творит непосредственно Господь.

Какие минусы? Эта точка зрения не объясняет, каким образом передается от человека к человеку первородный грех, совершенный Адамом и Евой. Никак не объясняет. И возникает вопрос: а что, Господь творит столь несовершенные души? Откуда грех-то появляется? Откуда вот эта червоточина греха вдруг появляется в душах, которые сотворены Господом? Здесь что-то не вяжется.

Тут еще вот что можно добавить, вот какая неувязка: получается, что мы моментом зачатия как бы принуждаем Творца творить новую душу. А если вспомнить про криминальные зачатия, совсем нежелательные? И тогда Господь творит душу? А если еще вспомнить, что на седьмой день творения Господь почил от дел Своих? То есть эта точка зрения не может окончательно удовлетворить пытливый ум философа или богослова, не отвечает на все вопросы.

Возникает третья точка зрения – теория так называемого рождения душ человеческих. Понятие «рождение» здесь весьма условное. Тертуллиан, христианский писатель, учил о том, что вместе с телесным семенем в оплодотворенную клетку вкладывается так называемое душевное семя.  Эта точка зрения потом была осуждена, отвергнута. Но все-таки было само представление, что каким-то непостижимым образом душу новому человеку дают отец и мать, то есть Господь непосредственно не творит душу, а она происходит от отца и матери.

– Но если душа нематериальна, как она может передаваться от родителей?

– Чтобы нам все-таки понять, как возникает душа, давайте кратко вспомним, что такое душа, что мы под этим словом подразумеваем. Кстати, мы не раз говорили, что из современной науки это слово изгоняется, оно заменяется, например, словом «сознание», но все-таки много веков подряд люди вкладывали какой-то смысл в слово «душа». Что же под этим подразумевалось?

Скажем так: душа – это то, без чего жизнь невозможна. И церковные писатели  (святые отцы; например, Иоанн Дамаскин) подчеркивали: несмотря на то, что душа – сущность простая, все-таки в ней можно выделить разные аспекты. Есть та часть души, которая ответственна за рост, формирование тела, то есть так называемая растительная душа, а есть другая душа, которая ответственна за восприятие, мышление, волевые проявления, желания и так далее.

Если упростить все сказанное, получается следующее. Есть та часть души или силы, без которой жизнь невозможна, которая ответственна за формирование тела; скажем так, это растительная, или биологическая, душа. И есть та часть души, которую условно можно назвать внутренним миром. Это несколько разные аспекты.

Если попытаться перевести это на современный язык, получается, что действительно папа и мама при соединении  половых клеток дают генетическую информацию своему будущему чаду. И вот эту генетическую информацию действительно можно рассматривать как растительную душу. Кстати, сама по себе информация ведь тоже нематериальна – ДНК материальна, а информация нематериальна.

Растительную душу, ответственную за формирование тела, дают папа и мама. Изначально, конечно, ее дал Господь непосредственно Адаму. Но нас-то как раз чаще всего интересует не растительная душа, не генетическая информация, нас интересует та душа, которую можно обозначить терминами «внутренний мир» или «сознание». Вот это-то откуда появляется?

Вы совершенно правильно заметили, что вот именно это, то есть внутренний мир человека или ментальное пространство, субъективная реальность (как угодно можно назвать), действительно нефизично. Это очень интересный момент. Многие современные исследователи, философы признают, что душа человека (подразумевая под словом «душа» внутренний мир, субъективную реальность) действительно нефизична.

Откуда же она появляется? Казалось бы, самый простой ответ – что вот эта нефизичная часть действительно творится Богом. Но как же нам быть с технологиями экстракорпорального оплодотворения, когда в пробирке соединяются клетки и потом вырастает человек, который обладает полноценной психикой, сознанием, то есть душой? Вопрос: разве Господь здесь творит душу, даже когда Церковью эта технология отвергается и запрещается? Что-то не то, что-то не так.

А вот Григорий Нисский и Григорий Богослов говорили, что душа человека буквально формируется и развертывается по мере формирования тела. Это очень интересный момент. То есть душа развертывается по мере формирования всей телесной структуры; прежде всего, конечно, мозга. Ну, согласимся, в этом есть значительная доля истины.

Почему-то не верится, что эмбрион обладает чувствами, волей, мыслями. То есть скорее всего у него еще нет вот этой души, которую мы называем внутренним миром. Внутренний мир постепенно формируется по мере формирования всех структур. А с другой стороны, внутренний мир нефизичен. Откуда он появляется, как?

Вернусь к самому началу разговора – вопрос до конца неразрешимый. Но одну гипотезу, пожалуй, можно предложить. Богословы прекрасно знают, давно это приняли, что весь тварный мир пронизывается нетварными, Божественными энергиями. Иногда эти энергии именуются нетварным светом.

Не исключено, что вот эти нетварные, Божественные энергии, которые по своей природе нефизичны, отражаясь в тварных структурах (например, в мозговых структурах или в деятельности нервной системы), порождают ту субъективную реальность, которую мы называем душой, сознанием, внутренним миром и так далее.

Мне в этой связи вспоминаются слова Христа. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Итак, если свет, который в тебе, тьма…» Очень странные слова. Здесь можно выделить две части. «Свет, который в тебе…» Причем это обращено ко всем, не только к ближайшим ученикам Христа. Это можно интерпретировать следующим образом: наш внутренний мир по своей природе есть свет. Имеется в виду нетварный свет. То есть это указание на нетварные, Божественные энергии.

А вторая часть слов Христа – про тьму. Как это понять – свет и вдруг тьма? Но, во-первых, это соответствует реальности – ведь человек далеко не всегда радуется, далеко не всегда в своем внутреннем мире счастлив. Его внутренний мир может быть омрачен, печален, он действительно может быть тьмой. Как это возможно? Если по своей природе он свет, то как он может быть одновременно и тьмой?

Но ответ должен быть примерно такой: да, изначально это свет, но свет отраженный или как бы отраженный, слово «отражение» мы здесь заключаем в кавычки – как бы отраженный в биологических структурах. То есть вот этот отраженный свет является той субъективной реальностью, индивидуальным внутренним миром, душой, это нас и волнует. Из этих слов становится отчасти понятно, как душа возникает. То есть душа возникает по мере формирования тела. И вот это соответствует словам некоторых святых отцов.

– Тема души неисчерпаемая, очень интересная. У меня остается много вопросов к Вам. Я очень надеюсь, что в одной из наших следующих передач мы продолжим говорить о душе.

Дорогие телезрители! Природа человеческой души до конца непостижима. Каким бы способом душа ни появлялась, главное – душа бессмертна. И не менее важно, что человек несет ответственность перед Богом за то, что он в эту душу вкладывает.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать