Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как Вы думаете, искренен ли интерес к художникам-реалистам? Или все-таки это дань какой-то моде?
– С одной стороны, это, конечно, дань какой-то моде. С другой стороны, это интерес искренний, потому что за стояние в очередях, в конце концов, не платят. Почему это происходит? Наверное, потому, что захотелось вспомнить о том, в какой великой стране мы живем. Потому что такие явления, как Репин, Суриков, Айвазовский, Куинджи, не появляются на ровном месте, они являются результатом довольно долгого и напряженного развития художественной культуры. А если есть художественная культура, то ее качество определяет в конце концов и качество народа, породившего эту культуру, нации, качество государства. Так что за интересом к Репину, Куинджи, Серову, Айвазовскому и так далее, за открыванием заново этого удивительного пласта русской культуры стоит интерес к русскому государству, ко всему тому комплексу, который называется Российская империя.
Нас в течение очень длительного времени пытались убедить (и, наверное, не без успеха) сторонники чаадаевского положения о том, что Россия – это всего-навсего прореха в истории человечества, что России нужно только каяться и извиняться и что она, в сущности говоря, ничего не сделала для мировой культуры. И тут оказывается, что сделала. Мы вдруг обнаруживаем, что Левицкий – художник гораздо более высокого уровня, чем его французские современники. Что именно Матвеев и Никитин – художники петровского времени – являются настоящими продолжателями рембрандтовской традиции в мировой культуре. И такого программного социального реализма, который был в России в XIX веке, по масштабу, по качеству, по добротности мы не встречаем в Западной Европе.
И, конечно, это еще и радость общения с высоким уровнем художественного, потому что искусство XIX века основывается на добротной академической традиции. Посмотрите, как интересен этот реализм: от Семирадского до Крамского, от Репина до Константина Маковского. Здесь охватываются все сферы интересов: от театрально-мажорного, как у Константина Маковского, до обостренно социального у Владимира Маковского. Мы это видим даже в пределах одной семьи.
Такой полюс определился еще при более раннем этапе – в эпоху романтизма и классицизма. С одной стороны, Александр Иванов, очарованный классицизмом и темой Мессии; искусство как миссия, проповедничество, искусство духа. С другой стороны, его современник Брюллов, где интерес сконцентрирован на жизни плотской, жизни как радости, как празднике. И академическая школа удовлетворяет требованиям и того, и другого направления.
– Если говорить о Репине и Серове, то обычно их упоминают в связке, как будто они – одно целое или один – продолжение другого. Так ли это на самом деле? Или все-таки есть какое-то принципиальное различие между ними?
– Совершенно очевидно, что они продолжают один другого. Разница между ними 21 год. Репин родился в 1844 году в Чугуеве. Серов родился в 1865 году в Петербурге в семье композитора Александра Серова. Серов учился у Ильи Репина (неформально учился) и до конца жизни считал себя его учеником. Он был поклонником репинского таланта и считал Репина первым художником своего времени, отнюдь не себя, хотя цену себе Серов очень хорошо знал.
Конечно, репинская традиция продолжается в Серове, в его творчестве, но при этом есть и различия, и различия весьма существенные. Дело в том, что Валентин Александрович занимает (в силу факта своего рождения) место как бы промежуточное между передвижниками (а он был передвижником) и мирискусниками (а он был мирискусником) – то есть это искусство обостренной социальной темы. А именно такую задачу ставило товарищество передвижных выставок; своим творчеством они стремились изменить нравы в России, смягчить эти нравы. Некоторые их вообще считают революционерами в искусстве, и кто-то, наверное, таковым был. Ведь какие темы появляются у передвижников? «Кочегар» у Николая Ярошенко, «Крестный ход в Курской губернии» и «Отказ от исповеди» у Репина.
У Серова мы этого не найдем: он принципиально отличается от товарищества и, кстати сказать, от Ильи Ефимовича Репина. Может быть, потому, что в нем присутствовало уже разлагающееся зерно разочарования. Ведь декаданс и серебряный век появляются в лоне разочарования, на этой теме разочарования. У Серова нет того, что присутствует у Ильи Ефимовича Репина. Когда мы смотрим даже не большие работы Репина, а его рисунки (а их он сделал огромное количество, не думая о технике), мы ощущаем в Репине человека толпы; человека, который существует в этой жизни, внутри ее. Его источник творчества – сама эта жизнь. У него удивительная страсть высказаться; сначала понять, а потом высказаться, декларировать какую-то идею, которой он в данный момент был переполнен. Это во-первых.
У Серова мы такой страсти не увидим. Это человек, который зажигается скорее от литературы и держится чуть-чуть отстраненно от жизни. Казалось бы, странно, ведь он один из тех немногих, кто вышел из Академии художеств в протест событий 1905 года. Он принимал довольно активное участие в Союзе русских художников в журнале «Мир искусства». Но при всем том всегда была эта отстраненность. Современник Репина и Серова, друживший и с Репиным и с Серовым, Борис Асафьев говорил о том, что у Валентина Александровича присутствовала некоторая прохладность, некоторая отчужденность, неслиянность со своим временем.
В отличие от Ильи Репина, который был плоть от плоти и кровь от крови своего времени. Менялось время – менялся Репин: менялись его взгляды, менялась его живописная техника. Он удивительно различен, причем различен, почти одновременно существуя в нескольких этажах, и в каждом из этих этажей, в каждой из этих ипостасей он был совершенно искренен. А у Серова мы видим совершенно иное.
И еще одно обстоятельство. Обратите внимание, Репин в нашем представлении – это даже не портреты, это большие, монументальные эпические полотна, удивительно различные по тематике. «Воскрешение дочери Иаира», «Николай Мирликийский останавливает казнь» – религиозная живопись. «Бурлаки на Волге» – совершенная противоположность; образ страдающей и готовящейся к взрыву России, такой народнический живописный манифест. Эта картина висела в Мраморном дворце у великого князя в бильярдной. «Крестный ход в Курской губернии», «Отказ от исповеди», «Запорожцы», «Митинг на кладбище Пер-Лашез». И одновременно с этим он пишет «Заседание государственного совета...» Огромные произведения! И каждое из них, еще раз повторю, искреннее.
У Серова мы такого не встретим. Блистательная череда портретов, каждый из этих портретов удивителен, почти нет неудач, но высказаться вот так масштабно у Серова почему-то не было желания. Повторяю, здесь сказывается его неслиянность с происходящим внутри страны. И в этом отношении он, конечно, человек мира искусства – чуть отстраненный. Он создает свой мир.
Илья Ефимович Репин стремился подглядеть искреннее, настоящее, подлинное в человеке и потому очень долго работал над портретом, пытаясь его постигнуть всесторонне, диалектически (еще и еще раз проверить – еще одна удивительная черточка). У Серова мы встречаем другое: он создает образ для каждого портретируемого, а если этого образа не наблюдает, он его придумывает. Это персонажи, в известной степени созданные не наблюдением Серова, а воображением, и в этом, повторюсь, он очень характерен для серебряного века.
– Очень интересная тема, хочется говорить и говорить, но, к сожалению, время передачи подошло к концу.
Дорогие телезрители! Талант художника подчас способен выразить идею своего времени, глубину проблем гораздо понятнее и объемнее, чем иные философы или историки. Но, как известно, времена возвращаются, а вместе с ними классики искусства вновь становятся современными.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!