Родное слово (Новосибирск). Крещение Господне. Богоявление

22 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы встречаемся в Крещенский сочельник, накануне праздника Крещения Господня. Это двунадесятый праздник, тесно связанный с земной жизнью Христа. А зачем Спасителю нужно было принимать таинство Крещения? В чем была необходимость?

– В Вашем вопросе есть некоторая ошибка, потому что Вы сказали «таинство Крещения». То, что делал святой пророк Божий Иоанн Креститель, – не таинство Крещения. Скорее, может быть, его действия были прообразом того, что потом возникнет именно в Новозаветной Церкви. Его крещение было крещением, которое свидетельствовало, что люди признают наличие своих грехов и желают от них очиститься. Оно было подготовительным для того, чтобы впоследствии принять Христа Спасителя. И поэтому вопрос, который Вы задали («Зачем Христос крестился от Иоанна Крестителя?»), на самом деле  сложен. Христос, хотя был подлинным и истинным Человеком (и одновременно Богом), не имел никаких грехов, поэтому Ему нечего было омывать в водах Иордана и нечего было признавать. В этом смысле отцы Церкви постоянно задумывались над этим, и не было дано окончательного ответа.

Чаще всего говорилось совершенно о другом. О том, что Господь, войдя в воды Иордана, освятил водное естество. Именно от этого освящения водного естества происходит наш обычай, который зафиксирован уже как уставное требование в обязательном чине водоосвящения – после литургии у нас в Русской Церкви и в сочельник, и на сам праздник Крещения Господня (или Богоявления). А в других Православных Церквах только в сочельник после совершения вечерни и литургии. Поэтому главным образом здесь было не принятие этого обряда как знака того, что Христос тоже признал какие-то Свои грехи и крестился от Иоанна (кстати, сам Иоанн удерживал Христа и говорил: мне надлежит креститься от Тебя), а скорее нечто иное. Господь освящает стихию, а впоследствии спасает весь мир на Голгофе и через Свое Воскресение.

– Как происходило крещение Господне? Что говорит об этом Евангелие?

– Евангелие  довольно кратко описывает это. Господь приходит на Иордан. Иоанн Креститель уже крестит многих, самые разные люди к нему приходят, и разная реакция Иоанна на приход этих людей; в частности, он обличает некоторых нераскаянных грешников, обличает фарисеев и говорит, что они – порождения ехидны, что зря  надеются на это крещение. Но когда пришел Господь,  Иоанн удерживает Господа и говорит, что ему, Иоанну, надлежит креститься от Него, то есть от Христа. Тем не менее Господь говорит, что так надлежит исполнить всякую правду. Господь крестится, сходит в воды Иордана, а когда выходит из воды,  Дух Святой снисходит на Него в виде голубя. И раздается глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

И  свидетельство Духа Святого, голос Бога Отца и присутствие там Сына Божия – все это как раз именуется Богоявлением, поэтому и праздник именуется так же. А  в Древней Церкви был единый праздник Богоявления, который объединял и Рождество Христово, и Крещение. Такое объединение сохранилось не в Православной Церкви, а в Армяно-Григорианской, и там соединяются по-прежнему эти два праздника. У нас и у католиков они уже разошлись по разным дням, но определенная связь между ними есть, потому что с момента Рождества Христова и до выхода Христа на проповедь проходит довольно большой период времени (можно сказать, 30 лет), и Господь выходит на Свое общественное служение именно после крещения. Именно после крещения удаляется в пустыню, а затем выходит уже со Своим словом о новой жизни, о Царствии Небесном.

– Каковы особенности праздничного богослужения этого дня?

– Самая главная особенность этого дня по Уставу Русской Церкви та, что к службе присоединяется чин Великого водоосвящения. Есть освящение, которое происходит более-менее часто, можно прийти в храм и попросить, чтобы совершили водосвятный молебен, а Великое водоосвящение происходит именно на этот праздник (получается, дважды в год – в сочельник и в сам праздник Богоявления). Происходит это после литургии. В сам праздник Богоявления очень часто освящают воду, которая находится либо в каких-то открытых водоемах, либо она ставится специально вне храма и происходит ее освящение.

Издавна на Руси этот день особо отмечался прежде всего великим почитанием святой воды, она получила название: Великая агиасма. Люди старались хранить эту воду в течение всего года, понемножку испивать ее, кропить что-то очень важное этой водой. Более того, Русь всегда отличалась тем, что у нас было очень мало храмов. Сейчас говорится, что нужно построить столько-то храмов в Москве, столько-то в Новосибирске на определенное количество населения, но такая задача стояла все время, у нас всегда не хватало храмов, они были далеки друг от друга. В некоторых городах было храмов много: в Суздале, Владимире, Новгороде, Киеве (до монгольского нашествия). После монгольского нашествия уже несколько меньше. Довольно много было храмов в Москве (говорили о сорока сороков; то есть, получается, 1600 храмов). Может, это некоторое преувеличение, но во многих местах храмы отстояли друг от друга на десятки, а то и на сотни верст. Так было на Русском Севере, так было у нас в Сибири, поэтому многие не имели возможности более-менее регулярно причащаться, и тогда люди с благоговением принимали святую воду, испивали ее с молитвой, с определенной подготовкой. Нельзя сказать, что это заменяло причащение, но служило определенным освящением для человека.

– А есть ли отличие воды, набранной на Крещение, от той воды, которую можно получить в храме в другой день?

– Наверное, все-таки есть. Если просто прийти и заказать водосвятный молебен, допустим, в августе или марте, там несколько иной чин (похожий во многом, но несколько иной). Пользоваться этой водой также можно, и освящение люди получают. Тем не менее крещенская вода получает большую степень освященности в силу более основательного чина освящения, поэтому это называется Великим водоосвящением.

– Есть ли отличие воды, набранной сегодня, в Крещенский сочельник, от той, которую можно будет набрать завтра?

– В этом смысле отличия нет. Однако есть разница в некоторых обычаях. Ту воду, которую набирают в сочельник, обычно хранят, пьют, а той водой, которая набирается на следующий день именно на праздник Крещения, а не в сочельник, еще окропляют все, что есть в доме. Но раньше домом было нечто большее, чем сейчас. Не какая-то квартира, а это было место, где находились домашние животные, скотина, птицы и так далее.  Обходился весь двор, выходили на огород, окропляли все, что окружало жизнь человека, всё старались освятить этой водой.

– Купание в проруби на Крещение в последние годы приобретает массовый характер. Многие считают, что оно смывает накопившиеся за год грехи. Что это – народный обычай или купание в иордани несет какой-то высокий духовный смысл?

– Мысль о том, что купание в этой проруби может смыть грехи, – от лукавого. Это на самом деле мысль, внушенная врагом рода человеческого, потому что очиститься от грехов человек может только силой благодати Божьей, которая даруется в таинстве Покаяния.

То есть нужно прежде всего обдумать свою жизнь; не спонтанно просто какие-то грехи припомнить – и бух в прорубь. И всё. На самом деле покаяние – это даже и не одноразовый процесс в самом таинстве Исповеди. Это настоящее глубокое духовное переживание, совмещенное с молитвой. И итогом является, конечно, участие в таинстве Исповеди.

Поэтому надеяться на то, что человек, окунувшийся в прорубь, даже если батюшка освятил воду, получит прощение всех грехов, которые он совершил именно за год, более чем наивно. В этом смысле так думать не стоит. То, что люди купаются, – не плохо и не хорошо. Но надо сказать, что не так уж и распространен был этот обычай на Руси в дореволюционное время.

– Батюшка, в чем значение этого праздника для всех нас? О чем следует всем нам задуматься в праздник Богоявления?

– О том, что Господь пришел в мир. Вот Он освящает это водное естество, но вообще-то Он пришел нас ради и нашего ради спасения. Вода имеет великое значение в жизни и растений, и животных, и, конечно, человека. И много говорится о воде именно в Священном Писании. Это и сотворение мира, когда Господь сотворил небо и землю «и Дух Божий носился над водою». Это и события, связанные уже с греховным уходом людей от воли Божьей, когда грехи людей начали умножаться – и Господь послал на человечество потоп.

И единственным человеком, который внял всякого рода предупреждениям, был Ной. Он вместе со своим семейством и вместе, так сказать, с образцами всего живого спасся в своем ковчеге и стал родоначальником новой жизни. Он является прообразом Пришествия Христа, а воды потопа – это, наверное, воды воздействия воли Божьей на человечество.

(Фрагмент видеозаписи освящения воды.)

– Вода присутствует и в Новом Завете. Можно вспомнить о том, что первым чудом, которое сотворил Господь, было чудо в Кане Галилейской, когда был брак и когда Господь превратил воду в вино, чтобы пир и радость людей, собравшихся поздравить Симона Кананита (он, по преданию, был женихом), продолжились.

Поэтому то, что вода избрана особо для освящения в праздник Богоявления, конечно, не случайно. Это и воспоминание того события, которое было на Иордане, когда Господь крестился от Иоанна Крестителя, и в то же время воспоминание того, насколько важна вода для всех и каждого.

Сам Иордан – речка, которая не производит абсолютно никакого впечатления на человека, приходящего к ее берегам. Она примерно как наша река Иня; даже, пожалуй, менее эффектная, чем река Бердь (там хоть есть интересные берега). Иордан – это река, берега которой поросли кустарничком, зеленью. Вода, правда, в ней довольно прохладная; может быть, по сравнению с другими каким-то источниками.

Хотя в Святой Земле не так много источников вод. Есть большое Генисаретское озеро, через которое Иордан, собственно, и протекает. Но с этой рекой связаны многие события и в Ветхом Завете, и в Новом; даже более того – эта река упоминается в житиях многих святых уже новозаветного времени. В Заиорданской пустыне подвизались многие подвижники, Иордан перешла преподобная Мария Египетская, когда удалилась в пустыню и жила там многие-многие десятилетия.

Поэтому, с одной стороны, Иордан – это не что-то очень великое, не такое чудо, как Ниагарский водопад или какие-то мощные реки. С другой стороны, наверное, это лишнее напоминание о том, что Господь пришел в мир и свершил многие дела, направленные к нашему спасению, вовсе не в каком-то «центре мира» (например, в тогдашнем Риме или, если бы это было когда-то позднее, в Нью-Йорке или  Токио). Нет, Он приходит в очень малозначительный уголок земли к малому поначалу народу, но впоследствии Его слова, Его призыв и Его стремление спасти людей охватывают все человечество.

То есть положение наше, положение всего человечества было и есть настолько ужасно и страшно, что для нашего спасения потребовалось не вмешательство ангела, не посыл в мир учителя великой нравственности, который вроде бы должен научить нас жить по-другому, – этого недостаточно. Потребовалась Голгофская жертва, а также чудо Воскресения. Вот об этом прежде всего нужно помнить в связи вообще с христианством и всеми событиями, связанными с земной жизнью Господа Иисуса Христа.

Ведущая Инесса Титова

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать