Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Какой хороший Вы задаете вопрос. Потому что в Священном Писании мы об этом событии не находим никаких сведений. Но сразу возникает вопрос: что такое Писание и что такое Предание. И, конечно, каждый христианин должен знать, что Священное Писание, может быть, наиболее драгоценная часть – но только часть Священного Предания. Изначально Писания не было, сведения передавались в устных рассказах апостолов, и только потом эти рассказы были записаны. Так что Священное Писание не является единственным нашим источником знания о том, что происходило в Церкви даже в I веке от Рождества Христова. Поэтому мы без всякого сомнения обращаемся к Церковному Преданию, его точность несомненна и не может быть измерена никакими приборами.
Самый главный подход в этом вопросе сформулировал один из наших русских святых, он сказал: «Не солгу на святого». То есть: не буду придумывать какие-то чудеса, не буду придумывать какие-то необыкновенные обстоятельства его жизни. Жизнь и так наполнена чудесами и необыкновенностями, нужно только научиться их замечать. Об Успении Божией Матери… Даже само наименование праздника уже говорит нам о том, что Божия Матерь как бы уснула. То есть это была смерть, но не в нашем обычном понимании. Как и в пасхальных песнопениях прославляется Воскресение Христа: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи».
То есть действительно Божия Матерь как бы уснула, и есть разные, чудесные опять же события, связанные с Ее погребением и воскресением, с тем, что Она в теле взята на небо. Мы знаем об этом из Священного Писания. Более того – так же подробно, как и о Воскресении Христовом, мы знаем точно место захоронения Божией Матери, где находится семейная погребальная пещера рода царя Давида, из которого происходила Святая Дева Мария. Это место до сих пор находится в Иерусалиме и почитается не только христианами, но даже мусульманами.
Но перед тем как рассказать об Успении Божией Матери, нужно хотя бы несколько слов сказать о Ее жизни. Потому что при Кресте, когда Господь Иисус Христос предал Свой дух в руки Бога Отца – перед тем, как испустить дух, Христос, указывая на Своего любимого ученика, сказал Матери Своей: «Жено, се сын Твой». А ученику Своему сказал: «Се Матерь твоя». И как написано в Евангелии от Иоанна, с тех пор ученик взял Ее к себе. Поэтому и в Иерусалиме Дева Мария находилась в доме Иоанна Богослова, и когда он по жребию своего служения получил город Эфес, находилась с ним в Эфесе.
Мы знаем, что Дева Мария тоже была, можно сказать, и в миссионерских путешествиях. Потому что из Священного Предания известно, что Она посетила остров Кипр и друга Христова Лазаря. Известно, что при этом путешествии Она также посетила Гору Афон, о которой пророчески сказала, что это будет Ее удел. И был послан Архангел Гавриил, с которым Она привыкла общаться и в Иерусалимском храме, от него Она получила и благовестие о том, что от Нее родится Спаситель всего мира. И потом в очередной раз Архангел Гавриил с цветком в руке предстал пред Ней и сказал, что приблизились дни Ее отшествия к Своему Сыну и Богу.
Дева Мария просила Своего Сына о том, чтобы Ей можно было попрощаться с самыми близкими людьми, то есть с учениками Господа. И мы с вами знаем, что множество учеников – и 12 учеников, ближайших к Господу Иисусу Христу, и многие из числа 70 учеников (один из них – Дионисий Ареопагит – оставил нам сказание об Успении Божией Матери) – явились в Иерусалим (некоторые чудесным образом), чтобы попрощаться с Пресвятой Девой Марией. Они получили от Нее благословение и наставление и пребывали с Ней в совместных молитвах. И когда уже Дева Мария, как мы говорим, преставилась, уснула – они участвовали в весьма торжественной процессии погребения.
Когда иерусалимские иудеи увидели торжественность и необычность происходивших событий, они донесли своим руководителям, своим начальникам о том, что происходит. И самый главный из них, Афоний, постарался помешать этой торжественности погребения и прощания. Но ангел отсек ему руки, когда он протянул их с желанием перевернуть одр с телом Божией Матери. И еще раз совершилось чудо – раскаяние Афония. Ангел его исцелил, когда тот принес раскаяние. И Афоний, первосвященник иудейский, тоже участвовал в торжественном погребении Божией Матери. Впоследствии он стал христианином, одним из учеников Христовых.
Когда мы совершаем этот праздник, нам нужно обратить внимание на особенности, которые предлагает нам православный церковный календарь. Мы в быту привыкли отмечать дни рождения. Дни кончины наших родных для нас – траурные и грустные. А день рождения для нас – это праздник, можно сказать, немеркнущий и на все времена. Но если мы заглянем в церковный календарь – видим, что ситуация там совершенно другая: дни рождения можно пересчитать по пальцам. Это, конечно, Рождество Господа Иисуса Христа, рождение Пресвятой Девы Марии – Богородицы, рождение Иоанна Крестителя. Пожалуй, и все. Из всех известных нам святых мы празднуем рождение только Николая Чудотворца. И то некоторое время эта служба даже была не то что забыта, но отложена, в Церкви не совершалась. Только в последние столетия, десятилетия эта служба найдена ревнителями, почитателями святителя Николая и возобновляется это служение.
А так ничье рождение мы не празднуем. Родился человек в мир, но кем он будет, как он проживет – еще непонятно. А день кончины – это как раз день, в который можно подвести итог жизни земной. И можно сказать, что итогом этой жизни земной может быть начало жизни вечной, радостной вечной жизни с Богом. И когда это несомненно, когда это факт истории, когда это факт жизни Церкви и какого-то человека – тогда мы в этот день радуемся, что исполнилась воля Божия: человек исполнил свое предназначение – он спас свою душу и пополнил лики святых. Не всегда это становится нам известно, но когда становится известно, тогда мы эти дни кончины и вносим в святцы.
В святцах только дни кончины и есть. Потому что на самом деле это не конец жизни, существования – это только окончание жизни земной, которое является началом жизни вечной. И когда здесь мы видим благоприятный исход и для человека открываются благоприятные возможности, это уже прочно, навсегда. Мы говорим «навечно», понимая, что обратного хода быть не может. В этом смысле Успение Божией Матери – действительно праздник. Хотя это и завершение Ее земного служения, но это и начало небесного служения Девы Марии. И через Ее успение открыты нам очень интересные подробности; может быть, и будущее нашей жизни. Дело в том, что душа отделяется от тела, и тело, как мы знаем, истлевает. Но не во всех случаях, и даже само название «мощи» – от слова «мощь», то есть «сила»; это отблеск мощи и славы Божией.
Дева Мария пребыла нетленной. И в третий день явился апостол Фома, который опоздал на погребение Божией Матери (вспомним евангельские эпизоды, когда апостол Фома отсутствовал в первый день явления воскресшего Господа Своим ученикам). Мы помним, что Фома тогда и расстроился, и даже, как нам кажется, дерзкие слова сказал: «Пока не увижу язвы, пока не вложу свои пальцы в эти язвы – не поверю в то, что мой Учитель воскрес». И Господь через неделю ему явился – всем остальным ученикам, но уже и Фоме, который был с ними. И хоть обличил его, но очень мягко – повторяя слова Фомы, Он сказал: «Возьми руки твои и потрогай мои раны – убедишься, что это Я, это Моя плоть».
Опоздавший апостол Фома умолил своих собратьев-апостолов открыть ему гроб Божией Матери, чтобы попрощаться с Ней. И кроме погребальных пелен, в этом гробе ничего не оказалось. Поэтому мы верим и знаем, что Божия Матерь в теле была взята на небо. И мы видим те процессы, которые начались с Воскресением Господа Иисуса Христа, – что Он воскрес именно в теле и вознесся в теле на небо. Мы видим, что этому последовала и Божия Матерь. Мы видим, что всех нас ожидает эта участь. То есть не только наши души имеют вечное существование, но после Страшного Суда каждый из нас получит и новое тело. Только нужно помнить о том, что праведники эти новые тела получат в полноту блаженства. Грешники получат тела тоже в полноту, но уже в полноту мучений.
– До сих пор доподлинно неизвестно время Успения Божией Матери, какой это год, и до сих пор ведутся об этом споры, какие-то изыскания. Нужно ли нам вообще это знание?
– Если будут известны какие-то археологические подробности, исторические точности –будет прекрасно. Но не всегда эта точность возможна и достижима. Более того: когда мы имеем дело с такими большими промежутками времени, то ошибки неизбежны. Например, западноевропейский монах Дионисий Малый, когда исчислил время Рождества Христова, ошибся на четыре года. В XIX веке мы праздновали 500-летие преставления преподобного Сергия в одном году, но прошло всего каких-то сто лет – наши же летописи были сверены, и оказалось, что преподобный Сергий преставился в другом году. Но это не внесло никакой сумятицы ни в ряды историков, ни в ряды археологов.
Так и здесь: мы, несомненно, знаем, что Божия Мать жила, что Она родила Спасителя всего мира; знаем, где преставилась. Кто бывал на Святой Земле, тот бывал в этой семейной пещере – семейном склепе, где находятся могилы и праведного Иосифа Обручника, и родителей Пресвятой Девы Марии, где находится гроб. Он очень похож на гроб (так же высечен из камня), в котором был погребен Господь Иисус Христос. Нам все эти места известны. И если мы с точностью годовой, минутной или секундной не знаем о том, когда это произошло, то это не мешает нам не только извлекать нравственные уроки, но и видеть достоверный факт истории.
– В честь праздника Успения Божией Матери во всех храмах пройдут привычные нам богослужения – всенощное бдение и литургия. Но на третий день после праздника Успения совершается особое богослужение – погребение Божией Матери. Расскажите об этой удивительной службе.
– Да, это именно удивительное, трогательное, замечательное богослужение, которое совершается по образцу Великой Субботы, когда с плащаницей Божией Матери совершается крестный ход вокруг храма. На Святой Земле обычно, когда совершается крестный ход вокруг гробницы, в каком-то месте процессия останавливается, икона Успения поднимается, и все верующие, прикладываясь к этой иконе, проходят под ней. Эта традиция в очень многих монастырях и храмах Русской Православной Церкви поддерживается и соблюдается не только в день Успения, но и в дни памяти чудотворных икон Божией Матери. Когда с этими иконами обходят вокруг храма крестные ходы, когда даже ходят по городам и весям, улицам – в каких-то местах торжественная процессия останавливается, икону поднимают, и под иконою проходят верующие люди, к ней прикладываясь. Многие в это время получают исцеление. Причем это зафиксировано и в житиях святых. Причем любимых, близких нам по времени святых; например, преподобного Серафима Саровского.
Еще есть и чин о панагии. Когда апостолы ради просьбы Фомы открыли гроб и Девы Марии во гробе не оказалось, в некотором недоумении они пошли в дом. И когда за трапезой вдруг Дева Мария явилась им, они от радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И этот чин о панагии тоже совершается во многих монастырях, многих храмах, посвященных Божией Матери. Это чин возвышения специальной Богородичной просфоры за трапезой и разделения этой просфоры между теми, кто на трапезе находится.
Но самое главное для нас то, что с момента Своего успения, воскресения и вознесения, можно сказать, Божья Матерь стала покровительницей всех христиан, всего христианского мира. И наша страна, Русь, даже называла себя домом Пресвятой Богородицы. Если мы вспомним начало истории Русского государства – прочитаем в летописях о том, что первые храмы, которые строились в нашей стране, были Успенские.
– В Новосибирске – два храма в честь Успения Божией Матери. Наверное, новосибирцы будут стремиться посетить именно эти храмы в день престольного праздника. Почему так важно именно в престольный праздник помолиться в храме?
– Думаю, это очевидно: если вам в любой день приятно встретить гостей, то тем приятнее в свой день рождения или когда какая-то памятная дата. А престольный праздник и есть для общины этого храма, можно сказать, день рождения, так и называется – особый престольный праздник. И каков бы этот праздник ни был (двунадесятый или великий, может быть, даже обозначенный в календаре самым мелким шрифтом), но если это престольный праздник нашего храма, то богослужение совершается самым торжественным, самым полным чином. Все элементы богослужения и всенощного бдения: и чтение паремий (отрывков из Ветхого Завета), и торжественные, праздничные песнопения, и крестный ход – обязательно в престольный праздник присутствуют. И если мы видим, что в каком-то храме совершается крестный ход в какой-то день, но не совершается в других приходах – значит, здесь престольный праздник, особое торжество.
Но самое главное то, что в этот день особого торжества, если мы являемся прихожанами храма или стремимся в этот храм приехать на престольный праздник, – хорошо бы нам быть полноценными участниками богослужения. То есть не только присоединяться к общему молитвенному строю и хору, но самое главное – исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
И как раз в день Успения заканчивается Успенский пост, хотя он и компенсаторный по отношению к Великому посту, который учитывает особенности нашей жизни. Находясь в путешествии или в каких-то обстоятельствах, мы не всегда можем соблюсти Великий пост, поэтому нам предоставляется такая возможность и в Петров пост, и в Успенский.
Мы видим очень близкую аналогию Успенского поста и Великого, который заканчивается смертью и Воскресением Христовым. Так и Успенский пост заканчивается Успением и взятием Божией Матери в теле на небеса. Так что в честь окончания этого поста, в честь праздника, которым заканчивается пост, я думаю, каждый, кто считает себя христианином, мог бы подготовиться к полноценному участию в богослужении, то есть исповедоваться и причаститься.
– В храмах в день Успения Божией Матери мы увидим иконы праздника. Как иконописцы изображали это событие?
– Я думаю, лучше всего прийти в храм и посмотреть. Во многих домах есть такие иконы. Это один из любимых и распространенных иконописных сюжетов. И связано это опять же с тем, что первые храмы, которые строились у нас на Руси, в Киеве (Киево-Печерской лавре), – это храмы Успения Божией Матери. Одна из древнейших – Почаевская лавра, Успенская опять же. Один из главных кремлевских храмов – это Успенский храм Московского Кремля, он один и из главных храмов нашей страны.
Поэтому этот сюжет очень распространенный и очень известный. И мы знаем, что кроме одра (то есть постели), на котором находилось тело Божией Матерь в окружении апостолов, изображается еще и Господь Иисус Христос, Который бережно, как спеленатого ребенка, принимает и держит душу усопшей Девы Марии. Иногда еще на иконе Успения изображается первосвященник Афоний, а также ангел, который отсек ему руки. Изображается иногда и небесная сфера, которой погребальная процессия была окружена для того, чтобы скрыть от глаз неблагоговейных погребальную процессию.
В общем, это очень интересный иконописный сюжет, и очень советую с этим сюжетом познакомиться. Есть специальные книги, также можно воспользоваться Интернетом. Есть православные сайты, есть достаточно душеполезной информации, в том числе и об иконах, и об иконописании.
– Я благодарю вас, отец Андрей, за интересную беседу.
Ведущая Лилия Ткаченко
Записала Татьяна Муравьева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!