Слово пастыря. Крайности в духовной жизни

28 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь иерея Сергия Гришанова.

Мы неоднократно слышали у святых отцов, что жизнь христианина протекает между страхом и надеждой, жизнь – это путь к спасению. И такое состояние, если человек внимательно относится к своей жизни и к замыслу Божьему о ней, достаточно напряженное: человек боится, страшится гибели своей души и надеется на ее спасение.

И нужно быть очень мужественным человеком, чтобы находиться всю жизнь на какой-то грани, как бы идти по лезвию бритвы. К сожалению, большинство из нас так не могут, и из этого проистекают некие особенности духовной жизни, некие ее крайности. Сегодня хотелось бы об этом поговорить.

С этими крайностями сталкиваешься как священник регулярно в частных беседах, на исповеди, в межличностном общении. С одной стороны, люди говорят (в частности, на исповеди), что Бог их никогда не простит, что Бог такой-то грех простить не может, что они погибнут. И доходит до того, что человек даже боится смерти не как таковой, что он больше жить не будет, а для него смерть и ад – это идентичные вещи.

Я неоднократно сталкивался с таким явлением (начиная от отроков и заканчивая стариками): люди боятся смерти не потому, что смерть вообще как-то неприятна и ужасна для человека, а по той причине, что они ждут ада. Поэтому они всяческими способами стараются избегать смерти, болезни... Это состояние уже предопределенной гибели для себя ужасно, страшно. И мы сейчас поговорим, почему это состояние души ужасно.

А теперь возьмем другую сторону. С этим тоже часто сталкиваешься, когда человек, зная, что есть опасность адских мук, выбирает для себя программу действий. Конечно же, у него есть Евангелие, есть святые отцы. Но если доподлинно следовать Евангелию, это достаточно сложно и, наверное, невозможно, и человек снижает градус своего внутреннего напряжения.  

Допустим, он выбирает какие-то конкретные святоотеческие советы, и чаще всего эти советы лежат в практической области церковной жизни. То есть определенное количество причастий в месяц, определенный состав пищи во время постных дней, постов, определенное количество молитвословий в течение суток (Псалтирь, Евангелие, Апостол, вечерние и утренние молитвы).  Человек создает для себя некие инструкции, которые он должен выполнить.

Что дает выполнение этих инструкций? Человек чувствует себя спокойным, самодостаточным, потому что если выполнишь определенный свод и набор этих правил, то, в принципе, спасение тебе гарантировано. Таким образом человек избегает внутреннего беспокойства, внутреннего страха, чувства неопределенности.

Что мы видим? В одном случае чувство неопределенности толкает человека к поражению, то есть он заранее погиб. В другом случае, если человек, может быть, более силен характером и волевой, его это толкает к борьбе, результатом которой является внутреннее спокойствие. Человек, может, себе не признается, но он внутренне гарантирует для себя это спасение.

Вот две ситуации, два полюса. Как ни странно, в них есть нечто общее – это очень тонкая гордость, которая присутствует и в первом, и во втором случае. Мы часто говорим о гордости, когда человек задирает нос, когда он считает себя лучше других. Но давайте вспомним плоды гордости апостола Иуды, который отчаялся и повесился. То есть отчаяние – это тоже результат и плод внутренней, скрытой гордости. Таким образом, эти два полюса, две крайности, как на некоем фундаменте, стоят на внутренней, скрытой гордыне, которая есть в сердце человека.

Что здесь еще общее? Здесь нет Христа. Конечно, мы берем крайние случаи. Важно понять, что людей абсолютно таких типов, наверное, нет. Но мы берем усредненный тип. В каком смысле нет Христа? Если человек отчаивается и считает, что он погиб и его ждут только адские муки, то, получается, в этом мнении о своем спасении нет Христа, Он вообще не присутствует. Получается, что Он слабый, не любящий, не милосердный, не способный что-то изменить в твоей жизни, что-то сделать с тобой по Своей любви. Христу, то есть Богу, отказано во всемогуществе, в любви и милосердии. Что это? Это не гордыня?

И когда человек себя укоряет, уничижает, но в результате приходит к унынию и отчаянию в своем спасении, это не смирение, это адская гордыня. Из чего она проистекает? Человек трезво и здраво смотрит на свою жизнь и видит, что действительно сам себе не может простить и этот грех,  и тот. Это объективная ситуация? Объективная. Человек видит, что он не очень способен. Это объективно? Объективно. Кто бы спорил? Конечно, он не может спастись. Но если нет Христа, он действительно не может быть прощен, он не может спастись. Потому что сам себя не можешь простить и спасти. Но Христос может, а Христа нет в этой ситуации.

В то же время вот человек, который из кожи вон лезет, скрупулезно выполняя все указания, уставы Церкви и прочее, – там тоже нет Христа. Порой друг друга могут спросить: а как ты спасаешься? То есть не как Христос тебя спасает, а как ты сам спасаешься? Такой человек спасает сам себя? Возможно ли это? Это невозможно в принципе, об этом много веков говорили святые отцы; себя спасти невозможно никаким способом. Потому что все твои усилия тщетны, это мелочь по сравнению с даром спасения. Это дар, это подарок, и это очень важно понять: спасение – это подарок, дар от Милосердного Бога.

И здесь тогда возникает ситуация некой неуверенности: а вдруг Он не захочет? Если отойти от отчаяния или от какой-то самоуверенности в своем спасении и занять нормальную христианскую позицию, то здесь надо дать Богу право спасать нас. То есть человек должен дать внутри себя право Богу спасать нас.

Это кажется очень легко, на самом деле это очень нелегко. Чтобы дать такое право Богу внутри себя, нужно отвергнуться от внутреннего «я», от своего эгоизма, от своего мнения о себе и об окружающем мире, немножко забыть о себе, а это очень сложно. Это целая работа с собой, и то с великой помощью Божией, потому что человек тогда должен жить доверием к Богу, надеяться на Бога, уповать на Бога.

А что у нас происходит? А в нашем сознании Бог такой, что от Него хочется куда-то подальше деться, убежать, хотя не убежишь. Как сказал пророк Давид: если в ад сойду, и там есть Бог.

А почему у нас такое отношение к Богу возникает? Потому, что восприятие Бога формируется с самого раннего детства, через образ отца. У многих проблемы с родителями, многие живут без отцов, есть проблемы их восприятия, потому что бабушка рассказала внуку, какой Бог, пугала ребенка Богом. Потом ребенок возрастает, обращается в церковь, и хорошо, если ему повезло с духовником, это был любящий, мудрый, рассудительный человек, который взял эту душу и понес ее, повел по жизни.

А если этого подростка (юношу или девушку) в церкви запугали? И потом этот человек стал читать Священное Писание, святых отцов и увидел в каждой строчке только такие понятия, как ад, грех, запугивания? Мимо его сознания прошла любовь, милосердие, свобода, радость. Такой человек уже сформирован своим внутренним представлением о Боге. Но это не Бог ему дал такое представление, человек сам сформировал себе (может быть, через свое окружение) такое представление о Боге. Но это представление может быть уродливым, извращенным, скорее всего оно не имеет никакого отношения к Богу.

И здесь нужно большое мужество, глубокая вера, надежда на любовь Божию, чтобы расстаться с таким ложным представлением о Боге как о мучителе, тиране, диктаторе и увидеть в Боге любовь, милость, радость. И, конечно же, самому человеку, наверное, это невозможно сделать. Но если человек будет призывать на помощь любящего Господа Иисуса Христа, просить Его, чтобы Он вразумил, дал верное представление о Нем как о любви, чтобы спас его не по  его делам, не по каким-то  трудам и подвигам, а по Своему милосердию, тогда сердце исполнится надежды на милосердие Божие, на спасение во Христе. И при этом можно быть уверенным, что человек не будет грешить и, может быть, будет жить еще праведнее, потому что у него будет надежда на Христа.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать