«Родное слово» (Новосибирск). О посте

18 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Если взять в руки православный календарь, то можно увидеть, что почти каждый день будет отмечен как праздничный – Церковь чтит память своих святых, вспоминает события Священной истории. А еще обращаешь внимание, глядя на календарик,  на то, что почти половина дней этого календаря помечены как постные. Посты есть продолжительные, есть однодневные (среда, пятница). Именно сейчас наступило время поста – Рождественского. Отец Андрей, зачем вообще установлены посты и в чем их предназначение?

– Если мы изучаем Библейскую историю, если обращаем внимание на то, как человек выпал из райского гнезда, что для него свил Господь, то видим как раз, что преступление произошло не на сексуальной почве, как многие думают.  Адам и Ева не успели это сделать. Преступление произошло на почве невоздержания, непослушания и нарушения поста. Господь Адаму и Еве сказал так же, как мы говорим своим маленьким детям: слушайтесь нас – и будете такими, как мы. Не в том смысле, что будете занимать те же должности или получать нашу зарплату; вы будете взрослыми, ответственными людьми, каждый из вас сможет какой-то участок мира освоить, сможет работать, радоваться от своей работы, от общения с людьми.

Так и Господь, поселив Адама и Еву в раю, дал им заповедь хранить и возделывать рай – то есть заповедь о культурной и творческой жизни, Он также сказал: плодитесь и размножайтесь. Но Господь для испытания людей положил некоторое ограничение, и это ограничение заключалось в пище и послушании:  что угодно можно есть, кроме плодов одного древа,  слушаться Бога. И беда произошла именно потому, что Адам и Ева не захотели послушаться Бога, не захотели принять это ограничение, предложенное Богом.

Почему были предложены эти ограничения? Потому, что наша любовь к Богу и друг к другу начинается с самоограничения. Я не могу любить другого человека, если  не ограничу себя в чем-то по отношению к этому человеку, потому что у каждого человека есть своя свободная воля, у каждого человека есть желание, и моя любовь начинается там, где начинается желание другого человека. Значит, мое желание ограничивается. Необходимы  синхронность, договоренность, сочувствие. А сочувствие как раз и проявляется в том, что мы можем или объединить усилия, или ограничить свои усилия по отношению к другому человеку. Когда мы говорим: «Нет никаких ограничений, я хочу тебя любить так, как мне этого хочется», – это значит, мы рисуем линию. Если человек ходит по этой линии туда и обратно, мы его любим. А шаг влево, шаг вправо – это уже побег и расстрел на месте.

Поскольку это неприемлемо и в наших отношениях, постольку и Господь с этого начал – с того, что человек должен научиться ограничивать себя, должен научиться правильно пользоваться свободой. Потому что свобода не есть произвол. Если первая свобода – это выбор, который мы совершаем, то следующая за этим свобода – то, что после нашего выбора должны наступить определенные последствия, мы должны их видеть. И если мы выбираем какой-то произвол или желание толкает нас совершить выбор неразумно, то и последствия должны быть соответствующими. Мы знаем, что нельзя в розетку совать пальцы. Если же мы все-таки делаем такой выбор и суем пальцы в розетку, то не должны потом предъявлять претензии, что Господь в розетку не посадил ангела, а ангел внимательно не наблюдал, что же мы туда вставляем – пальцы  или шнур от утюга или  чайника.  Бог сказал: ограничьте себя. А Адам и Ева сказали: «Господи, мы сами знаем, что нам делать, и никакие ограничения нам не нужны». Но поскольку Бог есть любовь и Бог создал нас для любви, то для того, чтобы мы любили друг друга, мы должны научиться себя ограничивать. И свобода, как мы уже с вами говорили, не произвол, а выбор и следование некоторому закону, правилу или нашему стремлению к добру.

И, естественно, если мы не слушаем Бога, отвергаем Бога, если не хотим себя ограничивать,  мы вносим в жизнь какой-то разлад, какие-то нарушения и как следствие – боль, страх, ужас, смерть, в конце концов.

– Какие ограничения привносит пост в нашу обычную жизнь? Сейчас Рождественский пост… Что Вы можете сказать?

– Прежде всего  хотел бы сказать, что пост привносит в нашу жизнь не ограничения, а разнообразие, потому что самое тяжелое для человека – это однообразие. Оказывается, самая тяжелая работа не землю копать, не уголь добывать, не в космос летать, а на конвейере, когда человек вместо того, чтобы участвовать в каком-то творческом процессе освоения жизни, действительности, подчиняется чужим алгоритмам и становится придатком какого-то механического процесса. Это самая тяжелая работа. Пусть это будет всего одну гаечку закрутить, но именно это изматывает человека, отупляет и выводит из человеческого состояния, низводит его к какому-то другому виду… не жизни, а существования. Пост прежде всего привносит в нашу жизнь разнообразие; более того, даже по отношению к пище привносит нравственный момент.

Когда мы открываем холодильник, мы должны не запах включать, а мозг и задаваться вопросом: «Какой сегодня день недели?» Если пятница – это день, когда распяли Христа, ограничу себя в пище. Если бы умер мой близкий, родной человек, мне вообще было бы не до еды, не до питья. А так я хоть немного ограничу себя и буду думать и заботиться больше о каких-то других вещах. Если, например, среда – день, когда Иуда предал Христа,  я первым делом вспомню, из-за чего Иуда предал Христа. Из-за того, что ему всего было мало, из-за того, что он был жаден и воровал из той сокровищницы, которую носил. Я сам себе скажу: не хочу быть Иудой. А для того, чтобы не быть Иудой, нужно себя научиться ограничивать.

А когда придет, например, воскресный день или другой праздничный день, я не буду вспоминать о том, что что-то недоел или недопил. Но в этот день подумаю, что, может быть, есть нуждающиеся, с которыми я мог бы поделиться пищей, одеждой, добрым словом, хорошим настроением. Поэтому даже такая простая вещь, как пища, может в нашу жизнь внести разнообразие.

…Человек к одной и той же пище, какой бы она ни была изысканной, очень быстро привыкает. Но если мы сами для себя не ставим никаких ограничений, то первое же ограничение, с которым сталкиваемся, заводит нас в тупик. Начинается пост или даже наступает постный день, и мы задаемся вопросом: «А что же нам есть? Ведь ничего нельзя. Колбасу, рыбу, мясо, котлеты, даже тефтели нельзя – совсем ничего». И нечего бедному человеку поесть… Но если подумаем, оказывается, пищевое разнообразие в этой мере гораздо большее, чем мы можем  себе представить. Можно и кашу, и картошку, и овощи, и фрукты; столько всякой растительной пищи…

– Получается, что для неподготовленного человека как раз пост будет просто диетой? Он будет себя ограничивать только для того, чтобы не принимать животную пищу? Как подготовиться к посту?

– Нужно понять, что перемены – это самое интересное в нашей жизни. Мы для начала поменяем одну пищу на другую: животную на растительную, сливочное масло на постное, говяжье мясо  на рыбу. Будем делать салаты, пить компоты и настроимся на то, чтобы внести в нашу жизнь разнообразие. Но главное – нужно помнить, что пост не для того, чтобы мы научились разбираться в пище, ведь если мы обратимся к церковным книгам, там про пищу почти ничего не говорится – нет одних рецептов или других, а речь идет о том, что человек больше внимания должен уделять своей душе. Когда мы задаемся вопросом, что для нас ценнее (тело или душа?), можно сказать, что ценно одинаково и то, и другое. Но если тело бренно и тленно, а душа вечна, – мне кажется, что вечным ценностям нужно уделять больше внимания, чем тленному и преходящему. Даже заповеди Божии отчасти нас удивляют: о тленном и преходящем шесть дней трудись, беспокойся и только один день посвящай своей душе. Поэтому и нужны не только постные дни; должны быть и постные периоды, чтобы мы могли вырабатывать в себе положительные привычки. Ведь православие – это единственная религия, которая предлагает человеку такие многодневные посты. И здесь учитывается, наверно, физиология человека.

Физиологи говорят, что сорок дней – это минимальный период, в течение которого у человека вырабатываются положительные привычки. Поэтому пост нам не только для перемены, а для ограничения. Даже на самый простой вопрос, который мы себе задаем, звучит очень странный ответ. Вот как Вы думаете, насколько больше мы съедаем пищи, чем нам нужно для жизни? В полтора, два, три раза?

– Наверно, раз в пять.

– Оказывается, раз в 10, если не в 20. То есть вот какой парадокс: человек потребляет в десятки раз больше, чем ему необходимо для жизни. И именно от этой перегрузки и страдает наш организм. Поэтому смысл поста не в том, что я одну пищу поменял на другую, но зато увеличил ее количество или стал больше заботиться о ее качестве. Тут, наверно, смысл в том, чтобы ограничить себя и в объемах и начать потреблять гораздо меньше, потому что для нормальной жизни нам нужно гораздо меньше.

Удивительно, что, с одной стороны, человечество ожидает, как прогнозируют социологи, глобальный голод, то есть миллиарды людей недоедают и голодают. Но в развитых странах люди больше всего страдают от ожирения.

И посмотрим: в США, Европе более 80% людей страдают от избытка пищи. Даже в нашей стране, где, казалось бы, совсем небольшие пенсии и пособия, и то уже почти половина населения страдает от избыточного веса. Это значит, что мы потребляем избыточные объемы пищи; нужно себя ограничивать. Человек, который не способен себя ограничивать в пище, не способен ограничивать себя ни по отношению к ближнему, ни в чем-то другом.

Отсутствие ограничения, бесконечное потребление, конечно, приводят к самоуничтожению, к тому, что эта бездна, которую мы стремимся наполнить, прорывается – и мы остаемся у разбитого корыта.

– Во время поста действительно есть желание избавиться от того, что вредит душе, но не всегда это удается. Например, хочется научиться прощать. Не всегда легко дается прощение. Как избавиться от этого?

– Не только прощение, но иногда и сам пост нам сложно дается. Сложно даются и прощение, и молитвы, и доброделание. Поэтому нужно немного себя понуждать. Вот если мы обратим внимание на подлую (или свинскую) сторону нашей души,  увидим, что какие-то греховные движения души или  греховные действия даются легче – это как катиться с горы на саночках. А чтобы сделать что-то доброе, нужно себя понуждать – это все равно как саночки катить в гору.

Но самое интересное то, что мы не можем находиться  в одном  положении. Человек не может замереть в какой-то точке. Он будет или сползать с этой точки вниз, не делать никаких усилий, или, если будет делать усилия, будет подниматься на гору. Поэтому нам нужно немного себя понуждать для того, чтобы это вошло в привычку. Точно так же, как греховные привычки человека губят, добрые привычки человека спасают.

Если мы привыкли съедать и выпивать лишнее, ругаться, раздражаться и осуждать других людей, то это плохие привычки. Как говорят святые отцы: «Не так страшен грех, как привычка грешить». Человек может совершить любую ошибку, но, раскаявшись, ужаснувшись, не повторяя ее, может спасти свою душу. И в то же время самая маленькая, но греховная привычка может привести нас в ад, в адские муки, потому что нет большей муки, чем желание что-то сделать, осуществить и невозможность это осуществить.

– Как рассказать детям про пост? Если мы скажем о том, что мы будем меньше смотреть мультики и есть конфеты, то что мы должны привнести в изменившуюся жизнь?

– Во-первых, я думаю, дети без особых пояснений охотно участвуют в том, что делают родители. Никогда на Руси не было такого, чтобы детям и взрослым готовили отдельно. И крестьяне, и бояре, и князья, и дружинники – и в царских хоромах, и в крестьянских избах – ели одну и ту же пищу.

Поэтому очень легко у нас на Руси соблюдался пост, когда закрывались рынки, увеселительные заведения. И люди готовились душой к непраздному времяпрепровождению, готовились именно к тем историческим событиям, которые мы и отмечаем постами. Готовились к смерти и Воскресению Христа, к Рождеству Христову.

Представьте себе, что вы ожидаете в гости если не президента, то губернатора. Придет он к вам в гости, вы же обязательно все в доме приведете в порядок? Вы не только всё помоете, вычистите, но  подумаете, чем угостить высокого гостя, который придет к вам домой. То есть вы заранее будете готовиться к этому событию.

Если вдруг к вам придут и скажут, что через два часа у вас будут дома высокие, дорогие гости, вы просто сойдете с ума, и ничего хорошего от этого известия не будет. Будет только нервотрепка, переживание, и вы вздохнете: наконец-то эти гости нас покинули, а лучше бы они вообще не приходили. Но если вам скажут об этом заранее и еще дадут вам ресурсы, чтобы вы их встретили, и вы будете только рады.

И опять же разнообразите свою жизнь, решите свои проблемы. Ваша жизнь станет гораздо интереснее и богаче. Вот поэтому эти события (Воскресение, Рождество Христово) предваряются особым приготовлением. И Священное Писание говорит: «Не входит благодать Божия  в злохудожную душу». Значит, человеку нужно и душой, и телом очиститься и приготовиться к этому празднику.

Исповедь и причастие нам помогают в этом. Как раз когда мы замечаем, что что-то доброе нам дается с трудом, а что-то плохое дается легко, с этими проблемами мы приходим к Богу: «Господи, видишь, что со мною происходит? Прости меня и помоги мне». Вот когда мы к Богу с такой просьбой обращаемся, получаем помощь к исправлению нашей жизни.

А если мы обратимся  три, четыре, пять раз, если заметим, что греховные привычки нас одолевают, еще не одолели, но уже владеют нами, – значит, мы противопоставим им надежду на Бога и какие-то добрые алгоритмы нашей жизни будем стараться реализовывать. Вот поэтому такая продолжительность поста, и задолго до праздника мы знаем, что произойдет, мы к этому празднику готовимся усилием какого-то духовного подвига. И тело тоже в этом участвует.

Я еще хочу обратить внимание на то, что строгость поста в наших широтах, в нашей стране, просто сама строгость жизни и тяжелые жизненные условия ни в коем случае нельзя сравнить с жизненными условиями, которые в Греции или Палестине,  в каких-то других южных странах.

Поэтому духовники говорят нам, что постное масло потому и называется постным, что мы можем его употреблять в течение поста. И пост прежде всего не должен вредить нашему здоровью. Поэтому если какие-то особенности связаны с нашим состоянием, нужно поделиться со своим духовником и взять благословение на облегчение поста. Нужно помнить, что до семилетнего возраста дети не обязаны совершать пост.

Как вы правильно сказали, должны быть какие-то ограничения. Не должно быть вседозволенности. Поэтому, мне кажется, важно приучить детей не просто от чего-то отказываться, а для чего-то отказываться. Например, в праздник Рождества есть обычай ходить друг к другу в гости, делать подарки, прославлять родившегося Христа. Стараться этой радостью поделиться с теми людьми, которые об этой радости не знают.

Если ребенку привить эту замечательную привычку, если он увидит, как  приятно и хорошо сделать другому человеку подарок, то тогда ребенок не просто откажется от шоколадной конфеты или какого-то лакомства, а будет рад это лакомство подарить другому. Если мы научимся радости, научимся теплое чувство в своей душе получать не от того, что берем, а что даем, наша жизнь станет гораздо привлекательнее.

Ведущая программы Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Екатерина Береснёва

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать