Слово (Санкт-Петербург). О молитве «Отче наш»

28 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом.

– Мы начали разбирать молитву «Отче наш». Это особая молитва, ее дал Своим ученикам – апостолам – Господь Иисус Христос, когда они просили научить их молиться. Каждый день мы произносим слова этой молитвы, но не всегда понимаем их смысл. Мы уже разбирали, почему обращаемся к Богу «Отче наш» и что означает «да святится имя Твое». Сегодня поговорим о том, почему христиане молятся о пришествии Царства Небесного. У нас в гостях – доктор богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап.

Почему Христос говорит о Боге, используя образ Царства?

– Христос использует много образов в Евангелии, говоря о Боге Отце, называя Его и Царем, и Пастырем, и Виноградарем, прилагая эти образы к Нему и к Себе. Нужно вернуться к образу мышления человека, который жил две тысячи лет назад. Образы Отца и Царя очень тесно были связаны друг с другом. Речь не идет о какой-то политической форме правления – монархии, демократии и так далее. Речь идет об авторитете, о некоем законе, человеке (если мы говорим о семье, царе), который возглавляет то или иное государственное образование. О человеке, который созидает порядок из хаоса. Этот порядок может показаться чем-то внешним, извне накладываемым, тяжелым, но именно он позволяет жизни человека раскрыться во всей ее полноте.

Очень часто дети не понимают, почему родители говорят им делать то-то и то-то и не делать чего-то. Они имеют перед глазами какую-то краткосрочную выгоду и не видят долгосрочных перспектив. Родители говорят детям, что каждое утро нужно чистить зубы, заниматься спортом, читать книги, а не сидеть в Интернете. Тем самым они заботятся об их будущем. Этот порядок – некие рамки, даже в нашем человеческом понимании. В Евангелии они проецируются на порядок духовного мира.

Есть Царство Божие (Царство Небесное), о котором Христос десятки раз упоминает в Евангелии. Познание этого порядка не просто рациональное познание, но научение вхождению в этот порядок, вписывание в него своей жизни – и отражает прошение о Царстве. Здесь надо отметить, что Христос в Евангелии говорит такие слова: «Царство Божие внутри вас». Это не что-то внешнее, не какие-то бремена. И христианство, православие было бы неправильно понимать как систему внешних предписаний,  возлагающихся извне на человека, который должен что-то прочитать, соблюдать какие-то посты, посещать определенные богослужения. Речь не об этом, а о том, что Царство Божие – это некий внутренний потенциал, это тот образ Божий, который заложен в каждом человеке.

Именно поэтому Христос, говоря молитву «Отче наш» (и в других евангельских местах о Царстве Божием), как раз говорит о том, что цель жизни человека – раскрыть в себе этот потенциал, заглянуть внутрь себя.  Не искать каких-то внешних империй, царств, не пытаться самому стать царем – царьком своей жизни, как это часто бывает, когда мы создаем свои человеческие правила или, наоборот, разрушаем правила окружающей жизни: законодательные или нравственные. А потом люди смотрят на свою жизнь и удивляются, почему они оказываются у разбитого корыта.

Действительно, человечество неоднократно пыталось построить царство на земле, построить какие-то империи – великие или малые. Если мы посмотрим: Римская империя исчезла, когда возникало христианство. Византийская империя точно так же не существует. Российская империя, империя Третьего рейха и так далее: великие человеческие царства ушли. Но Царство Евангелия, Царство Божие, о котором говорит Христос и которое видимым образом должна возвещать Церковь в своей структуре, в своем благовестии, – живо и продолжает существовать.

– Почему тогда христиане молятся о пришествии Царства Божия?

– Молитва Господня говорит о пришествии, подчеркивая именно динамику духовной жизни. Духовная жизнь христианина – это не просто какое-то статическое положение, состояние человека, когда он принял крещение или сходил на исповедь, приступил к таинству Крещения и после этого может сказать: «Все, теперь я могу жить так, как хочу, создаю свое царство». Как раз нет. Потому Христос, говоря о Царстве Божием, рассказывает несколько притч – историй, где сравнивает его, например, с закваской. Закваска – это кусочек дрожжей, которые вкладываются в тесто, и затем невидимым образом для человеческого глаза происходит процесс брожения, когда мертвая ограниченная масса видимым образом увеличивается по своему объему, может даже покинуть сосуд, в котором находится. Конечно, это химические процессы, но тем не менее это образ, который показывает, что в мертвом и небольшом есть некий большой потенциал.

Или образ семени, о котором тоже говорит Христос: маленькое семечко падает в землю, и из него вырастает большое дерево, под сенью которого гнездятся птицы, получают питание... То, на что можно не обратить внимание, так называемые мелочи жизни, которые очень часто мы отметаем на протяжении дня, на протяжении своей жизни, – это и есть самое главное. Увидеть возможность духовного роста, возможность пришествия Царствия Божия, возможность реализации Евангелия в том числе и в тех моментах, которые, на наш светский и человеческий взгляд, далеки от духовности, от Церкви, от чего-то возвышенного.

Бросить семена евангельского благовестия в какую-то повседневность, в наших детей, наших близких, может быть, не всегда будучи уверенными в том, что они взойдут... Мы видим это, например, в притче о сеятеле, где восходит только четверть всех семян, три четверти семян оказываются бесплодными. Но тем не менее и в этом случае надо надеяться на то, что любой момент жизни, любое обстоятельство, любой человек, которого Господь посылает на нашем жизненном пути, могут стать источником и еще одной ступенькой на пути к духовному росту.

Христос называет Себя: Альфа и Омега – Начало и Конец. Если говорить в более широкой, библейской перспективе, молясь о пришествии Царства Божьего, мы молимся о завершении истории, о конечной точке, о тех событиях, которые образно во многом описаны в Книге Откровения, Апокалипсисе. Часто, говоря об этой книге, читатели забывают о том, что это не просто книга, содержащая описание каких-то катастроф, природных бедствий и так далее. Ее конец, завершение – это идеальное состояние, когда Бог будет «всё во всем», когда мир достигнет гармонии, совершенно нового начала, когда не будет несоответствия, а те законы, правила Царства Божьего, к которым мы сейчас нашими несовершенными силами стремимся, – будут явлены во всей полноте.

– Почему литургия начинается со слов «благословенно Царство»?

– Этот возглас является своего рода приглашением к самому главному богослужению христианства, которое видимым образом представляет нам некий идеал взаимоотношений человека с Богом и взаимоотношений людей друг с другом. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Тем самым отношения Лиц Святой Троицы (Триединого Бога), отношения любви, сущностной любви – это те отношения, которым должен подражать каждый человек, общаясь с ближними и дальними. Открывая литургию этим возгласом, Церковь показывает, что нас приглашают вступить на некоторое время в Царство любви, которое символическим богослужебным образом не просто представляется нам как некая театральная сцена, но это возможность реального живого участия в нем.

Эта любовь, Царство – новый порядок, о котором мы часто забываем, хотя знаем его, ведь заповеди очень простые: «Люби Бога и люби ближнего, как самого себя». Они нам известны, но мы о них забываем, поэтому о них нужно не просто рационально напоминать, но в том числе таким существенным образом давать возможность человеку прикоснуться к тайне Божественной любви. Мы видим, что эта любовь не абстрактна, поскольку после возгласа «благословенно Царство» сразу следует прошение о мире (мирная ектения) – о самых разных нуждах мира. Тем самым христианство говорит, что любовь и Царство – это не какие-то абстрактные понятия, они должны стать конкретными, осязаемыми через каждого из нас.

Царство говорит о том, что речь идет не просто о каком-то давлении. Царь – это не тот, кто подавляет, навязывает подчиненным свою волю, заставляет делать что-то. Вся литургия представляет собой диалог Бога и человека. Бог обращается к человеку через Свое слово, через Священное Писание Ветхого, Нового Завета, через псалмы, апостолов, Евангелие. Это слово конкретизируется в слове проповеди, и собравшаяся община (все вместе) отвечает на Божественный призыв.

Тем самым Бог рассматривает человека в Своем Царстве как партнера по диалогу. Он приглашает его и показывает, что, войдя в порядок Царства Божьего, каждый человек наконец-то сможет обрести самого себя, сможет найти полноту жизни, спасение, которое является еще одним библейским термином. Высшая точка Божественной литургии – это Евхаристический канон, или Анафора – молитва благодарения. Само слово «Евхаристия» означает «благодарение» и показывает нам, что эта любовь является жертвенной любовью.

Христос приносит Себя на Кресте в Жертву и предлагает нам под видом хлеба и вина Самого Себя, чтобы вкусив и причастившись крестной распятой Любви, мы смогли понести ее дальше. Мне кажется, богослужение – это не совсем то, что совершается и завершается в храме. Настоящее богослужение начинается тогда, когда мы выходим из стен храма, выходим из уютного мира, где изображается идеальный сакральный мир духовный, и входим в мир несовершенный, полный страданий, несправедливости, греха и так далее. И здесь каждый из нас должен стать вестником Царства, вестником не только словом, но и делом.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать