Слово пастыря. Заупокойная молитва

15 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь священника Алексия Шумакова.

– Сегодняшняя наша тема проста и одновременно сложна и очень актуальна не только для православного христианина, но и, наверное, для любого человека вообще: заупокойная молитва. Почему мы берем эту тему? Чем отличается живой человек от умершего?

Живой человек может покаяться в своих грехах. Живой человек может изменить свою жизнь. Живой человек может попросить прощения. Живой человек, православный христианин, может причаститься Святых Христовых Таин, очистить свои недуги, свою душу через таинство Соборования. Живой человек может творить дела милосердия и так далее.

Умерший не имеет возможности ни покаяться, ни попросить прощения, ни примириться, ни сделать доброе дело. Он не может сделать фактически ничего из того, что может изменить его вечную участь.

Святитель Феофан Затворник, уроженец села Чернава (бывший город Чернавск Измалковского района Липецкой области), писал в своих творениях следующие строки: «И умершие живут в сердцах живущих через добрые дела свои».

Притча (взята из учебника по русскому языку дореволюционного издания):

Один отец собрал за столом своих детей и начал рассказывать им историю. «Жил один Царь. У этого Царя был помощник, который управлял одним Его островом. Проходит несколько лет, и этот помощник собирается на корабль, чтобы поплыть к своему Царю и дать Ему отчет о своем управлении. На что он рассчитывает? Он рассчитывает на своих друзей, на тех людей, которым он доверял, на близких, на знакомых. И из тех людей, которым он больше всего доверял, на которых надеялся, никто не пошел провожать его к кораблю. Те люди, которые давали ему клятву в преданности, которые служили ему, помогали управлять  островом,  пошли и проводили его до корабля. И те люди, о которых он вообще не думал, на которых  не рассчитывал, но которым когда-то делал добро, сели и поплыли вместе с ним».

Отец заканчивает притчу, и дети не все понимают ее смысл. Он начинает объяснять: «Человек садится на корабль: он умер и идет к Господу дать отчет за всю свою жизнь. За ним не идет ни богатство, ни недвижимость, ни наследство. Все то, ради чего он жил, не следует за ним. Родился в мир наг, из мира нагим и уходишь. Родственники проводили человека до кладбища, до могилы, воздали ему последнее целование, а на сороковой день, как правило, забыли. Что идет за человеком? Идет то, что невозможно истребить ни молнией, ни дождем, ни градом, ни вихрем, ни смерчем. За человеком следуют его дела. Дела плохие, за которые он даст отчет перед Богом, и дела милосердия, дела добра, которые послужат для человека определенным утешением и надеждой на жизнь вечную райскую».

Мы приходим в церковь и слушаем те прошения, ектении, которые читает священник или диакон и во время вечернего богослужения, и во время Божественной литургии: «Безболезненной, непостыдной и мирной христианской кончины у Господа просим». Хор поет: «Подай, Господи!» То есть что мы просим? Священник от лица всех людей обращается к Богу: «Безболезненной, непостыдной (чтобы не было стыдно) и мирной кончины у Господа просим. Доброго ответа на Страшном суде у Христа просим». И возникают вопросы: вообще какова функция Церкви, зачем человек ходит в церковь? Зачем он причащается, кается,  делает добро? Ведь никто на этой земле не будет жить вечно.

Слова Священного Писания: «Не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет». И, наверное, самое главное, зачем человек ходит в церковь, – это не попросить чего-то. Как говорил классик, священномученик Евгений Поселянин: «Какие отношения современного человека с Богом? Попрошайничество». (Это еще в начале XX века сказано.) И мы в храм, наверное, идем не для того, чтобы просить себе  удачную, может быть, операцию, успехи в учебе ребенку, а ходим для того, чтобы приготовиться к встрече с Богом, потому что никто не знает, когда эта встреча произойдет.

Священники очень часто говорят людям: когда причащаешься, помни о том, что  можешь причаститься последний раз в жизни. Когда каешься, помни о том, что можешь покаяться последний раз. И в храм можешь прийти последний раз; и когда ложишься спать без молитвы, помни, что можешь не проснуться наутро. Эти высказывания и примеры говорят о том, насколько все-таки важна для человека заупокойная молитва. По сути дела, человек, который умер, абсолютно ничего не может уже для себя сделать.

Что такое заупокойная молитва? Это такое состояние человека, когда он свои воздыхания к Богу за усопшего приносит. Это должно быть такое состояние души,  такое состояние сердца, такой труд! Когда человек за усопшего молится, он, по сути, частицу самого себя отдает Богу ради этого человека. То есть это не просто со свечами постоять и о чем-то подумать, пока идет чин погребения, а очень четкое осознание того, что любовь к человеку не заканчивается опусканием гроба в могилу и посыпанием его землей. Если мы человека любим, мы ведь не говорим, что он умер. Мы говорим, что он ушел. Куда он ушел?

Святитель Тихон Задонский говорит об этом в своей книге «Сокровище духовное, от мира собираемое»: «Бывает, когда люди в какое место или город или на какое дело пойдут, другие домашние или соседи говорят: “Ваши туда пошли (или на такое-то дело)”. А те отвечают им: “Вот и мы туда пойдем”. Христиане! И нам сеять слово, и мы туда пойдем. Братия, предки наши отошли от мира сего и в другой век пошли – и мы туда пойдем. Оставили они мир – оставим и мы. Оставили они утехи свои – оставим и мы. Оставили они сродников и друзей своих – и мы оставим. Оставили они дома и весь дорогой убор свой – оставим и мы... Словом, всё они оставили – и мы оставим всё. Ничего с собой не вынесем. Зачем же мы много собираем?  Пошли они к Праведному Судье по делам своим приять – пойдем и мы».

Все очень просто. Церковь говорит о смерти как о закономерном итоге человеческой жизни на земле. И Церковь говорит о том, что одна из самых главных целей человека на земле – это приготовить душу свою к вечности. Ушел, умер сродник. Как быть? Мы уже говорили о том, что любовь к человеку погребением не заканчивается. А когда человек умер, его нужно полюбить еще больше, потому что мы понимаем, что он ничего для себя уже не может сделать. Мы за него и ходатаи, и мы за него говорим: «Бог, прости его за его дела. Прости, я прошу Тебя!» И в этом слове «прости» должно быть столько силы, столько эмоций, столько пламенной молитвы! Мы говорим его так, что частицу себя, частицу своей души готовы отдать ради того, чтобы этого человека Господь простил. И, заканчивая наше слово, говорим: когда приходит смерть нашего сродника, нет места унынию, нет места отчаянию, нет места психозу, нет места накручиванию себя, а есть место упованию на Бога, есть место только молитве, подвигам духовным ради этого человека. Есть место сердечным воздыханиям и место в большинстве своем начала жизни духовной, следствием которой явится то, что мы со своими сродниками по милости Божией воссоединимся в вечности в обителях небесных.

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать