Слово (Санкт-Петербург). Конфликт между чувствами и разумом

2 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.  

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда не можем совладать со своими чувствами, и даже понимаем, что, поддаваясь этим чувствам, можем себе навредить, но тем не менее не слушаем голос разума. Почему же происходит конфликт между чувствами и разумом?

Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени Павлова в институте экспериментальной медицины.

– Почему же наш разум не властен над чувствами?

– Для начала необходимо сказать вот что: так было не всегда. Первозданный человек, первый Адам был существом совершенным, у него в гармонии находились все силы души. О каких силах идет речь? Как правило, святые отцы упоминают три основные силы души. Говоря современным языком, можно их обозначить так: воля, разум, чувства.

В момент грехопадения эти силы пришли в разлад между собой, то есть между ними возник, можно сказать, диссонанс, или раскол. Они оказались в таком состоянии, как лебедь, рак и щука из басни Крылова: кто куда тянет, в разные стороны. Изначально так не было; подчеркнем: изначально человек – существо целостное, в котором все силы, свойства души находятся в гармоничном соотношении.

Но после грехопадения ситуация кардинально изменилась. Врагу рода человеческого не под силу уничтожить человеческую природу, но ему оказалось под силу человеческую природу исказить. И вот искажение человеческой природы отчасти заключается в том, что соотношение основных сил души (разума, чувств, воли)  пришло в разлад.

Этот момент очень хорошо выразил в Послании к Римлянам апостол Павел: «...не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». В этой фразе видно противоречие между моими поступками, стремлениями моей воли и тем, что я хочу. Интересно отметить: почти 2000 лет назад апостол Павел говорил о том, что он не делает того, что хочет.

Современный человек как раз делает то, что хочет. Но хочет он греха, вот в чем дело. Понимаете, современный человек очень часто, не задумываясь, отдается на волю чувств, то есть принимает их за истину и, часто даже не пытаясь анализировать эти чувства, не пытаясь давать им нравственную оценку, подчиняет свою волю этим чувствам.

Но человек, который даже дает оценку этим чувствам (например, видит, что чувства греховные, что они служат ублажению плоти, плотским желаниям), очень часто вынужден признаться, что не в силах им противостоять.

Почему возникает такая ситуация? Дело в том, что чувства или влечения человека, говоря языком физиологии или психофизиологии, – мотивационная сфера нашей психической деятельности или нашего поведения, которая в свою очередь зиждется на реальных биологических потребностях.

Опять подчеркнем духовный момент: эта ситуация, когда душевные силы человека стали подчиненными плотским тенденциям, исключительно материальным тенденциям, возникла после грехопадения. Изначально так не было. Весьма интересно апостол Иоанн Богослов в послании говорит о похоти плоти, похоти очей, а еще о гордости житейской. Это основные тенденции, которыми обуреваема душа уже падшего человека.

Итак, наши потребности в настоящее время процентов на 90, если не на 99, биологические. Отсюда возникает соответствующая мотивация, которая призвана удовлетворить эти биологические потребности. Отсюда и соответствующие чувства, которым противостоять для разума очень тяжело. Получается, что разум находится в состоянии подчиненном по отношению к чувствам и к этим биологическим потребностям.

– А где зарождаются эти чувства – в голове или в сердце?

– В вопросе звучат слова «голова» и «сердце». Конечно, постановка вопроса уже предполагает определенный контекст. Под словом «голова», вероятно, подразумевается деятельность мозга. Значит, сердце Вы в данном случае рассматриваете буквально как анатомический орган. И вот здесь нужно подчеркнуть, что святые отцы, конечно же, говоря о сердце и размышляя о движениях сердечных, имели в виду ни в коем случае не анатомический орган.

Дело в том, что терминология, которую мы часто используем в богословском контексте  («дух», «душа», «сердце», «ум»), не является абсолютно выверенной, например, с математической точки зрения. Здесь все время есть некоторые девиации смыслов. Поэтому очень часто нам сложно судить, что конкретно имели в виду святые отцы, употребляя термины «сердце», «ум», «душа».

Но общий контекст их писаний приблизительно таков: речь идет о некой сердцевине, о неком средоточии души человека, скажем так, о некой глубине. То есть сердце в данном случае рассматривается не как анатомический орган, конечно же, а именно как таинственная глубина души человека.

Безусловно, нам крайне интересно, как это соотносится с современной терминологией, в том числе и с современными научными понятиями, что мы можем предложить в параллель термину «сердце», как его понимали святые отцы. Наверное, самое близкое толкование понятия «сердце» с научной точки зрения будет примерно следующее: «мотивационно-эмоциональная сфера нашей психической деятельности».

То есть это те механизмы (если мы говорим уже о физиологии, а она здесь имеет место, вне всякого сомнения), которые формируют наши мотивации и наши эмоции, которые находятся в подчиненном состоянии по отношению к нашим рассудочным способностям, к аналитическим способностям, к интеллектуальным способностям.

А  под термином «голова» Вы подразумевали скорее всего некую рассудочную, интеллектуальную деятельность. И в этой связи, конечно, можно сказать, что чувства имеют большее отношение вот к этой мотивационно-эмоциональной сфере деятельности мозга, нежели к интеллектуальной, рациональной, аналитической и так далее.

– Отец Константин, подскажите нам, как научиться управлять своими чувствами.

– Вопрос очень сложный, вряд ли я могу в полной мере ответить на него. Вы знаете, в современном мире  это искусство во многом утеряно. В полной мере искусством управлять собой владели святые отцы, и, кстати говоря, они ставили перед собой такую важнейшую задачу: подчинять себе различные чувства, влечения, быть очень внимательным к своим впечатлениям, к тому, что входит в нас, что мы переживаем, чем занят наш внутренний мир.

Это очень важные моменты. Человек формирует свою душу всеми своими мыслями, всеми своими желаниями, которые он принимает и не принимает. Действительно, возникает глобальная задача владения, управления своим внутренним миром или наведения порядка в нем. Поэтому хочу подчеркнуть, Ваш вопрос крайне актуален: «Как же научиться управлять?»

Что здесь можно сказать? Давайте читать святых отцов, ими дано очень много советов. Первый момент: для начала надо быть просто внимательным к своим мыслям, к своим душевным движениям, к своим впечатлениям. Святые отцы подчеркивают стадийность развертывания той или иной мысли, того или иного желания. Желание не возникает сразу,  мгновенно со всей своей силой.

Есть определенные стадии развития желания. На первых двух у человека достаточно сил отвергнуть то или иное желание, как только произошло опознание, как только дана оценка этому желанию. Например, желание внезапно возникло по тем или иным причинам; причины сейчас не будем обсуждать, они могут быть очень разные. Но вот оно возникло. Человек тут же вправе дать ему нравственную оценку: это желание я принимаю или не принимаю на нравственной основе, на основе заповедей Христовых.

Например, мы говорим, что желание греховное. Если мы эту оценку сделаем в самом начале, в самый первый момент возникновения желания, у нас достаточно сил его отвергнуть или, применяя интеллектуальное, рассудочное усилие, сказать: «Нет, желание, я тебя не принимаю».

Но если желание развилось, если мы ему дали волю развиться, если оно уже производит многие-многие ассоциации, фантазийные картины и так далее, вот здесь его побороть очень и очень сложно. Человек принимает его за истину и подчиняет свою волю этому желанию.

Именно поэтому весьма актуальна задача внимательного отношения к своим чувствам. Давайте еще раз подчеркнем: чувства не возникают мгновенно, они всегда развиваются. Их очень легко остановить или направить в другое русло на первых стадиях развития, когда они еще не овладели вами в полной мере. Если мы дали им волю или возможность развиться в полной мере, то остановить их бывает практически невозможно; об этом предупреждают святые отцы.

Собственно, именно так гибель человека и происходит; гибель по отношению к вечности, то есть впадение в тот или иной грех, когда человек, скажем так, проворонил возникновение тех или иных чувств. Когда чувство очень сильно, врачевать его очень сложно. Читая жития святых отцов, мы видим, какая бывает сложная, жестокая борьба с теми или иными чувствами со стороны подвижников.

Но, заметьте, они ведь ставят перед собой задачу побороть эти чувства. А современный человек даже и не ставит такой задачи. Но если она актуальна, необходимо признать, что возможна такая сила чувств, которую побороть своими силами не удастся. Остается только молить Бога: «Господи, дай мне сил, дай мне благодати преодолеть, как-то погасить вот эти очень сильные душевные движения!»

Кстати, у святых отцов это описано. Когда такие просьбы были весьма актуальными, Господь слышал и гасил те или иные греховные движения. Бывает, наше сердце сдается под устойчивым натиском нашего разума. То есть если мы настойчиво говорим себе, что это нехорошее желание, что ему надо противостоять, в конце концов, если  проявляем настойчивость, разум одерживает победу. Но дело в том, кто быстрее это сделает: желание или разум.

– Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться.

– На пользу Вам и всем смотрящим.

– Дорогие телезрители! Еще с античных времен миру известна мысль: «Познай самого себя». Святые преподобные отцы Церкви говорят о том же, подчеркивая важность познания себя в деле спасения души. К этому можно добавить слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Учитесь властвовать собой». Спасибо, что были с нами. До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать