Родное слово (Новосибирск). О святых

26 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В первую неделю после Троицы Церковь вспоминает всех святых, от века Богу угодивших: и прославленных, и канонизированных, и тех, чьи имена известны только Богу. Как люди, живущие на земле, становятся святыми, исполняются небесной благодати, становятся подобными Богу?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы несколько слов сказать о том, почему именно в этот день празднуется память всех святых.

Дело в том, что день Святой Троицы, день сошествия Святого Духа на апостолов – это не просто событие, которое произошло когда-то в истории, это не только откровение Бога о Самом Себе и полноте Своего бытия, что Бог есть Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), но это еще и день рождения Церкви. В этот день прозвучала первая апостольская проповедь и несколько тысяч человек присоединились к Церкви; в этот день проповедь о Христе, родившемся среди нас, воскресшем и вознесшемся, начала путешествие по всему миру и в самое короткое время покорила весь мир. Именно это и отмечается сегодня: мы наблюдаем плоды действия Святого Духа в этом мире, то есть как Господь дает людям силы для преображения, как они собираются в Тело Христово, спасаются и становятся святыми.

Самый простой вопрос: как стать святым человеком? Наверное, нет ничего проще, потому что чем человек интересуется, чем занимается, в том и преуспевает. Есть хорошая поговорка: «Ежели зайца долго бить, он не то что по барабану будет стучать, но и спички зажигать». Другое дело, что мы интересуемся чем-то другим. Вспомним самую начальную историю, когда Адам и Ева пребывали в раю. Господь постепенно их учил, давал разные несложные задания, но чем интересовался Адам? Адам интересовался творением Божиим, он нарек имена всем живущим, но меньше всего Адам интересовался Богом. С одной стороны, Адам купался в Божественной благодати, в лучах Божией славы, получал от Бога все потребное. Но грехопадение и произошло потому, что, наверное, не было у него живой, жизненно необходимой связи с Богом – он интересовался этим миром.

Вот и нам, когда мы интересуемся этим миром, самое главное – не забывать о Творце, о Создателе этого мира. Ведь если этот мир нам так интересен, тем более должен быть интересен Творец, Создатель этого мира: Кто Он? как с Ним общаться? какими словами к Нему обращаться? что нужно для того, чтобы быть услышанными и слышать, что говорит наш Небесный Отец? Те люди, которые именно этим интересуются, этим занимаются, наверное, любят свое дело и потому в нем преуспевают. Поэтому мы почитаем их в лике святых.

Вы совершенно правильно сказали, что среди святых есть прославленные, но очень большое количество тех, о которых мы даже ничего не знаем. Это, наверное, началось еще в глубокой истории Ветхого Завета, когда были ревнители, пророки. Например, Илия всю жизнь воевал с языческими жрецами и всю жизнь старался наставить свой народ на путь истинный. В какой-то момент он взмолился и возопил: «Господи, почему я один? Почему у меня нет помощников, нет верных Тебе людей?» И Господь ему сказал: «Не ты один, не десятки, а тысячи, семь тысяч людей сохранили Мне верность, просто они это делают втайне, не напоказ». Поэтому действительно – гораздо больше святых, которых мы в святцах не находим.

Пример тому последние десятилетия жизни нашей многострадальной страны. Не просто десятки, а десятки миллионов людей были замучены за веру, но среди святых прославлено несколько тысяч человек, потому что они действительно являются образцом и примером для нас. Сколько мы знаем святых людей, которые рядом жили, участливо проявляли свое внимание к нам в течение жизни, многое подсказали, многому научили, но были скромными; может быть, даже скрывали какие-то свои подвиги, поступки. Этим святой человек и отличается от грешника – скромностью. Грешный человек стремится засиять, засверкать, ему обязательно нужно свое самолюбие, гордость, самость продемонстрировать, похвалиться и ублажиться этим.

Святому человеку это не нужно – для него важны отношения с Богом. Так же, как для людей, которые живут счастливо в семье: для них важны отношения между собой (между мужем и женой, родителями и детьми). Люди, которые живут замечательно, радостно, не стремятся выставить это напоказ, более того, они хранят это как некоторое сокровище, которое далеко не всем показывают.

И наоборот: люди, у которых (как бы сказать помягче) отвратительные, склочные отношения, стремятся все это выплеснуть наружу, показать. Если возьмем нынешнюю программу передач и посмотрим, какие предлагаются нашему вниманию ток-шоу, программы, мы просто ужаснемся. Это безнравственно, беспринципно, нехорошо, и очень-очень редко встречаются какие-то просветленные моменты.

– Известно, что будущие святые рождались в семьях разного достатка, разного социального положения. Кто-то, как преподобный Сергий Радонежский, с детства жил в вере. Кто-то, как святая Мария Египетская, – пройдя испытания. Что объединяло всех этих людей? И был ли в этом Промысл Божий?

– Конечно, Господь объединял этих людей, стремление к Богу объединяло этих людей. Чем ближе радиусы к центру, тем они ближе между собой. Чем больше люди стремятся к Богу как к центру, тем ближе они становятся друг другу. Господь стучится в жизнь каждого из нас; стучится не ежегодно и не ежемесячно, а ежедневно, ежесекундно. Господь всегда стоит у двери нашей души, стучит и говорит: «Откройте Мне, давайте жить вместе». Только суета (как написано в Священном Писании: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская) отвращает нас от Бога.

Другими словами – эгоизм, наша замкнутость, нацеленность только на себя мешают нам взглянуть вокруг себя чистым взглядом и задать себе вопрос: чем мы можем быть полезны для мира? Не чем этот мир может быть полезен для нас, а чем мы можем быть полезны для мира. Этот вопрос очень быстро приведет нас к пониманию того, что раз этот мир и мы созданы Богом, значит – есть какой-то общий закон, общий замысел Божий о нас, в который нужно вникать, к которому нужно присоединяться. Это присоединение к Божиему замыслу и наполнит нашу жизнь счастьем, радостью, силами, творчеством и всеми положительными характеристиками, которые мы только можем вообразить.

– Почему именно земле Русской была оказана такая милость, что здесь родилось такое огромное количество святых? В святцах указано около двух тысяч, но, как мы уже с Вами говорили, их на самом деле гораздо больше.

– Единственная страна, которая во всей всемирной истории называлась Святой, – это Русь, Русь Святая. Святая по тем целям, задачам, по тому смыслу, который в своем существовании видели люди. Тут опять же не нужно думать, что мы какие-то особенные. Мы все живем в лучших обстоятельствах нашей жизни, которых даже не заслужили. Наши родители все время жили Божественной системой ценностей и всегда думали не о том, чтобы было приятно или выгодно им, но задавались вопросом: а угодно это Богу или нет? Это хорошо или плохо? Свет происходит от этих обстоятельств или тьма будет все поглощать?

...Есть такое государство – Афон, где люди живут особыми ценностями. Еще даже не прибыв в это государство, а только сев на паром, который ведет к монастырям, чувствуешь это. Людей интересует не одежда, не пища, не автомобили, не жилища, не развлечения – их интересует собственная душа, их интересует Бог, их интересует, как прожить так, чтобы угодить Богу. Это видно по их лицам, по их одежде, это чувствуется в их словах. Если такой человек находится рядом, даже с закрытыми глазами, молча, мы все равно чувствуем, что он посол другого мира, и самому хочется к этому миру приобщиться.

Поскольку в нашей стране люди больше всего интересовались Богом, интересовались своей душой, Церковью, на протяжении нашей истории мы видим, что примерно одинаковая пища, одинаковая одежда была у всех сословий, все жили примерно в одинаковых жилищах. Но лучшее, что было у наших прародителей, – они всегда стремились посвятить себя Богу; стремились церкви сделать самыми праздничными, самыми нарядными, самыми выдающимися зданиями в той местности, где их строили.

– Иностранцы поражаются благолепию наших храмов, церквей.

– Люди стремились украсить церкви иконами, крестами; всегда даже пение особое было. Князя Владимира, когда он искал веру и посылал послов по разным странам, поразило византийское богослужение. Не знали послы, где находятся: на небе или на земле, когда присутствовали на богослужении.

Поэтому нам нужно задаваться вопросом: для чего мы живем, какие ценности нами руководят, к чему мы стремимся? Если мы стремимся к тому, чтобы поесть, попить и одеться, мы достигнем этого, но будем ли от этого счастливы? Замечательная русская поговорка гласит: «Брюхо – злодей: старого добра не помнит». То есть мы постоянно будем в каком-то неудовлетворении, в какой-то зависимости от того, чем занимаемся. И только Бог, если мы интересуемся Им, Его заповедями, Его волей, делает нас свободными. Бог освобождает нас от греха (потому что наша зависимость связана с грехом) и делает нас действительно свободными, творческими людьми.

Опытные духовники перечисляют более двухсот грехов, то есть двести с лишним греховных занятий возможны для человека. А добродетелей около пятисот. То есть получается, что добродетельная жизнь в два раза разнообразнее греховной. Есть такое выражение: «Дьявол – это обезьяна Бога»; он может что-то искалечить, испортить, сделать какую-то карикатуру, но создать что-то положительное не может. И также не может испортить всё. Поэтому испорченного гораздо меньше неиспорченного – того, что может быть в Боге. И это только вопрос нашего интереса, потому что если мы интересуемся, то узнаем какие-то подробности, узнаем, какие есть возможности.

Например, человек, который только знакомится с азбукой, видит всего три десятка букв. Но какое многообразие открывается даже только литературных жанров (не только проза, поэзия)! А всего три десятка букв. На первом этапе мы можем поставить кляксы на буквы и сказать: «Это не наше». А можем, наоборот, эти буквы изучить – и нам откроется все многообразие литературного мира.

– Завтра Церковь будет вспоминать всех святых; и сибирских святых особо (так совпало). Чьи имена прославляли Сибирь? Кто среди святых наши земляки?

– Конечно, смешно думать, что Ермак с несколькими сотнями казаков покорил такие обширные пространства. Да, он мог выиграть определенные сражения, он мог принудить людей исполнять его волю на какое-то время, но самое главное – за ним шли православные священнослужители: миссионеры, монахи, священники, которые занимались именно просвещением местных сибирских народов.

Конечно, со времени освоения Сибири казаками, миссионерами и русскими людьми прошло гораздо большее время, чем, например, Соединенные Штаты Америки обрели независимость (чуть больше двухсот лет тому назад). Но что произошло за это время? В Америке (к сравнению) не осталось никаких коренных народов. Индейцы истреблены настолько, что могут находиться только в резервациях, то есть в тюрьмах за колючей проволокой. А если индеец захочет стать полноправным членом общества, он должен состричь перья, выучить английский язык, надеть джинсы. Были многочисленные племена, а мы сейчас наблюдаем их несчастные остатки; все были истреблены. Специально из Африки завозили негров, чтобы было кому жить и осваивать эти территории.

На нашей же сибирской территории сохранились все коренные народы. Более того, все коренные народы именно из рук православных миссионеров получили письменность. Были записаны их сказания, эпосы; они получили грамотность, то есть освоили слово не только устное, но и письменное. Они приобщились к закону Божию, но при этом сохранили свою свободу. Мы видим, что по-прежнему на этой земле много язычников, много буддистов, много людей, которые продолжают поддерживать свои верования. Но в то же самое время большинство уже считают себя христианами, живут христианскими ценностями, потому что христианские ценности дают человеку гораздо больше: и интерес, и возможности для познания этого мира.

Среди сибирских святых прежде всего – просветители. Мы вспоминаем Иоанна и Павла, митрополитов Тобольских. Даже святитель Димитрий Ростовский относится к лику сибирских святых, потому что был назначен на Тобольскую кафедру. И хотя он по состоянию своего здоровья не смог приехать, труд его жизни «Жития святых» всегда являлся руководящим для наших благочестивых предков и сибиряков. Это исторический факт, что любимым домашним чтением наших прародителей были «Жития святых». В Церкви читали, толковали, изъясняли Священное Писание. Библия, Псалтирь, Евангелие, Апостол – это основные богослужебные книги. А домашнее чтение – это жития святых.

Мы видим, что среди сибирских святых прославлены те, кто занимался помощью соотечественникам. Это Симеон Верхотурский – очень интересный святой, покровитель рыбаков и охотников. Это и томские святые: праведный Феодор Томский, Домна Томская. Можно сказать, что Сибирь – это антиминс земли Русской, потому что в последние десятилетия здесь было пролито столько русской крови священнослужителей, мирян, которые только за одну свою любовь и верность к Богу претерпели страшные мучения, казни! Их живьем закапывали в мерзлую землю, их топили в сибирских реках. Мы знаем о том, как генерала Карбышева фашисты превратили в глыбу льда. Точно такие же страдания и мучения претерпел один из епископов, которого мучители, связав ему руки и ноги, за волосы опускали в сибирскую реку зимой до тех пор, пока он не превратился в глыбу льда. И потом его утопили.

На нашей Сибирской земле множество и прославленных, и непрославленных святых. Самое главное, что среди этого множества святых мы можем всегда найти людей, близких нам по духу, по занятиям, людей, которые были в обстоятельствах, близких к нашим жизненным обстоятельствам. Почему чтение житий святых было любимым чтением русских людей? Потому что, слушая о том, как святые поступали в тех или иных обстоятельствах, мы всегда имеем перед собой пример, как нужно поступать и нам. Это очень важный момент. Не только сказки, былины, не только песни, но именно жития святых наши прародители впитывали, можно сказать, с материнским молоком.

Святые всегда были идеалом для русского человека, святая жизнь была идеалом для русского человека. Можно надеяться на то, что если мы вернемся к этому идеалу, наша жизнь начнет меняться в лучшую сторону. Потому что святые во всех жизненных обстоятельствах подавали пример заботы друг о друге, пример сострадания.

В то же время нужно помнить, что это связано не с материальным процветанием, а с приобретением мира в душе. Если мы будем стремиться только к материальному процветанию, мы и этого процветания не достигнем, и растеряем то, что есть, и очень быстро станем рабами более пронырливых людей. Поэтому можно сказать, что у нас нет выхода, кроме как вооружаться нашими древними ценностями и надеяться, что они приведут нас к Богу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать