Родное слово (Новосибирск). Таинство Крещения (продолжение), Таинство Миропомазания

2 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы продолжаем разговор о православных таинствах. В прошлой программе мы начали говорить о таинстве Крещения. Наверное, сегодня не представляет особого труда принять таинство Крещения?

– Да, конечно. И многие этим, может быть, и соблазняются. Люди вспоминают, как 20–40 лет тому назад не было огласительных бесед перед принятием крещения. Но тогда была совсем другая ситуация. Дело в том, что человек, который приходил в церковь,  уже, можно сказать, рисковал своим материальным благополучием. Специальные люди были приставлены к храму от властей, они вели списки тех людей, кто приходил туда, человека могли выгнать с работы, неприятности могли быть по учебе. Человек мог не только лишиться премии, но даже вообще средств к существованию. Поэтому когда человек приходил в церковь во времена гонений, он уже являл свою веру в Бога настолько, что готов был даже на какие-то жертвы, готов был даже к  репрессиям. Сейчас, конечно, репрессий нет, но тогда и запрещалось священнослужителям вести миссионерскую работу...

И человек, который рисковал перешагнуть через эти безумные барьеры, уже, можно сказать, являл собой должный пример христианина, который готов за свою веру даже и пострадать. Сейчас этого нет, сейчас у Церкви есть возможность учить людей, которые приходят принимать крещение, и мы просто обязаны это делать по слову Христа, Который, посылая учеников, сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Конечно, раньше священнослужители тоже старались проводить обучение, раздавали тексты молитв, искали разные формы для проповеди. Мы, например, сейчас, когда приходим в храм, на литургии поем Символ веры и  «Отче наш», для нас это естественно. И только когда присутствуем на богослужении братских нам Церквей (например, Греческой Церкви, где эти молитвы читают), мы можем узнать, что, оказывается, и в Русской Православной Церкви эти молитвы читали раньше… Наши уже почившие патриархи в послевоенное время искали возможность обучения людей основам веры, и они именно ввели после войны пение этих молитв для того, чтобы люди, участвуя в общем пении, могли выучить эти молитвы. Другой возможности просто не было. Сейчас эта возможность есть, поэтому сейчас обязательны беседы перед принятием крещения, и обязательно мы должны выяснить, из каких соображений человек решил принять крещение. Как мы уже говорили, если ребенка или взрослого крестят для здоровья или еще из каких-то соображений, то так быть не должно. Мы можем крестить только в одном случае: если человек хочет спасения своей души, если человек хочет быть с Богом и понимает, что крещение – это духовное рождение.

Другое дело, что с принятием крещения, таинства Миропомазания у человека появляется полнота даже жизни земной. Мы с вами в прошлый раз говорили, что когда некрещеные люди приходят к экстрасенсам или каким-то целителям, те с порога могут отшить такого человека, сразу сказать: иди, мол, покрестись, а потом уже приходи. И люди соблазняются, думают: я вот покрещусь и полечусь – сразу двух зайцев поймаю.

– И там поможет, и там.

– На самом деле, конечно, механизм совсем другой. Вот мы говорили о том, что у человека три составляющие: тело, душа и дух. Духа, поскольку таинство Миропомазания не совершено, нет – душа для вечности не родилась, тело больное. Это все равно что полено принесли; предлагают заняться лечением полена. Так к нему даже пиявки в болоте не присосутся, если полено бросить в болото. Вот эти «пиявочки» и «говорят»: вы это полено отнесите в церковь, и пусть батюшка из этого полена сделает Буратино – крестит, миропомажет... А они уже будут из этого живого человека жилы тянуть, соки пить, что касается уже их греховной части. Поэтому какие-то потусторонние соображения (для здоровья или еще для чего-то) не должны иметь место, хотя, получая полноту жизни, и тело может воспрянуть, и очень много случаев, когда больные люди принимали таинство Крещения и в этот момент становились здоровыми.

Недавно мы с вами говорили о князе Владимире, который как раз перед принятием крещения ослеп, но, вдохновляемый своей тогда уже, можно сказать, невестой, греческой царевной Анной, он принял крещение и прозрел в купели. Мы знаем очень много современных случаев, когда прямо в купели крещения людей оставляют болезни, они становятся здоровыми. Но это не те соображения, которые должны нас приводить к вере, к Богу. Более того,  если только эти соображения переполняют нашу душу, то священник вправе и отказать в совершении крещения.  Кроме этого, о доступности крещения можно сказать, вспоминая ситуацию, которая в Церкви была 30–40 лет тому назад, когда из Европейской части нашей страны я переехал в Сибирь; сначала удивился тому, что нет гонений, нет притеснений или они в какой-то минимальной степени. Но я узнал, что в состав нашей Новосибирской епархии, которая тогда размером была больше, чем Европа, входили: необъятный Краснодарский край, Хакасия, Тыва, Томская область, Алтай, Горный Алтай, Кемерово, Кузбасс. Вот это все входило в состав Новосибирской епархии. И на этой громадной территории находилось всего 30 храмов. Конечно, какие еще гонения могут быть?

И гонений не нужно, потому что у людей и так нет возможности ходить в церковь, нет возможности креститься (я уже не говорю, чтобы венчаться), практически люди живут без покаяния, без Причастия, без отпевания, потому что просто физической возможности такой нет.

– Батюшка, тем не менее в те времена тоже крестили, но крестили не всегда священники, а сильно верующие бабушки, как говорят. Чего не хватало в этом крещении? Действительно ли оно сейчас?

– Таинство Крещения даже сейчас в крайних обстоятельствах может совершить любой христианин, не только священник, не только диакон, а даже мирянин. И это таинство считается действительным, и оно больше не повторяется, но мирянин тоже должен быть этому обучен; это делается не по наитию, а произносятся молитвы, называемые крещальными, и слова «крещается раб Божий», трижды человек погружается в воду.  Тогда крещение считается действительным. Но как бы ни было легко совершить таинство Крещения, таинство Миропомазания может совершить только священник.

– О таинстве Миропомазания мы скажем немного позже, обязательно коснемся его, а еще от людей старшего поколения в ответ на вопрос, крещен ли человек, слышишь в ответ: «погружен» (или «полупогружен»). Что это означает?

–  Это и означает, что таинство Крещения совершил мирянин, погружая трижды человека в воду с молитвой, и этим самым именно отличается человек, которого крестили (его погрузили в воду), от человека, над которым совершили уже следующее таинство – Миропомазание. Таинство Крещения нужно отчасти для того, чтобы совершать поминовения, то есть об этих людях уже можно молиться. И даже если погруженный человек не принял таинство Миропомазания (не смог, не дожил до этого момента, когда над ним могли бы совершить это таинство) и преставился, его можно отпеть (и нужно его отпеть). И нужно поминать такого усопшего человека в отличие от некрещеных людей; они если и умирают некрещеными, то церковного поминовения не полагается.

– Стоит ли родителям особо внимательно относиться к выбору имени для своего ребенка? Стоит ли обращаться к святцам, за советом к священнослужителям? И как имя может повлиять на духовную жизнь уже рожденного человека, крещеного человека?  

– Иногда мы думаем: как назовем корабль, так он и поплывет. И тут же первые две буквы отвалятся при первом же старте. Но имени мы придаем несколько другое значение. Есть такое церковное выражение, именно в качестве благопожелания: по имени твоему да будет и житие твое. Это значит, что наши имена имеют определенные значения в тех языках, из которых они пришли к нам. Например, Николай (Ника) означает «победитель», Андрей  –  «мужественный»… И, конечно, это благопожелание, чтобы человек  и соответствующие качества в себе воспитал, и так жил. Но в наречении христианским именем есть еще и другой аспект.

В традиции Русской Православной Церкви – давать имена по святцам, то есть по святым, по людям, которые уже прославлены в лике святых. И давая имя святого только что родившемуся человеку, мы призываем этого святого для небесного покровительства, то есть не только ангелы радуются, что человечек родился, и родился для Бога, для вечности, но радуются и святые, угодники Божии. И своими молитвами покровительствуют, помогают этому маленькому (или взрослому) человеку. Но и этому человеку для того, чтобы получить эту молитвенную помощь, молитвенное заступление, тоже нельзя просто лежать на печи – надо обязательно вооружиться книжками, узнать,  как прожил жизнь этот святой, каким подвигом он прославил Бога. И вот в обстоятельствах жизненных и стараться повторить подвиг этого святого, хоть немножко быть к этому подвигу причастным, тогда и святые будут молиться о нас и будут помогать нам нести крест по нашему жизненному пути.

– Внимательно, значит, нужно относиться к выбору имени рожденного человека.

– Конечно. И в таинстве Крещения первая молитва, которая читается над новокрещаемым, это молитва именно «Наречение имени». Конечно, как мы говорили, имя мы стараемся давать по святцам.

Если родители выдумывают какие-то экзотические имена для своих новорожденных, нужно помнить о том, что это имя может быть не найдено, может не находиться в святцах, может не найтись такого святого, и тогда в церкви вам предложат крестить ребенка другим именем. Мы обычно следуем традиции, мы называем детей в честь бабушек или дедушек, в честь наших родных, близких или по созвучию. В основном имена находятся в святцах, но все равно читается молитва наречения имени не только потому, что так захотели мама или папа (или крещаемый выбрал себе это имя), а именно в честь святого, жизни которого, подвигу которого нужно стараться подражать. Дома стремиться, чтобы была икона этого святого, знать молитву ему. Еще в течение земной жизни стараться с этим святым подружиться, чтобы эта дружба продолжилась и в вечности.

Мы уже сказали, что читаются особые молитвы при наречении имени. И при таинстве Крещения читаются молитвы, прогоняющие  бесов. Что они означают? Что происходит в это время?

–  Очень хорошо сказал наш замечательный русский писатель Достоевский: «Дьявол борется с Богом, а поле битвы – это сердце человеческое». Каждый человек ежесекундно, каждое мгновение делает выбор между добром и злом. И чтобы облегчить этот выбор, читаются молитвы заклинательные для того, чтобы нечистые духи отошли от человеческой души, а ангелы, наоборот, к ней приступили. Чтобы бесы не смущали нас соблазнами и чрезмерными искушениями, а чтобы ангелы предлагали нам добрые мысли и чтобы благие пути расстилались перед нами. Но после прочтения этих молитв сразу понимаешь, что основной выбор – это выбор самого человека. Поэтому священник задает прямые вопросы: «С кем ты: с Богом или с бесом, с добром или злом, со светом или  тьмой?» И человек отвечает на эти вопросы.

Причем вопросы задаются трижды даже не в честь Святой Троицы, а именно как, можно сказать, юридическая формула, чтобы убедиться, что человек в здравом уме, твердой памяти. И если трижды он отвечает на один и тот же вопрос, то он несет полную ответственность за сказанные слова. Особенно это касается крестных родителей, которые дают обещания за маленького новокрещаемого человека, поэтому возлагают на себя ответственность за его христианское воспитание. Они фактически отвечают за маленького ребенка, обещают его вырастить добрым христианином, что он будет исполнять заповеди Божии, что он будет ходить в храм, молиться Богу, делать добро, избегать зла. Если крестные родители не отдают себе отчет в той ответственности, которая на них ложится, то это, конечно, может печально закончиться и для крещаемого, и для них, потому что клятва произносится не только перед людьми, не только священник является ее свидетелем, но эта клятва дается Богу. И очень опасно не исполнять те обещания, которые мы даем Творцу Вселенной.

– Елеопомазание совершается также несколько раз при таинстве Крещения. Что оно означает?

– Елеопомазание означает обновление наших чувств, освящение линии наших чувств, потому что опять же, с одной стороны, наши чувства воспринимают весь спектр событий, ситуаций, которые происходят с нами. Но из этого спектра нам нужно выбирать доброе. Не просто слышать звуки, не просто видеть какие-то волны, а стараться именно видеть добро, слышать благо и избегать зла. И в этом, в знак обновления наших чувств, и совершается это помазание.

 – Во время таинства Крещения, сразу после него совершается еще одно таинство, неприметное на первый взгляд, – таинство Миропомазания. Совершается оно однажды, всего лишь один раз в жизни. В чем его значимость?

–  Это сообщение дара Святого Духа. Когда мы читаем Священное Писание о том, как еще апостолы начали совершать таинство Крещения, мы можем обратить внимание на то, что после того, как апостолы крестили людей, они возлагали на них руки, чтобы те получили дар Святого Духа. И, как мы видим, в Древней Церкви апостолы не просто крестили людей, они устраивали именно общины и к этим общинам рукополагали старейшин, рукополагали священнослужителей, которые совершали в дальнейшем уже эти таинства. Первое время по малочисленности церковной паствы таинство Миропомазания совершали только епископы, через возложение рук, как сами апостолы, поскольку епископы – это преемники апостолов. Но по мере умножения Церкви, еще в I веке, апостолами было сварено святое миро для того, чтобы дар Святого Духа мог совершаться через миропомазание. И удивительно то (или не столько удивительно), что чудесным образом до сих пор это миро, которое было сварено святыми апостолами, присутствует в Церкви. Потому что каждый раз, когда совершается новое мироварение, оно совершается по особому чину только патриархом. И не все Церкви могут это делать. Знаем, что сейчас ситуация на Украине привела к тому, что так называемая автокефальная Церковь даже не имеет права мироварения, то есть они святое миро должны покупать, привозить из Константинополя. Но, слава Богу, наша Русская Православная Церковь сама варит (Патриарх варит) и освящает святое миро. В нем обязательно присутствует часть святого мира от предыдущего мироварения. И мы знаем, что какая-то часть святого мира еще изготовлена, сварена святыми апостолами и присутствует в святом мире, которым мы сейчас совершаем таинство Миропомазания. Святое миро употребляется после крещения для совершения этого таинства и при освящении храма. При освящении престола во время освящения храма, так же как при крещении человека, совершаются такие же священные действия. Мы видим, что это не просто неодушевленные какие-то предметы, среди которых мы находимся, а что чин освящения храма, чин освящения антиминсов, которые совершает епископ, имеют особую благодать. Отличия между обычным домом и храмом не столько в архитектуре или расположении стен, а именно в чине освящения.

 Отец Андрей, в начале нашего разговора Вы сказали, что приехали в Новосибирскую епархию почти тридцать лет назад. А в каком возрасте Вы приняли крещение и как это произошло? Что этому послужило?

– Я жил в нашей стране в то время, когда действительно были и гонения на христиан, и закрывались церкви, многие люди опасались принять крещение, прийти в храм. Сколько я себя помню, я всегда верил в Бога, всегда верил в то, что есть наш Творец – любящий Отец. Но когда я узнал, что мама моя некрещеная, потому что родители опасались ее крестить, соответственно, я некрещеный, то я, может быть, сначала не чувствовал необходимости крещения. Но мама заинтересовалась духовной жизнью, познакомилась с христианами и тогда же перевела замечательную книжку священника Русской Зарубежной Церкви протопресвитера Александра Шмемана «Водой и Духом», которую я могу посоветовать нашим телезрителям. Это замечательная книга о таинстве Крещения. Мама перевела эту книгу с английского на русский язык, приняла крещение сама. Ну и написано на первой странице этой книги: «Перевод посвящается сыну Андрею». Это как раз и есть я – ваш покорный слуга. Я тоже прочитал эту книгу, после чего и крестился.

Наверное, это определило Вашу дальнейшую судьбу в какой-то степени.

– Наверное. Во всяком случае, приняв крещение, я старался ходить в храм, исповедоваться, причащаться, хотел изучить богослужение, чтобы понимать, что происходит в церкви. В конце концов, по совету духовного отца, приехал в Новосибирск и просил митрополита (тогда Гедеона), который управлял этой обширной епархией, чтобы он меня рукоположил стать священнослужителем.

Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересный рассказ о таинствах Крещения и Миропомазания, и мы продолжим разговор о православных таинствах в наших следующих программах.

                                                           Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать