Слово (Санкт-Петербург). Притча о неверном управителе

20 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии.

– Сегодня мы разберем одну из самых сложных евангельских притч о неверном управителе. Ее главный герой – человек непорядочный, обманщик и вор. Господин отстраняет его от управления своим домом. А неверный управитель, в свою очередь, призывает должников господина и советует им исправить долг в расписках: тем, кто был должен сто мер масла, советует написать пятьдесят мер, сто мер пшеницы переписать на восемьдесят. И дальше говорится: «И похвалил господин управителя неверного». Почему же так происходит?

О скрытых смыслах этой маленькой иносказательной истории мы сегодня поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

Отец Владимир, почему Иисус Христос в качестве примера выбрал человека, поведение которого просто не укладывается в рамки общечеловеческой морали?

– Эта притча о неверном домоуправителе, наверное, является самой сложной и непонятной евангельской притчей, и ее стоит рассматривать с точки зрения от противного. В центре притчи стоит не столько этот человек, а ряд моментов, связанных, прежде всего, с доверием. Этот человек является не положительным образцом, а отрицательным образцом человека, который не оправдал возложенного на него доверия. То есть он не раб, не слуга в античном понимании этого слова; он, говоря сегодняшним языком, своего рода финансовый директор. Это тот человек, которому полностью было поручено имение; богатый человек не занимался какими-то деталями. И на протяжении нескольких лет вместо того, чтобы приумножать имущество, порученное ему, правильно им распоряжаться, он разбазаривал его на свои какие-то личные моменты.

Поэтому прежде всего Христос, говоря эту притчу, предлагает нам задуматься о том, насколько каждый из нас реализует или не реализует тот кредит доверия, который нам вверен Богом. Поскольку мы приходим в этот мир не потому, что захотели (или не захотели) те или иные таланты, дары (и физические, и интеллектуальные, и материальные). Что-то является результатом нашего приобретения, что-то генетически задано нам, что-то мы получили во время нашего процесса обучения и так далее. Тем не менее все это вверено нам для какой-то другой цели; это инструменты, это не цель.

По сути, вопрос, который поднимает эта притча таким негативным образом, – это вопрос о том, для чего и как я использую все то, что Господь мне дает в моей жизни: время, силы, возможности, чувства, разум и так далее. Куда я это все направляю: на самого себя, разбазариваю совершенно бесцельно, занимаясь чем-то, что мне кажется важным,  нужным? Не задумываясь о том, что, поскольку это не мое, рано или поздно мне придется дать ответ. И ответ мы будем давать именно перед лицом Того, Кто нам даровал жизнь, то есть перед лицом Божиим.

Поэтому эта притча говорит о некоем аудите, говоря финансовым языком, который выявляет кражу, хищение и так далее. Некий аудит, уже духовный, будет подведен на исходе и нашей человеческой жизни, и мы тогда совсем по-другому взглянем на нее. И поймем: очень многое из того, что нам было вверено, доверено, мы использовали совсем неправильным образом, и много ресурсов, нереализованного потенциала, что было в нашей жизни, утекло, потрачено совершенно неверным образом.

Это действительно проблема очень многих людей, которые необязательно даже на пороге старости, на закате жизни оглядываются назад. Но это может быть так называемый кризис среднего возраста, когда человек смотрит на свою прошедшую жизнь и понимает, что прошло уже тридцать, сорок, пятьдесят лет… А как он жил, для чего он жил? Эти годы уже не вернуть, они ушли сквозь пальцы как песок...

Поэтому, по сути, мы видим, что тот кризис, который возникает в жизни этого домоуправителя, имеет не только функцию некоего суда (по-гречески «кризис» означает «суд»), но вместе с тем эта сложная жизненная ситуация предлагает ему задуматься о том, что в ней можно сделать. Поэтому в рамках своей испорченной натуры и тех межчеловеческих, не совсем легальных законов (по принципу «ты – мне, я – тебе») он пытается списать долги должников своего господина. Тем самым он его как бы еще раз обворовывает, снижая суммы в этих расписках. Тем не менее он понимает, что эти люди будут должны ему, когда он окажется без работы. А в притче он говорит: «Копать не могу, просить стыжусь». Он надеется, что эти люди каким-то образом, поскольку финансово они теперь от него зависимы, помогут ему на уровне межчеловеческих отношений и связей.

И Христос эту притчу завершает словами о том, что сыны века сего в какой-то мере иногда оказываются более ловкими, более мудрыми, более изворотливыми, если хотите, чем сыны света, то есть христиане. Отсюда еще один важный посыл этой притчи – задуматься христианам (прежде всего), а вместе с ними и вообще каждому человеку о том, насколько мы живем импульсивной, живой, настоящей жизнью. Или мы просто влачим наше существование? А потом удивляемся, почему у нас в жизни (и в духовной, и в материальной) нет того, другого, третьего. Не понимая, что, как вот у этого отрицательного персонажа из притчи, каждый день у нас появляется много шансов для того, чтобы начать что-то новое, чтобы восстановить или создать какие-то новые отношения, чтобы исправить прошлое…

Что происходит в кризисные моменты нашей жизни, когда нам кажется, что все совершено, никакого пути нет, и у нас опускаются руки? Господь говорит о том, что и самые тяжелые жизненные потрясения, самые тяжелые жизненные испытания могут стать возможностью увидеть новые двери, которые открываются перед нами. Но для этого, конечно, нужно встать с дивана, открыть глаза и посмотреть на все то, что в нашей жизни присутствует.

– Что означают слова притчи: «приобретайте себе друзей богатством неправедным»?

– Конечно, это не означает, что богатством неправедным можно купить дружбу, или прощение у Бога, или успокоение совести. Это не означает, что если человек приобрел капитал каким-то нечестным, незаконным образом, то он может подать милостыню или совершить пожертвование в какой-нибудь благотворительный проект и тем самым спать спокойно. Будучи уверенным в том, что он купил некое прощение, купил свое спокойствие – и теперь у него нет никаких обязательств по отношению к другим людям.

Здесь речь должна идти о том, что неправедное богатство (или вообще богатство) – это не только средства. В притче это действительно неправедное богатство, оно приобретено нечестным путем, но даже и с его помощью можно в рамках этого нечестного мира каким-то образом прагматически действовать для того, чтобы найти какие-то новые контакты, найти выходы из сложной ситуации.

Христиане понимают под богатством не только материальные вещи, но и время, наши силы, наши внутренние чувства, которыми можно и нужно поделиться с другими людьми. По сути, Господь призывает нас к тому, чтобы то, что мы имеем, мы использовали, говоря языком этой притчи, для инвестирования в других людей. Поскольку полноту жизни человек приобретает не тогда, когда он пытается тянуть одеяло на себя, когда пытается как можно больше загрести себе и иметь у себя, но  только в том случае, когда начинает отдавать. Или учится отдавать (а это очень сложный процесс), и учится делать это ежедневно. Тогда его жизнь приобретает совершенно другое измерение.

В притче о Страшном Суде Христос произносит странные и вместе с тем возвышенные слова. Он говорит: то, что мы совершили по отношению к нуждающимся, больным, к тем, кто находится в темнице, на одре болезни и так далее, мы совершили по отношению к Нему. Так, в самом простом, самом безыскусном деле (согласно в том числе и этим словам) мы можем увидеть отблеск вечности, можем увидеть средство или способ для того, чтобы не делить нашу жизнь на сакральную и профанную составляющие, где «духовная жизнь» (в кавычках) ограничивается только посещением храма, молитвой, чтением Священного Писания. Человек может и должен быть христианином в каждый момент своей жизни, в том числе и в тех ситуациях, которые могут показаться неправедными, несправедливыми. Именно здесь он должен сеять семя Евангельского благовестия и надеяться на то, что в самых тяжелых условиях оно даст всходы.

– Притча заканчивается словами: «Никакой слуга не может служить сразу двум господам». С одной стороны, эти слова понятны. С другой стороны, все-таки требуется небольшое объяснение.

– Христос говорит о том, что нельзя служить Богу и мамоне. Мамона – это ближневосточное божество, которому приносили кровавые жертвы. Это божество было богом изобилия, плодородия, богатства и так далее. Конечно, мы живем в совершенно другом мире, у нас уже нет языческих храмов, нет статуй и кровавых жертв, но тем не менее человек продолжает оставаться в ситуации этого выбора: кому он служит и чему  посвящает всю свою жизнь.

Достаточно оглянуться вокруг: очень часто бывает, что человек в реальном, конкретном смысле этого слова приносит свою жизнь на алтарь этого божества – мамоны. Вначале человек полагает: да, я буду работать больше, чтобы обеспечить свою семью, чтобы купить машину, квартиру и так далее. А затем он настолько входит в этот круг трудоголизма, что уже забывает о том, зачем он это начинал делать. Работа, зарабатывание средств, постоянное увеличение своего благосостояния становятся самоцелью; из изначального инструмента это становится целью, и человек действительно много лет или десятилетий своей жизни в буквальном смысле отдает этому божеству.

Пусть он его и не называет божеством, пусть этот человек, может быть, совершенно не религиозен, но, оглядываясь назад, он видит, что заплатил своей жизнью за игрушки. Когда он был маленьким, у него были детские игрушки. Потом, став взрослым, он пытался приобретать взрослые игрушки, но все равно это были игрушки. И на самом деле, собирая их, стремясь к ним, он не увидел другого выбора. А второй выбор – это любовь к Богу и  ближнему. И, вроде бы работая на благосостояние семьи, он не заметил, как выросли его дети, не заметил, куда ушла любовь, которая была в самом начале брака, и так далее.

По сути, Христос еще раз нам напоминает о серьезности этого жизненного выбора. О том, что каждый из нас платит своей жизнью за то, что мы имеем, за то, к чему стремимся. И это самая дорогая цена – ее не выкупить никакими средствами, никакими достижениями медицины. Поэтому притча призывает нас к тому, чтобы мы помнили: у нас только одна жизнь, и только от нас зависит, как мы ее проживем.

– Спасибо, отец Владимир, за очень важную для каждого из нас беседу.

Дорогие телезрители, сегодня мы разобрали евангельскую притчу, которая учит нас не беспокоиться о том, чего у нас нет. Она учит благодарить Бога за то, что мы имеем, пытаться найти себя настоящих в отношениях со своими ближними, уделять им больше времени, внимания и любви. И тогда наша земная жизнь, которую мы не можем удержать, станет жизнью вечной, которую никогда нельзя потерять.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать