Слово (Санкт-Петербург). В чем польза и вред воображения для души

20 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гость программы - Альфред Александрович Щеголев, доцент Института психоанализа, врач-психотерапевт.

Одной из особенностей человеческой психики является воображение, то есть способность человека к спонтанному построению различных идей, образов и представлений. Воображение несет в себе различные фантазии, мечтательность, которые способны человека оторвать от реальности. Но в то же время фантазия может перерасти в проект, произведение искусства или может быть использована в науке. Так в чем же польза и вред воображения для человеческой души? Об этом мы поговорим с доцентом Института психоанализа, врачом-психотерапевтом Альфредом Александровичем Щеголевым.

– Альфред Александрович, помогает ли воображение восприятию реального мира?

– Воображение – во-ображение – это вхождение в образ. Есть еще со-ображение, когда мы говорим: помысли, подумай, сообрази. Сообрази – значит соотнеси один образ с другим образом. Воображение – некая размытая функция, сказать о ней очень четко, точно довольно сложно. Можно сказать совершенно определенно, что воображение может быть направляемым, может быть неуправляемым, осознанным, неосознанным, продуктивным, непродуктивным. А может быть воображение, которое не будет давать продуктивного действия, а очень мешать нам. Вот возьмем простой пример. Положим на пол длинную доску, и мы можем с вами след в след по этой доске ходить вперед, назад – как хотим; а теперь представьте, что эту доску очень прочно закрепили над пропастью. Будем мы так ходить? Наверное, нет. Нам трудно вообразить, что мы не потеряем равновесие. И этот образ человека, который теряет равновесие, настолько начинает довлеть над нашим сознанием, поведением, что мы точно можем свалиться в эту пропасть.

Помогает воображение или  мешает? Все зависит от ситуации, в которой оно нужно. В архитектуре, понятно, нужно воображение; писателю необходимо, художнику. Но воображение может быть и болезненным. Возьмите, скажем, больного человека, который постоянно лечится, сдает анализы, обследуется, идет к новым врачам – его жизнь уже, по сути дела, образ болезни. Французский психолог Эмиль Куэ говорил: «Думать о болезни, значит – вызывать ее». Не то что действительно вызывать, но в защитной степени психологическая готовность заболеть формируется так или иначе на уровне воображения. Понятно, что причиной болезни может быть  что угодно (микробы, вирусы, нарушение физиологических систем организма), но нередко пусковым механизмом болезни является воображение – этот психологический фактор очень важный. Поэтому врачи, которые уделяют внимание исключительно физиологическим параметрам заболевания, не учитывают субъективный фактор, а он может быть очень мощным.

Скажем, у человека невротизированного, с большими комплексами, большими проблемами, воображение начинает так или иначе обслуживать эти комплексы. Чем страдает невротическая личность? Там много факторов, но два очень важные: низкая самооценка и тревога. Тревога постоянная, неизбывная – он все время в каком-то напряжении, готовится к чему-то плохому. Понятно, что эта эмоциональная составляющая воображения заставляет так или иначе компенсировать его ощущения низкой самооценки, его ощущения проигрышей, он самому себе представляется в воображении каким-то суперменом. И нередко он производит впечатление на окружающих несколько странноватого человека, потому что все же видят, кто он на самом деле, как себя проявляет и каким себя воображает. Но человеку, который находится в гипнозе собственного воображения, очень трудно выпрыгнуть из этого образа, он себя позиционирует таким образом.

 Понятно, что это создает дополнительные сложности общения с окружающими, потому что он общается с ними с высоты своего идеального образа, люди его не понимают, не принимают, создаются условия для конфликта и так далее. Больше всего, конечно, в плане формирования негативного воображения страха, особенно тревоги. Тревога более разрушает личность, чем страх. Страх – это страх чего-то конкретного. Я захожу в темную комнату, там какое-то непонятное шевеление – у меня тревога; я включил свет, увидел что-то страшное (например, агрессивную крысу, которая на меня может напасть) – это уже объект страха. Я в объект страха могу запустить поленом или убежать – что-то должен предпринять, объективные действия. А с тревогой это не получается.

– То есть мы можем оценивать воображение со знаком «минус» и со знаком «плюс»?

– Наверное, да. Если это продуктивный выбор воображения; творческое воображение, безусловно, имеет знак «плюс». А если это воображение себя смертельно больным, будучи здоровым?.. Есть такой ипохондрический невроз – болезни нет как таковой, объективно нет данных заболевания или незначительные колебания параметров, а человек чувствует себя больным, причем он по-настоящему чувствует себя больным и просит помощи, а его не понимают, потому что нет объективных критериев его состояния. Но он живет в этом воображении. Ко мне нередко приходят люди с ипохондрическим неврозом, они приносят обследования; это целые папки – новые врачи, новые обследования, это целый жизненный сюжет, образ жизни, который человека так или иначе делает зависимым от этого воображения. Это воображение подавляет в нем какую-то креативность.

– А не является ли воображение бегством от жизненных обстоятельств?

– Есть воображение, которое мы называем мечтательностью; такая маниловщина… Помните помещика Манилова у Гоголя? Он себе воображает какие-то несусветные прекраснодушные картинки: хорошо бы через пруд построить мост и чтобы на этом мосту купцы торговали разными товарами. И государь, узнав о том, какая у них дружба с Чичиковым, наградил бы его орденом… Это пустопорожнее мечтательство,  так или иначе бегство от реальности – человек наполняет свою душу какими-то прекраснодушными фантазиями, которые не имеют никакого сцепления с окружающим миром. Можно убежать… Сейчас многие люди убегают в Интернет, компьютерные игры и так далее – это тоже воображение какого-то специалиста, который эти игры создал; иногда это болезненное воображение этих людей, которые создают такие игры.

Но человек воспринимает эти образы как некую реальность, так или иначе ориентируется на эту реальность, создает какую-то свою модель мира, в результате мы имеем те колоссальные проблемы, которые мы имеем с подростками, с детьми. Лучше всего позитивное, творческое  воображение стимулируется чтением. Мы с вами читаем слова, буквы, а за этими буквами у нас вырастает образ какого-то героя или какого-то романтического сюжета, но это наш образ, мы включили его уже в наш внутренний состав. И, скажем, заметьте такую интересную вещь: происходит экранизация какого-то произведения и режиссер создает свои персонажи, он так видит картину, а мы говорим «что-то не то», потому что это не наше воображение, не наш воображаемый образ героя. Поэтому когда  много зрительного восприятия, восприятия с экрана, воображение скуднеет, оно не развивается, а воображение необходимо не только для художественного творчества, но и для науки, вообще для жизни. Эйнштейн говорил: логика определит, как вы попали из точки А в точку В – и только, а воображение унесет вас куда угодно. Оно необходимо и ученому, и художнику, и писателю, и вообще всем нам. Очень важно, чтобы с самого раннего возраста человек постепенно развивал свое воображение, а этому активно и очень мощно способствует чтение.

– А что гасит воображение?

– Гасит восприятие. Когда какая-то реальность дается в каком-то готовом виде, кто-то для меня ее изготовил, выдал мне эту картинку, и я себе даже вообразить другого не могу, я уже связан с этой картинкой. Поэтому воображение – функция очень подвижная, там нет четкости, запечатленности какого-то конкретного образа. А в восприятии может быть – я четко воспринял такую картинку, другую не представляю, она только вот такая, я ею руководствуюсь, на ней строю какое-то свое понимание реальности.

Поэтому если мы не развиваем воображение, нет какого-то  объединяющего психические функции начала. А оно объединяет их в неком фокусе. У гениальных людей мощное объединение происходит так, что мы, проникаясь образом, который нам подарил какой-то гениальный человек, гениальный художник, писатель, живем этим образом, воображаем именно вот так, через него получаем очень многое. Очень важно понять, что воображение может быть неосознанным. Когда оно не осознается, оно особенно довлеет над нашим психическим аппаратом. Есть неписаный психологический закон, но он работает: над нами властвует все то, что мы не осознаем; мы властвуем над тем, что  осознаем. Поэтому когда мы не осознаем какое-то содержание, это содержание так или иначе подчиняет нас себе. На этом, кстати, основана реклама. Когда вы слушаете или видите рекламу сознательно и отдаете себе отчет, что там «впаривают» и каким образом, – она не действует. Она действует тогда, когда идет как бы на подсознании, то есть  непрерывно где-то шуршит у вас с экрана или радиоточки, и все – этот неосознаваемый образ работает. Вы приходите в магазин и неосознанно идете на тот предмет, который вам рекламировали, хотя вам потом кажется, что вы это делали сознательно.

– Спасибо, Альфред Александрович, за сегодняшнюю беседу. Как сказал Пушкин, будем учиться властвовать собой. Управлять своими эмоциями, фантазиями, воображением.

– Эмоций без образа не бывает.

– Согласна с Вами.

Дорогие телезрители, известный христианский святой, философ и богослов Иоанн Дамаскин в своей книге «Точное изложение веры» про воображение написал так: «Воображение нельзя считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать в мирных целях». Спасибо, что были с нами. До новых встреч.   

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать