Родное слово (Новосибирск). Ответы на вопросы

29 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Праздник Пасхи продолжается, но в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и события до распятия и воскресения. Мы уже говорили о чуде исцеления расслабленного, а сегодня поговорим об обращении самарянки к вере в Господа Иисуса Христа как Спасителя. Какая же связь между воскресением Христовым и этими событиями?

– В прошлой передаче мы говорили о том, что период Пятидесятницы – это период ожидания сошествия Святого Духа. В день сошествия Святого Духа не только Дух Святой сошел на апостолов, но этот день мы называем днем рождения Церкви – это день начала апостольской проповеди. Именно поэтому и вспоминается событие земной жизни Господа Иисуса Христа, когда Он обращается к самарянке, потому что Дух Господень сошел на всякую плоть, на всякого человека. Господь Своим ученикам заповедал идти проповедовать среди всех народов, и это, конечно, исключительный момент, можно сказать, противоположный еврейскому мировоззрению.

Дело в том, что свою исключительность и богоизбранность можно понимать по-разному. Можно понимать, например, так: я такой исключительный и умный, что могу вытереть ноги об любого человека и пойти дальше. Или: я такой исключительный и умный, что могу в жертву своим целям и задачам принести кого угодно и вообще все человечество. Я такой умный, богоизбранный, что случись что-то не то, сразу буду вопить: «А за что? Почему? Как такое могло случиться?»

А можно богоизбранность понимать иначе, и вопросы себе задавать иначе: не «почему я и за что мне?», а «кто, если не я?» Если я такой умный и богоизбранный, то почему бы мне не пожертвовать чем-то ради любого человека и не подтвердить свою богоизбранность?

Если мы обратимся к богоизбранности еврейского народа, увидим, что Господь в ветхозаветные времена тщательно ограждал их от соседних племен. Почему? Да потому, что они легко впадали в идолопоклонство, легко принимали ложных богов, которыми владели соседние племена. Если бы была хоть малейшая стойкость, думаю, Господь разрешил бы общение, чтобы евреи стойко свидетельствовали о своей вере и обращали в нее окрестные народы. Но мы видим, что практически вся история Израиля – это история богоотступничества, предательства, впадения во всякие ложные мнения и поклонение ложным богам. Даже в такие моменты, когда Моисей взошел на гору получать десять заповедей, он увидел, вернувшись, что его соплеменники сделали золотого тельца и устроили ему поклонение. Они сорок лет ходили по пустыне и могли уж точно увериться, что Господь не оставит их, но при вступлении в землю обетованную опять возникли какие-то колебания, сомнения: «А пройдем ли мы? А поможет ли нам Бог?» Бог помогает ежедневно и ежечасно, а мы сомневаемся, будет ли от Него помощь.

Как видим, богоизбранность может быть понята по-разному, и причины богоизбранности могут быть разными. Одного человека ограждают, чтобы он мог учиться, развивать свой интеллект и потом приносить пользу человечеству. А другого человека сажают в келью в инфекционной больнице, чтобы он не заразил окружающих. Поэтому нужно помнить: чем скромнее мы о себе думаем, тем лучше о нас думают окружающие.

– А что случилось с самарянкой после встречи с Господом?

– Я прочитаю из Евангелия этот отрывок.

Надлежало же Христу проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

В этом рассказе, конечно, очень много важного нужно изъяснить для нашего понимания. Нам не удивительно, что Христос беседует с самарянкой. Но такое маленькое замечание. Женщина спрашивает Его: «Почему Ты говоришь со мною, ведь иудеи с самарянами не сообщаются?» Действительно, был такой тяжелый период в отношениях.

Самарянами называли тех евреев, которые, когда несколько колен, племен были уведены в плен, остались на этом месте и смешались с языческими племенами. Когда евреи вернулись из плена и посмотрели на эту смесь, они посчитали их предателями. И для евреев хуже было общаться с самарянином (то есть с человеком, близким по роду, по крови, но предавшим), чем общаться с язычниками. Хотя, как мы видим, и с язычниками евреи не общались.

На этой неделе Церковью читались отрывки из Деяний святых апостолов о том, как апостол Петр крестил первого язычника – Корнилия (сотника). Этому посвящен специальный рассказ, очень подробное повествование, потому что это был исключительный момент, исключительное событие в истории уже христианской Церкви.

То, что Христос общался с женщиной, было удивительно для учеников. Сейчас мы читаем апостольские правила, правила святых отцов, церковные правила о том, что все мы перед Богом равны: и мужчины, и женщины. Василий Великий пишет, что если мы и видим в правилах некоторую разницу по отношению к мужчинам и женщинам, мы это соблюдаем, потому что нам досталось это от отцов в наследство, но некоторым образом удивляемся, потому что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, и все имеют одинаковую ценность пред Богом.

В том, что женское достоинство перед Богом восстановлено, заслуга Божией Матери. А у евреев отношение к женщине было совсем другим. Особенно к вдовам отношение было не то что высокомерное и презрительное, но настолько ужасное, что не было хуже участи, чем участь вдовы в каком-нибудь еврейском поселении. Иногда хозяйственный инвентарь считался ценнее, дороже, чем женщина. С одной стороны, такое отношение евреи оправдывали тем, что через Еву в мир пришел соблазн, через Еву в мир пришел грех. Зато женское достоинство восстановлено в христианстве, потому что через Деву Марию, через Божию Матерь в мир пришел Спаситель для нашего спасения, для нашей радости, для нашего утешения.

И вот Господь предвосхищает все эти моменты. Хотя в других местах Евангелия, в том же Евангелии от Иоанна, мы видим, как однажды Он проходил через какое-то селение (вид у Него был как у паломника, идущего в Иерусалим), и самаряне прогнали Его и учеников. Ученики, уже чувствовавшие силу, которую дает им Учитель (Господь уже посылал их исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых, проповедовать приближающееся Царство Небесное), подошли к Нему и сказали: «Господи, давай помолимся, как Илия Пророк, чтобы сейчас огонь пал с неба и испепелил это селение». Вот какое было отношение. Но Христос им сказал: «Не знаете, какого вы духа».

Когда уже воскресший Господь Иисус Христос являлся ученикам, Он заповедал им: «Идите и проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И это было удивительно. Хотя ученики могли вспомнить, что Господь общался и с язычниками, и с женщинами и ради них совершал многие чудеса. И вот эта беседа Господа с самарянкой вспоминается в одно из воскресений перед Троицей потому, что открывает нам тайну Царствия Небесного: что Богу нужно поклоняться в духе и истине.

Иногда мы свою жизнь строим таким образом, что, исполняя какое-то правило, ставим это себе в заслугу: вот я утренние молитвы вычитал, вечерние молитвы вычитал; вот я в храм сходил, свечку поставил, исполнил заповедь «шесть дней трудись, седьмой посвящай Богу»…Смысл не в том, чтобы ставить галочки. Этих галочек гораздо больше, когда мы заповеди нарушаем, но мы этого не помним. И получается как бы двойная мораль. Одно отношение к себе – всепрощение, саможаление, самолюбие, эгоизм, когда мы говорим себе: «Да это маленькое, ничтожное, ничего не значащее. Бог простит». Зато в окружающих подмечаем очень многое, даже любую мелочь. Вот и получается сейчас такая же ситуация, которая была и две тысячи лет тому назад.

Мы созданы Богом не для того, чтобы маршировать на плацу как солдаты. Мы созданы для того, чтобы любить Бога и любить друг друга. И любовь не измеряется никакими рамками. Одна девочка спросила своих родителей: «Расстояние измеряется в сантиметрах и километрах, вес измеряется в граммах и килограммах. А в чем измеряется любовь?» Неужели любовь измеряется в галочках, которые мы ставим: вот я сделал это и это? Конечно, нет. Мы не знаем единиц измерения любви. Может быть, это ласковые, нежные, добрые слова, которые мы говорим друг другу. Может быть, это даже благожелательное молчание. Может быть, это молитва друг о друге, самопожертвование, самоограничение. Много чего можно привести. Самое главное – помнить, что Бог нас создал не для подсчета добрых дел, а для любви, а любовь не имеет никаких границ, никаких ограничений.

И в этом чтении нам как раз предлагается пример преодоления этих границ, когда не только к мужчинам, но и к женщине обращается Господь и через нее самаряне получают вразумление и направление ко спасению. Не только к соплеменникам, но и к язычникам, и к самарянам обращается Господь. Все это является прообразом будущей Церкви, в которую войдут все народы и люди всякого положения, всякого возраста, пола, звания, общественного положения и так далее. Все мы составляем единую Церковь Христову.

– На уходящей неделе Церковь отметила преполовение Пятидесятницы. Красивое слово – преполовение; и праздник красивый. Песнопения к нему в разные века написаны выдающимися авторами, среди которых преподобный Иоанн Дамаскин, Андрей Критский... Преполовение празднуется восемь дней, достаточно продолжительно. А что, собственно, отмечаем мы в этот день? Какие события вспоминаем?

– Мы вспоминаем, что в эти дни Господь Иисус Христос посетил Иерусалим. В древности тоже было преполовение Пятидесятницы, но это было связано с выходом евреев из Египта, с событиями ветхозаветной истории. Эти события отмечались определенным образом всем еврейским народом в Иерусалиме, в храме. Для нас это интересно тем, что даже родственники Господа Иисуса Христа,  видевшие чудеса, которые Он совершал, слышавшие слова Его, недоумевали: «Кто же Он такой? Это же наш родственник, такой же простой человек, как и мы. Откуда у Него все это?» Они Его подбивали: «Пойдем с нами в Иерусалим на праздник, явишь Себя миру. Глядишь, люди и признают Тебя Мессией. И нам, родственникам Твоим, глядишь, тоже что-нибудь достанется».

Христос отказался с ними идти в Иерусалим, потому что это был просто момент, может быть, нехорошего любопытства. Момент, который использовали все правители от Древнего Рима до наших дней, когда предлагали людям хлеба и зрелищ для того, чтобы они были покорны и зависимы. Господь Иисус Христос отказывается участвовать в этом процессе. Много раз в Евангелии Он говорит: «Не хлебом единым жив человек». И когда Ему предлагают какими-то зрелищами потешить окружающих: «Сотвори еще чудо, сделай еще что-нибудь, и тогда мы поверим в Тебя», Он всегда отказывается.

Но тут Он приходит в Иерусалим и произносит такие слова, которые производят очень сильное и неоднозначное действие на народ. Кто-то думает, что раз Ему позволяют такие слова говорить, значит, старейшины Его признали, значит, Он есть Мессия. Старейшины сами недоумевают, зачем Он такое говорит, и даже хотят Его арестовать. В очередной раз нарастает противостояние между старейшинами еврейского народа и Господом нашим Иисусом Христом. Но все равно это событие – приход Господа в Иерусалим – оказалось очень важным и значительным для нас.

Самое главное, что Господь обращает к людям, – это не чудеса, которых Он не творит напоказ, а слово: слово о Боге, слово о Боге Отце, слово о Духе Святом, слово о Сыне, о Самом Себе. Все это является подготовкой к принятию высшей истины, которая заключается в том, что Бог есть Троица, что высшей целью человека должно быть стремление к своему Небесному Отцу, к Творцу Богу.

– Чему всем нам стоит поучиться у святителя Николая?

– Знаете, есть такая побасенка. Однажды святой Кассиан Римлянин и святой Николай решили прогуляться по земле и посмотреть, как живут люди. Они увидели, что какой-то мужичок с телегой застрял в болоте. Когда святой Николай предложил помощь, святой Кассиан Римлянин сказал: «Смотри, какие у нас чистые белые одежды, неужели мы в рай понесем какую-то грязь с земли?» А святой Николай подставил плечо, вытолкнул телегу, измазал одежду. Когда они вернулись в рай и предстали пред Богом, Господь спросил, что произошло. Кассиан сказал, что свои одежды берег, а Николай сказал: «Прости меня, Господи, я запачкался, потому что телегу вытаскивал». Господь тогда святому Николаю сказал: «Память твоя будет праздноваться два раза в году». А Кассиану сказал: «А твоя память – один раз в четыре года, 29 февраля».

Конечно, это побасенки, шутки. Но мы знаем, что память святого Николая празднуется не только два раза в году (Никола весенний и Никола зимний). Есть еще удивительный праздник – рождество святого Николая... И если мы посмотрим посвящение дней недели, то вспомним, что понедельник посвящен силам ангельским, вторник – Иоанну Крестителю, а четверг – апостолам и святителю Николаю. Поэтому каждый четверг мы можем вспоминать святителя Николая. Я знаю, что во многих храмах в честь его имени и во многих благочестивых домах по четвергам читают акафисты Николаю Чудотворцу, совершают ему особые молитвы. Мы видим, какую силу, власть и могущество Господь дал Своему угоднику. В течение земной жизни он заботился о своих соседях, о прихожанах, о своей епархии, и даже в окрестные страны достигала весть о его молитвенной чудесной помощи. Сейчас в любой точке земного шара, в любой стране, в любом месте мы можем помолиться: «Святой Николай, моли Бог о нас». И получить его благодатную помощь. По его молитвам Господь благословит и утешит нас.

– Благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 февраля: 05:30
  • Суббота, 29 февраля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы