Слово (Санкт-Петербург). Искусство общения

13 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гость программы - Альфред Александрович Щеголев, доцент Института психоанализа, врач-психотерапевт. 

– В наше время коммуникабельность считается хорошим и полезным качеством для людей любой профессии. Как здорово не теряться и чувствовать себя как рыба в воде в любом окружении, с любым человеком находить общий язык и общие темы для общения. Древние греки к общению относились как к особому виду искусства, которое очень сильно помогает в жизни. Когда у нас не было компьютеров и телефонов, люди чаще встречались и общались друг с другом. Но сейчас искусство общения во многом утрачивается. Отчего же так происходит? Об этом мы поговорим с врачом-психотерапевтом, доцентом Института психоанализа Альфредом Александровичем Щеголевым.

Общительность – это свойство характера или все-таки поведенческая черта, необходимая для выживания в обществе?

– По-разному. Дело в том, что люди делятся (с легкой руки Юнга, великого психолога  XX столетия) как бы на два типа – экстравертов и интровертов. Экстраверты живут внешними впечатлениями, внешними контактами, ждут от внешнего мира чего-то значимого для себя. Они как бы целиком вовне. А есть люди – интроверты. Это не значит, что они какие-то странные, больные, просто у них направленность психической деятельности внутрь: они больше живут внутренней жизнью, больше склонны к созерцательности, размышлению. Они достаточно глубокие люди, им действительно иногда открываются истины, требующие особого глубинного сосредоточения. Мы все разные. По-моему, какой-то священник сказал, что мы все – испытание друг для друга. Абсолютно точно.

Бывает так, что от людей общительного порядка утомляешься. Они как тамада по жизни: им бы выпивать, закусывать, произносить тосты, всех теребить, всех увлекать в какое-то мероприятие, путешествие и так далее. Они живут бурной жизнью. В этом есть свои плюсы, безусловно, и замечательно, что такие люди есть. Обычно они весельчаки, оптимисты по жизни, очень приятные, быстро располагающие к себе люди.

Понимаете, есть «Винни-Пухи», а есть «ослики Иа». У Винни-Пуха все понятно: «Чего Иа страдает? Хвост потерял – значит, надо найти хвост». А Иа теребит свои раны, он меланхоличен, все у него не то. Помните мультфильм? – «А какой был шарик?» – спрашивает он у Пятачка. – «Зеленый». – «Мой любимый цвет»...

Давать какую-то оценочную характеристику людям общительным и необщительным, наверное, неправильно.

– Может ли возникать депрессия из-за неразвитости коммуникативной функции?

– Обычно к депрессии склонны люди несколько деспотического склада; они имеют достаточно большой заряд агрессивности и сбрасывают свою агрессивность вовне. Необязательно, что такой человек дерется, но он командует, всех строит, направляет. И пока он командир, начальник – все замечательно. А потом, когда в силу разных обстоятельств он лишается такого статуса (предположим, возраст, какие-то болезни или просто так сложилась судьба), то агрессивность остается, а вовне ее не принимают. Ведь пока такой агрессивный человек сбрасывает свою агрессивность, он чувствует себя по пословице: сделал гадость – в сердце радость. Не совсем так, конечно, но что-то подобное. А потом, когда окружающие начинают оказывать ему какое-то сопротивление, удовлетворения от разрядки агрессивного импульса у него нет, и он направляет свою агрессивность на самого себя, возникает явление так называемой аутоагрессии.

Аутоагрессия есть депрессия, потому в депрессии всегда различные суицидные мысли, намерения, иногда даже действия. Сказать, что это связано с общительностью... не знаю, насколько деспотичные люди общительны. Наверное, по-своему общительны. Но у них такая специфика во взаимоотношениях с окружающими.

Размышлять, что, дескать, человек потерял общение и в связи с этим впал в депрессию?.. Наверное, такое возможно, если это очень общительный человек, так называемый гипертим – все у него хорошо, замечательно, кругом полно друзей. Если вдруг у такого человека оказалась бедная стимулами среда, то он впадает в уныние и очень ждет того момента, когда можно опять взорваться радостью, найти единомышленников, соучастников какого-то действа. Обычно это очень деятельный человек, он вовлекает в эту деятельность окружающих, а те сами не понимают, почему идут за ним. Вот есть в нем такой «магнит».

А взять меланхолического склада человека, интроверта к тому же: нет вокруг него народа – и не надо, он сам с собой общается прекрасно. Он за ребенка себя выдает, со своими игрушками занимается, за них разговаривает, и ему вполне хорошо. Это не значит, что его надо обязательно «выворачивать»: «Да ты общайся! Ты должен!..» Ничего не надо! Люди всякие нужны, люди всякие важны.

– А что тогда способствует формированию общительности?

– Вообще общительность имеет развитие, все идет с самого раннего детства. Скажем, маленький ребенок до двух лет проходит период, когда у него формируется доверие или недоверие к окружающему миру. Доверие, конечно, лежит в основе общительности. А кто обеспечивает это доверие или недоверие к окружающему миру? Мама. Если мама его любит, лелеет, то все замечательно; контакт с мамой для него – абсолютная гарантия его жизненного счастья. Этот опыт он несет в себе и проецирует его в последующем на всех людей, с которыми встречается. Тогда есть и доверие, и любовь, и интерес к окружающим. Опять-таки если не было каких-то травмирующих факторов, которые пресекли его общение; например, какая-то болезнь, долгая госпитализация. И все равно если в самом зачатке все было замечательно, то человек потом опять выравнивается – и все у него будет хорошо.

И еще вот в чем дело. Для того чтобы общение было удовлетворительным, удовлетворяющим обе стороны (или несколько сторон), обязательно должна быть дистанция: надо держать интерес другого человека, быть для него как бы определенным фокусом. Помните, линзы: мы их приближаем или удаляем, чтобы найти определенное положение линзы над поверхностью, точку сосредоточения, когда совершенно четкое изображение. Чуть дальше отводим линзу – изображение размывается, ближе – тоже размывается. Вот нечто подобное мы ищем в общении.

Когда люди встречаются друг с другом, они только обмениваются фантазиями относительно друг друга. И понятно, что они не столько общаются, сколько воображают это общение. А потом, когда весь этот иллюзорный флер уходит, очень важно, чтобы между ними оставался какой-то зазор, какая-то тайна, вот это фокусное расстояние. Потому что когда слишком близко – плохо, слишком далеко – тоже плохо.

Например, он встретил ее, влюбился. Она в одном городе, он – в другом городе. Между ними переписка онлайн, они все ближе и ближе, пишут письма, все замечательно. Потом судьба им улыбается  – они уже вместе, становятся все ближе и ближе; наконец – совсем близко. И вроде бы они уже сошлись и уже дышат в унисон друг с другом, но тут вдруг происходит некая интересная вещь – начинает работать сила отталкивания. Это не значит, что кто-то разлюбил или возненавидел; просто фокусное расстояние потерялось – и уже общение с человеком становится тягостным, неинтересным.

Всегда интересно, когда в другом человеке есть какая-то тайна. Как говорил Чехов: «Никто не любит в нас обыкновенных людей». Вот что-то необыкновенное должно быть, и человек должен своим поведением, своей внешностью как бы подпитывать эти фантазии. Если все это разрушается и фокусное расстояние пропадает, то отношения носят довольно формальный характер, иногда возникают взаимные упреки: «Почему сейчас все не так, как раньше?..» А потому, что нарушился закон дистанции.

Нужно держать определенную дистанцию; с разными людьми по-разному. Даже с близкими нужна определенная дистанция. Потому что иногда близкие люди буквально лезут тебе в душу, да еще с ногами – этого делать нельзя. У каждого разное фокусное расстояние (нет какой-то четкой, математически выверенной дистанции, это интуитивно нужно чувствовать), но оно должно быть обязательно. Всегда должно оставаться что-то недосказанное, что-то непрочитанное в поведении человека, какая-то загадка, тайна. Тайна всегда влечет. Потому что мы воспринимаем мир не только непосредственно, а через призму нашего воображения, наших представлений, фантазий. Если фантазия богатая, если человек творческий, он, конечно же, своего любимого наделяет этой фантазией: если это любовь, там будет любовная поэзия, там будет музыка любви.

Так же, как хорошего руководителя тоже наделяешь какими-то качествами; вроде бы у него их нет, а ты думаешь: «Ах, какой руководитель! Какой замечательный организатор! Как у него все замечательно!» Я не говорю о том, что «давайте говорить друг другу комплименты», – дело не в этом. Хотя Булат Окуджава и пел об этом песню. Но важно, чтобы не только комплименты были, но чтобы оставался и зазор. Когда очень далеко – это очень плохо, когда очень близко – тоже плохо, а поиск фокусного расстояния – это то, что необходимо для общения.

– И все-таки необщительность – это личностная проблема? Или это реакция человека на свое окружение?

– Это может быть и поведенческой реакцией  на свое окружение. Потому что окружение может быть не моим. Скажем, мне неинтересны люди, которые проводят время так, как они проводят; я не нахожу с ними душевного резонанса, мне это неинтересно. Поэтому с ними я замкнут, закрыт. Когда я нахожу близкого человека по духу, по ценностной ориентации, по интересам – все открывается мгновенно, и это великое счастье. Счастье великое – иметь хорошего друга. Не только иметь любовь, но и друга тоже. Вообще в семейных отношениях очень важна дружба между супругами, потому что страсть необходима на первых порах, она, собственно, и вовлекает в общение, но потом страсть так или иначе остывает (и она не может быть другой). И если за это время формируется дружеское участие, общие интересы, общие увлечения, какая-то совместная жизнь, общность судьбы – это замечательно. Общение в семье с близким человеком – это благо великое.

– Спасибо, Альфред Александрович! Нам всем надо учиться держать фокусное расстояние для теплого, хорошего общения.

Дорогие телезрители, мне хочется закончить нашу сегодняшнюю программу словами писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». Давайте же не будем лишать себя такой роскоши.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать