Родное слово (Новосибирск). Таинство Елеосвящения (Соборование)

11 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – О таинстве Соборования будем сегодня говорить. Эта программа завершает цикл наших передач о православных таинствах. Кем и с какой целью было установлено таинство Соборования?

– Прежде нужно сказать, что таи́нственная жизнь Церкви (или даже та́инственная жизнь) этим не исчерпывается, потому что все события человеческой жизни всегда сопровождаются Церковью и всегда есть таинственный момент (таинственный не потому, что непонятен, а потому, что он совершается скрыто, незаметно), и плоды этого действия проявляются, прорастают уже только в Царстве Небесном. Поэтому можно сказать, что раньше и отпевание считалось таинством, и монашеский постриг считался таинством, и еще некоторые священные действия считались  важными и таинственными. Но на настоящий момент, если мы обратимся к Закону Божию, Катехизису,  Православная Церковь пользуется семью таинствами, которые так и называются. И последнее из них, что мы сегодня рассматриваем, это соборование.

Как и для всех остальных таинств, основание для установления этого таинства мы видим еще в книгах Нового Завета, а конкретно у апостола Иакова есть такие замечательные слова: если кто-то заболеет среди нас, пусть призовет пресвитеров церковных и помолится о больном, и помажет больного елеем, и молитва веры спасет болящего. В этих словах и видно: с одной стороны, происходит забота не только о нашем душевном, духовном, но даже о нашем физическом здоровье. Но прежде чем заботиться о здоровье, нужно понимать общее соотношение между болезнями души (то есть грехами, которые мы совершаем) и болезнями тела. Иногда есть прямая связь. Даже просто грехи, которые мы совершаем (например, когда не постимся, переедаем), обязательно сказываются на нашем здоровье.

Но если мы не будем заниматься своим здоровьем, не будем обращать внимание на наше физическое состояние?.. Конечно, может быть, у некоторых людей оно как дар Божий будет присутствовать... Но, в принципе, человек обязан заботиться о себе. Заботиться для того, чтобы меньше хлопот, меньше беспокойства доставлять окружающим. Чтобы ты сам мог позаботиться о других, чтобы не другие люди бегали вокруг нас с вопросами, что ж нам, дорогим, нужно, а мы могли задаться вопросом: что нужно окружающим людям? И могли проявить милосердие, сострадание, заботу, помощь, сочувствие... Но в данном случае как раз, когда с нами случаются какие-то  непонятные болезни, которым мы не можем найти физического объяснения, или современная медицина не знает, что это такое, как к этому отнестись (ситуации, конечно, меняются), к кому мы обращаемся? Мы обращаемся к Богу и просим, чтобы Господь облегчил наше состояние.

– Кому, говоря медицинским языком, показано соборование?

– Как мы уже познакомились со словами апостола Иакова, если человек настолько тяжело болеет, что требуется определенная серьезная помощь (это не просто насморк или чих какой-то), тогда священник должен призвать пресвитеров церковных, чтобы те помолились в первую очередь о прощении грехов и об изменении состояния здоровья человека, которое связано с этим. И в ту меру, которая угодна Богу.

– Всегда ли обязателен результат после совершения таинства соборования? И каким он может быть?

– Результатом является определение воли Божией о человеке, который находится в болезненном состоянии. Воля Божия может состоять и в том, чтобы человек поболел, пострадал, почувствовал тяжесть болезни и тяжесть греховных последствий каких-то своих действий для того, чтобы в человеке действительно вызвать раскаяние, сочувствие к другим и определенную перемену в духовной жизни. Ожидает Господь от человека больше, чем перемены в жизни физической. И поэтому в одной болезни человек соборуется один раз – воля Божия определяется: выздоровел – значит, благодарит Бога; болеет – значит, нужно нести крест этой болезни, болеть, молить, не роптать, не возмущаться и даже, может быть, в своем болезненном состоянии стараться делать что-то хорошее. Прежде всего нужно даже о здоровье своем знать. Мы, в принципе, находимся в такой ситуации, что наше здоровье, наше состояние, с одной стороны, гораздо лучше, чем мы заслужили, но, с другой стороны, его вполне достаточно для спасения нашей души. И когда мы читаем жития святых, то иногда удивляемся тому, что больные просили у Бога не здоровья, а болезни.

Например, был Пимен Многоболезненный, мы узнаем о нем из Киево-Печерского патерика (он был монахом Киево-Печерской лавры). Был некий монах Иоанн Многострадальный, который тоже страдал от каких-то грехов, поэтому он даже просил физической немощи у Бога для того, чтобы эта физическая немощь помогла ему в борьбе с грехом. Так что нужно помнить, что здоровье не является абсолютной ценностью, и даже безбожники иногда над этим смеются и говорят: кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет. Всех нас ожидает кончина, обязательно душа прощается с этим бренным телом, но мы как раз просим и молим Бога, чтобы была христианская, мирная кончина нашей жизни, чтобы обязательно перед смертью нам поболеть немножко, пострадать, чтобы ум наш отрезвился и мы в правильном духовном состоянии предстали перед Богом. Поэтому мы просим у Бога, безусловно, того, что нам нужно: прощения грехов, примирения, сил для доброй жизни; и у каждого из нас есть та мера здоровья, которая нам необходима для спасения, и мы благодарим Бога за то, что это есть.

– Нередко к таинству Соборования прибегают люди неизлечимо больные, и результатом такого таинства бывает, что они уходят из жизни. Это тоже результат? Тоже Промысл Божий?

– Да, это тоже результат, Промысл Божий, но в то же самое время Промысл и забота Божии заключаются не только в том, что человек уходит из этой жизни, но и в том, что человек возвращается к этой жизни, и весьма полноценной жизни. Недавно мне один батюшка рассказывал, у него такой был опыт: он несколько лет тому назад исповедовал, причащал перед смертью одного старичка. Старичок ему поведал историю о своей жизни. Как в «Сказке о рыбаке и рыбке», жил старик со своею старухой. Старуха, жена его любимая, заболела, и по всем врачебным показаниям она должна была вот-вот отойти в мир иной. Он призвал священнослужителей, батюшка совершил соборование, и в совершенно безнадежной ситуации, когда уже все готовились к отпеванию, бабушка встала с постели. И почти целый год она не просто жила, а еще и заботилась о своем старичке. Старичок усиленно каялся и сильно плакал, потому что он пообещал Богу, что будет ходить в храм. Но когда выздоровела его супруга, ни разу он в храме не побывал,  поэтому Господь и прибрал его лучшую половину. Остался он один и, конечно, очень сильно раскаивался в том, что свой обет Богу не исполнил, и в том, что, может быть, за неисполнение этого обета он остался одиноким. Мы не только из этого – из очень многих случаев знаем, что люди, находясь даже иногда в безнадежной ситуации, когда врачи предрекают скорую смерть, после таинства соборования встают и потом живут долго и счастливо.

– Батюшка, а Вы на себе испытывали чудотворные последствия таинства Соборования?

– Да, в моей жизни был такой сложный момент, когда  две недели я находился в коме. И врачи даже советовали супруге молиться, чтобы я умер скорее, потому что, мол, она в лучшем случае будет меня кормить с ложечки, выносить судно, и на этом все общение закончится. Управляющий нашей епархией митрополит Тихон, когда я находился в таком состоянии, проявлял заботу, внимание, молился, ежедневно осведомлялся о состоянии моего здоровья. И когда в очередной раз ему сказали, что уже две недели никак человек помереть не может, владыка спросил: «Вы хоть соборовали его перед смертью?»

Священники даже были в некотором недоумении, потому что соборовать можно человека, который находится в здравом уме и твердой памяти; по крайней мере, не в бессознательном состоянии. А тут владыке было или какое-то откровение свыше, или его устами проговорил Господь. И один из моих друзей-священнослужителей тут же схватил все необходимые принадлежности, побежал в больницу, меня соборовал, и в конце таинства Соборования, когда я открыл глаза и его увидел, он даже стал меня утешать и говорить: «Ты не переживай, не на том свете я к тебе пришел; наоборот, ты вернулся сюда». И с этого момента я уже вернулся в сознание и больше сознание не терял.

– А как врачи это объяснили?

– Врачи сказали: слава Богу. Слава Богу за все, что с нами происходит.

– Еще один важный момент. Считается, что во время совершения таинства Соборования человеку прощаются забытые грехи. Поясните, батюшка, этот вопрос.

– Действительно, забытые, неосознаваемые грехи.

– Забытые или нераскаянные: здесь есть какая-то разница?

– Мы можем более конкретно исследовать слово «неосознаваемые», то есть это те, которые мы не осознаем. И разница как раз есть между тем, что мы забыли, и тем, о чем, может быть, вообще слышать не хотим. И никакого раскаяния у нас нет. И что-то мы за собой не замечаем, что может доставлять какие-то огорчения окружающим нам людям или нам самим.

– Как подготовиться правильно к таинству Соборования, чтобы это было душеполезно? Есть какие-то правила?

– Обычно таинство Соборования соединяется с таинствами Исповеди и Причастия. И, как мне кажется, более-менее правильная последовательность должна заключаться в том, что человеку нужно сначала исповедоваться, потом собороваться, а потом причаститься. Хотя, как мы уже с вами говорили, все эти таинства имеют самостоятельное значение; каждое может совершаться в отдельности и вне связи с другим таинством.

Как часто можно прибегать к таинству Соборования? И в каких ситуациях это сделать просто необходимо?

– Это необходимо в случае какой-то тяжелой и продолжительной болезни, потому что причиной этой болезни как раз и могут быть какие-то грехи, какая-то тяжесть, которую человек носит в своей душе. Тяжелая болезнь может быть предвестницей смерти. И, конечно, нам хочется перед Богом предстать с чистой душой. Как я уже вам говорил, в одной болезни соборуются один раз. И когда воля Божья определилась – выздоровел человек, ему уже и не нужно больше собороваться.

А если появляются другие немощи?

– Значит, человеку можно собороваться в ходе какой-то другой болезни. Но если эта болезнь осталась, то человеку уже безропотно нужно нести дальше свой крест, полагаясь на то, что Господь в свое время даст или облегчение, или, наоборот, какое-то завершение этой болезни. Поэтому мы можем сказать, что здесь нет какой-то определенной частоты, потому что одна смертельная болезнь может сменять другую на протяжении достаточно короткого времени; человек  может в течение нескольких лет не подвергаться какой-то внешне замечаемой смертельной опасности.

Другое дело, что в советское время невозможно было совершать не только это, но и другие таинства на дому: это было сопряжено с определенными трудностями, с определенными наказаниями властями, которым мог подвергнуться священник…

Я, например, служу в храме в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». В нашем храме хранится чтимая Иверская икона, от которой очень многие люди получают облегчение в своих состояниях, исцеление от болезней, причем это буквально происходит весьма часто и неожиданно для нас. В этом году, например, в мае одного человека принесли на постели, а ушел он своими ногами: после того, как приложился к иконе. И поскольку (во всяком случае, нам представляется таким образом) просьба к Богу о даровании исцеления, об изменении нашего болезненного состояния, должна соединяться с каким-то духовным подвигом, усиленной молитвой, в нашем храме для больных, которые приезжают из многих разных мест, довольно часто мы совершаем таинство Соборования.

 Оно совершается у нас иногда по субботам или через субботу; или раз в месяц, но это не значит, что если мы являемся прихожанами или живем недалеко в городе, каждый раз должны ездить. Это совершается для тех людей, которые приезжают из других местностей, у которых какие-то сложные физические или душевные состояния, какие-то болезни. Они, может быть, даже не слышали о том, что можно воспользоваться таким таинством для обретения душевного и телесного покоя и здоровья. Поэтому в нашем храме предлагается участие в таинстве, но для определенных категорий людей. Как я уже сказал, это не значит, что мы каждую субботу должны приходить в храм и собороваться.

– Обычно в храмах идут соборования Великим постом (общие) и Рождественским постом. Иногда видишь на общем соборовании подростков и детей. Показано ли детям соборование?

– В принципе, возрастных ограничений для участия в этих таинствах нет. Но я думаю, что нужно правильно оценивать свое физическое и духовное состояние: даже физически здоровый человек может принять участие в этом таинстве, если он чувствует какую-то немощь, какой-то греховный недуг, который не может осознать в своей душе. Поэтому даже физически здоровые люди могут принимать участие в таинстве Соборования, но это, мне кажется, нужно делать с некоторой осторожностью, по некотором размышлении. По крайней мере, по совету или благословению священнослужителя.

– А могут ли люди обратиться за помощью Божьей в борьбе с какими-то зависимостями (алкогольной или курением, например) и тоже принять таинство Соборования?

– Да, без всякого сомнения. Потому что следствием наших грехов являются наши зависимости. Поэтому мы, кстати, даже говорим, что не так страшен грех, как именно привычка грешить. Что значит «грех»? Это ошибка. Любую ошибку практически может совершить любой человек. Другое дело, какие мы делаем из этого выводы, какие от этого последствия. Если, например, школьник покурил и, испытав тошноту, головную боль, пережил отвращение к тому, что произошло, – может быть, даже и хорошо, что это случилось. Один раз – и на всю оставшуюся жизнь. Человек больше никогда не прикоснется ни к сигаретам, ни к папиросам, ни к каким-то смесям курительным. Или решит до конца жизни своей не прикасаться к спиртному. Это весьма и весьма хорошо.

Гораздо хуже, когда мы считаем, что, если в небольших дозах, тогда можно в любых количествах принимать и питие, и еду, и табак... И тогда вырабатывается привычка, вырабатывается зависимость. Я думаю, что именно по этой причине Господь и говорит, что пьяницы, прелюбодейцы, воры Царства Божия не наследуют. С одной стороны, эти люди ничем не хуже других: все грехи (и наши, и их) Господь уже искупил на Кресте. Если такой человек, допустим, ложась спать, искренне попросит Бога простить его, неужели Господь не простит? Но представим себе, что такой человек проснулся уже не на одре, а в Царствии Небесном. Тело осталось на одре. Что пьянице потребуется?

– Опохмелиться.

– Пьянице потребуется опохмелиться. Курильщику нужно будет покурить. Наркоману нужно будет уколоться. А там, в Царствии Небесном, этого же нет… И вот получается, что похмелье будет длиться вечно… Ломка – это  ужасное состояние, которое испытывает наркоман из-за отсутствия наркотика. Такое состояние, что наркоман готов не то что убить или украсть, он вообще весь мир готов уничтожить, только чтобы избежать этого состояния. И представьте себе на минуточку, что это состояние будет длиться вечно… Вот это и есть адские муки. И поэтому нельзя себе представлять ад как место, где что-то кипит в кастрюлях... Это место, где человек горит в греховном огне своих желаний,  стремлений, греховных привычек, которые не могут уже осуществиться.

Поэтому так важно человеку не просто попросить прощения, а именно переменить свою жизнь. И именно Православная Церковь – единственная христианская Церковь, которая до сего времени содержит такие продолжительные многодневные посты (перед Рождеством,  Пасхой), потому что даже физиология нам говорит, что добрые привычки вырабатываются у человека минимум за сорокадневный период. Поэтому пост  не то время, когда мы должны «поставить птичку» (я попостился – можно дальше объедаться,  помолился – можно дальше предаваться праздности).

Пост – то время, когда мы должны приобрести добрые привычки, не зависеть или меньше зависеть от пищи (не объедаться, не обпиваться), больше интересоваться духовными вещами (молитвой, Священным Писанием, житиями святых, разными добродетелями, которые могут пригодиться нам в вечности) и этим заниматься. Поэтому можно сказать, что для человека, который стремится к Царствию Небесному, к Богу, вся его жизнь является дорогой к Богу. А бывает, человек не интересуется ничем Божественным, только, как говорится, «птички ставит»: тут почитал – «птичка» стоит, тут попостился – «птичка» стоит, а интересы лежат вне Бога, вне души, вне вечности, вне Царствия Небесного… Для такого человека его земная жизнь является путем в ад. 

– Благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу. И сейчас, на время Рождественского поста, наверно, стоит узнать расписание в храмах, которые находятся поближе…

– Я с Вами, конечно, согласен. Я знаю, что в первую очередь во время Рождественского поста нужно позаботиться и побеспокоиться о том, чтобы исповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин, наметить какие-то планы своей духовной жизни: что почитать, о чем подумать, какие сделать добрые дела. А среди этих занятий подумать, нужно ли мне соборование. И если так, то  сходить в храм, принять участие в общем соборовании. А если у нас есть родные или близкие, которые находятся в каких-то тяжелых болезнях и не могут прийти в храм, тогда из храма позвать священника домой, чтобы над нашими родными или близкими совершил эти таинства: Исповеди, Соборования и Причастия.

Ведущая программы Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать