Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Константин, что такое медитация и есть ли какая-то разница между молитвой и медитацией?
– Разница колоссальная, огромная. Что такое медитация? Если обратиться к этимологии слова, «медитация» попросту означает «размышление». Кстати, например, у немецкого философа Эдмунда Гуссерля есть очень хорошая работа «Картезианские размышления». «Размышления о Декарте» – так можно вольно перевести на русский язык. Ничего общего с медитациями там нет. А что мы имеем в виду?
На самом деле словом «медитация» обозначается некоторая духовно-религиозная практика, некоторая духовная традиция, которая весьма специфична. И можно поставить вопрос: насколько эти практики сочетаемы с православием, с христианством, насколько они сочетаемы с молитвой? Уже имеет смысл говорить, упоминая слово «медитация», не просто о размышлениях, а об особенностях этих духовных практик.
Сразу необходимо отметить, что акцент в этих практиках делается на сосредоточении внимания как на части наших когнитивных процессов, особенности нашего сознания. То есть по большому счету в этих практиках происходит тренировка внимания. А вот объектом внимания может быть что угодно, и в зависимости от конкретного объекта внимания медитации разделяются на различные виды, классы, типы. Объектом внимания может быть любой внешний объект, например точка или цветок. Объектом внимания может быть какое-то внутреннее состояние; например, какая-то эмоция. Более того, само внимание может быть объектом внимания. Видите, какие есть изощренные в интеллектуальном смысле практики. Например, объектом внимания может быть какое-то слово, какая-то фраза; эти слова или фразы именуются мантрами.
Знаете, мне приходилось читать, что такой фразой может быть даже Иисусова молитва. В некоторых пособиях (подчеркну, в совершенно нехристианских, неправославных) предлагается обращение к Богу сделать медитацией. А в чем же здесь тонкая разница? И есть ли она, эта тонкая разница? Есть. Она в том, что во время медитации мы к предмету нашего внимания относимся просто как к какому-то формальному объекту. Кстати, если это попробовать экстраполировать на такое простое явление, как общение, то ведь общение предполагает какой-то межличностный контакт, буквально какое-то взаимодействие душ, если угодно, личностей. А если во время общения один из собеседников, как бы формально произнося правильные слова по смыслу, на самом деле будет занят совершенно другим (будет просто рассматривать или следить за чем-то другим), то здесь возникает момент подмены, момент манипуляции.
В этой связи, еще раз подчеркнем, медитация принципиально отличается от молитвы тем, что она не есть общение с Богом, даже если объектом внимания во время медитации становятся какие-то молитвенные слова или даже Сам Господь. То есть это чисто формальное делание, формально умное делание, но при этом ум мой занят исключительно какими-то объектами, пусть даже внутренними объектами.
В литературе, которая пытается с духовной точки зрения оценить медитацию, подчеркивается такой момент: медитация – это по большому счету обращение к самому себе, или замыкание на самом себе. Тогда как молитва, напротив, – это раскрытие перед Богом или обращение к Богу. Вот, пожалуй, в чем разница медитации и молитвы.
Еще раз подчеркнем, внешне они могут быть очень похожими, особенно если мы упомянем, например, умную молитву, умное делание – здесь тоже есть момент сосредоточения, момент внутреннего напряжения, но цель и смысл этого напряжения и сосредоточения совершенно иные. Медитация, по сути, – это обращение к самому себе, молитва – это обращение к Богу.
– А проводились ли какие-то исследования влияния медитации на психофизиологическое состояние человека?
– Такие исследования проводились, в отличие от молитвы (мы с вами как-то в передаче упоминали, что есть единичные исследования психофизиологического состояния человека во время молитвы). Исследований, посвященных психофизиологическому состоянию во время медитаций, очень много; масса, просто лавина этих исследований. Многим психофизиологам крайне интересно, что же происходит с организмом во время такого сугубого акцента на процессах внимания.
Сразу можно сказать следующее. Согласно полученным результатам корковая и подкорковая структуры мозга существенно меняют свою активность во время медитации. Но при этом необходимо подчеркнуть вот что: видов медитации, как мы говорили, много, потому что объектом медитации могут быть самые разные объекты. Под словом «объект» мы подразумеваем не просто какой-то внешний физический объект, а какую-то особенность нашей когнитивной деятельности, она тоже может быть объектом (как это ни странно) во время медитации. Мы говорили, что объектом внимания может быть само внимание. Так вот, в зависимости от того, на что мы направляем свое внимание, различают типы или виды медитаций, и психофизиологические особенности при разных видах медитаций весьма разные.
Что можно сказать в целом? Еще раз подчеркнем, что разные корковые и подкорковые структуры меняют свою активность в зависимости от этих видов. В определенных участках мозга наблюдается увеличение активности. Например, увеличение активности быстрых ритмов (гамма, бета), если уж говорить конкретно о физиологии. В других участках мозга может увеличиться активность тета- и дельта-ритмов, что для физиолога, конечно, является характеристикой особенностей функционирования этих областей мозга при разных видах медитации. Есть сообщение даже о том, что в определенной области коры (если не ошибаюсь, префронтальной, попросту лобной) при активной и длительной медитативной практике толщина коры увеличивается, то есть наблюдаются не только функциональные изменения, а буквально структурные, или, как говорят физиологи, морфологические изменения. То есть клетки могут физически меняться во время медитативной практики.
Говоря о психофизиологии медитации, конечно, можно сказать о том, что меняется и ряд вегетативных показателей: давление, частота сердцебиения, дыхание. И во многих работах действительно отмечается, что такое занятие, упражнение или тренировка внимания могут благотворно сказаться на организме. Например, давление может понижаться, частота сердечных сокращений тоже снижается, что в целом говорит как бы об эффекте успокоения или релаксации, что в ряде случаев действительно можно расценивать как определенную терапию, и кому-то это действительно может помочь чисто с медицинской точки зрения.
– А можно ли православному человеку заниматься медитацией? Может ли это как-то повлиять на его духовную жизнь?
– С самого начала мы попытались определить разницу между молитвой и медитацией и выяснили, что разница существенная. Молитва – это обращение к Богу, медитация – обращение к себе. По сути, в этих словах уже есть ответ: что делать православному с медитацией. Лучше ее обойти стороной.
Кто-то скажет: «Но как же? Вы же только что сказали, что она приносит оздоровительную пользу, нормализует некоторые физиологические показатели: давление, сердцебиение, параметры работы мозга». Да, это действительно так, с одной стороны. А с другой стороны, ведь человек верующий перед собой ставит духовную задачу. Какова его духовная задача? Самая глобальная наша духовная задача – спасение. Значит, вопрос мы поставим примерно в таком контексте: каким образом медитация может повлиять на дело нашего спасения? Или: какой результат она может иметь в духовном плане?
Так вот, учитывая, что медитация – это сугубое обращение к себе или сосредоточение внимания на самом себе по большому счету, то, наверно, эта практика обращения к самому себе с духовной точки зрения может взрастить у человека элементарную гордыню. Вот и все. Несмотря на то, что такое когнитивное упражнение действительно может быть полезным для мозга, с духовной точки зрения оно может нанести колоссальный вред душе человека. Еще раз подчеркнем: медитация может взрастить у человека гордыню.
Мы говорили, что одно из условий молитвы – покаяние, чувство покаяния, благоговения. То есть это совершенно другой подход, совершенно разные состояния человека молящегося и медитирующего. Поэтому простой ответ следующий: не надо православному христианину заниматься медитацией.
Подчеркнем еще один момент: тот, кто хочет заниматься такими сугубыми когнитивными упражнениями, или попросту умным деланием (чем на самом деле занимались святые отцы, преподобные подвижники), то не надо это называть медитацией. Мы говорим не просто о словах или о формальном подходе, мы говорим о глобальных смыслах. Чем занимались святые отцы? Они дали нам такую заповедь: «Внимай себе». Конечно, это относилось к монашествующим, затворникам. Но, мне кажется, в какой-то мере это относится и к нам. «Внимай себе». О чем идет речь? Будь внимателен к состоянию своего внутреннего мира: о чем ты думаешь? чем наполнен твой мир, какими впечатлениями? каковы твои чувства?
И важно не просто сосредотачиваться на этих объектах внутреннего мира, а давать им нравственную оценку. Например, так: «То, о чем я сейчас думаю, – это хорошо или плохо? Это Бога оскорбит? Это как-то меня в глазах Божиих умалит или, наоборот, приблизит к Нему?» Наверное, с этой точки зрения можно подойти к Вашему вопросу. И здесь, собственно, ответ: не надо медитировать, надо быть внимательным к своему внутреннему миру. И, подчеркиваю, это не просто пожелание, это буквально та задача, которую нам заповедали святые отцы. Будь внимателен к себе, познай самого себя, чтобы приблизиться к Богу.
– Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу!
Дорогие телезрители, главная задача верующего человека – это спасение своей души. Это спасение невозможно без обращения к Богу, без молитвы. Молитвой мы приближаем свою душу ко Христу. Цели и задачи медитации совсем иные, не имеющие ничего общего с обретением Бога и поиском Царства Небесного. Об этом мы должны с вами помнить, принимая решение: медитировать или молиться.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!