Родное слово (Новосибирск). Выпуск от 17 июля

17 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (Звучит песня «Город шести мостов» в исполнении Серафима Маничева.)

– Сегодня у нас в гостях Серафим Маничев – музыкант, певец, гитарист, гармонист, гобоист (по первому образованию) и, кроме того, свадебный специалист. И об этом мы сейчас более подробно поговорим. Также хочу сказать, что Серафим – сын священника, который сейчас служит в Челябинской области, в Челябинской епархии. Это немаловажно. Я думаю, вы поняли, что имя Серафим – тоже не просто так дано.

Мы сейчас услышали песню, которая лично мне очень нравится. Но мне сейчас хочется поговорить не о музыкальной составляющей судьбы Серафима Маничева, а немножко о другом. Восьмого июля был замечательный праздник – день памяти святых Петра и Февронии, которых все мы почитаем. В этот день принято дарить иконы с изображением Петра и Февронии. Что олицетворяют собой Петр и Феврония? Прежде всего семью, любовь, верность. Ну а где семья – там свадьбы. Сегодня очень часто к свадьбе относятся как к развлечению. А свадьба – это что-то более серьезное и, наверное, священное. Что такое православная свадьба? Об этом я и попрошу рассказать Серафима.

– На мой личный взгляд, православная свадьба не отличается от другой свадьбы. Я сам православный, и других свадеб у меня не было. Из тех праздников, которые я проводил как ведущий, у меня тоже не было неправославных свадеб, хотя я проводил свадьбы и для людей неверующих. Но все равно в моем понимании свадебное торжество – нечто сакральное, когда недопустимы очень многие вещи. Поэтому я отношусь к любой свадьбе как к православной.

Если говорить конкретнее, православная свадьба – это когда мужчина и женщина хотят построить жизнь с Богом, то есть они в основу, фундамент своей семьи ставят Бога. Мне кажется, это главная составляющая православной свадьбы. А все остальное – это уже антураж.

– Наверное, православная свадьба неотделима от венчания. У Вас же тоже было венчание? Расскажите об этом, пожалуйста.

– Да, у нас было венчание в Александро-Невском соборе. Мы дождались, пока закончится Успенский пост, и повенчались. Регистрация брака была в пост (накануне), мы это отметили, но главный праздник состоялся на следующий день, когда было венчание.

Кстати, первая свадьба, которую я провел, – это моя собственная свадьба. Мы искали ведущих, искали, как все сделать, но то, что тогда предлагалось на рынке, – это был какой-то кошмар. Мы пересмотрели очень много вариантов.  Либо было что-то совсем низкопробное, либо пошлятина всякая: такие стишочки, конкурсы, о которых стыдно даже говорить, не то что в них участвовать. Поэтому пришлось самому проводить собственную свадьбу. Получилось здорово!

– Как это возможно было совместить?

– Тяжело было совмещать, потому что первое и главное, что мы в итоге потеряли, – ощущение праздника у самих себя. Гостям было весело, а организатор всегда должен быть в тонусе. Но благодаря этому родился как раз этот проект «Православная свадьба». Я теперь знаю и всегда помню о том, что теряет человек, который сам организует свою свадьбу. Многие православные ребята, которые сталкиваются с необходимостью организовывать свадьбу, как и мы, смотрят, что происходит кругом, и очень многие принимают решение не идти на компромисс, а делать свадьбу самим или не делать вообще. Я подумал, жалко, что наши братья и сестры во Христе лишены такого замечательного события, и решил сделать специально для них этот проект.

– Наверное, забавно, когда сам жених говорит: «Горько!»

– У нас было немножко по-другому. У нас была свадьба народная, не было как такового ведущего, проводились народные игры, которые раньше были на свадьбах. Мы с женой – фольклористы...

– Были хороводы?

– Нет. Хоровод – это общее представление о народной культуре. На самом деле все гораздо интереснее.

– Расскажите. Мы ведь, кроме хороводов, ничего, в общем-то, и не знаем.

– Есть вечёрочные игры. Вообще раньше именно на вечерках во время игр молодежи позволялось друг к другу прикасаться, как-то друг с другом знакомиться. Это был единственно допустимый в народной культуре способ сближения молодых пар.

Очень много забавных, веселых игр. Я думаю, чтобы все описать, мало будет формата нашей передачи, поэтому ограничусь тем, что их очень много. И они очень классные.

– Перед свадьбами есть девичник и мальчишник. Перед православной тоже есть?

– К сожалению, понятия «девичник» и «мальчишник» в современном представлении извращены. Это уже четко ассоциируется со всякими стриптизами; в общем, с развратом (якобы погулять последний раз перед свадьбой). Я считаю, что это абсолютно недопустимо не только перед православной, но и перед любой свадьбой. Потому что, повторюсь, само свадебное торжество, сама свадьба – это нечто очень чистое, сакральное, как рождение ребенка. А если накануне происходят какие-то оргии, то это, мягко говоря, не совсем хороший фундамент для счастливой семейной жизни.

– Да, конечно. Если вспомнить пословицу – что посеешь, то и пожнешь.

Свадьбы идут с древности. Понятно, что до нас это не дошло, но были какие-то свадебные обряды, песни. Вы это как-то учитываете, используете?

– Я, как фольклорист, могу сказать, что традиционная культура развивалась, эволюционировала вместе с народом. В 1917 году, когда у нас поменялась политическая система, поменялось отношение ко всему прошлому русского народа, вся русская традиция была уничтожена; причем уничтожалась она много лет, целенаправленно, подменялась очень многими вещами. То, что сейчас называют русской народной песней, это совсем не русская народная. Все эти кокошники, красные рубахи из креп-сатина ничего общего с русской культурой не имеют, это пародия.

– Стилизация.

– Я бы сказал – пародия. Потому что даже с точки зрения музыканта, не то что фольклориста, могу сказать, что комбинации элементов из разных костюмов и из разных традиций настолько бездарно сочетаются, что это даже не искусство, а какая-то пародия.

Так вот, про песни... Свадебные песни тоже развивались. В 80-е годы (когда Покровский создал свой ансамбль) стала возрождаться традиционная русская культура. В деревнях у выживших бабушек стали записывать фольклор, собирать рассказы и стали сохранять эту культуру музейно, то есть брать ее без изменения, как она есть.

Сейчас традиционная культура – скорее как очень элитарный вид искусства; ее пытаются сделать доступной, но все-таки это уже не часть нашей обиходной жизни, скажем так. В силу этого, если притягивать за уши к обычной светской свадьбе какие-то старинные обряды, то получается очень искусственно. Если  свадьба делается в русском стиле, как у нас было, тогда гости и молодые одеваются в костюмы, в традиционную одежду и соблюдается полностью свадебный обряд. Причем это не какое-то сценическое действо, это настоящая свадьба. Но когда это просто свадьба, можно пригласить фольклорный ансамбль, сделать какой-то блок свадебного величания или еще что-то. Но широко это не используется, к сожалению.

– Серафим, я хотела бы, чтобы Вы более подробно рассказали нашим зрителям, для чего нужно венчание и как потом строится жизнь в православной семье. И из каких элементов состоит Ваш проект «Православная свадьба»?

– Начну по порядку. На мой взгляд, семейная жизнь без венчания невозможна, я ее по-другому не представляю. Но если подходить к венчанию как к обряду, просто отдавая дань традиции, то мы знаем, что Божия благодать не действует как заклинание. Поэтому если мы венчаемся или крестим ребеночка просто потому, что так надо, – толку не будет. Мне кажется, любой священник скажет также, что когда люди не понимают, зачем они венчаются, Божьего благословения не будет. Это мой взгляд.

Когда молодые люди приступают к таинству Венчания как к чему-то очень важному, как к тому, без чего не сможет существовать их семья, Господь, безусловно, их благословит. И это очень важно. Я сам, как человек, живущий в венчанном браке, могу сказать, насколько сильно это помогает. Мы с моей женой чувствуем, насколько сильно Божия благодать вытаскивает нас из самых сложных ситуаций. Наша семья уже прошла через столько разных сложностей, порой непреодолимых! И прошла успешно. И я могу сказать, что это только благодаря тому, что мы шли с Богом.

Что касается дальнейшей жизни, то если поставить Бога в основу, во главу своей семьи, то, соответственно, дальнейшая жизнь будет гораздо легче. Она не будет легкой, но она будет легче. Например, в нашей семье, когда мы заходили в тупик, мы решали все конфликты, все сложности, все противоречия исходя из того, что на эту тему говорят святые отцы, Церковь, Евангелие. И это помогает. Плюс никто не отменял Божию благодать, которая защищает семью.

Теперь про проект «Православная свадьба», почему я взялся именно за свадьбы. Я музыкант, я проводил юбилеи долгое время. Сначала проводил свадьбы, периодически их вел, но уделить особое внимание этому делу меня заставило именно то, что я сказал в начале передачи. Потому что я знаю, насколько тяжело сейчас на свадебном рынке найти человека, который понимает, что такое свадьба. Очень часто это сценарий по шаблону, либо ведущий устраивает собственный бенефис: острит, переодевается несколько раз, у него рот не закрывается, и это вообще ничего общего не имеет с каким-либо праздником, даже с юбилеем.

Я знаю на своем опыте, чего ты лишаешься, когда организуешь и проводишь свою свадьбу сам. Поэтому мне не хотелось бы, чтобы молодые ребята, которые все-таки решили создать семью, остались без достойной свадьбы. Сейчас какое-то поветрие гражданских браков; мой духовник очень хорошо выражается на эту тему, называя это «безгражданское безбрачие». Сейчас это стало поветрием, и очень многие люди искренне не понимают, зачем создавать семью. Так вот, хочется, чтобы у тех, кто все-таки решился вопреки общественному давлению, моде создавать семью, была свадьба, и не просто какая-то свадьба, а очень достойная. Поэтому я собрал команду очень грамотных специалистов. Я сам учился в Москве у основателя федерации свадебных специалистов России. Он ведущий очень высокого класса, сейчас у него очень крупное свадебное агентство.

Когда меня спрашивают, что такое православная свадьба и чем она отличается от неправославной, я говорю, что, в принципе, на свадьбе всегда стоит задача совместить два рода – род жениха и род невесты. Это люди разного возраста: есть молодежь, есть пожилые люди, среднего возраста, и для них всех нужно создать комфортную обстановку, плюс помочь сплотиться двум семьям. На православной свадьбе есть еще один компонент: среди гостей есть люди неверующие, невоцерковленные, а есть братья и сестры с прихода, духовник. Для всех нужно сделать такой праздник, чтобы, с одной стороны, люди светские чувствовали себя комфортно и не скучали. И в то же время чтобы не приходилось краснеть перед своим духовником за то, что вытворяет ведущий. Потому что я, к сожалению, видел такие свадьбы (был гостем), когда приходилось чуть ли не покидать мероприятие, потому что то, что там заставляли делать, не должно быть ни на какой свадьбе.

Вот, собственно, задача: соединить два рода – жениха и невесты, чтобы было комфортно православным и неправославным. И в то же время чтобы молодые не шли ни на какие компромиссы. Если они хотят заявить о своей вере, хотят, чтобы у них была православная свадьба, она должна быть сделана как следует.

– Спасибо Вам за такое благое дело. Это как кирпичики, из которых строится дом. Православная свадьба дает православную семью, православная семья дает православное общество, и, собственно говоря, в результате все приходят к Богу. Нужно правильно начать свою семейную жизнь, сыграть православную свадьбу – и тогда Бог поможет.

Ведущая Людмила Смирнова

Записала Нина Кирсанова

***

– Отец Иоанн, в этом году в седьмой раз в Новосибирске пройдет молодежный крестный ход, посвященный Дню семьи, любви и верности. Расскажите, как возникла идея проведения этого крестного хода?

Священник Иоанн Кизюн-Войтович:

– Как Вы сказали, уже седьмой раз крестный ход будет проходить в этом году. Семь лет назад активисты из молодежи думали, каким образом увековечить такое событие и, самое главное, рассказать об этом празднике всему городу. И возникла идея большого молодежного крестного хода. Хотелось бы заметить, что молодежным он называется не только потому, что этим крестным ходом идет молодежь. Он называется так потому, что полностью от начала до конца, включая праздник в Нарымском сквере, организован молодежным отделом и неравнодушной молодежью. Первый крестный ход проходил от Первомайского сквера; шли крестным ходом по Красному проспекту. Потом немножко решили расширить этот крестный ход: теперь он совершается от Александро-Невского собора до памятника святым благоверным князьям Петру и Февронии.

– Праздник этот достаточно молодой, но уже популярен и любим в России. Как в Новосибирске отмечается память святых Петра и Февронии? Какие еще события помимо крестного хода приурочены к этому празднику?

– Вы правильно отметили, что к этому дню приурочен не только крестный ход, но и большой праздник в Нарымском сквере, большая концертная программа. Работа всех площадок, которые располагаются в Нарымском сквере, направлена на родителей и детей. Есть и детские площадки. В этом году особенностью будет что-то похожее на «Веселые старты», где не только дети, но и родители вместе с детьми смогут поучаствовать во всяких игровых конкурсах. Также будет, как обычно, концертная программа для молодежи, и все завершится молодежным балом.

– Инициатором выступает Новосибирская епархия, но праздник активно поддерживается правительством области, мэрией Новосибирска. Почему  такое значение уделяется теме семьи, поддержке молодежи в нашем государстве сегодня?

– Действительно, мы активно сотрудничаем и с правительством, и с мэрией города Новосибирска. Семья – это очень важная ячейка нашего общества. К сожалению, сейчас в стране демографический кризис. Поэтому мы делаем этот праздник совместно с государством, мэрией и правительством, чтобы все-таки поднять рождаемость. Чем больше народа, тем крепче и сильнее наша Родина.

– Могут ли люди невоцерковленные, которые еще не ходят в храм, тоже принять участие в крестном ходе?

– Наверное, это будет даже первой ступенькой к Богу. Потому что в храм зайти не каждый человек может решиться: не знает, как себя вести, каких-то правил, как одеться. А к крестному ходу он всегда может присоединиться. На мой взгляд, это первая ступень, первый шаг к Богу.

– Отец Иоанн, я прошу Вас пригласить новосибирцев на этот праздник. Расскажите, когда он пройдет, во сколько и какие мероприятия будут.

– Память благочестивой четы – Петра и Февронии празднуется 8 июля, но этот день выпадает на Петров пост. По благословению владыки Никодима праздник перенесен на 14 июля. В 13 часов от собора в честь Александра Невского начнется крестный ход, который пройдет по Красному проспекту до памятника благоверным князьям. В 14 часов состоится молебен, награждение многодетных семей. После этого начнется праздничный концерт и работа площадок в Нарымском сквере. Всех приглашаем на крестный ход и на праздник.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать