«Слово» (Санкт-Петербург). Как в христианстве соотносятся темы любви и наказания

23 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Александром Ранне, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии. 

Вступление на христианский путь жизни, обращение к Богу для некоторых людей начинается со сложных или скорбных жизненных обстоятельств. Многие находят объяснение этому в том, что Бог за грехи наказывает тяжелыми испытаниями.

Но как такое суждение соотносится со словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, что Бог есть любовь? Об этом мы поговорим с доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, преподавателем нравственного богословия протоиереем Александром Ранне.

– Скажите, пожалуйста, как в христианстве соотносятся темы любви и наказания?

– Само слово «наказание» происходит от корня «наказ». Наказ – это средство обучения. Наказание – это ни в коем случае не принесение какой-то чрезвычайной боли и не калечение человека. Наказать – это прежде всего для того, чтобы научить.

Любовь может не противоречить нашему пониманию наказания, и наказание может совсем не противоречить любви, если эта любовь присутствует у нас в сердце. Вот был такой замечательный проповедник, святой Иоанн Златоуст, живший в IV веке, который, отвечая на вопросы людей о том, как нужно наказывать своих детей, говорил, что детей надо наказывать так, как Господь нас наказывает.

А как нас Господь наказывает? Он лишает нас Своей помощи. Конечно, стоит задуматься над этим, потому что сама логика этого ответа покоится в древнем рассказе автора Книги Бытия о грехопадении.

Мы, наверное, помним, что в этом замечательном рассказе со многими и многими глубокими смыслами говорится, что грехопадение человека заключалось совсем не в каком-то яблоке, которое там даже не упоминается, а в том, что однажды человек сказал своему Творцу: «Вот Ты мне подарил этот мир; очень хорошо. А теперь я буду жить так, как считаю нужным».

«И вы будете как боги, знающие добро и зло». Помните, да? Человеку показалось, что он все знает и все умеет. И, заметьте, во все времена человеку так казалось. Человеку и сегодня кажется, что он уже все познал; как говорят иногда в шутку: Бога за бороду схватил.

В то же время мы видим, насколько это обманчиво, ведь чем больше человек умеет и знает, тем глубже оказывается яма, которую он для себя вырывает. Помните, как у Достоевского: «...по своей глупой воле пожить»? И человек лишается помощи Божьей.

Причем Бог не оставляет человека. Вот когда произносится наказание человеку за его отвержение Творца, Господь говорит такую фразу: «...проклята земля за тебя». Что такое земля? Это тот материал, из которого создано все. Вот этот материал теряет благодатное содержание, которое давало человеку право претендовать на вечность. Человек больше не получает доступа к древу жизни.

Мы, конечно, понимаем, что когда человек перестает следовать закону Божьему, перестает быть совершителем тех исторических путей, которые предначертаны Творцом, он попадает в некоторые жизненные тупики. Он ставит себе свои собственные цели, он их достигает теми средствами, которые считает нужными, но он теряет поддержку Божью.

Человек так или иначе, верующий он или неверующий, добродетельный или нет, все равно с биологической точки зрения постепенно угасает. Мы ведь видим, что в старости некоторые люди становятся беспомощными, глуповатыми, неприятными и так далее.

А бывает, что они приобретают некие свойства, которые позволяют говорить о них как о старцах, как о мудрецах. Или, знаете, есть такие старушки, с которыми радостно быть, потому что они светятся каким-то внутренним светом.

Конечно, если мы читаем Священное Писание, особенно Ветхий Завет, мы там встречаем такие места, когда нам кажется, что Господь не просто лишает человека Своей благодатной помощи, Он непосредственно как бы и наказывает его. Но мне кажется, это только на первый взгляд.

Представьте себе: если родители лишают помощи своего ребенка, то это действительно иногда будет казаться жестоким, потому что ребенок без помощи родителей может оказаться в ситуации, которая вызовет у стороннего наблюдателя сожаление и сострадание.

– Но разве нет здесь определенной жестокости, что именно таким способом Бог отвращает человека от зла? Нет более гуманного способа для этого?

– Замечательный вопрос. Конечно, можно вспомнить о том, что Богу все возможно. Но есть одно «но»: Бог сотворил человека свободным.

И вся библейская история направлена на то, чтобы показать, как Бог в истории находит какого-то одного человека по имени Авраам, создает из этого человека народ, в этом народе рождается некая культура, в рамках которой люди вспоминают о Едином Боге, Творце вселенной. И в этой религиозной культуре рождается Спаситель, Тот, Кто нисходит к людям, чтобы показать истинный путь любви, жертвенной любви, которая только и может привести человека к вечности.

Конечно же, мы видим в истории столько несчастий, столько бед, столько различных войн, что кажется: «Ну как это может Господь терпеть?» Но на самом-то деле посмотрим, кто все это делает.

Это ведь делают люди, которые забыли своего Бога, которые забыли, что Бог есть любовь, что только любовь достойна вечности. Они  этой вечности не хотят, для них привлекательна властность и бог знает что еще, для них вот этот короткий промежуток времени более привлекателен, чем сама вечность, и они живут по тем законам, которые сами для себя выдумали.

Вот посмотрите: сегодня человечество все в большей степени само для себя выдумывает законы. Это, например, закон об эвтаназии. Нет чтобы подумать, как облегчить человеку нормальный уход из жизни, как облегчить его страдания! Но говорят, это слишком дорого; может быть, лучше помочь сразу уйти? А может быть, этот небольшой промежуток времени, который дан человеку, мог бы привести его к другому осмыслению своей жизни?

Или, например, гомосексуальные браки. Ну ладно… Но посмотрите: даже детей отдают в такие семьи! Это, конечно, уже некая политика, которая, с моей точки зрения, включает в себя методики, помогающие сократить численность населения на Земле. Якобы слишком много людей и они слишком много едят, слишком много потребляют ресурсов; значит, численность населения нужно сократить, нужно найти какие-то методы, и не важно, каковы эти методы.

Вот кто-то на самом деле об этом думает и придумывает эти законы. Можем ли мы сказать, что эти законы действительно являются теми законами, по которым предлагает Бог человеку жить? Нет, конечно. И в этом отношении  те тупики, в которых мы находимся, на самом деле ужасны. Но они производные от человека. Человек ведь сказал: «Я сам». «Ну пожалуйста! Ты сам хочешь – живи».

Ваш вопрос мне понятен, но сваливать на Бога вину за человеческое зло, по-моему, бессмысленно.

– Хорошо, батюшка, но разве тяжелые и даже неизлечимые болезни детей не являются наказанием для родителей?

– В какой-то степени это, безусловно, наказание для родителей; и, может быть, это незаслуженное наказание: у очень хороших и добрых людей могут рождаться очень больные дети, мы это часто видим. Но, с другой стороны, если они действительно хорошие и добрые, они до конца о детях заботятся: это приучает их к настоящей любви, это есть их путь к вечности.

Другое дело, что эти дети рождаются таковыми не случайно: в этом мире причинно-следственных связей все имеет значение. В генах накапливаются какие-то ошибки, которые передаются из поколения в поколение. И это опять же необязательно вина их родителей, но каких-то предков этого человека.

Человек связан со всей природой, со всеми людьми, он не может быть вне исторических событий. И все это не делает его ответственным за те грехи, которые были у его предков, но он не может не нести последствия этих грехов. Знаете, есть такой пример: если отец проиграл свое состояние в карты, сын не может претендовать на проигранное. Значит, он не получит этого наследства и должен с этим смириться.

Но мы всегда должны помнить слова из Священного Писания Нового Завета: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Мы можем отказаться от этого. Но приведет ли такой отказ нас к счастливой жизни? Посмотрите, часто взрослым людям кажется: одного ребенка родили, ну, двоих – и достаточно, больше-то ни в коем случае нельзя. На самом деле это ведь ошибочное суждение, ведь человек живет не только 30 или 40 лет, он живет и 50, и 70 лет. И когда ему 70, а вокруг него большая любящая семья, он способен снова и снова переживать вот это счастье. Когда-то он дарил себя, а теперь эту любовь ему возвращают.

А когда человек становится совершенно одиноким, попадает в какой-нибудь дом престарелых, он никому не нужен, никто не радуется встрече с ним, разве это можно назвать полноценной жизнью? Хорошо, если в этих годах человек обратится к Богу, научится молиться, постарается помочь другим людям хотя бы молитвой или улыбкой. Да, это может быть исцелением в его преклонные годы. Но ведь многие замыкаются в себе и превращаются в какие-то растения, которые растут неизвестно зачем, потому что не видно ни духовной, ни тем более биологической перспективы.

– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнюю беседу!

Дорогие телезрители! Мы никогда не сможем понять те страдания, испытания, которые случаются в нашей жизни. Но если Бог есть любовь, как говорится в Евангелии, то мы просто должны Ему довериться и почувствовать эту любовь, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась нашего сердца.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать