Родное слово (Новосибирск). Святитель Спиридон Тримифунтский

11 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Новосибирск готовится встретить великую святыню: мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Напомним нашим телезрителям житие этого великого святого.

– Это действительно один из величайших и знаменитейших святых. В народе он даже называется Спиридоном Солнцеворотом, потому что память его празднуется 25 декабря, когда день уже начинает прибывать по отношению к ночи (на третий день зимнего солнцестояния). Раз  память святителя Спиридона приходится на этот день, ему приписывается такое могущество по увеличению солнечного дня. Конечно, это не так. Но этот святитель действительно один из величайших святых, которых когда-либо наша земля являла человечеству. Сравнить его можно, наверное, только с Николаем Чудотворцем. Нужно знать, что они были друзьями, жили в одно время, и можно сказать, что одни и те же проблемы волновали и того, и другого.

Святитель Спиридон родился на Кипре. Мы знаем, что он был простым пастухом. И он был одним из последних женатых епископов, потому что уже Первый Вселенский Собор постановил посвящать в высшую степень клира (в епископы) только неженатых (то есть монашествующих). Святитель Спиридон был женат. Когда он овдовел, Господь призвал его на святительское служение. В этом святительском служении он являл самое главное, что должно быть, – неимоверную любовь к своей пастве, к окружающим его людям.

Мы знаем, что неисчислимое количество раз, когда киприоты страдали от засухи, святитель Спиридон молился, и Господь посылал дождь. Когда жители, наоборот, изнемогали от обильных дождей, святитель Спиридон молился, и наступало вёдро – устанавливалась хорошая погода. Когда святой Спиридон собирал урожай, часть урожая раздавал нищим, а часть давал в долг. Но даже сам способ, каким он давал в долг, говорит о его необыкновенной вере, доверчивости и надежде на людей. Любой человек мог зайти к нему в закрома и взять столько, сколько нужно, без всякого отчета, а потом, когда приходило время, мог вернуть столько, сколько считал нужным, – и никого святой Спиридон не попрекал.

В его жизни был такой характерный момент. Когда одному человеку требовалась очень большая финансовая помощь и неоткуда было ее получить, святой Спиридон перекрестил змею, которая ползла мимо, и змея превратилась в кусок золота. Он дал этот кусок золота человеку, которому требовались очень большие финансы. А когда этот человек исполнил свои обязательства, поправил свои дела и принес золото обратно, святой Спиридон положил на землю этот кусок золота, перекрестил, и змея уползла восвояси.

Мы знаем, что святой Спиридон не только исцелял больных, не только изгонял бесов, но даже воскрешал умерших. Однажды произошла удивительная история: женщина с только что умершим ребенком пришла к святому Спиридону и попросила его о помощи. Когда он помолился и ребенок воскрес, у женщины от радости разорвалось сердце – и она умерла. Спиридону пришлось воскресить и ее, чтобы она, оставшись живой, могла иметь попечение о ребенке.

Были, конечно, моменты жизни, когда его пытались обмануть или ограбить, но все это заканчивалось удивительным образом во славу Божию и в исправление жизни тех людей, которые пытались нанести ему какой-то ущерб. Так, воришки, которые пытались разграбить стадо, оказывались в каком-то беспомощном состоянии. Когда они после проповеди святого Спиридона покаялись и обратились к Богу, святой Спиридон не только не отдал их в руки правосудия, но сам совершил над ними правосудие, подарив каждому по овце в благодарность, можно сказать, за их обращение к Богу.

Мы знаем из жития святого Спиридона, что ему сослужили ангелы. Христиане, которые шли на богослужение, издалека слышали, как в церквушке, где совершал богослужение епископ Спиридон, пел удивительный хор, а войдя, кроме Спиридона, никого не обнаруживали. Значит, богослужение сопровождал ангельский хор.

Известно, что святитель Николай, когда узнавал о какой-то несправедливости, сразу же бросался на ее исправление. Известна картина одного из наших замечательных мастеров, на которой изображено, как святой Николай спасает кого-то от смертной казни. Он изображен в святительском облачении, но видно, что он бежал, торопился; и он в самый последний момент останавливает меч. Так и святой Спиридон, когда узнал о неправедном суде над одним человеком, который из-за какой-то несправедливости мог быть приговорен даже к смертной казни, бросился в далекий поход ему на помощь. На пути разлился ручей, и никто не мог перейти через этот ручей (как через бурную реку). Святой Спиридон перекрестил ручей и прошел по нему как по суху. Судья, который узнал о том, какое чудо произошло по дороге, более внимательно отнесся к рассмотрению дела и в конце концов оправдал человека, о котором ходатайствовал святой Спиридон.

Как к святителю Николаю в любых обстоятельствах нашей жизни мы можем обратиться с молитвенной просьбой: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!», так и к святому Спиридону мы можем обратиться, попросив его о молитвенной помощи, точно зная, что он обязательно поможет – как-то изменятся обстоятельства нашей жизни и скорая-скорая помощь придет к нам.

– Один из самых ярких моментов в жизни святителя Спиридона и один из самых значимых моментов для истории Церкви – участие святителя в Первом Вселенском Соборе вместе со святителем Николаем Чудотворцем. Расскажите об этом событии.

– Да, это действительно один из очень значимых моментов не только Первого Вселенского Собора, но и всей Церкви; это не только частные эпизоды жизни святого Николая и святого Спиридона. Мы знаем, что святой Николай дал пощечину Арию, когда тот хулил Сына Божия и Святую Троицу. А святой Спиридон неожиданно для всех отцов, участников Первого Вселенского Собора, оказался очень глубоким богословом. Когда он попросил слова, святые отцы поначалу даже не хотели это слово ему предоставить, думая: «Что может пастух возразить весьма и весьма ученому еретику?» Но святой Спиридон совершил чудо. Как мы читаем в его житии, он попросил Ария дать ему кирпич – плинфу. Арий, ничего не подозревая, дал ему плинфу. Спиридон сжал этот кирпич рукой, и вверх пошел огонь, вниз закапала вода, а в руке осталась глина. Святой Спиридон сказал: «Плинфа одна, но в ней глина, огонь и вода. Так и в Пресвятой Троице: три Лица, а Божество Едино». И Арий, который говорил, что три одному не равняется никогда, оказался поверженным.

Святые отцы Первого Вселенского Собора предложили для нашего понимания образ солнца, тоже очень простой и доступный практически любому христианину. Мы с вами уже много раз говорили: понятие о том, что есть Бог, должно быть у всякого здравомыслящего человека. О том, что есть душа, говорят и наш разум, и логика, и даже сами обстоятельства нашей жизни. Потому что когда душа болит, мы это чувствуем; когда душа радуется, мы без всякого сомнения понимаем, что это не просто какие-то внешние обстоятельства жизни или химические процессы, протекающие в нашем теле.

А вот почему Бог – Троица, это действительно великая тайна и великое откровение прежде всего нам, христианам, а также всему миру; и в этом глубочайший смысл. Как Единый Бог может являться Троицей? Святые отцы Первого Вселенского Собора предложили образ солнца. Солнце – это же не только какой-то сгусток материи в определенной точке пространства. Для нас принципиально важно, что от этого сгустка материи рождается свет и исходит тепло. Но в то же самое время свет, который рождается от солнечного ядра, и тепло, которое от него исходит, имеют не только одинаковую природу, но это один астрономический объект – звезда по имени Солнце.

Вот такие же отношения между Лицами Святой Троицы. Бог Отец всегда рождает Сына, как солнечный шар рождает солнечный свет, и Бог Дух Святой от Отца исходит, как итепло исходит от солнечного шара. Но в то же самое время это не три Бога, это Единый Бог, Который проявляет Себя в трех Лицах.

Для нас это принципиально важно, потому что только благодаря этому мы можем сказать, что Бог есть Любовь. Это любовь Отца к Сыну и Святому Духу; это любовь Сына к Отцу настолько, что достаточно посмотреть на изображение Сына на кресте. Вот какова любовь! Отсюда мы видим смысл любви: он не в приобретении, не в захвате, не в принуждении, а в самопожертвовании, в сочувствии. И то, что мы верим в Бога Единого в Троице, означает, что мы верим: Бог есть Любовь. Любовь – это самая главная движущая сила во всей Вселенной.

– Вы уже говорили о том, что к святителю Спиридону обращаются со всеми нуждами, как и к святителю Николаю. Они были современниками и почитались одинаково на Руси до революции. Но в последующие годы святитель Спиридон был забыт в России, и только недавно стала возрождаться народная любовь к этому святому...

– Я думаю, что, наверное, эта любовь никогда не прекращалась. Мы говорили, что в народе святителя называют Спиридоном Солнцеворотом. В нашем городе есть и храм в честь святителя Спиридона, и приют в честь святителя Спиридона. Это все, конечно, вновь построенные храмы и здания. В одном из новых храмов в честь апостола Андрея Первозванного есть нижний храм в честь святителя Спиридона.

Я думаю, что святой Спиридон всем нам подает пример милостивого, щадящего, можно сказать, нежного отношения друг к другу. В его жизни был такой эпизод. Во время Великого поста в гости к нему пришел человек. Святой Спиридон имел обыкновение в будние дни Великого поста вообще ничего не вкушать, только в определенные дни вкушал немного пищи и воды – он был очень строгим постником. Но когда пришел к нему в дом путник, он велел дочери его накормить и обогреть. Дочь говорит: «Папа, мы не можем путника покормить – у нас ничего нет, мы даже лепешку не можем приготовить». Святой Спиридон сказал: «Все-таки поищи, какие-то продукты в доме должны быть». Дочь нашла вяленое мясо, и святой Спиридон стал угощать странника этим скоромным продуктом.

Странник услышал во время разговора, что он попал в христианский дом, и стал убеждать хозяев: «Давайте мы вместе будем поститься. Я христианин и буду поститься вместе с вами». В ответ на это святой Спиридон даже сам вкусил эту скоромную трапезу, чтобы убедить странника подкрепить свои силы. Здесь мы видим, насколько он был готов пожертвовать собой ради ближнего.

Мы всегда должны оценивать и свою любовь, и свое стремление к правде. Когда мы переживаем за правду, давайте ответим на вопрос, к кому направлены наши переживания: к себе или к окружающим? Если мы готовы умереть за правду, это хорошо, но если мы готовы умертвить окружающих за правду, это, безусловно, плохо, и никакие святые нам в этом примера не подают.

Обязательно нужно помнить: если мы применяем двойные стандарты, то строгость должна быть только по отношению к себе, а по отношению к окружающим мы обязательно должны проявлять любовь, милосердие, сочувствие, сострадание.

– Вы рассказали о многих чудесах святителя Спиридона, которые он совершил при жизни. Но и после кончины святителя люди продолжают получать от него чудесную помощь. Есть ли у Вас среди паствы или среди знакомых люди, у кого в жизни случились какие-то чудеса по молитвам перед иконой, перед мощами святителя Спиридона?

– У меня самого есть такой, можно сказать, греховный опыт. Находясь в паломничестве, я не успел решить какие-то дела, какие-то проблемы. И уже когда находился в путешествии на расстоянии вытянутой руки от мощей святителя Спиридона, из Новосибирска посыпались звонки с вопросами и проблемами, решить которые можно было только на месте, в Новосибирске. Кроме этого, у нас, паломников, не было ни ночлега, ни какой-то надежды на ночлег. Ехали мы последним паромом. И что нам – уезжать, не приложившись к мощам святителя Спиридона? И вот пока мы ехали на пароме более часа, молились, и святой Спиридон решил все наши проблемы – он устроил нам замечательный ночлег и возможность побывать на богослужении. Он и для меня, грешного, решил те проблемы, которые остались в Новосибирске – наутро мне позвонили и сказали, что проблемы разрешились чудесным образом сами собой.

Я знаю очень многих людей, которым помогает святой Спиридон. Есть предание о том, что святой Спиридон не лежит в гробу. Иногда даже несколько дней подряд не могут открыть ковчег с его мощами, потом он чудесным образом открывается сам. Мы веруем в то, что святой Спиридон в это время ходит и помогает простым людям, потому тапочки его оказываются стоптанными.

– В Новосибирск прибывает частица мощей святителя, она будет находиться десять дней в Вознесенском соборе. Множество верующих придут на поклонение святыне. Почему важно именно соборно помолиться, отстоять в очереди, проявить такой труд?

– Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». На самом деле молитва – это труд, который мы должны совершать. Иногда этот труд весьма и весьма тяжелый.

Помню, когда я находился у духовного отца, помогал в совершении богослужений, пономарил, алтарничал, на клиросе читал и пел, мне было достаточно легко, потому что была смена занятий: то занимаешься кадилом, то читаешь, то подпеваешь. То есть это какие-то действия, перемещения. Был у нас один старичок, который тоже очень любил богослужение. Но после окончания службы он стоял мокрый и говорил: «Легче выкосить гектар сена, чем находиться на службе». То есть надо и держать ум, и присоединяться к общей молитве. Поэтому так важна именно церковная, соборная, совместная молитва.

Мы очень часто храм используем не по назначению. Нам порой кажется, что когда мы заходим в церковь, там какая-то особая атмосфера, которая помогает нам отгородиться от окружающего мира, уединиться. Мы даже любим приходить в храм именно в те моменты, когда там не совершается служба, чтобы почувствовать себя в одиночестве. Но на самом деле храм – это место общей молитвы, общественного богослужения. Даже само слово «литургия» (так называется самое главное богослужение, которое совершается в храме) означает «общее дело», для которого мы сюда пришли.

Поэтому пусть даже небольшой труд, который мы совершим, постояв в очереди и помолившись, будет совершен во славу Божию. Это будет та, пусть маленькая, жертва, которую мы принесем Богу ради памяти Его святых. Это будет доступный, посильный для нас труд.

Ведь что значит помолиться? Часто мы пишем записочку с именами, отдаем в храм и думаем: пусть батюшка или пономарь молится... А где же тогда наше участие? Где же наша молитва? Как батюшка (или пономарь) может молиться о незнакомом человеке? Конечно, в какую-то меру может, а в том, чего не может, совершается таинство, сопутствует помощь Божия. Священник совершает определенные проскомидийные действия, когда поминает людей, вынимает частицы из просфор, совершает определенные молитвы, чтобы Господь прощал грехи, облегчал участь тех людей, которые поминаются Церковью. Но это не снимает с нас личной ответственности друг за друга, не отменяет личного сопереживания.

Поэтому когда в храме священник в определенное время произносит имена живущих или усопших, нам не нужно прислушиваться, произнес ли он то имя, которое мы в записке писали; в это время нужно напрягать свою душу и молиться о тех, кому мы желаем блага, о ком переживаем, кому сочувствуем. Вот тогда наша общая молитва будет услышана Богом.

И во время паломничеств, во время молитвенных усилий, когда мы куда-то едем, находимся в пути, мы молимся, мы прилагаем какой-то труд. Тем самым мы отвечаем на вопрос: «Можно ли спастись, лежа на диване?» Конечно, лежа на диване спортом человек не может заниматься; он не сможет даже поесть и попить – для этого надо встать с дивана, пойти на кухню и что-то приготовить.

Точно так же для Бога и для своей души нужно не только лежа на диване мысленно мечтать о спасении и читать жития святых. Апостол Павел учит нас: «Подражайте мне, как я Христу». Нужно подражать этим святым так же, как они подражали Христу. А они подражали именно деятельностью. Само слово «подвижник» имеет в корне «двигаться», «движение». То есть человек должен двигаться, трудиться, стараться. И Христос говорит: «Стучите, и отворят вам». Не так, что один раз стукнули – и вам сразу открыли; нужно  приложить какое-то усилие и раз, и два, и три раза; и тогда в конце концов мы достигнем желаемого.

– Что можно посоветовать тем людям, которые впервые придут помолиться у мощей?

– Перед тем как прийти помолиться у мощей, надо обязательно почитать житие этого святого, обязательно почитать молитвы, потому что в молитвах тоже концентрируется содержание жизни святого, его способностей, возможностей. Мы же видим, что каждый святой, можно сказать, продолжает то служение, которым он занимался в земной жизни. Например, святой великомученик и целитель Пантелеимон в свое время, когда жил, был по нашим понятиям если не министром здравоохранения, то первым придворным врачом. И сейчас мы к Пантелеимону обращаемся именно в своих болезнях, в своих недугах с просьбами именно о врачебной помощи.

И к святителю Николаю, и к святителю Спиридону мы обращаемся именно в те моменты нашей жизни, которые, как мы чувствуем, им созвучны – они об этом переживали, заботились, пока жили здесь, на земле. Эти их способности Господь, соответственно, и умножил.

Конечно, мы можем попросить любого святого: «Святой Спиридон, моли Бога о нас! Святой Георгий, святой Николай, святая Варвара, святая Екатерина, молите Бога о нас!» Но когда мы знаем, можно сказать, специализацию, то есть переживания святого, которые были близки ему в земной жизни, в чем он стремился помочь людям,  мы надеемся, что и в наших обстоятельствах, схожих с теми, мы получим молитвенную помощь.

Поэтому нужно познакомиться со святым, подружиться с ним, почувствовать его как близкого и родного человека, с которым можно поделиться не только своей скорбью, но и своей радостью. Но прежде чем идти к мощам и просить о чем-то Бога и святого, нужно, мне кажется, подумать: благодарны ли мы Богу за то, что уже имеем?

Если у нас нет чувства благодарности за то, что есть, если у нас нет доверия Богу, понимания, что мы живем в обстоятельствах гораздо лучших, чем заслужили, тогда нам легко попасть в «Сказку о рыбаке и рыбке». Сидела старуха и переживала: «Мне бы только трещинку заделать в корыте – и была бы я счастлива». Александр Сергеевич нам рассказал, чем заканчиваются такие мечты.

Для того чтобы нам не превращаться в таких старух, которые требуют утешения, чудес, давайте прежде всего поблагодарим Бога за то, что у нас есть. За то, что Господь продлевает дни нашей жизни, дает нам время для покаяния, для исправления нашей жизни, для культурного, творческого труда во славу Божию, для помощи ближним.

Поэтому, идя к святому Спиридону, давайте подумаем: может быть, по молитвам этого святого мы можем оказать какую-то помощь, сочувствие окружающим нас людям? Там, где мы живем, есть много людей, которые нуждаются в нашей помощи. А нуждаются в нашей помощи не те, кто ходит с протянутой рукой; среди них как раз бывают так называемые «профессиональные нищие». Иногда это люди, находящиеся действительно в тяжелых обстоятельствах, но участвовать в их обстоятельствах, когда им нужны деньги на выпивку, наркотики или еще на какое-то непотребство, я бы не посоветовал никому.

Нужно посмотреть внимательным и любящим взглядом вокруг себя: может быть, в одном с нами подъезде или даже на одном с нами этаже живет многодетная семья. Может быть, живет одинокий старик или старушка или еще какие-то немощные люди, которые нуждаются в нашей помощи. Помолиться бы нам и попросить у святителя Спиридона и у святителя Николая внимания, сил, средств, чтобы мы могли оказаться полезными нашим соседям.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать