Слово о вере. Семь слов Спасителя на Кресте

4 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Александра Игнатова.

Когда мы заходим в храм или оказываемся в трудной жизненной ситуации и осеняем себя крестом, мы не всегда задумываемся о тех страшных крестных страданиях, которые пережил Господь наш Иисус Христос. Сегодня мы с вами поговорим о семи словах, сказанных Иисусом Христом с Креста.

Евангелие открывает нам удивительный образ нашего Спасителя. Евангелие говорит о Его неземной, но и человеческой красоте, а также о Его и человеческом, и Божественном величии. Эти свойства воплотил в Себе Христос, Который родился от Пречистой Девы Марии и Который уже в пеленах, в яслях  был прекрасен. На него взирали не только люди, но и животные, которые пришли поклониться рожденному Младенцу. Как прекрасен Он даже тогда, когда вместе с Богородицей был вынужден бежать в Египет! Как прекрасен Он, когда проповедует в Иерусалимском храме двенадцатилетним Отроком! Как чуден и величествен Его образ, когда Он проповедует народу у Галилейского моря! Когда Он дает людям заповеди блаженств, когда Он поучает различными притчами! Как прекрасен, дивен и величественен лик Христа Спасителя!

Но вот приближается час, ради которого и пришел в мир Христос Спаситель. Приближается час, когда Он искупит всех людей (и нас с вами) от греха, проклятия и смерти. Ради этого и пришел Христос в мир. Это час, когда мы вспоминаем Его крестные страдания, когда Он попадает по предательству одного из Своих учеников в руки Пилата Понтийского, который умывает руки. Отсюда и появилось выражение: я умываю руки. (Как бы «я ни при чем, я невиновен в смерти этого Праведника».) Пилат свидетельствует о том, что иудеи предали Его из зависти, они хотели казни невиновного Человека, и он умывает руки, говоря, что невиновен в Его смерти.

Христа бичуют. Нужно сказать, что римляне использовали плеть, из которой исходил не один, а три-четыре кожаных бича. На конце их привязывали стекло, кусок металла или кусок кости, чтобы раны, которые наносились человеку,  преданному бичеванию, были неизреченно тяжелы и болезненны. Одно слово «бичевание» во времена римского прокуратора наводило на людей страх и ужас.

Так как сорок ударов – это смерть, Его приговаривают к тридцати девяти. А после этого еще заставляют нести Свой крест на Голгофу и распинают, забивая в руки и ноги гвозди и поднимая Его в этом истерзанном состоянии. Но Он и тут не теряет Своего величия, взирает на мир и говорит нам Свое последнее завещание. Давайте внимательно вслушаемся, что говорит Христос последним завещанием всем живущим и Своим последователям.

Итак, первое, что с Креста сказал Христос: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. Христос мог поразить всю эту беснующуюся толпу, но Он пришел не для того, чтобы наказать людей, а чтобы спасти. Более того, Он подает пример и всем нам, как мы должны относиться к своим врагам, своим распинателям. Христос молится за Своих врагов и нам говорит: любите врагов ваших. Это неземное учение!

Многие другие конфессии были построены на чисто человеческом отношении к Богу, то есть если тебя обидел кто, воздай ему, если убийство, то убей: смерть за смерть. А вот Христос принес новое учение. Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. И любите врагов ваших! Человеческим умом, рассудком это сразу и понять невозможно. А  Христос нас этому учит личным примером: на кресте Он молит Отца Небесного о прощении всех тех, кто предал Его бичеванию, страшным страданиям и распятию на кресте.

Второе слово Он обращает к тому разбойнику, который был распят рядом с Ним. Мы знаем, что рядом со Христом были распяты еще двое. Один говорил: «Если Ты Бог, спаси Себя и нас». А другой (Церковь называет его благоразумным разбойником) говорит тому: «Или ты Бога не знаешь? Мы с тобой за грехи свои достойное по делам нашим приемлем, а Он без единого греха за грехи всего мира страждет». И этот благоразумный разбойник обращается ко Христу: «Господи, помяни меня, когда приидешь во Царствие Твое». К нему и обращает Христос второе слово: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Христос принимает покаяние этого разбойника и тем самым говорит нам, что в рай, в вечное Царство Христа, в вечное Царство любви, ни для кого вход не закрыт, но эти двери открываются покаянием. Поэтому Великим постом мы поем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Сам я не могу открыть эти двери, «помоги мне отворить двери моего собственного сердца». Эти слова Христа, сказанные разбойнику (ныне же будешь со Мною в раю) должны пробудить любого грешника, каждого из нас, потому что нет такого греха, какого не простил бы Бог, кроме нераскаянного.

Третье слово с Креста Христос обращает к Своей Матери: Жено! Се, сын Твой. Указывая взором на Иоанна Богослова, на Своего возлюбленного ученика. Почему Он говорит Богородице «жено»? Почему не называет Ее Матерью, когда говорит: «Вот Твой сын, который будет ухаживать за Тобой, он будет обеспечивать Твою безопасность. Я  поручаю Тебя Своему возлюбленному ученику»? Потому что Он знает, что если  назовет Пресвятую Богородицу Матерью, то многие из иудеев скажут: «Это Его родственница, Ее нужно предать смерти». Вот почему Он как бы прикровенно обращается к Ней: «Жено, это Твой сын». А потом смотрит полным любви взглядом на Своего ученика Иоанна Богослова и говорит: се, Мати твоя. Тем самым Он усыновляет всех нас Пресвятой Богородице.

Четвертое слово, сказанное Иисусом Христом с Креста: «Боже Мой! Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» Наверное, каждый из нас чувствовал это ощущение оставленности: «Господи, ну почему так тяжело? Почему Ты оставил меня? Почему ниоткуда нет помощи? Почему весь мир против меня?» Эти человеческие ощущения переживал Христос на кресте как Богочеловек, потому что Он был и Человеком, и Богом. Две природы соединились во Христе. И эту человеческую немощь, страдание, обращение к помощи свыше Христос возносит к небу и говорит: «Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?»

Пятым словом, сказанным Христом, было слово: жажду. Мы с вами понимаем, какие страдания претерпел Христос, и никто не подал Ему стакана воды. Тот, Кто наполняет источники вод, Тот, Кто сотворил небо и землю, море и все, что в них, жаждал. Кто-то подумает, что Он захотел пить и попросил воды, а Он жаждал допить Свою чашу скорби до конца. Это та чаша, о которой Он молился в Гефсиманском саду: «Господи, дай Мне донести эту чашу до конца!» Он молился там: да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Он говорил: «Если нужно ее испить до конца, Я готов. Я для этого и пришел, чтобы чашу скорби человеческой жизни испить до конца». И Он жаждет испить до конца чашу человеческих скорбей.

Тут наступает момент, когда Бессмертный вступает в борьбу со смертью. Он поднимает Свою увенчанную тернием главу, направляет Свой Божественный взор к небу и громко возопиет: свершилось! Вот момент, когда свершилось искупление человеческого греха кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитою на кресте, когда Христос искупил нас от греха, проклятия и смерти.

Последнее (седьмое) слово, которое сказал Христос с Креста, было следующим. Он обращает Свой взор к Небесному Отцу и говорит: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Он опускает Свою главу и предает дух. Это слова, которые каждый из нас должен написать в своем сердце. Давайте не забывать завещание Господа, прощать своих врагов, любить друг друга и помнить, что ради нас на кресте сделал Иисус Христос.

И каждый из нас, если не знал, пусть прочтет об этом в Евангелии и отныне помнит, ради чего пришел в мир Христос. Прочитав  это Божественное откровение, Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, мы не сможем пройти мимо удивительной фразы, которую говорит Христос: сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос (тот самый обещанный Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Давайте будем жить во имя Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Духом да будет вечная слава! Аминь.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать