Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы несколько слов сказать о том, почему именно в этот день празднуется память всех святых.
Дело в том, что день Святой Троицы, день сошествия Святого Духа на апостолов – это не просто событие, которое произошло когда-то в истории, это не только откровение Бога о Самом Себе и полноте Своего бытия, что Бог есть Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), но это еще и день рождения Церкви. В этот день прозвучала первая апостольская проповедь и несколько тысяч человек присоединились к Церкви; в этот день проповедь о Христе, родившемся среди нас, воскресшем и вознесшемся, начала путешествие по всему миру и в самое короткое время покорила весь мир. Именно это и отмечается сегодня: мы наблюдаем плоды действия Святого Духа в этом мире, то есть как Господь дает людям силы для преображения, как они собираются в Тело Христово, спасаются и становятся святыми.
Самый простой вопрос: как стать святым человеком? Наверное, нет ничего проще, потому что чем человек интересуется, чем занимается, в том и преуспевает. Есть хорошая поговорка: «Ежели зайца долго бить, он не то что по барабану будет стучать, но и спички зажигать». Другое дело, что мы интересуемся чем-то другим. Вспомним самую начальную историю, когда Адам и Ева пребывали в раю. Господь постепенно их учил, давал разные несложные задания, но чем интересовался Адам? Адам интересовался творением Божиим, он нарек имена всем живущим, но меньше всего Адам интересовался Богом. С одной стороны, Адам купался в Божественной благодати, в лучах Божией славы, получал от Бога все потребное. Но грехопадение и произошло потому, что, наверное, не было у него живой, жизненно необходимой связи с Богом – он интересовался этим миром.
Вот и нам, когда мы интересуемся этим миром, самое главное – не забывать о Творце, о Создателе этого мира. Ведь если этот мир нам так интересен, тем более должен быть интересен Творец, Создатель этого мира: Кто Он? как с Ним общаться? какими словами к Нему обращаться? что нужно для того, чтобы быть услышанными и слышать, что говорит наш Небесный Отец? Те люди, которые именно этим интересуются, этим занимаются, наверное, любят свое дело и потому в нем преуспевают. Поэтому мы почитаем их в лике святых.
Вы совершенно правильно сказали, что среди святых есть прославленные, но очень большое количество тех, о которых мы даже ничего не знаем. Это, наверное, началось еще в глубокой истории Ветхого Завета, когда были ревнители, пророки. Например, Илия всю жизнь воевал с языческими жрецами и всю жизнь старался наставить свой народ на путь истинный. В какой-то момент он взмолился и возопил: «Господи, почему я один? Почему у меня нет помощников, нет верных Тебе людей?» И Господь ему сказал: «Не ты один, не десятки, а тысячи, семь тысяч людей сохранили Мне верность, просто они это делают втайне, не напоказ». Поэтому действительно – гораздо больше святых, которых мы в святцах не находим.
Пример тому последние десятилетия жизни нашей многострадальной страны. Не просто десятки, а десятки миллионов людей были замучены за веру, но среди святых прославлено несколько тысяч человек, потому что они действительно являются образцом и примером для нас. Сколько мы знаем святых людей, которые рядом жили, участливо проявляли свое внимание к нам в течение жизни, многое подсказали, многому научили, но были скромными; может быть, даже скрывали какие-то свои подвиги, поступки. Этим святой человек и отличается от грешника – скромностью. Грешный человек стремится засиять, засверкать, ему обязательно нужно свое самолюбие, гордость, самость продемонстрировать, похвалиться и ублажиться этим.
Святому человеку это не нужно – для него важны отношения с Богом. Так же, как для людей, которые живут счастливо в семье: для них важны отношения между собой (между мужем и женой, родителями и детьми). Люди, которые живут замечательно, радостно, не стремятся выставить это напоказ, более того, они хранят это как некоторое сокровище, которое далеко не всем показывают.
И наоборот: люди, у которых (как бы сказать помягче) отвратительные, склочные отношения, стремятся все это выплеснуть наружу, показать. Если возьмем нынешнюю программу передач и посмотрим, какие предлагаются нашему вниманию ток-шоу, программы, мы просто ужаснемся. Это безнравственно, беспринципно, нехорошо, и очень-очень редко встречаются какие-то просветленные моменты.
– Известно, что будущие святые рождались в семьях разного достатка, разного социального положения. Кто-то, как преподобный Сергий Радонежский, с детства жил в вере. Кто-то, как святая Мария Египетская, – пройдя испытания. Что объединяло всех этих людей? И был ли в этом Промысл Божий?
– Конечно, Господь объединял этих людей, стремление к Богу объединяло этих людей. Чем ближе радиусы к центру, тем они ближе между собой. Чем больше люди стремятся к Богу как к центру, тем ближе они становятся друг другу. Господь стучится в жизнь каждого из нас; стучится не ежегодно и не ежемесячно, а ежедневно, ежесекундно. Господь всегда стоит у двери нашей души, стучит и говорит: «Откройте Мне, давайте жить вместе». Только суета (как написано в Священном Писании: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская) отвращает нас от Бога.
Другими словами – эгоизм, наша замкнутость, нацеленность только на себя мешают нам взглянуть вокруг себя чистым взглядом и задать себе вопрос: чем мы можем быть полезны для мира? Не чем этот мир может быть полезен для нас, а чем мы можем быть полезны для мира. Этот вопрос очень быстро приведет нас к пониманию того, что раз этот мир и мы созданы Богом, значит – есть какой-то общий закон, общий замысел Божий о нас, в который нужно вникать, к которому нужно присоединяться. Это присоединение к Божиему замыслу и наполнит нашу жизнь счастьем, радостью, силами, творчеством и всеми положительными характеристиками, которые мы только можем вообразить.
– Почему именно земле Русской была оказана такая милость, что здесь родилось такое огромное количество святых? В святцах указано около двух тысяч, но, как мы уже с Вами говорили, их на самом деле гораздо больше.
– Единственная страна, которая во всей всемирной истории называлась Святой, – это Русь, Русь Святая. Святая по тем целям, задачам, по тому смыслу, который в своем существовании видели люди. Тут опять же не нужно думать, что мы какие-то особенные. Мы все живем в лучших обстоятельствах нашей жизни, которых даже не заслужили. Наши родители все время жили Божественной системой ценностей и всегда думали не о том, чтобы было приятно или выгодно им, но задавались вопросом: а угодно это Богу или нет? Это хорошо или плохо? Свет происходит от этих обстоятельств или тьма будет все поглощать?
...Есть такое государство – Афон, где люди живут особыми ценностями. Еще даже не прибыв в это государство, а только сев на паром, который ведет к монастырям, чувствуешь это. Людей интересует не одежда, не пища, не автомобили, не жилища, не развлечения – их интересует собственная душа, их интересует Бог, их интересует, как прожить так, чтобы угодить Богу. Это видно по их лицам, по их одежде, это чувствуется в их словах. Если такой человек находится рядом, даже с закрытыми глазами, молча, мы все равно чувствуем, что он посол другого мира, и самому хочется к этому миру приобщиться.
Поскольку в нашей стране люди больше всего интересовались Богом, интересовались своей душой, Церковью, на протяжении нашей истории мы видим, что примерно одинаковая пища, одинаковая одежда была у всех сословий, все жили примерно в одинаковых жилищах. Но лучшее, что было у наших прародителей, – они всегда стремились посвятить себя Богу; стремились церкви сделать самыми праздничными, самыми нарядными, самыми выдающимися зданиями в той местности, где их строили.
– Иностранцы поражаются благолепию наших храмов, церквей.
– Люди стремились украсить церкви иконами, крестами; всегда даже пение особое было. Князя Владимира, когда он искал веру и посылал послов по разным странам, поразило византийское богослужение. Не знали послы, где находятся: на небе или на земле, когда присутствовали на богослужении.
Поэтому нам нужно задаваться вопросом: для чего мы живем, какие ценности нами руководят, к чему мы стремимся? Если мы стремимся к тому, чтобы поесть, попить и одеться, мы достигнем этого, но будем ли от этого счастливы? Замечательная русская поговорка гласит: «Брюхо – злодей: старого добра не помнит». То есть мы постоянно будем в каком-то неудовлетворении, в какой-то зависимости от того, чем занимаемся. И только Бог, если мы интересуемся Им, Его заповедями, Его волей, делает нас свободными. Бог освобождает нас от греха (потому что наша зависимость связана с грехом) и делает нас действительно свободными, творческими людьми.
Опытные духовники перечисляют более двухсот грехов, то есть двести с лишним греховных занятий возможны для человека. А добродетелей около пятисот. То есть получается, что добродетельная жизнь в два раза разнообразнее греховной. Есть такое выражение: «Дьявол – это обезьяна Бога»; он может что-то искалечить, испортить, сделать какую-то карикатуру, но создать что-то положительное не может. И также не может испортить всё. Поэтому испорченного гораздо меньше неиспорченного – того, что может быть в Боге. И это только вопрос нашего интереса, потому что если мы интересуемся, то узнаем какие-то подробности, узнаем, какие есть возможности.
Например, человек, который только знакомится с азбукой, видит всего три десятка букв. Но какое многообразие открывается даже только литературных жанров (не только проза, поэзия)! А всего три десятка букв. На первом этапе мы можем поставить кляксы на буквы и сказать: «Это не наше». А можем, наоборот, эти буквы изучить – и нам откроется все многообразие литературного мира.
– Завтра Церковь будет вспоминать всех святых; и сибирских святых особо (так совпало). Чьи имена прославляли Сибирь? Кто среди святых наши земляки?
– Конечно, смешно думать, что Ермак с несколькими сотнями казаков покорил такие обширные пространства. Да, он мог выиграть определенные сражения, он мог принудить людей исполнять его волю на какое-то время, но самое главное – за ним шли православные священнослужители: миссионеры, монахи, священники, которые занимались именно просвещением местных сибирских народов.
Конечно, со времени освоения Сибири казаками, миссионерами и русскими людьми прошло гораздо большее время, чем, например, Соединенные Штаты Америки обрели независимость (чуть больше двухсот лет тому назад). Но что произошло за это время? В Америке (к сравнению) не осталось никаких коренных народов. Индейцы истреблены настолько, что могут находиться только в резервациях, то есть в тюрьмах за колючей проволокой. А если индеец захочет стать полноправным членом общества, он должен состричь перья, выучить английский язык, надеть джинсы. Были многочисленные племена, а мы сейчас наблюдаем их несчастные остатки; все были истреблены. Специально из Африки завозили негров, чтобы было кому жить и осваивать эти территории.
На нашей же сибирской территории сохранились все коренные народы. Более того, все коренные народы именно из рук православных миссионеров получили письменность. Были записаны их сказания, эпосы; они получили грамотность, то есть освоили слово не только устное, но и письменное. Они приобщились к закону Божию, но при этом сохранили свою свободу. Мы видим, что по-прежнему на этой земле много язычников, много буддистов, много людей, которые продолжают поддерживать свои верования. Но в то же самое время большинство уже считают себя христианами, живут христианскими ценностями, потому что христианские ценности дают человеку гораздо больше: и интерес, и возможности для познания этого мира.
Среди сибирских святых прежде всего – просветители. Мы вспоминаем Иоанна и Павла, митрополитов Тобольских. Даже святитель Димитрий Ростовский относится к лику сибирских святых, потому что был назначен на Тобольскую кафедру. И хотя он по состоянию своего здоровья не смог приехать, труд его жизни «Жития святых» всегда являлся руководящим для наших благочестивых предков и сибиряков. Это исторический факт, что любимым домашним чтением наших прародителей были «Жития святых». В Церкви читали, толковали, изъясняли Священное Писание. Библия, Псалтирь, Евангелие, Апостол – это основные богослужебные книги. А домашнее чтение – это жития святых.
Мы видим, что среди сибирских святых прославлены те, кто занимался помощью соотечественникам. Это Симеон Верхотурский – очень интересный святой, покровитель рыбаков и охотников. Это и томские святые: праведный Феодор Томский, Домна Томская. Можно сказать, что Сибирь – это антиминс земли Русской, потому что в последние десятилетия здесь было пролито столько русской крови священнослужителей, мирян, которые только за одну свою любовь и верность к Богу претерпели страшные мучения, казни! Их живьем закапывали в мерзлую землю, их топили в сибирских реках. Мы знаем о том, как генерала Карбышева фашисты превратили в глыбу льда. Точно такие же страдания и мучения претерпел один из епископов, которого мучители, связав ему руки и ноги, за волосы опускали в сибирскую реку зимой до тех пор, пока он не превратился в глыбу льда. И потом его утопили.
На нашей Сибирской земле множество и прославленных, и непрославленных святых. Самое главное, что среди этого множества святых мы можем всегда найти людей, близких нам по духу, по занятиям, людей, которые были в обстоятельствах, близких к нашим жизненным обстоятельствам. Почему чтение житий святых было любимым чтением русских людей? Потому что, слушая о том, как святые поступали в тех или иных обстоятельствах, мы всегда имеем перед собой пример, как нужно поступать и нам. Это очень важный момент. Не только сказки, былины, не только песни, но именно жития святых наши прародители впитывали, можно сказать, с материнским молоком.
Святые всегда были идеалом для русского человека, святая жизнь была идеалом для русского человека. Можно надеяться на то, что если мы вернемся к этому идеалу, наша жизнь начнет меняться в лучшую сторону. Потому что святые во всех жизненных обстоятельствах подавали пример заботы друг о друге, пример сострадания.
В то же время нужно помнить, что это связано не с материальным процветанием, а с приобретением мира в душе. Если мы будем стремиться только к материальному процветанию, мы и этого процветания не достигнем, и растеряем то, что есть, и очень быстро станем рабами более пронырливых людей. Поэтому можно сказать, что у нас нет выхода, кроме как вооружаться нашими древними ценностями и надеяться, что они приведут нас к Богу.
Ведущая Инесса Титова
Записала Светлана Тодосейчук
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!