Слово (Санкт-Петербург). Об ангелах

26 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

– Очень часто в жизни мы упоминаем ангелов. В разной нужде молимся им о помощи. Провожая в дорогу родных и близких, говорим: «Ангела-хранителя!» Каждый православный христианин имеет свой день ангела. Кто такие ангелы и когда, по церковному учению, человеку дается ангел-хранитель – об этом мы узнаем у настоятеля храма святых мучеников младенцев Вифлеемских священника Максима Устименко.

Отец Максим, скажите нам, пожалуйста, кто же такие ангелы? Где они находятся? Везде их изображают по-разному; как они выглядят? Есть ли у них какие-то иерархии?

– Вопрос действительно очень интересный. Во-первых, в нашей самой распространенной и известной всем книге Катехизис (автор ее святитель Филарет (Дроздов)) дается следующее определение: ангелы – это духи бесплотные, наделенные разумом, свободной волей и могуществом.

Мы знаем, что это тварные существа, то есть сотворенные. Насколько они сопричастны материи (потому что все-таки мир тварный – это мир материальный), мы ответить не можем, потому что у отцов Древней Церкви был разный взгляд на этот вопрос. Одни говорили, что ангелы абсолютно непричастны материи, другие говорили, что они причастны самой-самой тонкой материи, не осязаемой человеком. Время сотворения ангелов для нас точно неизвестно, но, основываясь на Священном Писании, в частности на Книге Иова, мы можем сказать, что они были сотворены не позднее третьего дня. То есть либо до сотворения материального видимого мира, либо одновременно с видимым миром, но не позднее третьего дня творения.

Как и все мироздание, весь ангельский мир был абсолютно добрым и светлым. Зло не было сотворено. Одним из высших ангелов был ангел света, его звали Люцифер. Но, возгордившись, он пал, и вместе с ним пало огромное количество ангелов, которые стали ангелами злыми. Таким образом, ангельский мир разделился на ангелов добрых, светлых и ангелов злых, падших, которых мы именуем бесами. Даже на письме в церковных, в богослужебных книгах на церковнославянском языке и те, и другие называются ангелами, только ангелы святые, светлые пишутся с небольшим значком, который именуется «титло». А ангелы злые лишаются этого титла; слово уже читается как «аггел» (то есть злой дух).

Мир ангелов добрых, светлых иерархичен. Мир злых, падших ангелов также иерархичен, и возглавляется царство падших ангелов единоличным правителем, который именуется сатаной, что в переводе с еврейского означает «противник», либо дьяволом (δια­́βολος – по-гречески «лжец», «клеветник»). Мир злых, падших духов является как бы перевернутым отражением мира добрых, светлых ангелов, который возглавляется Богом. Ангелы светлые служат добру, служат свету, Богу и являются вестниками в мире о Боге.

Так вот, если мы говорим о бесплотных духах, значит, эти духи не имеют абсолютно никакого изображения. То, что мы привыкли видеть на иконах, – это скорее антропоморфные (человекообразные) изображения ангелов, понятные нам. Как правило, их изображают в виде юношей с крыльями за спиной.

Но что же такое, собственно говоря, ангел в библейском понятии? Слово «ангел» греческого происхождения, в переводе означает «вестник». В Священном Писании ангелами называются не только духи бесплотные. Скажем, в Книге пророка Малахии Ангелом называется грядущий Мессия, то есть Христос. Ангелом называется Его предтеча, то есть Иоанн Креститель. В Новом Завете цитируются эти пророчества пророка Малахии, например: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу...» (и так далее). То есть Иоанн Предтеча называется Ангелом пустыни.

В Священном Писании Ветхого Завета ангелами (то есть вестниками, провозвестниками Божиими) иногда выступали первосвященники, пророки, священники Иерусалимского храма, а иногда даже ангелами называются невещественные предметы. Скажем, обратимся к псалму 103, стих 4-й. По-славянски он звучит так: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». На русском языке это выражение псалма звучит примерно так: «Ты творишь ангелами (то есть Своими посланниками, вестниками) бесплотных духов...» А под бесплотными духами иногда понимается и ветер. То есть «Ты творишь Своими посланниками ветер и Своими слугами огонь палящий (или пламень огня)». Поэтому ангелы в Священном Писании не всегда бесплотные духи. Хотя чаще всего мы, конечно, подразумеваем определенных сотворенных бесплотных личностей.

Согласно иудейской традиции ангельский мир, мир бесплотных духов был иерархичен, и эту иерархию христианское богословие, христианская Церковь унаследовали от иудаизма. Она упоминается у раннехристианских писателей: Тертуллиана,  Оригена, затем – у Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и так далее. Окончательно эта иерархия в том виде, в котором мы ее знаем (она есть в христианских сочинениях, в богословии), изложена у псевдо-Дионисия. Это некий автор IV столетия, который подписывался именем священномученика Дионисия Ареопагита, мужа апостольского. Так вот, эта иерархия, изложенная у псевдо-Дионисия, насчитывает три триады, или девять чинов, ангелов. Эти чины ангелов следующие: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы и власти, начала, архангелы и ангелы.

Серафимы – это некие шестикрылые существа. Они упоминаются и в Книге пророка Исаии. В Книге пророка Иезекииля, например, упоминаются тетраморфы, то есть ангелы, имеющие вид четырех живых существ: человека, льва, орла и тельца. Если мы возьмем херувимов, то в христианской традиции они изображаются в виде колес, у которых есть много крыльев и много очей, согласно видению пророка Иезекииля славы Божией. Тогда как в иудейской традиции керубы помещались на крышке Ковчега Завета, это были крылатые быки – такое представление взято из вавилонской культуры. У нас же херувимы изображаются несколько иначе. А вот колеса, которые имеют крылья и глаза, назывались в иудейской традиции «офаним». Из иудейской же традиции мы знаем имена нескольких архангелов. Например, Архангел или Архистратиг Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Иегудиил и так далее.

– Когда у человека появляется ангел-хранитель? Только ли после крещения? Ведь в советское время людей не крестили. Получается, наши родители жили без ангелов?

– Вопрос об ангелах-хранителях опирается на строки Священного Писания. Господь предупреждает Своих учеников: «Смотрите, не соблазните никого из малых сих, ибо ангелы их всегда видят лицо Отца вашего Небесного». Функции охранения даются тем или иным ангелам, при этом ангелы-хранители могут быть у целых народов, стран, городов. Когда мы освящаем храм или закладываем храм, производится специальный чин; и в одной из молитв также испрашивается ангел-хранитель к этому месту. Когда служится молебен на начало нового доброго дела, также испрашивается у Господа ангел-хранитель, который будет сопутствовать в делах. Или, скажем, когда мы освящаем автомобиль, мы также испрашиваем у Господа ангела-хранителя, чтобы он сопровождал, как принято говорить на языке церковного чина, эту самую колесницу.

Вот так и каждый человек имеет ангела-хранителя. Только у отцов Древней Церкви вопрос, когда даруется ангел-хранитель, рассматривался по-разному. Некоторые считали, что ангел-хранитель есть у человека от рождения или даже от зачатия в утробе матери, другие – что  ангел-хранитель дается с момента крещения; взгляд был совершенно разный. Но скорее всего наша русская традиция говорит о том, что ангел-хранитель давался с момента крещения, и, как правило, имя нарекалось в день крещения (давалось по святцам тому или иному человеку). Поэтому день ангела – это, как правило, был день крещения человека. Чуть позже он стал синонимичен, тождественен дню тезоименитства, то есть дню ангела, именинам, как мы сейчас называем его в нашей современной христианской церковной практике.

Поэтому в крещении кроме ангела-хранителя дается человеку как бы небесный покровитель, небесный патрон, который совершил тот или иной христианский подвиг в своей жизни, чтобы для новокрещеного человека он был примером для подражания уже в его христианской жизни.

– А может ли человек потерять ангела-хранителя? И второй вопрос: когда мы освящаем квартиру, офис, машину, получается, у этого всего тоже есть ангелы?

– Действительно, человек может отогнать от себя своего ангела-хранителя, скажем, плохими поступками, потому что ангел-хранитель призван сопровождать человека в его добрых делах, но не в злых начинаниях. Поэтому если человек не идет путем добра, а идет путем зла, наверное, его сопровождает уже иной ангел – не ангел света, а противоположный ему.

Что же касается призывания ангела Божия к тому или иному делу, испрашивания его у Господа, мы действительно веруем, что ангелы-хранители даруются и нам, и тем помещениям, тем предметам, которые сопряжены с опасностью. Например, вождение автомобиля: именно поэтому освящается автомобиль – чтобы ангелы-хранители сопровождали христианина на всех путях его жизни.

– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю беседу.

– Спасибо большое, всего хорошего! Храни вас Господь и ангел-хранитель!

– Дорогие телезрители! Когда нам одиноко, мы не должны забывать, что с нами всегда наш ангел-хранитель, у которого нет отпуска. Мы всегда можем найти у него защиту, обратиться к нему за помощью.

Спасибо, что были с нами! До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать