Слово (Санкт-Петербург). Суточный богослужебный круг

7 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

Мы привыкли, что наши сутки начинаются в двадцать четыре часа, поэтому и Новый год встречаем в полночь. А вот в Православной Церкви сутки начинаются с вечера. Вечернее богослужение – это начало нового церковного дня. Откуда эта традиция берет свое начало? О суточном богослужебном круге мы сегодня поговорим с настоятелем храма святых мучеников младенцев Вифлеемских священником Максимом Устименко.

В течение всего дня в православной церкви совершаются богослужения. Почему первое суточное богослужение совершается именно вечером?

– Дело в том, что церковные сутки по традиции начинаются с вечера, скажем, с 17-18 часов. Это достаточно древняя традиция, она уходит своими корнями еще в дохристианские времена. Мы переняли ее еще из иудейских храмовых и синагогальных богослужений.

Почему библейские сутки начинаются с вечера, а не с утра или, скажем, с полуночи, как мы привыкли? Когда мы открываем первую книгу Библии, первую главу Бытия, то читаем, как Бог творит мир. В поэтической форме нам передается, как Господь творил все мироздание, как был создан человек. Я процитирую первый стих первой главы Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорошо, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». И так далее, второй день: и был вечер, и было утро, день второй. И так до шестого, заключительного дня творения. Поэтому по иудейской традиции сутки начинались именно с вечера.

И по сей день в Израиле суббота начинается с пятницы вечера. Забавно бывает, посещая Иерусалим, смотреть, как утром в пятницу перекрыто движение в мусульманском квартале, а к вечеру пятницы перекрывается все движение в иудейских кварталах, которые населены ортодоксальными религиозными иудеями. Примерно с 18 часов вечера наступает шабат, суббота, день покоя. Притом вечер субботы после 18-19 часов уже не считается субботним днем, а считается началом следующего дня, поэтому заповедь о субботнем покое отменяется.

Так было в эпоху до Христа, во времена Христа, до конца первого столетия – а в первом веке христианская Церковь, христианская община еще была очень тесно связана с синагогальным богослужением. Христианская община делилась на христиан из иудеев – иудеохристиан, которые продолжали соблюдать правила иудейской веры, посещать синагогу, и на языкохристиан, которые вливались в эту общую семью, и поэтому иудейские традиции в правилах исчисления времени были унаследованы христианской Церковью.

При этом следует заметить, что время в те древние античные времена было подвижным. Например, на Святой Горе Афон (это монашеская республика, в которой есть множество монастырей, в частности и русский Пантелеимонов монастырь) практически во всех монастырях, кроме двух, время исчисляется по древнему византийскому обычаю. Что это значит? Солнце садится – это астрономическая полночь. И в монастырях стрелки часов каждый раз подводятся: солнце село – это полночь. Поэтому время там очень подвижно, разница во времени достигает зимой семи-восьми часов, а летом двух-четырех часов.

При этом суточный круг богослужений следующий: по византийскому времени есть четыре стражи ночи (и, кстати, такие же стражи были у иудеев) и четыре стражи дня. И соответственно этим четырем стражам и совершается богослужение. Первая стража дня – это время первого часа. Вторая стража дня – это время третьего часа (то есть это суточное богослужение, когда читается третий час). Третья стража дня – это шестой час. И четвертая стража дня соответствует библейскому девятому часу.

В каждый час воспоминаются определенные события. Например, первый час исполнен всякого благодарения Богу за начало нового дня. В третьем  – христиане вспоминают, как Бог ниспослал Духа Святого на апостолов и таким образом родилась Церковь. В шестой час дня мы вспоминаем распятие Христа Спасителя. А в девятый час мы вспоминаем Его крестные страдания.

И соответственно, ночные стражи: первая стража – это вечерня, вторая стража – это повечерие, третья стража – это полунощница, в четвертую стражу совершается утреня. Примерно так в древние времена, скажем, в Студийском монастыре в Константинополе, совершались все богослужения суточного круга. И кстати, примерно по этому же суточному кругу служат монахи западного (латинского) обряда – монахи-бенедиктинцы, поскольку святой Бенедикт Нурсийский сообразовал устав богослужения для монастырей с уставом восточных монахов.

– Отец Максим, какие еще бывают богослужения в течение суток?

– Если мы будем говорить о приходской сформировавшейся традиции, то все эти богослужения, которые когда-то в древности в монастырях совершались раздельно, как правило, у нас совмещены. Например, по традиции мы читаем третий и шестой час перед совершением Божественной литургии. Потому что Божественная литургия не является частью суточного круга. Это совершенно особое общественное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии.

Чтение часов, утреннее, вечернее богослужение – эту традицию мы переняли еще из иудаизма, из храмового богослужения. Поскольку храмовое богослужение не знало таинств, то в христианской Церкви чинопоследование литургии родилось именно внутри первых апостольских общин, и затем передавалось из поколения в поколение. И затем Иоанн Златоуст, Василий Великий зафиксировали эти чины в качестве богослужебных письменных памятников.

В приходской практике, скажем, полунощницу мы не совершаем никогда, разве что раз в год в пасхальную ночь, когда на середине храма лежит Плащаница и последний раз читается канон Великой Субботы, и таким образом все богослужения Страстной седмицы завершаются этой службой – пасхальной полунощницей. Больше на приходах практически нигде и никогда полунощница не служится. Это чисто монастырское богослужение.

Как правило, вечерня и утреня у нас в приходской практике совмещаются, поэтому они совершаются с вечера. В Русской Церкви – так, в Греческой – нет. В Греческой Церкви вечерня и утреня совершаются раздельно. И как правило, утреня совершается перед литургией, а часы совершенно опускаются. В русской традиции такое богослужение совершается как всенощное бдение накануне воскресных и праздничных дней. Греки таких богослужений вне монастырей не знают. Это также именно русская традиция, которая зародилась давно в веках, когда Русь стала христианской. И уже в XVII веке, во времена реформ патриарха Никона, всенощное бдение было известно русскому народу. Поэтому совмещение служб у нас сохраняется в качестве самобытной русской традиции: третий и шестой часы – перед литургией, девятый час, как правило, на приходах совершенно не читается, опускается. Вечерня, утреня и первый час также являются совмещенным общественным богослужением.

 – Конечно, все богослужения очень важны. Но порой работающему человеку просто невозможно по каким-либо обстоятельствам посещать их все. Отец Максим, скажите, пожалуйста, какие богослужения наиболее важны для верующего человека?

 – Конечно, самое главное богослужение для всех христиан – это воскресная литургия, поскольку воскресенье является первым днем недели согласно христианскому календарю. Этот день мы посвящаем Воскресению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этот день назывался в древней христианской Церкви днем Господним. Поэтому самое главное богослужение – это воскресная литургия. И по аналогии, конечно же, литургии двунадесятых праздников.

Но нашей совместной подготовкой для участия в воскресной или праздничной литургии является всенощное бдение, которое совершается накануне воскресного дня или великих и двунадесятых праздников. Поэтому для православных христиан, особенно для работающих, основные службы – это по возможности всенощное бдение, и обязательно – воскресные и праздничные литургии.

Почему для христианина важна воскресная или праздничная литургия? Дело в том, что мы можем за этой литургией стать участниками таинства Евхаристии, и, по идее, христианин в воскресный или праздничный день должен стать участником Евхаристии. Потому что согласно канонам, если христианин, приходя в храм, не причащается, то он должен дать объяснение епископу или своему духовнику, по какой причине он отлучает себя от Трапезы Господней, то есть от участия в причащении Тела и Крови Христовых. Это таинство совершается именно на литургии, вне литургии – в исключительных случаях, когда священник уже с освященными Дарами посещает дом, скажем, болящего человека.

Отрывки из Священного Писания, которые посвящаются праздничному событию или воскресному дню, те или иные тематические отрывки зачитываются в первой части литургии – на литургии оглашенных или литургии слова, как иначе принято называть эту часть. И там же должна звучать проповедь священника, епископа на определенную тему дня или события, праздника. И именно посещая праздничную Божественную литургию, христианин может услышать и «тему дня», и стать участником вспоминаемого в этот день евангельского события.

– Дорогие телезрители, приходите на литургию, когда у вас есть возможность. Ведь Господь присутствует на ней в таинстве Евхаристии. Николай Васильевич Гоголь писал в своей книге «Размышления о Божественной литургии»: «Божественная литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося».

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать