Слово (Санкт-Петербург). Христианство: любовь и наказание

8 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Александром Ранне, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии. 

–  Вступление на христианский путь жизни, обращение к Богу для некоторых людей начинается со сложных или скорбных жизненных обстоятельств. Многие находят объяснение этому в том, что Бог за грехи наказывает тяжелыми испытаниями. Но как такое суждение соотносится со словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, что Бог есть любовь? Об этом мы поговорим с доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, преподавателем нравственного богословия протоиереем Александром Ранне.

Скажите, пожалуйста, как в христианстве соотносится тема любви и тема наказания?

– Само слово «наказание» – от слова «наказ». Наказ – это значит средство обучения. Наказание  ни в коем случае не может быть принесением какой-то чрезвычайной боли, увечий, не дай Бог. Это для того, чтобы научить прежде всего. Любовь не противоречит такому пониманию наказания, и наказание совсем не противоречит любви, если  любовь присутствует у нас в сердце.

Был такой замечательный проповедник – святой Иоанн Златоуст, живший в IV веке, который, отвечая на вопрос, как нужно наказывать своих детей,  говорил, что это надо делать так, как Господь нас наказывает. А как нас Господь наказывает? Он лишает нас Своей помощи. И вот в этом смысле, конечно, стоит задуматься, потому что сама логика этого ответа основана на древнем рассказе автора Книги Бытия о грехопадении.

Мы помним, что в этом замечательном рассказе со многими и многими глубокими смыслами говорится о том, что грехопадение человека заключалось совсем не в каком-то яблоке, а в том, что однажды человек сказал своему Творцу: «Ты мне подарил этот мир – очень хорошо. Вот теперь я буду жить так, как  считаю нужным». «Будете как боги, знающие добро и зло» – помните, да?

Человеку показалось, что он все знает и умеет. Заметьте, что во все времена человеку так казалось. Человеку и сегодня  кажется, что он уже все познал. На самом деле мы видим, насколько это обманчиво, ведь чем больше человек умеет и знает, тем глубже оказываются ямы, которые он для себя роет. И вот действительно, если человек начинает жить по своей собственной воле, он и лишается помощи Божьей.

Причем Бог не оставляет человека. Когда произносится наказание человеку за его отвержение Творца, Господь произносит такую фразу: «…проклята земля за тебя». Что такое земля? Это тот материал, из которого создано все. Вот этот материал теряет благодатное содержание, которое давало человеку право претендовать на вечность. Человек больше не получает доступа к древу жизни.

Когда человек перестает следовать закону Божьему, когда человек перестает быть совершителем тех исторических путей, которые предначертаны Творцом, он попадает в некоторые жизненные тупики. Он ставит себе свои собственные цели, он их достигает теми средствами, которые считает нужными, но теряет Божью поддержку.

Человек, верующий он или неверующий, добродетельный или недобродетельный, все равно с биологической точки зрения постепенно угасает. Мы ведь видим, что в старости некоторые люди становятся беспомощными, глуповатыми, неприятными и так далее. А бывает, они приобретают некоторые свойства, которые позволяют говорить о них как о старцах, как о мудрецах. Или есть такие, знаете, старушки, с которыми радостно быть, потому что они светятся каким-то внутренним светом.

Конечно, если мы читаем Священное Писание, особенно Ветхий Завет, мы там встречаем места, когда нам кажется, что Господь не просто лишает нас Своей благодатной помощи, но и непосредственно наказывает человека. Но я думаю, это только на первый взгляд так. Вот представьте себе: родители лишают помощи своего ребенка, и это действительно иногда кажется жестокостью, потому что без помощи родителей ребенок может оказаться в такой ситуации, которая вызовет у стороннего наблюдателя сострадание.

– Но разве нет здесь определенной жестокости, что именно таким способом Бог отвращает человека от зла? Нет ли более гуманного способа для этого?

– Замечательный вопрос. Конечно, нужно говорить о том, что Богу все возможно. Но есть одно «но»: Бог сотворил человека свободным, и для Него важно, чтобы отношение человека к Богу и  ближнему не было вынужденным, а свободным. И вся библейская история направлена на то, чтобы показать, как Бог находит какого-то одного человека (например, по имени Авраам), создает из этого человека народ, а в этом народе рождается некая культура, в рамках которой люди вспоминают о Едином Боге, Творце вселенной.

И в этой религиозной культуре рождается Спаситель, Тот, Кто нисходит к людям, чтобы показать им истинный путь любви, жертвенной любви, которая только и может привести человека к вечности. Конечно же, мы видим в истории столько несчастий, столько бед, столько разных войн, что думается: «Ну как Господь может это терпеть?» Но посмотрим, кто все это делает.

Это ведь делают люди, которые забыли своего Бога, которые забыли, что Бог есть любовь, что только любовь достойна вечности. Они этой вечности не хотят, для них властность, чревоугодие,  что-то  еще,  этот короткий промежуток времени более привлекательны, чем сама вечность. И они живут по тем законам, которые сами для себя выдумали.

Посмотрите: сегодня человечество все чаще само для себя придумывает законы. Это и закон об эвтаназии – нет чтобы подумать, как облегчить уход человека из жизни, как облегчить его страдания. «Нет, – говорят, – это слишком дорого. Может, лучше помочь сразу уйти». А может быть, этот небольшой промежуток времени, который дан человеку, мог бы привести его к другому осмыслению своей жизни. Или, например, закон о гомосексуальных браках – посмотрите, даже детей отдают в такие «семьи».

Это, конечно, уже некая политика, которая, с моей точки зрения, содержит методики, помогающие сократить численность населения на земле – потому что слишком много людей, они слишком много едят, слишком много ресурсов потребляют. Значит, население надо сократить, значит, нужно найти какие-то методы для этого. И неважно, каковы эти методы.

Вот кто-то на самом деле об этом думает и придумывает эти законы. Можем ли мы сказать, что эти законы действительно являются теми законами, по которым Бог предлагает человеку жить? Нет, конечно. И  те тупики, в которых мы находимся, на самом деле ужасны, но они произошли от человека, человек ведь сказал: «Я сам». Ну пожалуйста, сам хочешь – живи. Поэтому Ваш вопрос мне понятен, но сваливать на Бога вину за человеческое зло, по-моему, бессмысленно.

– Хорошо, батюшка. Но разве тяжелые и неизлечимые болезни детей не являются наказанием для родителей?

– В какой-то степени это, безусловно, наказание для родителей; и, может быть, это незаслуженное наказание. У очень хороших и добрых людей рождаются  больные дети, мы часто это видим. Но, с другой стороны, если они действительно хорошие и добрые, то до конца об этих детях заботятся, это приучает их к настоящей любви, это есть их путь к вечности.

Другое дело, что эти дети рождаются таковыми не случайно. В этом мире причинно-следственных связей все имеет значение. Да, в генах накапливаются какие-то ошибки, которые переносятся из поколения в поколение. И это опять же вина каких-то предков этого человека. Человек един со своей природой и со всеми людьми, он не может быть вне истории. Все это не делает его ответственным за те грехи, которые были у его предков, но он не может не нести последствия этих грехов.

Вот есть такой пример: если отец проиграл свое состояние в карты, сын не может претендовать на это состояние, он не получит это наследство и должен с этим смириться. Так или иначе, мы должны помнить слова из Священного Писания Нового Завета: «Друг друга тяготы носите – и так исполните закон Христов». Мы можем отказаться от этого, но приведет ли нас этот отказ к счастливой жизни? Сомнительно.

Посмотрите – часто взрослым людям кажется: вот одного ребенка родили – достаточно. Ну, двоих, но больше-то ни в коем случае нельзя. Это ошибочное отношение, потому что человек живет не 30, не 40 лет, он живет и 50, и 70 лет. И когда ему 70, а вокруг него большая любящая семья, он способен снова и снова переживать счастье, потому что когда-то он дарил себя, а теперь эту любовь ему возвращают.

А так человек становится одиноким, попадает в дом престарелых, он никому не нужен, никто не радуется встрече с ним. Разве это можно назвать полноценной жизнью? Хорошо, если в этих годах человек обратится к Богу, научится молиться, постарается помочь людям хотя бы молитвой или улыбкой, если не может чем-то другим помочь. Да, это может быть исцелением в его преклонные годы. Но ведь многие замыкаются в себе и превращаются в некое растение, которое растет неизвестно зачем – не видно ни духовной, ни тем более биологической перспективы.

– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнюю беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться.

– Спасибо за то, что меня слушали. До свидания.

– Дорогие телезрители! Мы никогда не сможем понять те страдания, испытания, которые посылает нам жизнь. Но если Бог есть любовь, как говорится в Евангелии, то мы просто должны Ему довериться и почувствовать эту любовь, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась нашего сердца. Спасибо, что были с нами. До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать