Слово (Санкт-Петербург). Возможно ли создание искусственного генома человека?

19 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.  

– В наших прошлых передачах мы говорили о последних достижениях молекулярных биологов на пути создания новых живых организмов в пробирке (при нашем обладании только кинетической информацией и необходимым набором химических веществ). Эти исследования у нас вызывают вопросы: а возможно ли создание организмов, по сложности подобных человеку? Об этом мы поговорим с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики в Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. 

Возможно ли создание искусственного генома человека?

– По всей видимости, возможно. Мы уже говорили о том, что сначала была создана искусственная бактерия, затем уже практически созданы искусственные дрожжи. Это весьма существенный шаг, потому что дрожжевые клетки более сложно устроены, они подобны клеткам человека, это так называемые эукариоты – клетки, которые имеют несколько хромосом. У дрожжей шестнадцать хромосом, у человека, как мы помним, двадцать три пары хромосом. И таким образом получается, что  возможен искусственный синтез генома человека, хотя это и сложно.

Здесь хочется отметить, что есть действительно ряд технических сложностей. Дело в том, что чисто с химической точки зрения ДНК-молекула сама по себе не очень стабильна, это очень длинные полимеры, очень тяжелые полимеры, и без соответствующей белковой поддержки или белкового окружения она весьма нестабильна. Поэтому возникают проблемы синтеза длинных молекул, коими являются сложно упакованные хромосомы, например, таких существ, как человек или другие высшие млекопитающие. То есть здесь есть технические сложности. Но успешные эксперименты с синтезом дрожжевых клеток показали, что эти сложности решаемы. Вдохновленный этими успехами по синтезу дрожжей, дрожжевых клеток, в 2016 году (если не ошибаюсь) американский исследователь-генетик Джордж Чёрч объявил об инициативе по созданию проекта Human Genom Project-write (то есть «геном человека написанный»). До этого, как мы знаем, в начале нулевых годов, был завершен проект «Геном человека», в котором ставилась цель прочитать геном человека. И его прочли. Прочли, то есть выписали последовательность всех букв, а в 2016 году уже ставится задача написания с нуля генома человека.

Безусловно, эта тема вызвала сразу целую бурю вопросов. Во-первых, зачем это надо? Какие цели преследуются? Самый первый элементарный ответ таков: теоретически возникает возможность перекодирования этого генома таким образом, чтобы, например, он не был  чувствительным к вирусам. Такая замечательная перед нами рисуется перспектива, очень заманчивая. То есть, создав такой искусственный геном и каким-то образом внедрив его в наши организмы (хотя это отдельная очень сложная история), теоретически получаем возможность быть совершенно нечувствительными к вирусам и весьма защищенными от них. Но, вне всякого сомнения, сама возможность, сама перспектива этого на самом деле ставит глубокие и серьезные вопросы прежде всего этического и духовного плана, на которые ответов до сих пор нет. И думаю, вряд ли они окончательно могут быть получены.

Но, судя по всему, инициатор этого проекта, запущенного в 2016 году (сам проект рассчитан на десять лет), не смущается этическими проблемами. Конечно же, ученые работают не втайне от общества, но надеются, исполненные оптимизма, что все этические проблемы будут решены и им удастся без всяческого противодействия со стороны общества создать искусственный геном человека. Если такое будет сделано, то как бы уже даже планируется определенная редакция этого генома, с тем чтобы получить идеального человека; идеально здорового человека, но и исполненного всяческих величайших достоинств.

То есть по большому счету здесь открывается тема евгеники, к которой Церковь относится, честно говоря, отрицательно, потому что речь идет ни много ни мало о редактировании природы человека. Что из этого может получиться, сейчас даже невозможно представить. Я даже сейчас не хочу фантазировать на эту тему, здесь что угодно может быть. Но, кстати говоря, на первых этапах, несомненно, возможны ошибки. То есть в результате мы можем получить существ, которые вроде как люди, а вроде и не люди, то есть неизвестно кто. Вы видите, возникают очень сложные вопросы.

Но вернемся к началу Вашего вопроса. Значит, ответ таков: теоретически и уже практически реально возможность реализации этих замыслов вполне осуществима.

– Хорошо, а если появится такой человек, то будет ли у него душа?

– О душе. Мы с Вами как-то говорили об этом в предыдущих передачах, пытались понять природу души. Еще раз заметим, что ближайшим синонимом этого понятия является слово «сознание», столь популярное в современной нейробиологии. И мы с Вами как-то выяснили, насколько я помню, что душа (сознание) обладает очень странными свойствами. Некоторые упомянем.

Наша субъективная реальность всегда единственна. Она видна только мне и Господу, больше никому (может быть, еще прозорливым старцам). Никогда не может душа превратиться во внешний объект, подверженный измерениям. В этом смысле душа неизмеряема, сознание неизмеряемо. Душа не сводится к каким-то составляющим элементам. Можно перечислить ряд совершенно парадоксальных свойств внутреннего мира, или субъективной реальности (или души, или сознания), которые нас подводят к выводу, что душа не имеет физической природы. Это совершенно неожиданный и просто обескураживающий вывод.

Для богослова на самом деле здесь проблем нет. Он понимает: да, природа человека апофатична, или парадоксальна, или антиномична. И главный вывод: душа имеет не физическую природу, она как бы не от мира сего, с одной стороны. А с другой стороны,  Вы сами можете возразить и скажете: «Как же так?» Например, во время засыпания, то есть движения от бодрствования ко сну, наше сознание меняется и явно претерпевает изменения и в какой-то момент выключается; значит, зависит от состояния мозга. Тем самым усугубляется наш парадокс.

А теперь возвращаемся к Вашему вопросу. Если создать структуру, подобную мозгу (или попросту – если удастся ученым создать биологическое существо, имеющее мозг, по сложности сравнимый или даже равный,  тождественный мозгу человека), появится ли там субъективная реальность? Моя личная точка зрения такова: я считаю, что появится, несмотря на всю парадоксальность явления сознания, несмотря на то, что его природа не от мира сего. Я думаю, что появится душа (или внутренний мир) у этого существа. Оно не будет зомби, это будет реально переживающее, чувствующее, понимающее, осознающее существо. Такова моя точка зрения.

– Хорошо, а будет ли душа этого существа обладать бессмертием?

– А вот этот вопрос еще более важный. Мы можем сказать, что и у животных есть субъективная реальность, они же чувствуют. Конечно, по уровню она не тождественна человеческой субъективной реальности, но тем не менее для животных характерны чувства, переживания; может, даже какой-то анализ ситуации, как бы аналог размышлений; несомненно, способность принимать решения. Значит, и у животных есть субъективная реальность. Но Священное Писание подчеркивает, что душа животных (или внутренний мир животных) не обладает свойством бессмертия. Это свойство бессмертия – особое свойство, данное человеку. По толкованию Серафима Саровского, которое я полностью разделяю, это свойство получено человеком в особом Божественном акте, в акте богодухновения. «И вдохнул Господь в лице человека дыхание жизни». В этом акте описывается как бы момент сообщения человеку особой благодати, возводящей человека в ранг богоподобия, которое, в частности, выражается в бессмертии.

Итак, сознание может быть, но будет ли оно бессмертным – очень большой вопрос. Почему? Потому что бессмертие не вытекает очевидным образом из самого факта сознания, или самого факта наличия субъективной реальности. Это особое свойство, данное только человеку. С другой стороны, если подумать, это свойство, это качество было дано, во-первых, не только Адаму, а всей природе человеческой, через Адама всей природе человека (не только же Адам бессмертный, мы верим, что и мы бессмертны).  Значит, если мы каким-то образом в нашей биологической структуре воспроизведем природу человеческую, то возникает вопрос по умолчанию: не возникнет ли это качество бессмертия у той субъективной реальности, которая появится, у этого синтезированного существа?

Но если это так, то получается какая-то парадоксальная ситуация. Она мне почему-то напоминает эпизод со строительством Вавилонской башни. То есть, по сути, люди пытаются создать то, ответственность за что они не могут понести, потому что речь идет о создании не просто биологической структуры, тождественной человеку, а о возникновении у этой структуры сознания, то есть попросту души, и не исключено, что душа этого существа будет бессмертна. И тогда получается, что человек претендует на создателя этих существ, претендует на ответственность о бессмертии этого существа. Это попросту уровень Творца, и может ли на себя человек такое взять? Мне кажется, нет. Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть: на мой взгляд, этот проект весьма подобен строительству Вавилонской башни. Господь волен решить, допустит или попустит  Он осуществление этого плана или нет. Но как будет в реальности, мы не знаем.

– Спасибо, отец Константин, за сегодняшнюю беседу!

Дорогие телезрители! Развитие естественных наук ставит перед нами вопросы, на которые нет простых ответов. Эти вопросы превышают меру компетенции и ответственности человека. Подобное было описано в Священном Писании. Замыслы по строительству Вавилонской башни были остановлены Господом Богом. Как будет сейчас, мы не знаем. Спасибо, что были с нами! До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать