Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Максим, скажите нам, пожалуйста, кто же такие ангелы? Где они находятся? Везде их изображают по-разному; как они выглядят? Есть ли у них какие-то иерархии?
– Вопрос действительно очень интересный. Во-первых, в нашей самой распространенной и известной всем книге Катехизис (автор ее святитель Филарет (Дроздов)) дается следующее определение: ангелы – это духи бесплотные, наделенные разумом, свободной волей и могуществом.
Мы знаем, что это тварные существа, то есть сотворенные. Насколько они сопричастны материи (потому что все-таки мир тварный – это мир материальный), мы ответить не можем, потому что у отцов Древней Церкви был разный взгляд на этот вопрос. Одни говорили, что ангелы абсолютно непричастны материи, другие говорили, что они причастны самой-самой тонкой материи, не осязаемой человеком. Время сотворения ангелов для нас точно неизвестно, но, основываясь на Священном Писании, в частности на Книге Иова, мы можем сказать, что они были сотворены не позднее третьего дня. То есть либо до сотворения материального видимого мира, либо одновременно с видимым миром, но не позднее третьего дня творения.
Как и все мироздание, весь ангельский мир был абсолютно добрым и светлым. Зло не было сотворено. Одним из высших ангелов был ангел света, его звали Люцифер. Но, возгордившись, он пал, и вместе с ним пало огромное количество ангелов, которые стали ангелами злыми. Таким образом, ангельский мир разделился на ангелов добрых, светлых и ангелов злых, падших, которых мы именуем бесами. Даже на письме в церковных, в богослужебных книгах на церковнославянском языке и те, и другие называются ангелами, только ангелы святые, светлые пишутся с небольшим значком, который именуется «титло». А ангелы злые лишаются этого титла; слово уже читается как «аггел» (то есть злой дух).
Мир ангелов добрых, светлых иерархичен. Мир злых, падших ангелов также иерархичен, и возглавляется царство падших ангелов единоличным правителем, который именуется сатаной, что в переводе с еврейского означает «противник», либо дьяволом (διάβολος – по-гречески «лжец», «клеветник»). Мир злых, падших духов является как бы перевернутым отражением мира добрых, светлых ангелов, который возглавляется Богом. Ангелы светлые служат добру, служат свету, Богу и являются вестниками в мире о Боге.
Так вот, если мы говорим о бесплотных духах, значит, эти духи не имеют абсолютно никакого изображения. То, что мы привыкли видеть на иконах, – это скорее антропоморфные (человекообразные) изображения ангелов, понятные нам. Как правило, их изображают в виде юношей с крыльями за спиной.
Но что же такое, собственно говоря, ангел в библейском понятии? Слово «ангел» греческого происхождения, в переводе означает «вестник». В Священном Писании ангелами называются не только духи бесплотные. Скажем, в Книге пророка Малахии Ангелом называется грядущий Мессия, то есть Христос. Ангелом называется Его предтеча, то есть Иоанн Креститель. В Новом Завете цитируются эти пророчества пророка Малахии, например: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу...» (и так далее). То есть Иоанн Предтеча называется Ангелом пустыни.
В Священном Писании Ветхого Завета ангелами (то есть вестниками, провозвестниками Божиими) иногда выступали первосвященники, пророки, священники Иерусалимского храма, а иногда даже ангелами называются невещественные предметы. Скажем, обратимся к псалму 103, стих 4-й. По-славянски он звучит так: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». На русском языке это выражение псалма звучит примерно так: «Ты творишь ангелами (то есть Своими посланниками, вестниками) бесплотных духов...» А под бесплотными духами иногда понимается и ветер. То есть «Ты творишь Своими посланниками ветер и Своими слугами огонь палящий (или пламень огня)». Поэтому ангелы в Священном Писании не всегда бесплотные духи. Хотя чаще всего мы, конечно, подразумеваем определенных сотворенных бесплотных личностей.
Согласно иудейской традиции ангельский мир, мир бесплотных духов был иерархичен, и эту иерархию христианское богословие, христианская Церковь унаследовали от иудаизма. Она упоминается у раннехристианских писателей: Тертуллиана, Оригена, затем – у Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и так далее. Окончательно эта иерархия в том виде, в котором мы ее знаем (она есть в христианских сочинениях, в богословии), изложена у псевдо-Дионисия. Это некий автор IV столетия, который подписывался именем священномученика Дионисия Ареопагита, мужа апостольского. Так вот, эта иерархия, изложенная у псевдо-Дионисия, насчитывает три триады, или девять чинов, ангелов. Эти чины ангелов следующие: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы и власти, начала, архангелы и ангелы.
Серафимы – это некие шестикрылые существа. Они упоминаются и в Книге пророка Исаии. В Книге пророка Иезекииля, например, упоминаются тетраморфы, то есть ангелы, имеющие вид четырех живых существ: человека, льва, орла и тельца. Если мы возьмем херувимов, то в христианской традиции они изображаются в виде колес, у которых есть много крыльев и много очей, согласно видению пророка Иезекииля славы Божией. Тогда как в иудейской традиции керубы помещались на крышке Ковчега Завета, это были крылатые быки – такое представление взято из вавилонской культуры. У нас же херувимы изображаются несколько иначе. А вот колеса, которые имеют крылья и глаза, назывались в иудейской традиции «офаним». Из иудейской же традиции мы знаем имена нескольких архангелов. Например, Архангел или Архистратиг Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Иегудиил и так далее.
– Когда у человека появляется ангел-хранитель? Только ли после крещения? Ведь в советское время людей не крестили. Получается, наши родители жили без ангелов?
– Вопрос об ангелах-хранителях опирается на строки Священного Писания. Господь предупреждает Своих учеников: «Смотрите, не соблазните никого из малых сих, ибо ангелы их всегда видят лицо Отца вашего Небесного». Функции охранения даются тем или иным ангелам, при этом ангелы-хранители могут быть у целых народов, стран, городов. Когда мы освящаем храм или закладываем храм, производится специальный чин; и в одной из молитв также испрашивается ангел-хранитель к этому месту. Когда служится молебен на начало нового доброго дела, также испрашивается у Господа ангел-хранитель, который будет сопутствовать в делах. Или, скажем, когда мы освящаем автомобиль, мы также испрашиваем у Господа ангела-хранителя, чтобы он сопровождал, как принято говорить на языке церковного чина, эту самую колесницу.
Вот так и каждый человек имеет ангела-хранителя. Только у отцов Древней Церкви вопрос, когда даруется ангел-хранитель, рассматривался по-разному. Некоторые считали, что ангел-хранитель есть у человека от рождения или даже от зачатия в утробе матери, другие – что ангел-хранитель дается с момента крещения; взгляд был совершенно разный. Но скорее всего наша русская традиция говорит о том, что ангел-хранитель давался с момента крещения, и, как правило, имя нарекалось в день крещения (давалось по святцам тому или иному человеку). Поэтому день ангела – это, как правило, был день крещения человека. Чуть позже он стал синонимичен, тождественен дню тезоименитства, то есть дню ангела, именинам, как мы сейчас называем его в нашей современной христианской церковной практике.
Поэтому в крещении кроме ангела-хранителя дается человеку как бы небесный покровитель, небесный патрон, который совершил тот или иной христианский подвиг в своей жизни, чтобы для новокрещеного человека он был примером для подражания уже в его христианской жизни.
– А может ли человек потерять ангела-хранителя? И второй вопрос: когда мы освящаем квартиру, офис, машину, получается, у этого всего тоже есть ангелы?
– Действительно, человек может отогнать от себя своего ангела-хранителя, скажем, плохими поступками, потому что ангел-хранитель призван сопровождать человека в его добрых делах, но не в злых начинаниях. Поэтому если человек не идет путем добра, а идет путем зла, наверное, его сопровождает уже иной ангел – не ангел света, а противоположный ему.
Что же касается призывания ангела Божия к тому или иному делу, испрашивания его у Господа, мы действительно веруем, что ангелы-хранители даруются и нам, и тем помещениям, тем предметам, которые сопряжены с опасностью. Например, вождение автомобиля: именно поэтому освящается автомобиль – чтобы ангелы-хранители сопровождали христианина на всех путях его жизни.
– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю беседу.
– Спасибо большое, всего хорошего! Храни вас Господь и ангел-хранитель!
– Дорогие телезрители! Когда нам одиноко, мы не должны забывать, что с нами всегда наш ангел-хранитель, у которого нет отпуска. Мы всегда можем найти у него защиту, обратиться к нему за помощью.
Спасибо, что были с нами! До новых встреч!
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!