Слово о вере (Краснодар). Спешите в Божии храмы славить воскресшего Христа

20 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Александра Игнатова.

Хотелось бы пригласить вас, дорогие братья и сестры, находить время для чтения – суетность повседневной жизни не оставляет нам времени для уединения с книгой. Пускай даже и в электронном варианте, но читайте хорошие книги – время на это нужно находить хотя бы для того, чтобы утешить свою душу и одухотворить своего внутреннего человека.

Когда я был в Москве, то в Сретенском монастыре приобрел замечательную книгу «Праздник праздников». Здесь собраны прекрасные рассказы великих русских писателей о празднике Пасхи. В этой книге замечательные цитаты, изречения вообще о Воскресении, ведь Воскресение – не только праздник Пасхи: это каждый воскресный день.

 Где бы мы ни были – зимой или летом на отдыхе, на курорте, – мы не должны забывать, что мы – христиане, и каждое воскресенье должны не просто вспоминать о Христе, но и почитать этот день посещением храмов Божьих и совместной, соборной в них молитвой. В храмах, где мы молимся, воскресшего Христа славят 52 воскресенья в году – и мы с вами должны каждое воскресенье собираться вместе, чтобы воскресший Христос освящал нашу жизнь и указывал нам правильный путь – иначе, если потеряем этот свет, мы начнем заблуждаться, тосковать, унывать, отчаиваться, грешить, ведь чем дальше от света, тем ближе к тьме. А вот сегодня мы с вами об этом поговорим.

Василий Никифоров-Волгин устами одного из своих героев произнес замечательную фразу: «Если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!» Представляете, если не будет Пасхи в нашей жизни и каждый воскресный день не будем оживлять наше сердце в молитве, в предстоянии перед Всевышним Творцом, мы превратимся постепенно, как и народ Израиля…

Кстати, я хочу вам привести последовательность угасания и попадания в рабство и военных конфликтов для народа Израиля, которую открывает нам Ветхий Завет. Когда народ начинал жить в продолжительном благоденствии, без определенных скорбей, то первое, что происходило с народом Израиля, – он оставлял духовную жизнь, переставал молиться Богу. Следующее – погружался в развращение и, как следствие, в идолопоклонство.

Вот три ступеньки, по которым проходят не только народы, но и каждый человек. Утратив свою связь с Богом, он перестает жить духовной жизнью: ему не хочется молиться, ходить в храм, поститься. Зачем это все? Живи один раз, бери от жизни все, наслаждайся. И берет такой от жизни «все», пока не заболеет СПИДом, или пока не посадят в тюрьму, или не убьют «друзья по цеху».

Человек, перестающий жить духовной жизнью, попадает не только в отлучение от Божественной благодати, – он начинает развратную жизнь и постепенно находит своего идола и кланяется ему, этим и умирает. Верующий же человек имеет помощь от Бога. И в связи с этим воскресный день дает нам возможность не почернеть, не забыть, не ожесточить свое сердце, а вспомнить, что всех нас ждет великая Пасха Христова.

Другой замечательный писатель сказал, что сегодня мы живем во время двух забвений: первое – забвение о собственной смерти, второе – забвение о победе Иисуса Христа над смертью. Вот хорошо бы вспомнить нам о Пасхе, то есть оживить в себе жизнь вечную, – и не только раз в год, когда мы приходим с куличами освящать снедь на Пасху, а каждое воскресенье посещением храма оживлять в себе память о смерти – и своей в том числе – и о победе над смертью, которую даровал нам Христос: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» – вот об этой победе мы никогда не должны забывать.

Рассказ, который мне хотелось бы посоветовать вам прочитать, называется «Не может быть». Написал его замечательный писатель Николай Колосов. Он родился в 1863 году, а год смерти его неизвестен. Я скажу, в каком году он написал этот рассказ, немного позднее. О чем он? Вот небольшой эпиграф: «По убогой, запущенной церкви ходит священник. Кадит и поет: “Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа”... Поет и кадит, а рабов-то и нет: в церкви пусто». Рассказ о священнике, отце Петре, который уже в преклонных летах служит в храме в одном из станичных приходов и настолько любит Господа, любит своих прихожан, что всей душой, всей жизнью своей служит у престола Бога Всевышнего.

Время, которое описывает Николай Колосов, – середина Великого поста: батюшка начинает уже готовить храм к Пасхе, беседовать с людьми, украшать не только внешность храма, но, самое главное, призывать людей к преображению души – скоро праздник Воскресения Христова, а Христа нужно славить чистым сердцем, поэтому надо исповедаться, причаститься...

Одним словом, очень интересное вступление о жизни батюшки, который все приготовил к Пасхе. И вот Великая Суббота, и большой физический труд, и, естественно, большое внимание, а кроме того, еще усталость и возраст сказались: он перед Пасхальной службой лег отдохнуть и попросил своего сторожа Прохорыча его разбудить, чтобы не проспать. Он лег немножко отдохнуть, и тут силы его оставили – он так глубоко уснул, что, проснувшись, посмотрел на часы, а времени уже было половина второго. Самое ужасное, что могло случиться, – он проспал Пасху: «Господи! Как же я мог проспать?! Ах, сторож! Наверно, он сам проспал»… И вот что происходит дальше: «Боже мой! – растерялся отец Петр, – полночь давно прошла... Что же это такое! Как случилось?.. Не разбудили... Не разбудили... Как это так? Как это... Но где же все? … Боже мой! Ничего не найдешь... Да где же все? Уехали в другое село?» Потом он выходит на улицу и видит, что в домах, в которых должно было быть столько света, свет не горит. Он подходит к церкви – церковь закрыта. В чем дело?

Отец Петр не мог двинуться с места. Взгляд его упал на деревню. И тут все было как обычно. Ночь как ночь. Самая обыкновенная ночь. В крестьянских избах темно. «…Отец Петр в недоумении бросился опять к себе в дом. Везде тишина. Но в столовой накрыт стол. Белоснежная скатерть блестит. На ней кулич, сыр, яйца, ветчина, все как нужно для Пасхи. На всем в доме чистота и праздничность».

Но выходит он на улицу, снова подбегает к церкви, а там его встречает совсем другой человек – как пишет автор, в костюме кучера: «Ты что сюда пришел?» – «Как? Я пришел Пасху встречать! Наверно, проспал, люди разошлись, а мне надо Пасху встретить!» – «Забудь! Пасха давно прошла. Теперь другое время – теперь время наше. Уже в храм никто не ходит, храмы никому не нужны, они уже в запустении». – «Не может быть!» – снова удивляется отец Петр…

А теперь я хочу привести вам еще одну маленькую цитату: «И вдруг словно молния прорезала мысль о. Петра. Он вспомнил, как недавно, совсем – кажется ему – недавно кто-то говорил, что у нас слишком много праздников, что храмы, попы и церковные школы – это только один вред для народа, что службы и пост – это только доходная статья для духовенства и т.д. и т.д. Вспомнил о. Петр и о том, как раз один мужик, когда о. Петр говорил ему о необходимости говения и исповеди, и пользе бодрствования душою, дерзко и нетерпеливо сказал ему:

– А плевать бы я хотел на все это. Какая там еще душа? Брюхо – вот это я понимаю. Да вот разве еще кулак. А остальное? – Да по мне, вы свои церкви хоть запечатайте совсем. И не почешусь».

И дальше отец Петр упрашивает за 15 рублей – тогда это были большие деньги – впустить его в закрытую церковь. Он заходит и видит ужас: разбросанные лампады, разбитые иконы, даже семисвечник, который стоит за престолом, разбит, и масло растеклось по церковному полу. Он заходит в алтарь, облачается, благословляя одежды, белые ризы. «Боже мой! Боже мой! – удивляется батюшка. – Ведь сколько лет я здесь служил, и каждый раз на Пасху весь народ ликовал о Воскресении Христовом! А теперь… Не может быть!».

Он сам открывает книгу, сам читает, что-то пытается петь. Заканчивается этот ужас тем, что он опускается на колени перед престолом и молится, просит: «Господи! Не дай мне вот это перетерпеть! Забери меня! Я не могу этого видеть! Этого не может быть!» Тут, обиваясь слезами, он вдруг слышит: «Отец Петр! Отец Петр! Пора! Служба Пасхальная уже вот-вот начнется!» И он понял, что все это он видел во сне.

И все последующее было таким торжеством, такой радостью! Отец Петр увидел в своем храме тех же людей, их радостные лица, ту же Пасху, те же лампады, которые горят и светят воскресшему Христу. Он снова опустился на колени перед престолом и заплакал. Только слезы его были уже слезами радости, слезами счастья, что Христос воскрес и люди радуются Пасхе. И он вспоминал слова, которые он говорил, оказывается, во сне: «Не может быть!».

Этот рассказ был написан Николаем Колосовым в 1909 году, до революции, – «Не может быть». Но во сне герой рассказа увидел то, что потом действительно произошло: храмы были разграблены, разрушены, священники убиты… Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы никогда не повторяли страшных страниц своей истории. Давайте любить воскресшего Христа, давайте каждое воскресенье ходить в Божьи храмы.

И пусть никто из нас этот воскресный день – если только не болеем или не в путешествии – не пропустит. Давайте собираться в Божьих храмах и славить воскресшего Христа – «спешите в храмы Божии, пока еще звонят!». И храни вас всех Господь.

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать