Родное слово (Новосибирск). Казанская икона Божией Матери

24 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Двадцать первого июля Церковь празднует память Казанской иконы Божией Матери. Это один из самых почитаемых образов Богородицы в России. Расскажите его историю.

– Прежде всего, можно сказать, что наша Русь, наше Отечество называется домом Пресвятой Богородицы. И Казанская – не единственная чудотворная икона, их очень много, несколько сотен чудотворных икон прославилось в нашей стране. И даже у образа Казанской иконы Божией Матери, который мы чтим, оказывается, есть чудотворные списки, которые хранятся в более чем десяти городах нашей Родины.

А началось все еще в XVI веке, вскоре после покорения Казани Иваном Грозным, когда были большие нестроения среди народа, жившего в Казани. Многие люди думали, это из-за того, что православные люди пришли, работают миссионеры, проповедуется православие, привлекают всех в православные храмы. «Может быть, Бог отвернулся от нас за то, что мы предаем веру наших отцов, веру наших предков». И когда были различные стихийные бедствия, когда в очередной раз пожаром была опустошена Казань, вдруг чудесным образом одной маленькой девочке было явление Божией Матери о том, что Ее икона не только сохранилась, но от нее жители города получат облегчение в своих материальных нуждах. И действительно, мы видим, это случилось незадолго до того, как на Руси началось Смутное время. И как раз наше ополчение из Нижнего Новгорода выступало в защиту и за сохранение целостности нашего Отечества с Казанской иконой Божией Матери.

Примечательно, как все переплелось в один интересный исторический узел. И патриарх Ермоген, которого уморили адепты, последователи Лжедмитрия, как раз был тем священником, при котором случилось в Казани прославление этой иконы Божией Матери. Он составил первое описание чудес, происходивших от этой иконы. И можно сказать, что патриарх Ермоген подвигом своей жизни, посланиями, которые он даже из застенков писал, и заступничество Божией Матери помогли сохраниться нашему Отечеству.

– Как раз это событие празднуется в России 4 ноября – день осенней памяти Казанской иконы Богородицы. Этот праздник получил название День народного единства и носит статус церковно-государственного. Почему такое внимание уделили этому событию?

– День народного единства... И как раз мы видим, что все события, которые совершались в нашей стране, совершались именно по Божьему Промыслу, по Божьему благословению, по благословению Божией Матери и заступничеству наших соотечественников, наших святых древних времен – таких, как князь Владимир, княгиня Ольга, Борис и Глеб и так далее. Мы и сегодня прибегаем к нашим святым, их заступничеству, молитвенной помощи, чтобы решались разные проблемы в нашем Отечестве.

И мы обязательно должны понимать: когда мы обращаемся за молитвенной помощью к Богу, святым, Божией Матери, воля Божия обязательно осуществится. Но от нас зависит, как она осуществится: благодаря нам, или вопреки нам, или при нашем бездействии. И прежде чем просить Бога вмешаться в нашу жизнь, нужно отдать себе отчет, что Господь и так вмешивается в нашу жизнь, и так мы живем в обстоятельствах, гораздо лучших, чем  заслужили.

Поэтому прежде всего нужно, наверное, Бога поблагодарить за то, что есть, попросить у Бога разума, понимания, как распорядиться тем, что мы уже имеем. А когда мы обращаемся к Богу с какими-то просьбами, обязательно нужно добавлять от себя такие слова: «Господи, прошу Тебя, но пусть будет воля Твоя. Если есть Твоя благая воля о том, чтобы осуществилась моя просьба, я благодарю Тебя и прошу о помощи, а если нет воли Твоей, дай мне терпения и разума, как мне обойтись без того, что мне сейчас кажется необходимым».

– Прошло более 400 лет со Смутного времени, с освобождения России от интервентов. Событие знаменательное, но только недавно о нем вспомнили на государственном уровне. Почему так важно сохранить историческую память и что мы, современные люди, можем для этого сделать?

– Это как раз память о нашей истории, память о том, что в самые сложные, самые тяжелые моменты люди руководствовались не сиюминутными соображениями какой-то выгоды или приятности, а всегда думали о правде Божией.

Очень интересный момент. Кажется, мы с Вами об этом говорили, но сейчас очень уместно об этом вспомнить. В одной из заповедей блаженств Сам Спаситель говорит  такие слова: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю». И возникает очень интересный вопрос: а кто же такие – кроткие? Что это за состояние – кротость? Когда приходится общаться со школьниками, особенно младшими, бывает так, что задаю им вопрос: «Как вы думаете, что такое кротость? Какое животное кроткое? Лев или заяц?»

– Наверное, лев; заяц ближе к трусости.

– Да, совершенно верно. А дети думают, что кроткий – заяц. Но заяц не кроткий, он трусливый. Хлопнул в ладоши – и заяц убежал. А укротить можно только льва, зайца укрощать не нужно. И сам себя укротить может лев. То есть на самом деле кротость, это свойство, может быть не только у животного, но у человека весьма сильного и могучего, который свою силу и мощь направляет не на собственное благополучие. Укрощая себя, он смотрит вокруг себя: кому он может помочь, о ком может позаботиться, о ком может побеспокоиться. И только таким людям, которые обладают определенной силой и харизмой, определенным кругом способностей, и можно поручать во владение землю. Потому что они будут заботиться не о себе, не о том, как из этой земли выжать соки для самого себя, а как этой землей разумно распорядиться, как ее благоустроить и жить так, чтобы и другим людям на этой земле было хорошо.

И в истории нашего Отечества эта заповедь Божия реализовалась. Русские люди никогда не вели захватнических войн, они всегда защищались, защищали свое Отечество то от монголо-татар, то от шведов, то от французов. Даже в нашествии Наполеона несколько десятков европейских народностей стремились покорить нашу страну. И действительно, это можно сравнить только с более поздним нашествием Гитлера через сто пятьдесят лет.

Потому что французы (как бы мы ни считали, что Европа просвещенная, а Россия – какая-то забитая и темная страна), придя в нашу страну, разоряли церкви, библиотеки; как настоящие фашисты, устраивали конюшни, туалеты на месте храмов, русских святынь. Даже одним из главных лозунгов Наполеона Бонапарта и его окружения было то, что они разорят православие, Церковь и народную нравственность. И мы видим, что действительно все иноплеменники, которые приходили к нам, прикрываясь демократическими ценностями, какими-то общечеловеческими интересами, на самом деле приносили разруху, разлад и подспудно имели только желание овладеть громадными ресурсами, которыми владеет наша страна и русские люди.

Но несмотря на то, что русские люди всегда только защищали себя, свои семьи, свое Отечество, мы видим, что территория России самая большая в мире. Но самое главное – это не то, что какие-то пространства нам принадлежат, какие-то ископаемые, ресурсы, источники, а то, как живут люди на территории нашей страны.

Мы видим, что все сибирские народы были покорены более 400 лет назад, что сибирские города старше Петербурга, старше многих европейских городов. Но самое интересное то, что на этих пространствах, как ни удивительно, до сих пор живут сибирские народы, до сих пор на Камчатке живут камчадалы. И чукчи живут, и буряты, и алтайцы, и коми, и пермяки. Более того, мы видим, что эти народы с приходом православия, с приходом русских людей на эти земли не канули в Лету, не исчезли, а каждый из этих народов обрел письменность, были записаны эпосы, народные сказания, история. И через письменность, через приобщение к православной культуре эти народы являются частью большой вселенской семьи всех народов мира.

Но в отличие от многих других стран, которые сейчас пропагандируют демократические ценности и насаждают их по всей планете, мы можем задаться вопросом: а где, например, коренное население Америки? Его просто нет, индейцев нет, они истреблены, причем настолько, что для заселения этих громадных пространств даже из Африки сотнями, десятками тысяч перевозили чернокожее население.

И сейчас мы видим, что индейская культура в Америке сохраняется только в резервации. Да, можно сказать, что это музей, но можно сказать, что это музей за колючей проволокой. Если вы хотите носить перья, пить огненную воду, курить трубку мира и говорить по-индейски, вам нужно жить в резервации. А если вы выходите из резервации, вам нужно состричь перья, надеть джинсы, говорить по-английски. То есть практически вы оказываетесь отрезанными от культуры, которая питала ваших предков.

Я думаю, это одно из основных свойств православия – терпимость и уважение к личности другого человека, уважение к верованиям других народов. И, как мы видим, князь Владимир крестил Русь водой и духом, то есть он прежде Крещения Руси просвещал русских людей. Были привезены священнослужители, книги, были открыты школы. И прежде всего христианская проповедь раздалась в городе Киеве и русских селениях.

Конечно, не обошлось без перегибов. Даже летописцы отмечают, что Добрыня в Новгороде крестил огнем и мечом, а князь Владимир в Киеве крестил водой и духом. То есть даже ближайшие современники оценивали действия разных людей по-разному. И именно мирное отношение православия к людям помогло сохраниться всем народам, которые живут на территории России, и мирно сосуществовать друг с другом. Но это, конечно, при условии, что православие является фундаментом народной, государственной жизни.

И если мы будем говорить о народных корнях (может быть, еще в более глубокую толщь веков устремимся и вспомним, что когда-то Русь была языческой), то можем проанализировать этот момент и прийти к выводу, что не язычество соединило русских людей. Язычество не соединяет, а разъединяет. Только вера в единого Бога дает возможность объединения. Более того, вера не только в единого Бога, а в Бога Троицу. Что значит, что Бог есть Троица? Другими словами, это значит, что Бог есть любовь. И любовь – это самая главная соединяющая и движущая сила. Если один человек завоевывает другого любовью, а не огнем и мечом, то все остаются живы, здоровы, ко взаимному удовольствию и процветанию.

– Мы поговорили о Казанской иконе Божией Матери в масштабах страны, но, наверное, в судьбе каждого человека, каждой семьи эта икона сыграла свою особую роль.

– И в масштабах страны, и в масштабах всего мира. Может быть, у нас меньшие масштабы: наши семьи, приход, храм…Но можно вспомнить о том, что у нас в городе находятся два храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Ну а в каждом доме почти наверняка есть Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Для нас этот день – хороший повод посмотреть на свое жилище как бы новым взглядом, посмотреть, правильно ли оно у нас обустроено, в должном ли месте, в порядке ли содержатся наши святыни и иконы. Потому что очень часто мы в одно место сгружаем все самое ценное, что у нас есть. Как раньше (допустим, в сталинские или хрущевские времена) был буфет – и в него ставили и рюмки, и чашки, и фотографии, и иконы, и книги. Но я думаю, что все-таки для икон должно быть какое-то отдельное место. Всегда в русской традиции это отдельное место называлось красным углом.

Это не какой-то определенный угол, сориентированный по сторонам света или по компасу, это удобное место, где мы можем сосредоточиться, не отвлекаясь на какие-то другие предметы, а стоять перед образами и мыслями и сердцем обратиться к Богу, сотворить домашнюю молитву. И такое место, конечно, должно быть определенным образом обустроено.

– О чем обычно молятся перед Казанской иконой Божией Матери?

– Думаю, прежде всего молятся с благодарностью Божией Матери, что Она родила Спасителя нашего мира. Но есть еще и статистика, которая говорит о том, что очень часто люди, обращающиеся к Казанской иконе Божией Матери с глазными болезнями, получали исцеление. Я думаю, что в любых обстоятельствах нашей жизни мы можем попросить заступничества Божией Матери.

В данном случае уместно будет вспомнить не только о Казанской, но и о чудотворной иконе, которая находится в пределах нашей области на станции Мочище. Это Иверская икона Божией Матери, к которой не только из Новосибирска, но и со всей области приезжают, из соседних областей: из Барнаула и Кемерова, Кузбасса и Томска, из Омска. Очень многие люди приезжают даже из-за Полярного круга, с Чукотки с просьбами о помощи, заступничестве. И очень многие люди утешаются и обретают мир в душе.

Но любая икона является чудотворной. И мера ее чудотворения зависит не от количества исполненных просьб или их горячности, а от меры нашего благоговейного внутреннего отношения к святыне. Поэтому я думаю, что каждый из нас дома может обрести в своем святом уголке мир, отраду, утешение, благословение Божие. Это самое главное.

– Какое евангельское чтение предлагает Церковь в дни памяти икон Божией Матери?

– Интересно, что в дни праздников, посвященных Божией Матери и явлению Ее чудотворных икон Церковь предлагает нам одно и то же зачало, один и тот же отрывочек из Евангелия от Луки. Я прочитаю эти слова.

Встав же, Мария в эти дни с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве Ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой (Лк.1, 3949, 56).

Мы видим в этом отрывке из Евангелия от Луки, что Мария навестила Свою родственницу Елисавету, которая долгое время была неплодна, но Господь благословил семью Захарии и Елисаветы, и родился Пророк и Предтеча Христов Иоанн (мы называем его Иоанном Крестителем). И мы видим эту радостную родственную встречу, когда  один младенец приветствовал другого и одна женщина приветствовала другую. Видим начало пророчеств, исполнение пророчества о том, что Божию Матерь будут ублажать во всем мире. И когда мы обращаемся к Божией Матери, мы в любом месте и в любое время можем получить утешение и помощь от Господа по Ее святым молитвам, по Ее благословению.

Отрывочек, который мы прочитали, всегда предлагается нашему вниманию на вечернем богослужении, а утром, когда совершается литургия, читается другой отрывок. Он может показаться несколько странным, но очень глубокий и интересный по содержанию.

В то время Господь пришел в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.10, 38–42; 11, 27–28)

Вот такой отрывок предлагается нашему вниманию во время литургии. И очень интересны комментарии к нему святых отцов. Эти две женщины, две сестры – Марфа и Мария, которые с радостью принимали Христа в своем доме, – образ двух служений Богу: одно делом, а другое мыслью. Марфа, можно сказать, суетилась по хозяйству, а Мария внимала словам Иисусовым.

Этот отрывок предлагается нашему вниманию потому, что Дева Мария соединила в Себе оба образа служения. То есть она Своему Сыну служила, заботясь и о материальной, и о душевной стороне. И тем самым Церковь и нас призывает заботиться друг о друге  и в материальном, и в духовном попечении. Самое главное, чтобы одно не перевешивало другое, потому что, как мы видим из этого отрывка, когда мы сильно сосредотачиваемся только на материальной стороне дела, нам кажется, что мы делаем больше и лучше, чем делают остальные. И мы можем уже тогда с упреком или даже с каким-то огорчением посмотреть вокруг себя и упрекнуть окружающих людей: «Что же вы суетитесь меньше нашего, что же вы не так хорошо, как мы, делаете добро?»

Но, оказывается, добро можно делать не только руками. Оказывается, добро можно созидать и мыслью. К добру можно стремиться не только телом, но и душой, и одно из самых действенных проявлений этого – молитва. Как написано в Священном Писании, если мы имеем веру хотя бы с горчичное зерно, то по молитве нашей могут даже горы передвинуться с одного места на другое. Так что самая могучая сила и самая большая помощь – это доброе, ласковое, нежное слово, которое мы можем сказать друг другу.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать