Родное слово (Новосибирск). Вознесение Господне, Память I Вселенского Собора

12 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Здравствуйте, отец Андрей! Христос воскресе!

– Здравствуйте! Христос воскрес – и воистину воскрес. Но обычно такими приветствиями мы встречаем друг друга сорок дней после Пасхи. Вознесение – это уже 40-й день. Но, думаю, тут ничего неправильного, наоборот, очень даже хорошо, что мы так поприветствовали друг друга, потому что радость от праздника Пасхи, от Воскресения Христова нас еще сопровождает. Некоторые святые эту радость носили всю жизнь. Когда к батюшке Серафиму Саровскому приходили посетители, он в любое время года, дня и ночи всегда говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Это действительно самое радостное событие не только в мировой истории, но и для каждого из нас, в нашей жизни.

– На этой неделе мы отметили праздник Вознесения Господня: Иисус Христос вознесся на Небо. А что изменилось на земле, в жизни человечества? Что произошло?

– Между двумя событиями – Рождеством Христовым и Вознесением – вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. И самый замечательный вопрос, который только можно задать, – тот, который сейчас Вы озвучили: зачем это все происходило, зачем Бог приходил к людям?

Мы вспоминаем библейскую историю о первых днях бытия Адама, когда он находился еще в раю. Бог задумал Адама по образу Своему и по подобию. Но что получилось – мы знаем. Мы ошиблись, ошибаемся и, наверное, будем ошибаться. И даже когда мы приобретаем опыт, этот опыт нас все равно не страхует от последующих ошибок. Друг от друга по плоти мы наследуем эту склонность ошибаться. К сожалению, нет людей, которые бы не ошибались.

Вот Христос и приходил для того, чтобы исправить эту ошибку. В Его жизни не было ни одной ошибки, и Он пришел и стал тем Адамом, которого и хотел создать Господь. И теперь свое родословие мы можем вести не только от Адама с грузом ошибок, с грузом греховной наследственности, инерции и так далее. Теперь мы можем вести свое родословие от Христа – уже без ошибок, грехов, боли, страданий, а с радостью, с Богом. И если первая линия всегда заканчивается смертью, то эта линия для нас может и должна закончиться  жизнью вечной.

– С одной стороны, праздник, великое событие. С другой стороны, чувство богооставленности. Ведь, будучи на земле, Господь пребывал с учениками, проповедовал, исцелял, был Человеком среди людей. Или это неверное ощущение?

– У нас не должно быть чувства богооставленности. Более того, в праздник Вознесения мы читаем в Евангелии описание этого события, и апостол и евангелист Лука пишет, что апостолы с великой радостью возвращались в Иерусалим. Вот в наших земных отношениях всегда есть оттенок какой-то грусти, когда нам предстоит разлука с друзьями или с детьми, когда мы прощаемся надолго (или ненадолго) и некоторое время не будем видеться. Когда апостолы попрощались с Христом и Он сказал им: «Идите в Иерусалим, ждите, пока Я пошлю вам Утешителя», они сделали это с великой радостью. Почему? Потому что они участвовали в исполнении воли Божией, Божиего замысла. Господь эти сорок дней, которые оставался с учениками, обучал их, наставлял на всякую истину. Он, как написано в Евангелии, открыл им ум для того, чтобы они поняли Священное Писание, которое было о Христе. Вот это богопознание, познание замысла Божия, познание этого мира (не самого по себе, а именно в связи с Богом) и наполнило их радостью.

Я знаю, что у нас, совершенно обычных людей, после перерывов в общении, когда возобновляется общение, очень многое зависит от молитвенной заботы друг о друге. Если мы живем в какой-то суете, в своих задачах и проблемах и не молимся друг о друге, то, естественно, мы отрываемся друг от друга, потому что жизнь у нас совершенно разная. И соединить нас может только Бог. Я знаю удивительные примеры, когда много лет (даже десятилетий) люди не виделись и встретились так, как будто простились только вчера. Прощаясь на долгое время, люди не чувствуют какого-то ущерба, скорби – они знают, что будет происходить молитвенное общение: они будут друг за друга молиться, переживать, просить Бога не только о своих нуждах, но и за другого. И тогда Бог соединяет нас самым лучшим образом.

– Почему Вознесение было явлено лишь нескольким ученикам, а не всем?

– Всегда то, что происходит в этом мире, ограничено и временем, и пространством. Вознесение не было явлено и нам с вами, и многим поколениям между нами и датой этого события почти двухтысячелетней давности. Смысл не в том, чтобы кто-то увидел и это запечатлелось именно зрительным образом. Господь, явившись воскресшим Своим ученикам, Фоме сказал: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны те, которые не видели, но уверовали». Наше физическое зрение даже более духовное, чем мы можем себе представить. Если человек что-то хочет видеть, он это обязательно увидит, а если он что-то не хочет видеть, он никогда этого не увидит. Но мы много раз уже в предыдущих программах говорили о том, в каком свете эти события представлялись ученикам Христовым.

Давайте вспомним вход Господень в Иерусалим. Наконец Христос идет в Иерусалим, Его встречают как Царя, Пророка, как Мессию. И апостолы уже лихорадочно делят места в будущем Царстве: «Господи, сделай так, чтобы мы были к Тебе поближе: один справа, другой слева». В праздник преполовения Пятидесятницы мы вспоминали, как братья, родственники подходили ко Христу: «Господи, пойдем с нами в Иерусалим. Ты покажешь Себя миру, а мы искупаемся в Твоей славе и получим какие-то привилегии». Ведь они же не знали, в чем смысл жизни Христа, какое предназначение Он исполняет, поэтому для них арест Христа, издевательства, страдания, Его смерть были крахом. Это мы знаем, что Христос воскреснет, поэтому нам легче пройти через эти события. А они не знали, что Христос воскреснет. Вернее, они слышали, Господь им говорил, но только один Фома слышал эти слова; и то делал из этого весьма мрачные выводы.

Поэтому нельзя сказать, что жизнь апостолов была переполнена только одними какими-то положительными событиями. В каком-то смысле все события были положительными, точно так же наша жизнь полностью положительна, потому что она задумана, предусмотрена Богом. Есть Божий Промысл, Божий замысел, и если мы в этом участвуем, значит, наполняем свою жизнь радостью от богообщения и от осуществления задач, которые перед нами стоят. Но если мы этого не знаем, если мы не соучастники Бога, мы бьемся головой об стену, чувствуем себя в каком-то тупике, не понимаем, что делать, что думать, как дышать, что говорить. А если мы соучастники Божественного замысла, это наполняет нашу жизнь радостью.

Поэтому совсем необязательно быть участником каких-то событий, они же осуществляются во времени, они ограниченные в пространстве. Мы к этим событиям приобщаемся через Бога, Который вне времени, вне этого пространства. Он, конечно, и Вездесущ, и Всеведущ, но в то же самое время мы Безграничного Бога не можем ограничить временем и пространством. Поэтому когда мы общаемся с Богом, наша душа приобретает вот этот оттенок вечности (вневременной, внепространственный), и мы становимся участниками, причастниками тех событий, которые происходили 2000 лет тому назад.

Каждый день в храмах повторяется Тайная Вечеря; то событие, которое случилось накануне Пасхи, конечно, уникально и неповторимо, но в то же самое время оно произошло не только в какой-то временной и пространственный отрезок; это, можно сказать, памятник, который стоит в вечности. Так же, как любой наш с вами шаг, любое слово, любой жест: мы только не можем вернуться в прошлое, но вдоль нашего жизненного пути стоят «памятники» (памятник от слова «память»), которые напоминают нам о том, что было, и что все это стало достоянием вечности.

Когда мы приходим в храм и хотим причаститься, мы становимся участниками той Божественной трапезы, которая случилась 2000 лет тому назад, когда Господь благословил хлеб, преломил его и преподал ученикам, благословил чашу с вином и тоже преподал им. Мы не только вспоминаем слова, которые когда-то прозвучали, но это реально происходит каждый раз здесь и сейчас в Церкви. Потому что Бог вечен, Бог не ограничивается временем. И, совершив это однажды, Он это сделал один раз и навсегда. И мы в любой момент можем этому приобщиться, стать участниками этих событий.

Поэтому и Вознесение – с одной стороны, событие конкретного дня, года, даже часа, временных обстоятельств. Но, с другой стороны, нужно понимать, что вознесение Господа – это не просто возвращение Бога к Своему Отцу. Совершенный Бог и совершенный Человек – вот какова Личность Господа нашего Иисуса Христа. И значит, наша плоть обожилась и не только вернулась в рай, в котором находился Адам, но  вознеслась на небеса, и Бог, ставший Человеком, получается, сделал человека богом. И это событие не может влиться ни в какие временные рамки, не может быть просто отмечено флажком на карте как какой-то пройденный пункт; в этом цель, смысл и задача нашей жизни.

В этом смысле событие, когда Христос родился, Рождество Христово, нас сопровождает везде и всегда. Даже в быту, например, когда мы свой дом украшаем иконами, мы же не просто украшаем дом какими-то произведениями искусства, чтобы они радовали глаз и утешали зрение и душу. Икона – это свидетельство о боговоплощении. Икона – это память о рождестве Христовом: Христос родился, Бог воплотился, стал видимым; значит, стал изобразим. И в этом смысле рождество Христово везде и всегда с нами – это неотъемлемая часть нашей жизни, это начало нашего спасения.

Господь преобразился: это тоже не только какой-то исторический эпизод, зафиксированный Евангелием, но это то, что должно с нами происходить на протяжении всей нашей жизни, должно быть началом нашей христианской жизни, ее продолжением и окончанием.

Так же и Вознесение Господа – это не какой-то эпизод нашей истории; через этот эпизод открывается цель и смысл нашей жизни. Бог нас создал для чего-то, Бог стал Человеком для чего-то, и мы узнаем, что тот Человек, которым Он стал, остался Богом. Значит, наша цель – обожение, богосыновство, к этой цели мы должны идти всю нашу жизнь и должны стараться ее реализовать.

– Остается последняя седмица перед празднованием Святой Троицы. В воскресенье Церковь чтит память тех, кто отстаивал главную истину нашей веры и, по сути, спас христианскую Церковь в переломные моменты ее бытия. Что важного произошло в 325 году на Никейском Соборе?

– Это богооткровение; это те люди, через которых мы узнаем правду о Самом Боге. Прежде всего эту правду мы узнали от Самого Бога, когда Он родился среди нас, когда Он открылся нам во всей полноте, что Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы в 325 году в немногих, но очень точных словах зафиксировали нашу веру. Можно сказать, они составили для нас духовную «таблицу умножения».

Ведь для того, чтобы пуститься по морю решения математических задач и примеров, нам необходимо знать таблицу умножения хотя бы в пределах десятка, уметь складывать, вычитать, производить с числами какие-то простые действия. Так и здесь: святые отцы на Первом, Втором Вселенских Соборах составили минимальную духовную основу, минимальную «таблицу умножения» – Символ православной веры.

Мы говорили в наших беседах о том, что человеку для того, чтобы принять Бога, принять дар Духа Святого, прежде всего нужно в это верить, на это надеяться, уже не говорю о том, что это нужно полюбить. Господь Иисус Христос Свое движение в этот период (в период нашей жизни до Пятидесятницы) начинает с укрепления веры. Он укрепляет веру апостола Фомы, укрепляет веру жен-мироносиц. Он укрепляет веру тех людей, с которыми Он общается.

И сейчас эта вера открывается нам во всей полноте и одновременно во всей простоте. Всего 12 предложений Символа веры, которые описывают нашего Создателя, чтобы у нас не было каких-то ложных, ошибочных представлений о Нем. Чтобы, выходя из дома, мы не сыпали крошки какому-то домовому; чтобы не смотрели на небо с опаской: вдруг Господь из-за туч нас не увидит и не поймет.

Этот Символ православной веры, который мы любим, знаем, понимаем, выражается даже еще более кратко. Когда нас учат креститься, мы три пальчика соединяем в честь Святой Троицы, два пальчика пригибаем к ладони, потому что Иисус Христос – Бог и Человек – нашего ради спасения сошел на землю. Когда мы пользуемся таким перстосложением, мы уже повторяем Символ веры. Когда мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, мы уже этим самым выражаем этот краткий крещальный Символ веры, то есть нашу веру в Бога, Единого в Троице. И даже слово «аминь», которое означает «истинно», «да будет так», является подкреплением этой нашей веры.

Действительно, без веры во что-то невозможно ничего достигнуть. Мы детей отдаем в школу и верим, что пройдет несколько лет – и их там научат читать, писать и считать. Время проходит, и наша вера осуществляется. Если бы вера наша не осуществлялась, мы бы не отдавали детей в школу. Если бы мы не отдавали детей в школу, мы жили бы во мраке нашего невежества. Во всех наших поступках, во всем сначала присутствует вера. Во что мы верим и на что надеемся – ради этого мы и трудимся, и труд помогает осуществиться нашей вере.

Нужно помнить о том, что без труда вера наша будет теряться, не будет осуществляться. Например, отдали мы ребенка в школу, а он вместо того, чтобы десять лет учить уроки, решать задачи и писать диктанты, прогуливает или в школе просто протирает штаны. Конечно, он не сдаст ЕГЭ, не получит аттестат, а еще и скажет: «Зачем вы меня вообще отдавали в школу? Я это время мог провести с гораздо большей пользой».

Поэтому наша правая вера в Бога прежде всего обязывает нас к жизненному труду, который должен подтвердить нашу веру, осуществить нашу надежду, чтобы наше сердце, наши отношения исполнились любви, о которой мы говорим, что Бог есть любовь. Бог есть Троица. И Бог есть любовь. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Чтобы исполниться любви к Богу и любви к людям, нужно исполниться веры и надежды на Бога. Об этом и говорит то евангельское чтение, которое предлагается в этот воскресный день. Чем ближе мы к Богу, тем больше можем, так сказать, быть вне этого времени, вне этого пространства, тем ближе мы к вечности, в которой уже нет никаких преград. Чем меньше преград между нами и Богом, тем меньше у нас преград между друг другом.

– Спасибо, отец Андрей, за интересную беседу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать