Слово (Санкт-Петербург). Молитва и медитация

7 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.  

– В одной из наших прошлых передач мы говорили о том, что такое умная молитва. Часто приходится слышать, что умная молитва или просто молитва – это то же самое, что и медитация, некое упражнение для ума, которое дает не только душевное, но даже и физическое здоровье. В последнее время многие люди, включая православных христиан, увлекаются йогой, для которой медитация – обычное дело. Тут возникает вопрос: молитва и медитация – это одно и то же? И можно ли в своей духовной жизни использовать практику медитаций? Об этом мы поговорим с сотрудником Института экспериментальной медицины (г. Санкт-Петербург), кандидатом биологических наук протоиереем Константином Константиновым.

Отец Константин, что такое медитация и есть ли какая-то разница между молитвой и медитацией?

– Разница колоссальная, огромная. Что такое медитация? Если обратиться к этимологии слова, «медитация» попросту означает «размышление». Кстати, например, у немецкого философа Эдмунда Гуссерля есть очень хорошая работа «Картезианские размышления». «Размышления о Декарте» – так можно вольно перевести на русский язык. Ничего общего с медитациями там нет. А что мы имеем в виду?

На самом деле словом «медитация» обозначается некоторая духовно-религиозная практика, некоторая духовная традиция, которая весьма специфична. И можно поставить вопрос: насколько эти практики сочетаемы с православием, с христианством, насколько они сочетаемы с молитвой? Уже имеет смысл говорить, упоминая слово «медитация», не просто о размышлениях, а об особенностях этих духовных практик.

Сразу необходимо отметить, что акцент в этих практиках делается на сосредоточении внимания как на части наших когнитивных процессов, особенности нашего сознания. То есть по большому счету в этих практиках происходит тренировка внимания. А вот объектом внимания может быть что угодно, и в зависимости от конкретного объекта внимания медитации разделяются на различные виды, классы, типы. Объектом внимания может быть любой внешний объект, например точка или цветок. Объектом внимания может быть какое-то внутреннее состояние; например, какая-то эмоция. Более того, само внимание может быть объектом внимания. Видите, какие есть изощренные в интеллектуальном смысле практики. Например, объектом внимания может быть какое-то слово, какая-то фраза; эти слова или фразы именуются мантрами.

Знаете, мне приходилось читать, что такой фразой может быть даже Иисусова молитва. В некоторых пособиях (подчеркну, в совершенно нехристианских, неправославных) предлагается обращение к Богу сделать медитацией. А в чем же здесь тонкая разница? И есть ли она, эта тонкая разница? Есть. Она в том, что во время медитации мы к предмету нашего внимания относимся просто как к какому-то формальному объекту. Кстати, если это попробовать экстраполировать на такое простое явление, как общение, то ведь общение предполагает какой-то межличностный контакт, буквально какое-то взаимодействие душ, если угодно, личностей. А если во время общения один из собеседников, как бы формально произнося правильные слова по смыслу, на самом деле будет занят совершенно другим (будет просто рассматривать или следить за чем-то другим), то здесь возникает момент подмены, момент манипуляции.

В этой связи, еще раз подчеркнем, медитация принципиально отличается от молитвы тем, что она не есть общение с Богом, даже если объектом внимания во время медитации становятся какие-то молитвенные слова или даже Сам Господь. То есть это чисто формальное делание, формально умное делание, но при этом ум мой занят исключительно какими-то объектами, пусть даже внутренними объектами.

В литературе, которая пытается с духовной точки зрения оценить медитацию, подчеркивается такой момент: медитация – это по большому счету обращение к самому себе, или замыкание на самом себе. Тогда как молитва, напротив, – это раскрытие перед Богом или обращение к Богу. Вот, пожалуй, в чем разница медитации и молитвы.

Еще раз подчеркнем, внешне они могут быть очень похожими, особенно если мы упомянем, например, умную молитву, умное делание – здесь тоже есть момент сосредоточения, момент внутреннего напряжения, но цель и смысл этого напряжения и сосредоточения совершенно иные. Медитация, по сути, – это обращение к самому себе, молитва – это обращение к Богу.

– А проводились ли какие-то исследования влияния медитации на психофизиологическое состояние человека?

– Такие исследования проводились, в отличие от молитвы (мы с вами как-то в передаче упоминали, что есть единичные исследования психофизиологического состояния человека во время молитвы). Исследований, посвященных психофизиологическому состоянию во время медитаций, очень много; масса, просто лавина этих исследований. Многим психофизиологам крайне интересно, что же происходит с организмом во время такого сугубого акцента на процессах внимания.

Сразу можно сказать следующее. Согласно полученным результатам корковая и подкорковая структуры мозга существенно меняют свою активность во время медитации. Но при этом необходимо подчеркнуть вот что: видов медитации, как мы говорили, много, потому что объектом медитации могут быть самые разные объекты. Под словом «объект» мы подразумеваем не просто какой-то внешний физический объект, а какую-то особенность нашей когнитивной деятельности, она тоже может быть объектом (как это ни странно) во время медитации. Мы говорили, что объектом внимания может быть само внимание. Так вот, в зависимости от того, на что мы направляем свое внимание, различают типы или виды медитаций, и психофизиологические особенности при разных видах медитаций весьма разные.

Что можно сказать в целом? Еще раз подчеркнем, что разные корковые и подкорковые структуры меняют свою активность в зависимости от этих видов. В определенных участках мозга наблюдается увеличение активности. Например, увеличение активности быстрых ритмов (гамма, бета), если уж говорить конкретно о физиологии. В других участках мозга может увеличиться активность тета- и дельта-ритмов, что для физиолога, конечно, является характеристикой особенностей функционирования этих областей мозга при разных видах медитации. Есть сообщение даже о том, что в определенной области коры (если не ошибаюсь, префронтальной, попросту лобной) при активной и длительной медитативной практике толщина коры увеличивается, то есть наблюдаются не только функциональные изменения, а буквально структурные, или, как говорят физиологи, морфологические изменения. То есть клетки могут физически меняться во время медитативной практики.

Говоря о психофизиологии медитации, конечно, можно сказать о том, что меняется и ряд вегетативных показателей: давление, частота сердцебиения, дыхание. И во многих работах действительно отмечается, что такое занятие, упражнение или тренировка  внимания могут благотворно сказаться на организме. Например, давление может понижаться, частота сердечных сокращений тоже снижается, что в целом говорит как бы об эффекте успокоения или релаксации, что в ряде случаев действительно можно расценивать как определенную терапию, и кому-то это действительно может помочь чисто с медицинской точки зрения.

– А можно ли православному человеку заниматься медитацией? Может ли это как-то повлиять на его духовную жизнь?

–  С самого начала мы попытались определить разницу между молитвой и медитацией и выяснили, что разница существенная. Молитва – это обращение к Богу, медитация – обращение к себе. По сути, в этих словах уже есть ответ: что делать православному с медитацией. Лучше ее обойти стороной.

Кто-то скажет: «Но как же? Вы же только что сказали, что она приносит оздоровительную пользу, нормализует некоторые физиологические показатели: давление, сердцебиение, параметры работы мозга». Да, это действительно так, с одной стороны. А с другой стороны, ведь человек верующий перед собой ставит духовную задачу. Какова его духовная задача? Самая глобальная наша духовная задача – спасение. Значит, вопрос мы поставим примерно в таком контексте: каким образом медитация может повлиять на дело нашего спасения? Или: какой результат она может иметь в духовном плане?

Так вот, учитывая, что медитация – это сугубое обращение к себе или сосредоточение внимания на самом себе по большому счету, то, наверно, эта практика обращения к самому себе с духовной точки зрения может взрастить у человека элементарную гордыню. Вот и все. Несмотря на то, что такое когнитивное упражнение действительно может быть полезным для мозга, с духовной точки зрения оно может нанести колоссальный вред душе человека. Еще раз подчеркнем: медитация может взрастить у человека гордыню.

Мы говорили, что одно из условий молитвы – покаяние, чувство покаяния, благоговения. То есть это совершенно другой подход, совершенно разные состояния человека молящегося и медитирующего. Поэтому простой ответ следующий: не надо православному христианину заниматься медитацией.

Подчеркнем еще один момент: тот, кто хочет заниматься такими сугубыми когнитивными упражнениями, или попросту умным деланием (чем на самом деле занимались святые отцы, преподобные подвижники), то не надо это называть медитацией. Мы говорим не просто о словах или о формальном подходе, мы говорим о глобальных смыслах. Чем занимались святые отцы? Они дали нам такую заповедь: «Внимай себе». Конечно, это относилось к монашествующим, затворникам. Но, мне кажется, в какой-то мере это относится и к нам. «Внимай себе». О чем идет речь? Будь внимателен к состоянию своего внутреннего мира: о чем ты думаешь? чем наполнен твой мир, какими впечатлениями? каковы твои чувства?

И важно не просто сосредотачиваться на этих объектах внутреннего мира, а давать им нравственную оценку. Например, так: «То, о чем я сейчас думаю, – это хорошо или плохо? Это Бога оскорбит? Это как-то меня в глазах Божиих умалит или, наоборот, приблизит к Нему?» Наверное, с этой точки зрения можно подойти к Вашему вопросу. И здесь, собственно, ответ: не надо медитировать, надо быть внимательным к своему внутреннему миру. И, подчеркиваю, это не просто пожелание, это буквально та задача, которую нам заповедали святые отцы. Будь внимателен к себе, познай самого себя, чтобы приблизиться к Богу.

– Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу!

Дорогие телезрители, главная задача верующего человека – это спасение своей души. Это спасение невозможно без обращения к Богу, без молитвы. Молитвой мы приближаем свою душу ко Христу. Цели и задачи медитации совсем иные, не имеющие ничего общего с обретением Бога и поиском Царства Небесного. Об этом мы должны с вами помнить, принимая решение: медитировать или молиться.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать