Родное слово (Новосибирск). День крещения Руси

31 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Двадцать восьмого июля отмечается церковный и государственный праздник – День крещения Руси. Он был установлен десять лет назад. С чем связано такое внимание государства к этому событию?

– Думаю, что руководители нашего государства поняли необходимость нравственного взгляда на жизнь, что нужно заботиться не только о том, что есть и пить, но самое главное – о душе человека проявлять заботу. Собственно, это день памяти князя Владимира. Нельзя сказать, что на Руси его помнят только последние десять лет; его помнят тысячу лет, даже больше. Личность князя знаменательна прежде всего тем, что он крестился сам и крестил Русь.

Произошло это не внезапно. Мы помним, что за сто лет до князя Владимира святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели Священное Писание, богослужение и некоторые книги на славянский язык. Это был действительно прорыв для всех славянских народов. Потому что славяне были язычниками, и возможностей приобщиться к христианству у них было немного. Именно деятельность Кирилла и Мефодия привела к тому, что Болгария и другие славянские страны познакомились, можно сказать, с источниками, корнями христианского мировоззрения, познакомились с христианским богослужением, с книгами Священного Писания, и тем самым для славян открылся путь в семью европейских, мировых народов. Можно сказать, мировую цивилизацию пополнили племена наших предков.

Это очень важный момент. Потому что мы знаем, что на территории нашей страны жило много племен, и многие из них имели достаточно большое историческое значение. Например, скифы были очень распространенными племенами; на территории Европы и даже в Сибири находят памятники скифской культуры. Скифы, авары, готы, гунны; кто только не жил на этой территории, где сейчас славянские племена! Но все они канули в Лету, растворились. Возможно, и наших предков ожидала такая же участь. Поэтому тот выбор, который сделал князь Владимир в пользу христианства, действительно можно назвать цивилизационным выбором. Но нужно понимать, в чем разница между христианством и язычеством и почему это определяет судьбы народов самым глубоким образом.

Дело в том, что в основе христианского (а если сказать более обще – монотеистического) религиозного взгляда лежит то, что Бог создал этот мир и дал определенные законы, согласно которым этот мир существует, развивается. Эти законы всеобщие; им должны следовать все. Как есть определенные законы для элементарных частиц, определенные законы движения планет, так же есть и нравственные законы для людей, которые нужно соблюдать.

А в чем смысл язычества или атеизма? В том, что человек является мерой всех вещей. Казалось бы, удобная, хорошая вещь. Как думаете, что ближе человеку: то, что исходит от него самого, или то, что задается Богом?

– Наверное, то, что исходит от него.

– Вот так думают многие люди. Но на самом деле все попытки установления гармонии в этом мире, исходящие от человека, с глубокой древности обречены на провал. Вспомним первого человека, который создал идеал, – Прокруста. Все его помнят по известному  выражению:  прокрустово ложе. Оказалось, что это прокрустово ложе таково, что никто ему не соответствует. Прокруст всех укладывал на свое ложе; кто был меньше – того ложе разрывало на части; у того, кто был больше, отрезалось лишнее. Никто не оставался живым. Тесей победил Прокруста: он уложил его на собственное ложе, и тот оказался не соответствующим своему идеалу, своим идеальным представлениям.

Именно то, что все люди разные и нельзя одного человека сделать идеалом для всех, и составляет проблему атеизма или язычества. Если человек в меру своего невежества, непонимания или каких-то обстоятельств ваяет себе богов и устанавливает свое отношение к миру, оценивает и изменяет под себя окружающий мир и окружающих людей, то очевидно, что не всем это будет по душе, а может быть, будет даже смертельно опасно. А если мы попробуем по всему человечеству вывести что-то общее для всех, как, например, советует демократия, то окажемся в глубоко отрицательной области оценок.

Например, возьмем образование. Если мы по этому параметру будем пытаться создать какой-то критерий, то получим весьма противоречивую ситуацию. Дело в том, что во всем мире людей, имеющих хотя бы среднее образование, гораздо меньше, чем людей, не имеющих вообще никакого образования. Если мы возьмем нравственную область, то еще быстрее окажемся в отрицательной ситуации. Поэтому даже сами принципы атеизма или язычества и христианства различны.

Если человек является мерой всех вещей, то мгновенно уничтожаются самые высокие человеческие ценности. Что для человека ценнее всего? Жизнь. Но при атеистическом взгляде на мир жизнь сразу обесценивается, потому что сразу возникает вопрос: чья жизнь ценнее – моя или ваша? Весь мир превращается в арену для борьбы за ресурсы, и жизнь обесценивается. Как писал Достоевский, стоит ли будущая гармония слезинки хотя бы одного ребенка?.. При атеистическом взгляде на жизнь имеет место борьба за ресурсы, происходит взаимоуничтожение племен, народов, людей. И только наше равенство перед Богом делает нас равными друг другу. Так мы все разные, но перед Богом мы равны. И только тогда, когда есть высшие ценности, наша жизнь приобретает смысл и ценность и мы можем не истреблять друг друга в борьбе за ресурсы, а, наоборот, можем пожертвовать своею жизнью ради любимого человека.

Вот этот момент всегда самым быстрым образом проявлялся в истории. Князь Владимир понимал, что нужно сплотить славян, нужно укрепить веру, но так как сам был язычником, он захотел укрепить язычество. Чем это закончилось? Он пожелал принести человеческую жертву. То есть уже обесценивалась человеческая жизнь. А то, что выбор пал на христиан – воинов Федора и Иоанна, обессмыслило действия язычников. Можно сказать, был брошен вызов языческим богам, и вместо скрепления кровью, наоборот, произошло разрушение основ язычества. Был задан вопрос: кто главный – мы или боги? И на этот вопрос язычники не получили никакого положительного ответа.

Князь Владимир, будучи уже перед выбором веры, посылает в разные страны своих послов. Они приносят ему разные известия о том, какие есть виды веры. Напомню, что тогда еще не было разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, но существенные различия уже были. Послы князя Владимира побывали и в Риме, и в Константинополе и, на наше счастье, вернувшись из Константинополя, передали свое восхищение и умиление, которое их постигло во время совершения богослужения. Князь Владимир уже готов был сделать выбор веры.

– Большое влияние на выбор князя Владимира оказала его бабушка – княгиня Ольга, юбилей памяти которой мы тоже празднуем в эти дни. Расскажите о ее значении в истории крещения Руси.

– Замечательная была правительница нашего государства, 1050-летие со дня преставления которой мы отмечаем. Ее значение для русской истории огромно. Потому что с принятием веры она из хитрой, жестокой, даже коварной язычницы превратилась в кроткую, мудрую, прекрасную женщину. На Русь она принесла зародыши, семена будущей великой цивилизации, потому что открыла первые школы, стала обучать детей. Сын ее некоторым образом стыдился, опасался мнения окружающих, поэтому остался язычником. Но внук Владимир, когда почувствовал необходимость принятия серьезного решения, не посмотрел на мнение окружающих. А может быть, мнение окружающих было уже сформированным за определенное время. Потому что окружающие его люди сказали: «Твоя бабка Ольга мудрее всех, кого мы знаем, и она выбрала христианство. Поэтому, может быть, и тебе следует по ее примеру приобщиться к христианству…»

– Личность князя Владимира (как и княгини Ольги) была неоднозначной. До принятия крещения он вел неблагочестивый образ жизни. Как повлияло крещение на его судьбу? Как изменилась его личность?

– Как раз можно сказать, что личность его была вполне однозначной до крещения и после крещения, только до крещения он «прославлялся» (в кавычках) одним, а после крещения прославился уже другим. Мы знаем, что он как язычник был весьма необузданного нрава, весьма хитрого и коварного. В самом начале похода на Византию мы видим все признаки хитрого язычника, который хочет получить веру, но при этом не хочет попасть в зависимость. Вместо того чтобы еще раз послать послов и попросить крестить Русь, он просто собирает войско и идет войной на Константинополь. В тот момент, когда он уже одерживает победу, берет город Херсонес, правящие императоры, соправители Василий и Константин, посылают ему просьбу о мире, а он в ответ просит отдать ему в жены их сестру Анну. Они ему отвечают, что сестра их – христианка и замуж они могут выдать ее только за христианина. Тогда князь Владимир решает стать христианином.

То есть мы видим его хитрый и долгий расчет (прямо как в шахматной партии), который, по его мысли, должен был привести к успеху. Но тут происходит чудо: Владимир слепнет. И потом происходит второе чудо: царевна Анна, которая, конечно, не хотела выходить замуж за такого жестокого и безнравственного язычника, каким тогда был князь Владимир, вдруг начинает уговаривать его принять крещение. В момент принятия крещения (эти моменты отмечены не только в богослужении, посвященном князю Владимиру, но и в летописях) Владимир в купели обретает зрение. То есть он обрел Господа Иисуса Христа не просто как некоторую идею, которая должна была сплотить соплеменников, но обрел веру во Христа как в своего Спасителя, как в Бога, создавшего этот мир и управляющего этим миром.

Потом мы видим, что нрав князя Владимира переменился: он стал достаточно мягким правителем, или, как говорят по-христиански, – кротким. Он даже сомневался в своем праве казнить преступников. И священнослужители говорили ему о том, что долг государственной власти – поддерживать правопорядок и закон, требующий наказания для преступающих этот закон, должен быть непреложен.

С приходом на Русь христианства совершенно изменилась ситуация в стране. Но самое главное то, что свою энергию, свою культуру русские люди направляли не на обогащение и не на завоевание каких-то пространств. Наша страна называлась Святой Русью, то есть святость была идеалом для каждого русского человека. Осуществление евангельских заповедей, распространение христианства по территории нашей страны не насильственным образом, а именно через обучение и просвещение привело к тому, что у нас такая большая территория.

Евангельская заповедь говорит: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю». Зададимся вопросом: кто же такие кроткие, что это за качество такое – кротость? На примере животного мира: кто кроткий – лев или заяц? Заяц не может быть кротким, потому что он труслив: хлопни в ладоши – и заяц убежит, его укрощать не надо. Укротить можно только льва. Но кротость подразумевает то, что свою силу и мощь обладатель этой силы и мощи направляет не на собственное процветание и благополучие, а на то, чтобы упорядочить жизнь вокруг себя, на заботу и попечение о близких. Только кроткому человеку, то есть могучему, сильному, можно поручить управление землей, потому что он будет заботиться не о себе, не о том, как набить свои карманы, а о людях, которые живут на земле рядом с ним.

Обратите внимание, что Россия никогда не вела никаких захватнических войн, русские люди всегда только оборонялись (начиная буквально с первых десятилетий существования Руси). Отбивались и от монголо-татар, и от шведов, и от поляков, и от французов. И фашистов победили в Великой Отечественной войне. Русская территория прирастала, оказывается, не в результате каких-то захватнических войн, а в результате просветительской деятельности русских людей.

– В современной России возрождение духовной жизни началось с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Как в Новосибирске (на примере Новосибирска во всех регионах) проходило возрождение, которое продолжается на протяжении уже тридцати лет?

– Это было действительно удивительное событие – 1000-летие Крещения Руси. И это при том, что один из правителей российского государства Никита Сергеевич Хрущев обещал последнего попа показать по телевизору. Все произошло по Промыслу Божьему, по замыслу Божьему и, думаю, по молитвам священномучеников, новомучеников Российских, которые не предали Христа, и, отстаивая свою веру, принимали мучения, страдания. Правда Божия для них была важнее всего. Иногда самым чудесным образом эта правда Божия торжествовала.

Приведу в пример нашего великого соотечественника, прославленного в лике святых, архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), основоположника гнойной хирургии. В Красноярске председатель райкома, увидев икону в операционной, велел ее вынести. Когда ему сказали, что профессор может отказаться оперировать, он засмеялся и сказал: «Посмотрю, как его сердце будет разрываться между христианским долгом и желанием видеть икону в операционной. Когда принесут больного, посмотрю, как он откажется оперировать». Но, приехав домой и узнав, что его супруга больна, находится в смертельной опасности и оперировать ее может только профессор, этот человек просил его, чтобы он вернул икону в операционную и сделал операцию его супруге.

Это лишь маленький эпизод. Десятки, тысячи, даже миллионы людей стали жертвами, можно сказать, возрождения язычества. Потому что в 1917 году возродился языческий взгляд на мир. Большевики, которые пришли к власти, сказали, что человек – мера всех вещей; одни люди стали к этой мере не подходить больше, другие – меньше, но никто не подходил. Мы знаем статистику, что на рубеже XIX – XX веков население Индии, Китая и России было примерно одинаковым. Поэтому сейчас, зная, сколько населения в Индии и Китае, мы можем приблизительно узнать, какое число жертв было необходимо для построения  социализма в одной отдельно взятой стране.

На самом деле Церковь была практически уничтожена к этому моменту. Но 1000-летие Крещения Руси ЮНЕСКО объявило датой мирового значения. Церковные делегации из разных стран приехали в 1988 году в Россию (тогда еще в СССР). Власти не смогли никаким образом замолчать или обойти стороной празднование 1000-летия Крещения Руси.

Можно сказать, люди проснулись в этот момент. Буквально в следующем году я сам стал священнослужителем. Люди так хлынули в храм, что в Вознесенском соборе в течение дня мы крестили иногда более шестисот человек. То есть можно сказать, что Русь пережила второе крещение. И начиная от этого момента стали появляться новые храмы. Потому что до этого момента храмы только закрывались, уничтожались святыни. Стали возрождаться богослужения в старых церквях.

В общем-то, сейчас мы видим понимание у наших руководителей (а самое главное – у самих себя), что никакая материально благополучная жизнь невозможна без нравственной основы. Поэтому сейчас Русская Православная Церковь прилагает колоссальные усилия для того, чтобы упрочить преподавание основ православной культуры в школах. Речь не идет об обучении религии, но каждый гражданин нашей страны обязательно должен знать, что христианство было культурообразующей, историкообразующей религией, которая определила более чем на тысячу лет историю нашей страны. Без христианства будущего у нашей страны быть не может.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать