Родное слово (Новосибирск). Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Двадцать восьмого августа Церковь празднует Успение Божией Матери, это один из двунадесятых праздников. Что нам известно из Церковного Предания об этом событии?

– Какой хороший Вы задаете вопрос. Потому что в Священном Писании мы об этом событии не находим никаких сведений. Но сразу возникает вопрос: что такое Писание и что такое Предание. И, конечно, каждый христианин должен знать, что Священное Писание, может быть, наиболее драгоценная часть – но только часть Священного Предания. Изначально Писания не было, сведения передавались в устных рассказах апостолов, и только потом эти рассказы были записаны. Так что Священное Писание не является единственным нашим источником знания о том, что происходило в Церкви даже в I веке от Рождества Христова. Поэтому мы без всякого сомнения обращаемся к Церковному Преданию, его точность несомненна и не может быть измерена никакими приборами.

Самый главный подход в этом вопросе сформулировал один из наших русских святых, он сказал: «Не солгу на святого». То есть: не буду придумывать какие-то чудеса, не буду придумывать какие-то необыкновенные обстоятельства его жизни. Жизнь и так наполнена чудесами и необыкновенностями, нужно только научиться их замечать. Об Успении Божией Матери… Даже само наименование праздника уже говорит нам о том, что Божия Матерь как бы уснула. То есть это была смерть, но не в нашем обычном понимании. Как и в пасхальных песнопениях прославляется  Воскресение Христа: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи».

То есть действительно Божия Матерь как бы уснула, и есть разные, чудесные опять же события, связанные с Ее погребением и воскресением, с тем, что Она в теле взята на небо. Мы знаем об этом из Священного Писания. Более того – так же подробно, как и о Воскресении Христовом, мы знаем точно место захоронения Божией Матери, где находится семейная погребальная пещера рода царя Давида, из которого происходила Святая Дева Мария. Это место до сих пор находится в Иерусалиме и почитается не только христианами, но даже мусульманами.

Но перед тем как рассказать об Успении Божией Матери, нужно хотя бы несколько слов сказать о Ее жизни. Потому что при Кресте, когда Господь Иисус Христос предал Свой дух в руки Бога Отца – перед тем, как испустить дух, Христос, указывая на Своего любимого ученика, сказал Матери Своей: «Жено, се сын Твой». А ученику Своему сказал: «Се Матерь твоя». И как написано в Евангелии от Иоанна, с тех пор ученик взял Ее к себе. Поэтому и в Иерусалиме Дева Мария находилась в доме Иоанна Богослова, и когда он по жребию своего служения получил город Эфес, находилась с ним в Эфесе.

Мы знаем, что Дева Мария тоже была, можно сказать, и в миссионерских путешествиях. Потому что из Священного Предания известно, что Она посетила остров Кипр и друга Христова Лазаря. Известно, что при этом путешествии Она также посетила Гору Афон, о которой пророчески сказала, что это будет Ее удел. И был послан Архангел Гавриил, с которым Она привыкла общаться и в Иерусалимском храме, от него Она получила и благовестие о том, что от Нее родится Спаситель всего мира. И потом в очередной раз Архангел Гавриил с цветком в руке предстал пред Ней и сказал, что приблизились дни Ее отшествия к Своему Сыну и Богу.

Дева Мария просила Своего Сына о том, чтобы Ей можно было попрощаться с самыми близкими людьми, то есть с учениками Господа. И мы с вами знаем, что множество учеников – и 12 учеников, ближайших к Господу Иисусу Христу, и многие из числа 70 учеников (один из них – Дионисий Ареопагит – оставил нам сказание об Успении Божией Матери) – явились в Иерусалим (некоторые чудесным образом), чтобы попрощаться с Пресвятой Девой Марией. Они получили от Нее благословение и наставление и пребывали с Ней в совместных молитвах. И когда уже Дева Мария, как мы говорим, преставилась, уснула – они участвовали в весьма торжественной процессии погребения.

Когда иерусалимские иудеи увидели торжественность и необычность происходивших событий, они донесли своим руководителям, своим начальникам о том, что  происходит. И самый главный из них, Афоний, постарался  помешать этой торжественности погребения и прощания. Но ангел отсек ему руки, когда он протянул их с желанием перевернуть одр с телом Божией Матери. И еще раз совершилось чудо – раскаяние Афония. Ангел его исцелил, когда тот принес раскаяние. И Афоний, первосвященник иудейский, тоже участвовал в торжественном погребении Божией Матери. Впоследствии он стал христианином, одним из учеников Христовых.

Когда мы совершаем этот праздник, нам нужно обратить внимание на особенности, которые предлагает нам православный церковный календарь. Мы в быту привыкли отмечать дни рождения. Дни кончины наших родных для нас – траурные и грустные. А день рождения для нас – это праздник, можно сказать, немеркнущий и на все времена. Но если мы заглянем в церковный календарь – видим, что ситуация там совершенно другая: дни рождения можно пересчитать по пальцам. Это, конечно, Рождество Господа Иисуса Христа, рождение  Пресвятой Девы Марии – Богородицы, рождение Иоанна Крестителя. Пожалуй, и все. Из всех известных нам святых мы празднуем рождение только Николая Чудотворца. И то некоторое время эта служба даже была не то что забыта, но отложена, в Церкви не совершалась. Только в последние столетия, десятилетия эта служба найдена ревнителями, почитателями святителя Николая и возобновляется это служение.

А так ничье рождение мы не празднуем. Родился человек в мир, но кем он будет, как он проживет – еще непонятно. А день кончины – это как раз день, в который можно подвести итог жизни земной. И можно сказать, что итогом этой жизни земной может быть начало жизни вечной, радостной вечной жизни с Богом. И когда это несомненно, когда это факт истории, когда это факт жизни Церкви и какого-то человека – тогда мы в этот день радуемся, что исполнилась воля Божия: человек исполнил свое предназначение – он спас свою душу и пополнил лики святых. Не всегда это становится нам известно, но когда становится известно, тогда мы эти дни кончины и вносим в святцы.

В святцах только дни кончины и есть. Потому что на самом деле это не конец жизни, существования – это только окончание жизни земной, которое является началом жизни вечной. И когда здесь мы видим благоприятный исход и для человека открываются благоприятные возможности, это уже прочно, навсегда. Мы говорим «навечно», понимая, что обратного хода быть не может. В этом смысле Успение Божией Матери – действительно праздник. Хотя это и завершение Ее земного служения, но это и начало небесного служения Девы Марии. И через Ее успение открыты нам очень интересные подробности; может быть, и будущее нашей жизни. Дело в том, что душа отделяется от тела, и тело, как мы знаем, истлевает. Но не во всех случаях, и даже само название «мощи»  – от слова «мощь», то есть «сила»; это отблеск мощи и славы Божией.

Дева Мария пребыла нетленной. И в третий день явился апостол Фома, который опоздал на погребение Божией Матери (вспомним евангельские эпизоды, когда апостол Фома отсутствовал в первый день явления воскресшего Господа Своим ученикам). Мы помним, что Фома тогда и расстроился, и даже, как нам кажется, дерзкие слова сказал: «Пока не увижу язвы, пока не вложу свои пальцы в эти язвы – не поверю в то, что мой Учитель воскрес». И Господь через неделю ему явился – всем остальным ученикам, но уже и Фоме, который был с ними. И хоть обличил его, но очень мягко – повторяя слова Фомы, Он сказал: «Возьми руки твои и потрогай мои раны – убедишься, что это Я, это Моя плоть».

Опоздавший апостол Фома умолил своих собратьев-апостолов открыть ему гроб Божией Матери, чтобы попрощаться с Ней. И кроме погребальных пелен, в этом гробе ничего не оказалось. Поэтому мы верим и знаем, что Божия Матерь в теле была взята на небо. И мы видим те процессы, которые начались с Воскресением Господа Иисуса Христа, – что Он воскрес именно в теле и вознесся в теле на небо. Мы видим, что этому последовала и Божия Матерь. Мы видим, что всех нас ожидает эта участь. То есть не только наши души имеют вечное существование, но после Страшного Суда каждый из нас получит и новое тело. Только нужно помнить о том, что праведники эти новые тела получат в полноту блаженства. Грешники получат тела тоже в полноту, но уже в полноту мучений.

– До сих пор доподлинно неизвестно время Успения Божией Матери, какой это год, и до сих пор ведутся об этом споры, какие-то изыскания. Нужно ли нам вообще это знание?

– Если будут известны какие-то археологические подробности, исторические точности –будет прекрасно. Но не всегда эта точность возможна и достижима. Более того: когда мы имеем дело с такими большими промежутками времени, то ошибки неизбежны. Например, западноевропейский монах Дионисий Малый, когда исчислил время Рождества Христова, ошибся на четыре года. В XIX веке мы праздновали 500-летие преставления преподобного Сергия в одном году, но прошло всего каких-то сто лет – наши же летописи были сверены, и оказалось, что преподобный Сергий преставился в другом году. Но это не внесло никакой сумятицы ни в ряды историков, ни в ряды археологов.

Так и здесь: мы, несомненно, знаем, что Божия Мать жила, что Она родила Спасителя всего мира; знаем, где преставилась. Кто бывал на Святой Земле, тот бывал в этой семейной пещере – семейном склепе, где находятся могилы и праведного Иосифа Обручника, и родителей Пресвятой Девы Марии, где находится гроб. Он очень похож на гроб (так же высечен из камня), в котором был погребен Господь Иисус Христос. Нам все эти места известны. И если мы с точностью годовой, минутной или секундной не знаем о том, когда это произошло, то это не мешает нам не только извлекать нравственные уроки, но и видеть достоверный факт истории.

– В честь праздника Успения Божией Матери во всех храмах пройдут привычные нам богослужения – всенощное бдение и литургия. Но на третий день после праздника Успения совершается особое богослужение – погребение Божией Матери. Расскажите об этой удивительной службе.

– Да, это именно удивительное, трогательное, замечательное богослужение, которое совершается по образцу Великой Субботы, когда с плащаницей Божией Матери совершается крестный ход вокруг храма. На Святой Земле обычно, когда совершается крестный ход вокруг гробницы, в каком-то месте процессия останавливается, икона Успения поднимается, и все верующие, прикладываясь к этой иконе, проходят под ней. Эта традиция в очень многих монастырях и храмах Русской Православной Церкви поддерживается и соблюдается не только в день Успения, но и в дни памяти чудотворных икон Божией Матери. Когда с этими иконами обходят вокруг храма крестные ходы, когда даже ходят по городам и весям, улицам – в каких-то местах торжественная процессия останавливается, икону поднимают, и под иконою проходят верующие люди, к ней прикладываясь. Многие в это время получают исцеление. Причем это зафиксировано и в житиях святых. Причем любимых, близких нам по времени святых; например, преподобного Серафима Саровского.

Еще есть и чин о панагии. Когда апостолы ради просьбы Фомы открыли гроб и Девы Марии во гробе не оказалось, в некотором недоумении они пошли в дом. И когда за трапезой вдруг Дева Мария явилась им, они от радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И этот чин о панагии тоже совершается во многих монастырях, многих храмах, посвященных Божией Матери. Это чин возвышения специальной Богородичной просфоры за трапезой и разделения этой просфоры между теми, кто на трапезе находится.

Но самое главное для нас то, что с момента Своего успения, воскресения и вознесения, можно сказать, Божья Матерь стала покровительницей всех христиан, всего христианского мира. И наша страна, Русь, даже называла себя домом Пресвятой Богородицы. Если мы вспомним начало истории Русского государства – прочитаем в летописях о том, что первые храмы, которые строились в нашей стране, были Успенские.

– В Новосибирске – два храма в честь Успения Божией Матери. Наверное, новосибирцы будут стремиться посетить именно эти храмы в день престольного праздника. Почему так важно именно в престольный праздник помолиться в храме?

– Думаю, это очевидно: если вам в любой день приятно встретить гостей, то тем приятнее в свой день рождения или когда какая-то памятная дата. А престольный праздник и есть для общины этого храма, можно  сказать, день рождения, так и называется – особый престольный праздник. И каков бы этот праздник ни был (двунадесятый или великий, может быть, даже обозначенный в календаре самым мелким шрифтом), но если это престольный праздник нашего храма, то богослужение совершается самым торжественным, самым полным чином. Все элементы богослужения и всенощного бдения: и чтение паремий (отрывков из Ветхого Завета), и торжественные, праздничные песнопения, и крестный ход – обязательно в престольный праздник присутствуют. И если мы видим, что в каком-то храме совершается крестный ход в какой-то день, но не совершается в других приходах – значит, здесь престольный праздник, особое торжество.

Но самое главное то, что в этот день особого торжества, если мы являемся прихожанами храма или стремимся в этот храм приехать на престольный праздник, – хорошо бы нам быть полноценными участниками богослужения. То есть не только присоединяться к общему молитвенному строю и хору, но самое главное – исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

И как раз в день Успения заканчивается Успенский пост, хотя он и компенсаторный по отношению к Великому посту, который учитывает особенности нашей жизни. Находясь в путешествии или в каких-то обстоятельствах, мы не всегда можем соблюсти Великий пост, поэтому нам предоставляется такая возможность и в Петров пост, и в Успенский.

Мы видим очень близкую аналогию Успенского поста и Великого, который заканчивается смертью и Воскресением Христовым. Так и Успенский пост заканчивается Успением и взятием Божией Матери в теле на небеса. Так что в честь окончания этого поста, в честь праздника, которым заканчивается пост, я думаю, каждый, кто считает себя христианином, мог бы подготовиться к полноценному участию в богослужении, то есть исповедоваться и причаститься.

– В храмах в день Успения Божией Матери мы увидим иконы праздника. Как иконописцы изображали это событие?

– Я думаю, лучше всего прийти в храм и посмотреть. Во многих домах есть такие иконы. Это один из любимых и распространенных иконописных сюжетов. И связано это опять же с тем, что первые храмы, которые строились у нас на Руси, в Киеве (Киево-Печерской лавре), – это храмы Успения Божией Матери. Одна из древнейших – Почаевская лавра, Успенская опять же. Один из главных кремлевских храмов – это Успенский храм Московского Кремля, он один и из главных храмов нашей страны.

Поэтому этот сюжет очень распространенный и очень известный. И мы знаем, что кроме одра (то есть постели), на котором находилось тело Божией Матерь в окружении апостолов, изображается еще и Господь Иисус Христос, Который бережно, как спеленатого ребенка, принимает и держит душу усопшей Девы Марии. Иногда еще на иконе Успения изображается первосвященник Афоний, а также ангел, который отсек ему руки. Изображается иногда и небесная сфера, которой погребальная процессия была окружена для того, чтобы скрыть от глаз неблагоговейных погребальную процессию.

В общем, это очень интересный иконописный сюжет, и очень советую с этим сюжетом познакомиться. Есть специальные книги, также можно воспользоваться Интернетом. Есть православные сайты, есть достаточно душеполезной информации, в том числе и об иконах, и об иконописании.

– Я благодарю вас, отец Андрей, за интересную беседу.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать