Родное слово (Новосибирск). Таинство Покаяния. Часть 2

16 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы продолжаем разговор о православных таинствах. В прошлой программе мы говорили о таинстве Покаяния: с чего начать, как подготовиться, какова роль священника. А что потом? Очень трудно бывает взрослому человеку первый раз прийти на исповедь, потому что не знаешь, с каких слов начать, к кому обращаться, что делать. Подскажите, батюшка.

– Наверное, нужно прийти в храм заранее и спросить: когда, что и как происходит. Может быть, даже прийти посмотреть, как исповедуются другие люди, чтобы просто привыкнуть к тому, что через несколько минут сам встанешь рядом со священником перед Крестом и Евангелием. Можно начать с двух самых простых слов: «Господи, прости». Но обязательно нужно задаваться вопросом, за что мы просим прощения у Бога, какие конкретно совершаем ошибки и что нам нужно исправлять.

Даже когда мы идем в поликлинику, мы не просто осознаем, что произошла какая-то катастрофа с нашим здоровьем или какая-то травма, но стараемся разобраться и хотя бы в минимальной степени понять, что с нами происходит, что у нас болит. Если мы придем к врачу и на вопрос, что у нас болит, ответим, что все болит, врач нам скажет: «Сочувствую, но помочь ничем не могу».

И в покаянии можно начинать с самых общих слов (потому что мы все грешны перед Богом): «Господи, прости нас, грешных». Но потом нужно разобраться, какие именно ошибки, грехи, страсти нас одолевают. И для этого можно и нужно почитать разную богословскую литературу.

– Что посоветуете?

– Наверное, лучшим образцом является книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Также могу посоветовать творение святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся». Может быть, с этих творений нужно начать, чтобы знать, какие грехи смертные, какие обычные.

Начинать исповедь лучше всего с самых тяжелых своих ошибок. Об этом, конечно, все время говорит и вопиет наша совесть, тем не менее совесть тоже надо подкорректировать, сравнить свою жизнь с заповедями Божиими – нарушаем мы их или исполняем.

Часто бывают такие ситуации, что совесть нас вроде бы зазирает, а на самом деле никакого греха, никакой ошибки нет. Или наоборот. Например, к нам постоянно стучится выпивший сосед и просит денег на выпивку. Мы, скрепя сердце, ему отказываем и думаем: «Наверное, все-таки нужно было что-то ему дать». Я думаю, что ничего (кроме каких-нибудь слов, призывающих к покаянию и самоограничению), в таком случае давать не нужно. А если мы даем деньги или просто закуску, то являемся соучастниками этого греха, даем человеку возможность продолжать этот грех, а это весьма и весьма нехорошо.

В то же время бывают и обратные примеры. Например, мы совершили тяжелейшее преступление, убийство, и не только не вменяем это себе в вину, но даже еще оправдываемся. Я в первую очередь имею в виду аборты: этот грех убийства ребенка в своем чреве, к сожалению, очень распространен. Но люди очень по-разному переживают эту ситуацию. Некоторые действительно плачут, рыдают и просят Бога простить это тяжелейшее прегрешение. А некоторые оправдываются, говорят: «это по медицинским показаниям», «меня доктор направил», «мне не на что было жить», «мне самому нечего есть, а тут еще едок появляется – куда мне деваться?» Вот так мы оправдываемся.

Если бы так оправдывались наши бабушки и дедушки после Великой Отечественной войны, говоря, что будут рожать тогда, когда восстановится народное хозяйство, когда появятся лишние квадратные метры жилплощади, когда будет небывалый урожай или еще что-то произойдет, то нас с вами просто не было бы на свете. Поэтому мы знаем и верим, что если Бог дает едоков, Он дает и пищу. А если Бог дает пищу с избытком, нужно смотреть вокруг себя: нет ли людей, которые в этом нуждаются.

Мы немножко отвлеклись от темы. Самое главное – это то, о чем нам говорит наша совесть. Нужно начинать с самой большой тяжести, которая лежит на нашей душе. Чтобы не пройти мимо каких-то вопиющих случаев и не оправдываться жизненными обстоятельствами, нужно взять десять заповедей и посмотреть свою жизнь относительно них. И здесь как раз поможет труд Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся», где приводятся восемь основных страстей, которые смущают человеческую душу, с их подразделениями. Потому что некоторые грехи похожи друг на друга, и некоторые слова мы даже считаем синонимами. Например, мы говорим: «Я в унынии, я в печали». А оказывается, это две разные страсти: одна парализует волю, а другая парализует совсем другое. Поэтому нужно разобраться в том, что с нами происходит, чтобы выработать противоядие.

Книгу Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» тоже нужно почитать, потому что там приводятся примеры именно душевного состояния, когда человек со слезами, отчаянным воплем обращается к Богу. Наше обращение к Богу не должно быть бесчувственным. Мало просто понимать, что произошла ошибка, нужно эту ошибку осознать, осудить и раскаяться; может быть, даже поплакать, попросить у Бога слез.

В исповеди есть несколько составляющих: есть составляющая домашней подготовки, есть церковная составляющая, когда мы приходим в храм на совершение самого таинства Покаяния. Поэтому нам нужно знать, что от нас требуется в одном случае и что в другом. Если мы находимся дома, то мало взять бумагу и записать свои прегрешения для памяти. Дома можно попросить слез, совершить какую-то усиленную молитву, почитать жития святых и примеры покаяния для того, чтобы наше раскаяние было глубоким, чтобы у нас возникло чувство сожаления и чувство самоосуждения. Бог никогда не судит дважды, но нам легко избежать Божьего суда, если мы осудим себя сами.

Но мы часто оправдываемся, говорим, что во всем виноваты внешние обстоятельства: или родные и близкие огорчили, или на работе сотрудники подбросили какую-то неприятную ситуацию, поэтому мы и раздражаемся, гневаемся, осуждаем. Мы думаем так: «Был бы я один – все было бы хорошо». Когда мы оправдываемся даже таким простым образом, наши ошибки будут повторяться, укореняться, превращаться в греховные привычки – и мы с ними никогда не справимся.

Как раз окружающие люди нам и даны для того, чтобы проявлялись разные шероховатости, разные проблемы, которые есть в нашей душе. Если мы обратим внимание, то заметим, что независимо от того, кто или что нас окружает, какие обстоятельства, мы постоянно испытываем нехватку терпения, гневливость, постоянно нас охватывает ропот или еще какие-то нехорошие чувства. Так, может быть, это свойства нашей души? Даже если другой человек явился причиной, но ропщем-то мы, гневаемся мы. И у нас могла быть совсем другая реакция на происходящее. Поэтому если у нас такая греховная реакция, нужно задаться вопросом, что является причиной этого.

– Стоит ли рассказывать подробности, какие-то ситуации, исповедуя грехи?

– Я думаю, что дома, когда мы проводим домашний анализ, нам необходимо вспоминать подробности и искать причину, которая находится внутри нас. Когда мы приходим на исповедь в храм и в присутствии священника перед Крестом и Евангелием Богу излагаем то, что у нас на душе, то, во-первых, не нужно стремиться форсировать свои чувства, выжимать из себя слезу или сожаление. Во-вторых, должна быть некоторая обобщенность ситуации. Не нужно рассказывать полностью всю историю, нужно в немногих словах изложить самую суть. Самое главное – не нужно упоминать других людей. Не нужно упоминать какие-то сопутствующие или оправдывающие обстоятельства.

Есть такие грехи, о которых в подробностях ни в коем случае говорить нельзя. Это грехи против седьмой заповеди. Напомню, что заповедь эта о целомудренной жизни, о том, что нельзя человеку преступать целомудренную жизнь, в браке хранить верность, если человек безбрачный – сохранять целомудрие. Грехи против этой заповеди святые отцы никогда не советуют вспоминать в подробностях, потому что опять происходят какие-то движения плоти  –  и скорее опять происходит грех, чем раскаяние. И это самая большая беда. Поэтому любые грехи можно вспоминать для самоукорения, для того, чтобы вызвать у себя покаянное чувство, но против седьмой заповеди грехи ни в коем случае нельзя вспоминать в подробностях, не нужно в подробностях об этом говорить на исповеди, чтобы и священника не смутить.

– А что нужно сказать в таком случае?

– Сказать обобщенно. Есть, конечно, разные виды преступлений в смысле нарушения заповеди, и об этом нужно говорить, но я бы сказал, что каждому человеку нужно приобрести индивидуальный опыт общения со священником, который деликатно сможет в этой области задать нужные вопросы и помочь. Это лучше, чем в каких-то ужасающих подробностях излагать то, что было, опять повторяя этот грех.

На самом деле даже в мыслях, которые нас одолевают, тоже нельзя исповедоваться и каяться, не обобщая их. Если к нам прилетают в голову мысли откуда попало и какие попало, это может превратиться в какой-то бесконечный поток, в какую-то шизофрению, которую мы просто не сможем остановить. Поэтому нужно сказать в самых общих словах: «Меня посещают глупые (или навязчивые, или грешные) мысли – Господи, прости меня!» Вот какая-то грешная мысль протоптала тропинку в нашей голове, потом мы ее вспоминаем, пускаем еще раз по кругу, в третий или четвертый раз прогоняем по тому же пути, и небольшая тропинка может превратиться в широкую асфальтовую дорогу, по которой эти грешные мысли будут сквозить широким потоком. Мы уже не сможем их остановить. Поэтому надо очень бережно и целомудренно относиться к себе и искать ту степень обобщения греха, которая нам поможет конкретно покаяться и в то же  время не будет повторением, топтанием на месте.

‒ При каких условиях происходит отпущение грехов?

‒ Отпущение грехов происходит при условии осознания этих грехов и желания исправления. Если человек придет к священнику, перечислит даже незначительные грехи, но скажет, что он с этим живет и не собирается с этим прощаться, то священник не может простить этот грех. Единственный непрощенный грех – это грех нераскаянный, то есть то, в чем человек не хочет признаваться, изменяться  и считает это нормой своей жизни. Даже если какие-то тяжелые обстоятельства мешают нам или, так скажем, не помогают исправить ситуацию, все равно мы не должны считать это нормой. Нужно молиться и просить Бога, чтобы Он помог нам изменить внешние обстоятельства, но к греху привыкать не нужно.

‒ Какое невидимое действие происходит с человеком после совершения таинства Покаяния?

‒ Душа становится чистой. Если после крещения душа становится чистой, как у новорожденного младенца, то после исповеди та греховная тяжесть, которую мы исповедали, снимается с нашей души. Та греховная грязь, которая облепила нашу душу, оставляет нас, душа опять становится чистой. И здесь, может быть, как раз один из секретов, почему мы советуем чаще исповедоваться. Когда мы пачкаем руки, мы чаще их моем. Чем чаще мы исповедуемся, тем чище наша душа, тем меньше в нашей жизни греха. Но к этому нужно добавить еще стремление как можно дольше сохранять эту чистоту.

‒ Сколько раз следует исповедоваться человеку: каждую неделю, каждое воскресенье, реже, чаще? Есть ли какие-то установленные правила?

‒  Если мы возьмем молитвослов и откроем молитвы на сон грядущим, то обнаружим, что последняя молитва, с которой мы обращаемся к Богу, – это повседневное исповедание грехов. С одной стороны, это имеет глубокое значение для нас в смысле анализа прошедшего дня: что было хорошего, что плохого. За хорошее нужно Бога поблагодарить. Если были какие-то ошибки, было что-то плохое, постараться определить источник, с чего это началось, чтобы на следующий день как-то изменить свое поведение, чтобы этот грех не повторился. Но еще это имеет и практическое значение, особенно для маленьких ребятишек; хотя и взрослые люди обязательно должны следовать этим правилам.

Что такое стресс? Мы иногда думаем, что это какие-то чрезвычайные обстоятельства, которые случились в какое-то мгновение нашей жизни. А на самом деле стресс – это просто избыток информации, когда мы перегружаем себя различной информацией. Особенно это бывает, когда мы работаем с гаджетами или с компьютером, потому что та информация, которая нам нужна, обычно всплывает в каком-то контексте, более того – иногда совсем в другом контексте, то есть открываются разные окна, которые мерцают, мигают, звенят, привлекая наше внимание. Оказывается, наше сознание впитывает всю эту информацию точно так же, как и ту, что мы сознательно хотим изучить. Мы знаем, что даже эффект двадцать пятого кадра, который, казалось бы, мы не замечаем, может иногда иметь большее значение и производить больший эффект, чем то, что мы явно видим.

Так вот, представьте себе, как все это большое количество информации складывается в нашем мозгу. И с этим мы засыпаем. Известно, что во время сна наш мозг работает гораздо напряженнее, чем когда мы бодрствуем. Когда мы бодрствуем, мозг только сканирует, сохраняет информацию, а анализирует ее тогда, когда мы спим. Нехватка времени и обилие информации приводят к тому, что мозг не в состоянии справиться с этим большим количеством информации, поэтому утром мы встаем не совсем отдохнувшие, уставшие и совершенно не готовы к тому, чтобы начинать следующий день.

Если же мы перед сном поможем нашему мозгу и отсортируем информацию через повседневное исповедание грехов, через анализ жизни, благодаря Бога за хорошее и принося покаяние в ошибках, то мы фактически эту информацию на девяносто процентов рассортируем сами, и мозгу ничего не останется, как досортировать десять процентов и отдохнуть.

Покаяние должно происходить как минимум ежедневно. В течение дня нужно прислушиваться к своей совести. Обязательно возникают какие-то моменты, в которых совесть нам подсказывает, что так нельзя. У нас есть, можно сказать, орган, чтобы корректировать наше поведение.

‒ Что в этом случае нужно делать: исповедовать грех Богу напрямую или идти в церковь, искать священника, если что-то такое случилось?

‒ Например, когда мы садимся кушать, споласкиваем руки  –  и этого достаточно. В течение дня мы можем несколько раз мыть руки. Но если какая-то грязь въелась, то мы уже не просто споласкиваем руки, а берем пемзу, мочалку, какие-то моющие средства и приводим руки в порядок. Если в течение дня мы моем руки и лицо, то вечером принимаем душ. Если вечером нет возможности принять душ, то раз в два-три дня мы обязательно принимаем ванну.

Поэтому если совесть нас обличает, мы тут же просим: «Господи, прости! Господи, вразуми! Господи, подскажи, как избежать этой ситуации, что делать?» Потом – вечерний анализ. Потом проходит несколько дней, и к воскресному дню мы собираем статистику, каких грехов больше, каких меньше. Если грехи незначительные (как незначительная грязь), может быть, достаточно нескольких слов: «Господи, прости и помоги мне исправляться». Если мы чувствуем, что грязь въелась в нашу душу, есть обилие этой грязи, значит – нужно прийти на исповедь.

В современной ситуации мы советуем не реже одного раза в месяц исповедоваться и причащаться. Древние правила нам говорят, что нужно это делать минимум раз в году. Но представьте, если вы только раз в году придете на исповедь – что вы вспомните? Вы только будете чувствовать тяжесть. Если мы иногда наутро не помним, что с нами происходило вчера, то что мы можем вспомнить за год? Только общую нашу греховность.

А вот за месяц мы можем, так сказать, подбить статистику, каких грехов больше, каких меньше; проанализировать, где гнездится греховный корень, в чем он заключается, с каким грехом нужно бороться прежде всего. Потому что грех – это как сорняк на огороде. Никакой огородник не щиплет верхушки сорняков (хотя бывает и такое). Если мы щиплем верхушки, значит, корни становятся все толще и толще, а побеги все чаще и выше, и в конце концов огород может полностью зарасти сорняками. Поэтому задача огородника – найти корни и вытащить их.

Задача христианина – определить, в чем причина, где греховный корень, и основную борьбу вести с этим. Например, возьмем раздражительность. Обязательно нужно обратиться к Игнатию (Брянчанинову), чтобы узнать, что гнев – это не первая, а четвертая страсть. Если мы предыдущие три страсти не определим и не поборем, нам бесполезно бороться с этим грехом. Мы как угодно и с большим усилием можем затыкать дыру, но рано или поздно гнев будет вырываться наружу, производя  разрушительные действия. Для того чтобы справиться с гневом, нужно не только стараться скрывать внешние проявления гнева, но обязательно соблюдать пост, обязательно вести целомудренную жизнь и обязательно подавать милостыню, вырабатывая в себе качества милосердия. Тогда мы сможем справиться с гневом. Такой анализ своей души, своих поступков нужно стараться проводить для того, чтобы покаяние было успешным.

‒ Благодарю Вас, отец Андрей. Мы продолжим говорить о таинстве Покаяния в следующей программе.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать