Рождественский пост

9 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Марук, клирик храма Живоначальной Троицы в Ознобишино. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Живоначальной Троицы в Ознобишине протоиерей Сергий Марук.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Помоги нам Бог в наших беседах.

 

- Сегодня наша беседа посвящена Рождественскому посту. Первый вопрос, простой, но и очень важный "Как все-таки правильно поститься?

 

- Вопрос, действительно, самый насущный, но при попытке ответить на него, приходится задумываться, о чем именно говорить. Практика приходского священника показывает, что когда люди задают такой вопрос, то чаще всего они имеют в виду, что можно есть, и в какие дни. На этот вопрос можно отвечать, хотя за многие годы нашей церковной жизни ответы на этот вопрос мы уже знаем.

На мой взгляд, гораздо более важен вопрос, а для чего вообще это делать? Если нас интересует вопрос о том, что вкушать в определенные дни, но не волнует вопрос о самом главном, что дает нам православная жизнь: как "вкушать" Самого Бога, то теряется смысл в ответах на конкретные вопросы, что есть и не есть.

Традиционные ответы, имеющиеся в Типиконе, правильно отражают опыт монашеской жизни, но когда все остальное уже ясно выверено и определено. Практические способы, как поститься, выверены, но это всего лишь инструмент, которые должен подводить к главному, а не отвлекать. Но как показывает повседневная церковная жизнь, что самое главное не очень понятно, и прежде всего, встает вопрос: какова цель Рождественского поста?

 

- Чему же служат все выверенные "инструменты" Рождественского поста?

 

- Большие церковные посты всегда предваряют один из великих праздников, и таким образом являются средством приготовления к ним. Рождественский пост готовит нас к правильному восприятию праздника Рождества Христова. Мы готовимся сорок дней, и вопрос в том, что мы должны пережить, что для нас праздник Рождества Христова? Если бы, вступая в этот пост, человек задался им, и попытался серьезно ответить на него, то, может быть, это было бы гораздо полезнее и ценнее - это на мой личный взгляд - нежели соблюдение неких внешних правил.

Конечно, правила лучше соблюдать, в этом наше послушание церковной традиции, и это полезно: делает человека участником церковной жизни. Но если бы человек задавался вопросами о смысле праздников, переживаемых нами в богослужебном году, тогда они стали бы для нас событиями, которые человек действительно ждет. По богослужебному замыслу это не просто человеческие воспоминания, но попытка приобщения, попытка войти в эти события, что вполне возможно в жизни Церкви, поскольку духовная реальность находится вне времени. Прожить эти события лично для себя и есть, наверное, призвание жизни христианина.

Когда мы читаем в Евангелии слова "отвергнись себя и иди за Мной" - это личное обращение к каждому человеку. Если он отвечает на этот призыв так, как ожидает от нас этого Бог, то из этого произрастает некий плод. Если же человек будет строить церковную жизнь внешне, внутренне не следуя ей, то в этом может не оказаться никакой пользы, а даже наоборот может произойти самообман. Возможно, время от времени это случается в жизни каждого из нас. Если мы будем понимать это и одергивать себя, то уже хорошо.

 

- Может быть так, что человек живет жизнью Церкви, постится, ходит в храм, но лишь спустя несколько лет задается вопросом, для чего все это надо?

 

- Иногда даже через несколько десятков лет. Сейчас на православных сайтах можно видеть, что этот вопрос часто возникает у людей, проживших в Церкви и десять, и двадцать лет. Современная эпоха церковной жизни продолжается около 25 лет, за это время многие пришли в храм. Сам я помню начало 90-х годов: вдохновенное устремление многих людей в церковную жизнь, причем без рассуждения, без знания многих вещей, такое неофитство - стремление жить по законам Церкви, постится, во всем соблюдать ревность. Это замечательно, и это надо прожить, как надо прожить детство и юность. Но живя так год за годом, десятилетие за десятилетием, церковный человек начинает задумываться, а для чего все это надо?

Церковная практика показывает, что люди задаются этим вопросом. На одном из православных сайтов я прочитал статью под названием "Кризис поста". В ней идет речь о людях воцерковленных достаточно долгое время, когда пост становится некой рутиной: можно что-то делать, а можно и не делать, ничего особенно не меняется. Это приводит людей в некое недоумение, заставляет задуматься. На мой взгляд, время поста ценно именно тем, что заставляет нас задуматься. Чем больше задумывается человек о смысле праздника Рождества Христова, тем больше он приобретает. Как и говорит Господь: жаждущий пусть идет ко Мне и пьет. Нельзя никого заставить идти и пить насильно. Наша задача в том,  чтобы вместить это и усвоить. И тогда остро встает вопрос о том, что именно хотят вместить и усвоить люди, как это отражается на их жизни, и каковы плоды? Это серьезный и порой даже трагический вопрос.

 

- Получается, что человек может формально поститься, но при этом уходить от сути поста. А как вернуться и куда вернуться?

 

- Христианину можно вернуться только к Богу, если говорить о духовной сути жизни. Конкретные задачи у каждого человека свои, в чем-то мы ошибаемся, каемся, исправляем с Божией помощью.

Если говорить принципиально, для чего человеку нужна Церковь: для того чтобы человек пришел к единству с Богом. Об этом нам и говорит Рождество Христово. События Рождества - это и есть приход к нам Богом, соединение Бога с  нами в самом настоящем, абсолютном смысле, и даже не постигаемом во всей своей глубине. Это шаг Божий к нам. Наше дело - прийти к Нему навстречу. Наверное, цель поста как раз в том и состоит, чтобы человеку прийти к Богу. Тогда встает практический вопрос: а как это делать?

Наверное, не надо ничего отвергать из имеющегося опыта Церкви, главное - не забывать, во имя чего мы это делаем. Прямая заповедь Божия, данная нам в Священном Писании: чтобы мы возлюбили Его всем умом, всем помышлением, крепостью, и ближнего своего, как самого себя. К этому мы и должны пытаться прийти. Понятно, что идти к этому можно всю жизнь, и даже великие святые плакали до самого смертного часа о том, что не достигли этого. Тем более, мы: сколько бы ни шли, будем лишь приближаться.

Важно помнить, что известные аскетические средства служат лишь тому, чтобы помочь человеку вырваться из пленения и обольщения разными страстями внутри себя и снаружи, но вопрос в том, для чего он делает это? Вспомним евангельское повествование: когда бесовский дух выйдет из человека и скитается в пустыне, а потом возвращается и видит, что душа человеческая выметена, прибрана, но не занята, тогда - говорит Господь - он берет с собой семь духов, худших себя, и они вселяются в человека, и бывает тому человеку последнее хуже первого. Это опасность, о которой тоже не надо забывать.

Если человек трудится над тем, от чего он должен отойти, чего не должно делать, но при этом не заботится о том, чем наполнить свою жизнь, то рискует по приведенному евангельскому слову попасть в нечто, гораздо худшее. Тому есть примеры, который каждый может увидеть и в своей жизни. Например, человек может задаться целью, чего-то не есть, и он может это сделать, но когда это удается ему, он начинает превозноситься над другими. По своей сути это хуже, нежели чем такой человек бы ел. Если человек начинает превозноситься, для него это вреднее, нежели когда по немощи своей он не мог бы соблюдать поста в пище. Когда человек выметает жилище своей души - это хорошо, но если он не заполняет его Богом, тогда это заполнится чем-то другим, возможно, еще худшими бесовскими силами.

Ведь Господь для того и приходит в наш мир, становится человеком, входит в родство с нами, как говорит апостол Павел, Он не стыдится называть нас даже братьями, чтобы мы жили с Ним в этом родстве и единстве. Как избранные люди, искупленные от суетной жизни, для того чтобы, по слову того же апостола, возвещать совершенство призвавшего вас из тьмы. Чтобы нашей христианской жизнью миру возвещалась слава Божия, как свидетельство истинности жизни во Христе.

 

- То есть, по сути все христиане являются родственниками?

 

- В Таинстве Крещения мы рождаемся в жизнь Христову, мы причащаемся одной плоти и крови в Таинстве Причастия. Если мы сами используем эти понятия, то так и должны ощущать себя.

 

- Все являются родственниками, но не все могут достойно нести это звание?

 

- Потому мы и прилагаем определенные усилия во время поста. Как говорит апостол о христианах: мы свои для Бога, а не пришельцы и не странники. Если человек сознательно избрал христианскую жизнь, вошел и пребывает в ней в некоем здравом разуме, считая себя последовательным человеком, то он должен спрашивать себя о том, что следует из того, что он является родственником Самому Христу? Подобные рассуждения можно встретить у святого праведного Иоанна Кронштадтского. Например, в одной из своих проповедей размышляя о событиях Рождества, он говорит, что царские родственники не могут вести себя, как угодно, но достойно и праведно, дабы соблюдать непорочным имя того, кому они являются родственниками. Мы, христианские люди, являемся родственниками Самого Царя Небесного, так какими мы должны быть, чтобы не оскорблять этого родства. И далее с грустью говорит, что на деле мы являемся таковыми, что своей жизнь порочим и уничижаем великое имя, которым назвались. Эта мысль есть уже в апостольских посланиях, где порицается неправильный образ жизни христиан первого века и говорится, что по этой причине имя Христово поругаемо у язычников.

Если мы говорим, что являемся причастниками вечной жизни, у людей возникает вопрос, в чем эта причастность выражается? Это очень серьезный вопрос. В этом смысле христианская жизнь - явление парадоксальное. Как ни странно, в православном понимании причастниками божественной жизни являются не только великие святые, но ими могут быть и многие грешники, которые живут в покаянии. Причем, это непонятно для людей, живущих вне этого сознания. Они могут говорить: посмотри на этих церковных людей, как они живут  и чем они отличаются? И это правда во многие времена. Но они смотрят на внешнее, не зная внутренней сути. Например, сравнивают жизнь православных людей с сектантами и говорят о последних, что те люди добропорядочные, не пьют, держатся вместе, а что вы? На это возразить трудно, но они ошибаются, поскольку смотрят на внешнее, в то время как Господь смотрит на сердце человека. Если тот искренне сокрушается в сердце своем, то даже если не может явить абсолютного совершенства и праведности, Господь ценит его  намерения.

Не надо забывать при этом, что нам дано страшное призвание к святости. В Евангелии прямо говорится: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. Это дано не как благое пожелание, но как прямое требование, и, в принципе, оно реализуемо в той мере, в какой человек имеет в себе благодать Божию. Под действием благодати он может стать пусть не совершенным, но все-таки участником Божественной жизни. Если искать критерий оценки, то он таков. Никакой человек не может ему соответствовать, и святые, в отличие от многих других людей, это очень хорошо понимали и остро переживали.

Еще одна тема, которая возникает в связи с праздником Рождества. Рождество - это свидетельство любви Божией, приходящей к нам для нашего спасения. Бог приходит и соединяется с человеком в его погибельном состоянии, призывая человека вернуться к Себе: пир уготован, придите все званые. И что происходит в ответ?

Посмотрим на жизнь известных святых, чьи жизни и часто наследие нам известны. Они дают нам примеры того, как человек откликается на призыв Божий. Иногда человек оставляет все и следует за Христом. Порой это бывало не сразу. Святость - непрерывное явление во все века, и каждый век вносит какие-то свои черты. Если человек осознает это приглашение к Божией любви, то "странно", если он не отвечает на нее.

Как-то в дни празднования Рождества Христова митрополит Антоний Сурожский стал спрашивать у местных жителей, что они думают о Христе, чем вызвал большое недоумение. Многие говорили: а при чем тут Христос? Ведь это такой замечательный праздник: все радуются, дарят подарки, при чем тут Христос. Это были ответы приличных людей. Жизнь нашей Церкви настолько богата традициями, многое красиво и трогательно, но если приступить с конкретным вопросом, чем событие Рождества является лично для каждого человека, опасаюсь, что картина может не сильно отличаться от горького рассказа митрополита Антония Сурожского. Дай Бог, чтобы я ошибался, но живя повседневной жизнью священнического служения, такая мысль приходит в голову.

Конечно, в этом есть и наша священническая ответственность, и тех людей, которые призваны заниматься образованием и катехизацией, чтобы вывести людей к определенному пониманию. Наверное, в определенные века, когда большинство людей поколениями жили в традиции, то воспитываясь в ней, человек, действительно, мог получить гораздо больше, чем при богословском, теоретическом образовании. Но это если ты живешь в такой среде. Глядя на всех нас, кто жили и воспитывались в совершенно иной среде и не могли воспринять традицию, при всем желании нам было не на что опереться, то нельзя не учитывать этого, глядя на сегодняшних церковных людей. Поэтому и появляется задача прямого осмысления, если это невозможно подчерпнуть в традиции. Существуют и святоотеческое наследие, и догматы, и замечательное богослужение, но нет живой передачи традиции. Поэтому люди, живя в здравой традиции, здраво понимали, что  есть правильная цель и главная ценность. Поскольку эта традиция рождала святых, это доказывало, что она живая.

 

- За последние двадцать лет тоже, наверное, вряд ли сложилась благоприятная среда.

 

- В основном все мы являемся участниками этого нового периода жизни Церкви, в той или иной степени остроты это прожито нами.

 

- Как быть верующему человеку, находящемуся в среде неверующих, например, когда он соблюдает пост, а родственники противятся этому, порой даже агрессивно?

 

- На такой вопрос трудно дать универсальный ответ, всегда надо исходить из конкретной ситуации, учитывать и самого человека, какова его семья, какие в ней отношения. Если сказать, чтобы человек никак не проявлял себя, лишь бы все было мирно, то это тоже опасный путь, пойдя по нему, он может вообще отпасть от любых проявлений своей веры во Христа.

Если же сказать, что-то вроде: не обращай внимания на этих "язычников", стоят ли они того, и человек по простоте своей начнет радикально действовать. Конечно, я утрирую, но за двадцать пять лет церковной жизни не раз приходилось наблюдать подобное.

Подобные варианты были в разной степени ожесточения, вплоть до того, что из дома выгоняли и в психиатрическую больницу укладывали. В этом нет ничего удивительного: в житиях святых мы можем читать, как порой действовали их родственники, когда те обращались к христианству. Как, например, было с великомученицей Варварой или святой Екатериной, где противодействие принимало гораздо более ожесточенные варианты, нежели просто семейные скандалы.

Разбираясь с каждым конкретным человеком, приходится выбирать разные варианты поведения. Главное - понимать, каков главный критерий. Наверное, это все же сохранение любви к тем людям, которые находятся рядом с тобой. Возможно, это расплывчатый ответ, и конкретизировать его - особая задача. Это не значит потакать всем слабостям и капризам ближних, но в то же время не надо видеть в них врагов. Если человек решится поститься во что бы то ни стало, но при этом камня на камне не оставит от своей семьи, насколько хорош будет результат такого поста с точки зрения реальности Божией? Глядя на последствия радикальных действий, сильно сомневаешься, что это приближает человека к Богу.

Конечно, в житиях святых есть и примеры того, когда, ничего не боясь, они в лицо обличали от родителей до правителей, и были за то мучимы и убиваемы и вменились в святых. Но они вели себя так потому, что в них жила благодать Божия. Как говорил в Евангелии Господь: не заранее не думайте о том, что вам говорить; когда вас привлекут я дам вам уста и премудрость, которым никто не сможет противиться. В случае со святыми это, видимо, так и происходило, и мучения они переносили силой Божией. Когда человек в своем развитии достигает того, что в нем обитает Сам Христос, тогда, думаю, он и сам найдет ответ на вопрос, как ему относиться к ближним.

Ведь и в Евангелии мы не видим того, что Христос поносит и обличает всех кругом. Он, конечно, обличает фарисеев, но даже, когда Он обличает Иуду, это явлено, как последняя попытка призвать его к покаянию. В этом отличие обличения Божьего от  нашего человеческого упрямства и своеволия. Бог обличает человека с тем, чтобы привлечь его к себе, мы же обличаем того, кто нас раздражает, мешает нам реализовывать наши собственные желания.

Когда апостол Павел призывает нас к тому, что мы должны иметь мысли и чувства, такие же, какие имел Сам Христос, мы понимаем, что можем достичь этого лишь благодатью Божией. Вопрос в том, как ее обрести. Преподобный Серафим Саровский так и определял цель христианской жизни - стяжание благодати Духа Святого. Он высказал мысль о том, что пост и молитва, как они ни хороши сами по себе, но это лишь способы для стяжания благодати Божией. Способы эти могут быть разными, смотря по тому, кто к какому служению призван. Всем нам важно не забывать, что именно это задача поста, приводящего нас к родству со Христом. Человек может мечтать о себе, что угодно, но это может быть неправдой, если в нем не действует благодать Божия. Примеров тому множество: люди, пребывающие в прелести и в сектах. Это трагично, потому что их жизнь совсем не похожа на евангельскую.

 

- В чем заключается критерий проверки, есть ли в человеке Божия благодать?

 

- Приведу мысль преподобного Силуана Афонского, который, видимо, следует в своих рассуждениях за кем-то из святых отцов. Он говорит, что главный критерий присутствия в человеке Божией благодати - это любовь к врагам. Если человек способен любить их, как заблуждающихся людей, то это верный признак действия в нем Божией благодати. Хотя, конечно, в какой-то степени она есть у всех людей, которые держатся церковной жизни и причащаются Святых Христовых Таин. В ком-то она имеет великие плоды, а в ком-то малые, судить об этом мы не можем, это дело Суда Божия.

Когда мы говорим о таких великих святых, как преподобный Серафим, они являются очевидными носителями благодати Божией. Но если мы говорим о новомучениках и исповедниках Российских, которые близки нам и по времени, и по месту: многие служили в храмах, которые нас окружают, то времени их жизни не прошло даже ста лет. Это явление чрезвычайно показательно и тем, что и до революции жизнь людей и жизнь Церкви были не без искажений, трудностей и проблем, ее критиковали и разные церковные дореволюционные деятели, которые стремились собрать Собор для их обсуждения. Мы не можем вполне точно судить о той жизни, но глядя на число новомучеников, мы очевидно видим, что, несмотря на все недостатки, благодать действовала, раз из нее родились такие святые. Может быть, они не проявились столь ярко, как великомученица Варвара или Екатерина, но, возможно, они прошли не менее тяжелый путь. Ведь карательная советская система 30-х годов была столь мощной, а при этом мы видим столько людей, погибших физически, но не погибших духовно. Многие из них еще неизвестны нам.

В отличие от житий святых, которые много раз редактировались, и мы не можем проверить, что было именно так, а что иначе, здесь мы можем проверить по протоколам допросов. Конечно, материалы рассказывают о различном поведении, но то, что даже в ситуации столь колоссального давления на человека, люди имели силы выжить и сохранить веру, как раз и является критерием действия Божией благодати. Хотя изначально это могли быть самые обыкновенные сельские священники, которые оказались лицом к лицу с этой карательной машиной. Те, в ком действовала Божия благодать, и смогли устоять перед ней.

Некоторые из новомучеников оставили наследие, например, письма из мест заключения митрополита Петра Крутицкого. В одной из них он переживает о том, что у него не хватает духовных сил, чтобы с любовью относиться к своим гонителям, которые весьма мучали его, хотя он был довольно немолод и болен.

 

- Большое спасибо, отец Сергий. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Помогай нам Бог правильно пройти оставшееся время Рождественского поста, задавая себе вопросы, которых мы сегодня немного коснулись, чтобы пост был осмысленным деланием нашей жизни в Церкви. Тогда это принесет должные плоды нашего родства с Богом. Помоги всем Бог!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать