Слово (Санкт-Петербург). Притча о немилосердном должнике

20 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии.

– Притчи занимают важную часть проповедей Иисуса Христа. Сегодня мы разберем притчу о немилосердном должнике. Это история о человеке, которому господин простил очень большой долг, а тот, в свою очередь, оказался немилосердным к своему должнику. И как бы тот ни умолял его – посадил в темницу. Узнав об этом, товарищи рассказали все господину. Разгневанный господин снова призвал к себе этого человека и говорит: «Я тебе долг простил, а ты своего товарища не помиловал», –  и отдал его истязателям. Заканчивается притча словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений его».

О смыслах этой евангельской притчи мы сегодня поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом. В притче Спаситель, отвечая на вопрос апостола Петра, сколько раз прощать своему брату, ответил: «До седмижды семидесяти раз». Что это обозначает? И неужели у прощения нет предела?

– Эту фразу с греческого языка можно перевести по-разному: до 77 раз или до 490 раз (то есть семь умножить на семьдесят). Но как бы то ни было, речь идет о том, что Христос приглашает апостола Петра, а вместе с ним и каждого из нас, подходить к вопросу прощения не просто каким-то образом легалистическим, законным, пытаясь поставить какую-то границу прощения, но смотреть не на количество, а на качество.

Этот вопрос о том, сколько раз прощать ближнему, очень широко и живо обсуждали фарисеи и книжники той эпохи. Кто-то говорил, что это нужно делать три раза, кто-то говорил, что это нужно делать четыре раза. Поэтому, по сути, апостол Петр продолжает эту дискуссию и говорит Христу: «Может быть, семь?»  Вот это число полноты является тем пределом моего человеческого терпения и той границей моего человеческого прощения, за которую я уже дальше заходить не могу. Христос говорит о том, что сама постановка вопроса неправильная; тем самым верхняя граница становится совершенно размытой, она как бы уходит вверх, в небеса, и уже становится невидимой. Поскольку вот это число полноты семь либо еще раз умножается на семьдесят, либо к нему добавляется семьдесят. Тем самым Христос говорит апостолу Петру о том, что вопрос поставлен не так.

Любой человек имеет очень большие сложности с прощением. Мы упиваемся неким собственным правом прощать. И говорим как бы во внутреннем диалоге с самим собой: «Я прощал ему один раз, два. Все, предел моего прощения исчерпан». Иногда и родители могут в сердцах сказать ребенку: «Все уже, я не могу больше терпеть». Но вместе с тем Христос, рассказывая эту притчу, как раз показывает: если мы говорим, как христиане, о том, что наше поведение должно отражать Божие милосердие, любовь и прощение, то прощение Бога по отношению к человеку настолько огромно, что любые человеческие мысли о постановке каких-то наших человеческих границ оказываются совершенно смешными. С точки зрения Евангелия и с точки зрения великой Божественной силы прощения.

Если взглянуть на реалии той эпохи, первый должник был должен царю (или господину) огромную сумму – несколько тысяч талантов. Талант в ту эпоху – это заработная плата где-то за пятнадцать лет. Если мы умножим эти числа, то получим огромную сумму. Некоторые толкователи Евангелия полагают, что это специальный гротеск, преувеличение, поскольку такого количества денег, наверное, вообще не было в Палестине той эпохи. Это огромная сумма. И этот слуга просит у своего господина (начальника, царя) именно о том, чтобы он простил эту сумму. Или, по крайней мере, дал ему некоторую возможность вернуть этот долг. Не требовал бы этого долга с него сейчас, подождал бы, дал ему возможность каким-то образом найти эти средства. Которые, очевидно, ему никакими своими человеческими силами не найти.

И вот здесь происходит как раз великое чудо прощения. Когда ему не просто дают возможность, как мы бы сейчас сказали, реструктурировать долг, перевести его в какое-то другое человеческое измерение, но на основании любви к этому человеку, его семье, его детям, которые оказались в этой сложнейшей финансовой ситуации, этот долг просто прощается. Тем самым Господь, говоря об этой великой сумме прощения в притче,  отвечает и на вопрос апостола Петра. Он говорит о том, что прощение с христианской точки зрения должно стать некой привычкой (в хорошем смысле слова).

Очень часто у нас вырабатывается обратная привычка: видеть что-то плохое, видеть черное, какие-то недостатки. И даже если мы не возражаем  на словах, то где-то в глубине души нередко ведем подсчет этих недостатков. А когда нечто подобное вновь случается – вместо того чтобы обнулить эту ситуацию, каким-то образом ее разрядить, мы говорим: «А, вот он опять поступил точно так же». И вот эти «опять»,«опять»,«опять» (очень часто невысказанные) накапливаются. И потом мы удивляемся, почему распадается брак. Почему дети, которым с самого маленького возраста говорили: «Ты делаешь не так, поступаешь не так», когда становятся совершеннолетними, больше не общаются со своими родителями, не звонят, не пишут и так далее.

– Отец Владимир, господин в притче сначала прощает долг своему рабу, а затем, когда узнает, что он был немилосерден к своему должнику, призывает его и сажает в тюрьму. Разве можно забирать свое прощение обратно?

– Второй долг очень сильно отличается от первого. Если первый долг – это огромная сумма, то второй долг – сто динариев. Это опять же в реалиях той эпохи заработная плата за три-четыре месяца. То есть суммы отличаются на несколько порядков, они не пропорциональны. И речь здесь, мне кажется, идет не о том, что прощение забрали назад, а о том, что сам этот прощенный человек, первый должник, незаслуженно получает полное списание долга. Он оказывается полностью свободен, над ним уже не висит вот этот дамоклов меч какого-то судебного преследования или долговой тюрьмы. Он выходит в пространство свободы. Но вот это пространство свободы одновременно и выявляет то, что находится в душе этого человека. Человек, который получил прощение такой огромной суммы, такого огромного долга, должен выйти радостным из этого царского дворца. Он должен по-новому взглянуть на окружающий мир и помочь облегчить вот эту ношу долга, ношу какого-то бремени всех тех людей, которые находятся рядом с ним.

И вот первый, кого он встречает, это должник относительно небольшой суммы. Но первый прощенный показывает, что в его душе на самом деле ничего не изменилось.  Поэтому позже господин назовет его злым рабом (или злым слугой). То есть он оказался в совершенно новых условиях – любви, прощения, а не закона. И тем самым он как бы говорит: «Да, я готов играть по этим правилам. Я готов принять условия, но когда они обращены только на меня, на мое благо, для достижения моей пользы. Точно такую же систему координат применить по отношению к другим людям я не могу и делать этого не буду».

Конечно, эта притча говорит не только о человеческих отношениях, но и об отношениях Бога и человека. Поэтому в самой главной христианской молитве «Отче наш», молитве Господней, мы читаем очень важные слова: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. «Прости нам наши долги, грехи, как и мы прощаем нашим должникам или тем, кто согрешил против нас». Тем самым эта просьба в молитве является условной: «Господи, поступай по отношению к нам точно так же, как и мы поступаем по отношению к тем, кто находится рядом с нами». Мы не ставим точку в этом предложении: «и прости нам грехи наши…» Здесь стоит запятая, и мы продолжаем это предложение. Если перевернуть смысл этой фразы, получается, что если мы не прощаем нашим ближним, мы тем самым говорим Богу: «Господи, не прощай меня, поскольку я не готов простить вот этих людей».

И, наверное, это тоже очень важный показатель, некая лакмусовая бумажка нашей духовной жизни. Неготовность прощать означает, что либо мы действительно по-настоящему не осознали вот это прощение от Бога, либо мы, подобно человеку из этой притчи, пытаемся выстроить двойную систему координат: одну, которая построена вокруг меня – любые мои поступки и прегрешения должны быть, безусловно, прощены. Но даже если я к этому стремлюсь или это обретаю – я не готов точно так же действовать по отношению к ближнему, я не готов расширить вот этот предел евангельской любви и свободы, которые я пережил, на других людей. Тогда, конечно, не стоит удивляться, что такие люди (и каждый из нас) могут оказаться в этой темнице. И не в том плане, что это какое-то место пыток средневековой инквизиции. Мы сами создаем эту темницу. Нося в сердце вот это непрощение, человек прежде всего вредит именно самому себе.

… Бывает так, что мы месяцами или даже годами ведем внутренний диалог с человеком, который нас оскорбил, и думаем: я бы вот так сказал; или я должен ответить вот таким образом... Этот человек очень часто даже не знает о том, какие переживания в нашей душе происходят. А мы тем самым прежде всего уничтожаем самих себя.

– Хорошо. А все ли можно простить? И все ли надо прощать? И вообще что такое –простить человека? Ведь бывают такие грехи, как предательство, убийство.

– Наверное, стоит начинать не с каких-то таких серьезных прегрешений, а с повседневности. Вот с этой культуры прощения или с некого духовного вектора, направленного на прощение, понимая, что прощение не означает разрушение справедливости. Оно не означает отмену Уголовного кодекса, разрушение каких-то наших общественных основ. Есть преступления – есть и наказание. Есть те люди и органы, которые поставлены именно для этого контроля.

Если мы почитаем 18-ю главу Евангелия от Матфея, где приводится притча, то увидим там и другие слова. Христос говорит: если брат твой согрешил против тебя – обличи его вначале наедине. Если он не кается – возьми двух свидетелей и скажи то же самое при них. Если его внутреннее состояние никак не изменяется, тогда «повеждь Церкви», то есть скажи Церкви. Если и после этого он не меняется, то будет тебе как язычник и мытарь. Тем самым смысл прощения – это не потакание вседозволенности, это не расслабление человека, это не просто наша попытка сказать ему: «Как бы ты ни жил, все равно все нормально, я тебя полностью принимаю в этом твоем нынешнем положении». Мы принимаем человека таким, какой он есть, прощая ему что-то для того, чтобы он изменился.

Прощение – это действительно очень-очень сильный воспитательный, духовно созидающий момент, который является другим полюсом к ветхозаветному или законодательному подходу, связанному с наказанием за грех. Тем не менее, как мы читаем в Священном Писании, милость превозносится над судом, милосердие выше суда. Поэтому если суд, справедливость устанавливают некую нижнюю границу, некие пределы, за которые человек не может выходить, иначе он будет наказан, – прощение и евангельская любовь устанавливают границу верхнюю. Тот идеал, к которому бесконечно в течение всей своей жизни должен стремиться каждый человек.

– Дорогие телезрители, Бог всегда готов простить и требует от нас того же. «Не судите, да не судимы будете, прощайте и прощены будете», – говорит Евангелие. Легко ли? Нет. Возможно ли? Да. Будем просить Бога помочь нам на этом пути.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать