Слово (Санкт-Петербург). О молитве «Отче наш»

25 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом. 

Когда нам тяжело на душе или мы находимся в опасности, то сразу же вспоминаем Бога. В такие жизненные моменты мы начинаем молиться. Молитва, составленная Самим Иисусом Христом, «Отче наш» – это та самая универсальная молитва, которая учит нас общению с Богом.

В гостях у нас доктор богословия, проректор по учебной работе в Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап. И мы продолжаем разбирать молитву Господню «Отче наш».

В молитве есть слова «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Означает ли это прошение отказ человека от собственной воли?

– Нет, речь здесь идет совершенно об ином. Господь творит человека как совершенно свободное существо, поэтому у каждого человека всегда есть свобода воли, свобода выбора, он может принимать то или иное решение. Иногда нам кажется, что мы предопределены к чему-то, например, в силу того, что родились в той или иной стране. Или что наш родной язык – это русский язык, а не какой-то другой. Или состояние нашего здоровья не очень хорошее (или, наоборот, очень хорошее), что вызвано нашей наследственностью. И так далее. Но все-таки свободу выбора в той или иной ситуации у человека Бог никогда не отнимает. И мы видим эту свободу выбора на протяжении всего Священного Писания от Адама и Евы, у которых была свобода послушать волю Божию или выбрать свою волю. Они принимают свой человеческий выбор, который оказывается неправильным.

Мы видим в Евангелии, что Христос тоже никого не заставляет следовать за Ним; Он говорит о красоте Евангелия, о высоте Библейской Вести, о том, что она является действительно самым важным в жизни человека, но Он не загоняет никого насильно в Царствие Божие.

Есть такая поговорка: «Невольник – не богомольник». Действительно, насильно человека нельзя сделать христианином, верующим, православным и так далее – реакция будет прямо противоположная. Бог призывает, Церковь предлагает, но только от человека зависит, куда человек свою свободную волю направит. Поэтому, говоря о взаимодействии воли Божией и воли человеческой, можно привести известный пример из курса физики, когда две волны, которые находятся в одной и той же фазе, усиливают друг друга; и наоборот: если эти фазы противоположны, то какими бы сильными ни были волны, их воздействие уменьшается или сводится к нулю.

Поэтому речь идет на самом деле о том, что вектор человеческой воли в идеале должен совпадать с вектором воли Божией. И тогда наши человеческие силы, небольшие, несовершенные, непостоянные, удивительным образом резко усиливаются и умножаются. Наверное, каждый верующий знает эти состояния, когда вроде бы воля человеческая говорит, что нужно поступать по каким-то человеческим меркам, законам, но человек выбирает Евангелие, несмотря на то, что, вполне возможно, это создаст ему в жизни какие-то проблемы, сложности. И именно в этот момент небольшие человеческие силы, небольшие человеческие ресурсы умножаются.

Поэтому речь идет не о том, чтобы эту волю подавить, – она может действовать и в совершенно другом направлении. Бог не заставляет человека ничего делать против его воли. Но речь идет о том, что если я хочу счастья, полноты, совершенства моей жизни, я должен знать направление, должен знать, что такое воля Божия, и все мои человеческие усилия, пусть даже несовершенные, стараться ориентировать на эту точку.

– Как понять, какова воля Божия по отношению к тому или иному человеку?

– Люди, приходя в Церковь или обращаясь к священнику, очень часто ищут ответы на какие-то конкретные вопросы. То есть когда есть некий выбор между одной и другой возможностью в жизни, человек приходит на исповедь или просто к священнику и спрашивает, как ему поступить – таким или иным образом? Люди тем самым спускаются на уровень (или на несколько уровней) ниже.

Если мы откроем Священное Писание, увидим такие замечательные слова: «Воля Божия есть освящение ваше». То есть Господь хочет святости, полноты, счастья для каждого человека, причем именно в возвышенном смысле этого слова, а не просто счастья на каком-то физиологическом, душевном уровне. И в этом плане человек должен и в таких случаях, когда ему необходимо принять решение, понимать, что ответственность в конечном счете лежит на нем самом.

Человек может обратиться к Богу с молитвой, может попросить Его помощи, может попросить Бога просветить его разум, помочь сделать этот выбор, может почитать Священное Писание. Когда у человека действительно сложный выбор, его спрашиваешь: «Как считаете, что Священное Писание говорит в этом случае? Как Вы должны поступить?», и человек воцерковленный, хотя бы немножко знакомый с Евангелием, сам говорит правильный ответ.

Поэтому, по сути, очень часто ответы мы уже знаем, мы уже знаем, как выглядит воля Божия о нас в том или ином конкретном случае или в более широкой перспективной жизненной картине. Но нередко мы стремимся переложить эту ответственность на других людей (священника, духовника,  старца), забывая о том, что каждый из нас призван к тому, чтобы стать совершеннолетним христианином, стать тем, кто может свободно принимать решения. Но принимать их именно на основании того, что у нас есть опыт христианской жизни, есть христианский взгляд на мир. Поэтому мое решение в конечном счете будет всегда именно моим.

Узнать волю Божию очень просто: достаточно открыть Евангелие, ту книгу, где Христос эту волю возвещает. Об этой воле говорят и ветхозаветные пророки, и Ветхий Завет с самых первых страниц, и Новый Завет до последних страниц. По сути, это и есть учебник, это и есть описание воли Божией о каждом из нас. А то, как применить эти общие правила или эти общие ориентиры в тех или иных конкретных условиях нашей человеческой жизни, – это и есть наше духовное движение, наше духовное развитие и поиск той главной волевой составляющей нашей жизни, которая приводит к какому-то решению.

Нельзя быть настоящим христианином, просто лежа на диване и ничего не делая, как нельзя быть полноценным человеком в пассивности. Какие бы красивые идеи нас ни посещали, в какие бы красивые формы мы их ни заключали, все-таки самое главное – сделал я что-то в моей жизни или не сделал. Вот это и есть воля Божия, осуществившаяся или неосуществившаяся в моей конкретной человеческой жизни.

А как небесная воля Бога может осуществляться на земле?

– В прошении мы говорим: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Небесная воля, небесный мир (мы говорили об этом в одной из предыдущих передач) – это некий идеальный мир Божественных законов, которые мы можем увидеть в окружающем мире. Например, движение планет, те или иные константы, физические и математические правила и так далее. Поэтому здесь опять же берется образ некоего правила, некоего идеального закона и идеального мира и проецируется (или опускается) уже на нашу земную реальность.

То есть, молясь о том, чтобы была воля Божия, мы не просим Бога сделать то, чего хотели бы мы. Ведь очень часто в нашей молитве мы говорим: Господи, сделай вот то-то и то-то… Не задумываясь о том, действительно ли это нам нужно в долгосрочной перспективе. Или это просто некое желание, подобное желанию ребенка, который в магазине просит маму купить сладости или очередную ненужную игрушку.

Молитва о том, чтобы воля Божия реализовалась на земле, означает доверие. Это означает, что жизнью каждого человека руководит не просто какая-то слепая судьба, фатум, что он не просто частица в мире, где миллиарды других таких же частиц, которые в виде броуновского движения просто сталкиваются друг с другом, но жизнь приобретает цель, в жизни возникает надежда. Есть воля Божия о моей жизни. Если Бог ставит меня в те или иные условия, пусть даже очень тяжелые, непонятные для меня, в этом есть некая цель. Я должен чему-то научиться, пройти эту школу жизни, воспитать свою человеческую волю (не просто в общечеловеческом понимании силу воли, а внутреннюю энергию) и все то, что даровал мне Бог, умел направить в нужное русло.

Мы в Евангелии видим, что Христос в самый тяжелый момент, предшествующий крестной смерти, в Гефсиманском саду, обращается к Богу с доверительным детским обращением «папа»: «Авва Отче! Если возможно, пронеси эту чашу мимо Меня; впрочем, пусть будет не Моя воля, но Твоя». Поэтому Бог – это не просто какой-то джинн из лампы. Мы считаем, что должны произнести ту или иную молитву, прийти в храм, поставить свечку, постоять на молебне или на Божественной литургии, прочитать ту же молитву «Отче наш» – и все будет так, как хотим мы. А молитва звучит так: «да будет воля Твоя». То есть: «Я доверяю Тебе, Господи, что и в этих условиях я не один, что и в этих условиях Ты со мной. И в этих, часто безысходных, как мне кажется, условиях есть некий внутренний потенциал».

Христос именно с этой молитвой идет на Голгофу. Он идет туда, где Евангелие вроде бы завершается; завершается совершенно бесславно, позорно. Красивые слова, Нагорная проповедь, эти многократные чудеса, исцеления, встречи с толпами людей, притчи, научения – все прибивается на Крест. Вроде бы никакого выхода уже нет, никакого развития нет, евангельское дело кажется уже совершенно проигранным. Но именно в этом доверии Богу Христос, Богочеловек, показывает каждому из нас, что есть совершенно иной выход – после Креста, после погребения возникает чудо воскресения, чудо новой жизни.

В темноте пещеры, в которой полагают тело Христа, где уже нет никакого Божественного света, где уже привален тяжелый камень, где человек может только заплакать, или уйти, или вернуться к своим обычным человеческим обязанностям, начинает действовать Бог, поскольку Его воля – это не смерть, не конец, не поражение; Его воля – это победа. Победа над смертью, победа над грехом. И стать причастным этой победе, стать победителем вместе с Ним Он приглашает каждого человека, в том числе каждого из нас.

– Наверное, каждому из нас надо иметь терпение и все-таки уповать на волю Божию. Спасибо за сегодняшнюю беседу; надеюсь, мы продолжим разбирать молитву Господню «Отче наш» в наших следующих передачах.

Когда человек молится, он говорит Богу о своих нуждах, проблемах, радостях. Молитва – это великое таинство, которое Господь оставил нам для общения с Ним.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать