Родное слово (Новосибирск). Благовещение Пресвятой Богородицы. Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

10 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Четвертая неделя Великого поста посвящена памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Прежде чем поговорить об учении этого святого, напомним еще об одном событии, которое мы отмечаем 7 апреля, – это Благовещение. Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, какие события Священной истории мы вспоминаем в этот день.

– Собственно, Благовещение мы и вспоминаем. Осуществилась та благая весть, которая звучала еще в раю, которая звучала даже тогда, когда Бог изгонял людей из рая. Та благая весть, которая постоянно поддерживалась в богоизбранном еврейском народе (хотя мы знаем, что и другие племена были причастны к этой вести, причастны к вере в Единого Истинного Бога). Осуществилось то, ради чего трудились, каялись, исправлялись и жили люди, – Боговоплощение. Бог пришел к людям, чтобы люди смогли вернуться к Богу.

В Евангелии от Луки это событие описывается очень краткими, но очень емкими словами.

После сих дней зачала Елисавета, жена его (Захарии), и таилась пять месяцев... В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

В этих словах существо и начало нашего спасения. Бог приходит к людям, чтобы разделить с нами всю жизнь.

Мы иногда думаем, что в раю человек получает какие-то необыкновенные наслаждения, а в аду какие-то необыкновенные наказания. И вот в одном монастыре молодые послушники как-то об этом поспорили, говоря между собой: «Как хорошо стремиться в рай – там будет хорошо, и нужно избегать ада, потому что там будет плохо». Мимо них проходил уже опытный старец, и они обратились к нему с вопросом: «Отче, где ты хочешь быть после смерти: в аду или в раю?» И подумали, что он ответит им так же: «Хочу быть в раю, потому что в раю хорошо. И не хочу быть в аду, потому что в аду плохо». Но тот духом понял, что они празднословят, и ответил им загадочно: «А мне все равно». – «Ну как же все равно? Ведь там хорошо, а здесь плохо. Почему тебе все равно?» – «Мне лишь бы быть с Богом, потому что рай без Бога будет сущим адом».

И мы в этом убедились на примере последних десятилетий нашей собственной истории. Но даже в аду, если мы с Богом, нам будет лучше, чем в раю. То есть самый главный смысл любви – быть вместе с Богом. Господь пришел к нам для того, чтобы разделить нашу участь, все наши состояния.  Адам еще в раю Богу сказал (можно так это выразить): «Не хочу я слушаться. Я хочу сам все испытать, все попробовать: что добро, что зло. И пусть будут хоть какие последствия». И Господь ответил: «Если так хочешь – никто не будет тебя заставлять делать иначе». Но Бог не оставил Адама одного.

Единородный Сын Божий, Который пришел к нам и родился в этом мире, все тяготы Адама и его потомков разделил и разделяет. Не только в тот конкретный промежуток времени две тысячи девятнадцать лет назад (с нулевого по 33 год нашей эры, как мы исчисляем от Рождения Христова). Он, как Творец этого мира, Творец пространства и времени (и не просто Творец, но Хозяин и Распорядитель), на кресте искупил грехи не только тех людей, которые были рядом с Ним (молился: «Господи, прости им! Не ведают, что творят»), но грехи всего человеческого рода. Все ошибки, вся боль, все страдание, что было в мире, обрушились на Его плечи.

Поэтому мы и говорим: когда мы страдаем, когда нам больно, Бог к нам ближе всего. Потому что Он эту боль, это страдание чувствует вместе с нами. Но Он пришел не только для того, чтобы с нами пострадать и искупить наши грехи, но для того, чтобы и мы могли к Нему вернуться уже искупленными, очищенными от нашего греха.

Именно память святого Иоанна Лествичника, которую мы совершаем в воскресный день (не каждый год так совпадает, но в этом году так совпало), как раз приоткрывает нам тайну духовного труда, цель и смысл нашей жизни. Цель и смысл нашего духовного делания, нашего поста и нашей молитвы в том, что Бог спасает нас не без нас. Как говорит замечательная русская поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Поэтому нам тоже надо трудиться для нашего спасения.

В начале поста мы говорили, что должны быть соработниками Богу. Потом – что нужно просить у Бога прощения в грехах. Но как человеку победить свою греховную природу, как выработать добрые привычки? Ведь не так страшен грех, как привычка грешить. За совершенную ошибку, совершенный грех легко попросить прощения и это прощение получить, но если остается привычка грешить, то эта привычка губительна, она доставит мучения, страдания. Если человек жаждет что-то сделать и не может эту жажду осуществить, то это и есть самая страшная мука, которую только можно придумать. И в аду нет сковородок, где жарились бы грешники, – каждый горит в огне того греха, к которому он привык и без которого не может жить; именно этот грех досаждает, сжигает, опаляет и уничтожает человека.

Иоанн Лествичник предлагает нашему вниманию «Лествицу», то есть лестницу, которая возводит нас от земли на небо. И, с одной стороны, мы Божию Матерь прославляем как Лестницу. Во многих церковных песнопениях мы так и поем, что это Лестница, Которую видел Иаков, Лестница, Которая соединяет небо и землю, – святая Дева Мария, Которая Свою плоть дала Сыну Божьему для воплощения, чтобы небо поместилось на земле.

Но в данном случае мы говорим о той лестнице добродетелей, которая помогает нам избегать греха. Ведь мы, наблюдая за собой, замечаем свое бессилие в борьбе с грехом. Допустим, сколько раз, разгневавшись на своих ближних, я потом себя укорял: «Неужели, в конце концов, я не могу это прекратить?!» Я даю себе твердое слово, все делаю для того, чтобы это не повторилось никогда, но проходит какое-то время – и как в чайнике свистит свисток, срывает крышку, так и у меня вскипает разум возмущенный, и я готов идти в смертный бой за какие-то свои прерогативы, мнения...

– Гнев, наверное, самый распространенный грех. Мы очень быстро закипаем.

– Может быть. Но корень этого греха, оказывается, лежит совсем в другом. Оказывается, есть целая вереница греховных страстей, которые опутывают нашу душу. Их всего восемь, но имеет значение не только их число, но последовательность этих страстей. И мы не можем победить никакую следующую страсть, если не побеждены предыдущие. И вот, оказывается, страсть гнева – это далеко не первая страсть, она четвертая. Ей предшествуют страсти чревоугодия, любодеяния, сребролюбия. И если мы не победили эти предыдущие страсти, то с гневом нам тоже не справиться.

Поэтому, конечно, острые вспышки гнева нужно подавлять, нельзя позволять себе топать ногами, повышать голос, совершать «предупредительные выстрелы». Но надо обратить внимание на то, как мы постимся, насколько целомудренно живем, насколько страсть сребролюбия или вещелюбия пленила нашу душу. И если мы видим эти корешки, значит, нужно сосредоточиться на них.

Великопостное время как раз для этого и предназначено – чтобы мы читали книги, чтобы разбирались в себе и исправляли свою жизнь. Иногда мы думаем, что добродетелей так мало! Когда мы приходим в церковь и спрашиваем у священника: «Батюшка, что же мне делать?», опытный батюшка говорит: «Постись и молись». А очень опытный батюшка скажет: «Чадо, молись и постись». Нам кажется, что все разнообразие (а вернее однообразие) добродетелей в этих двух словах и заключается. Но на самом деле если опытные духовники перечисляют до 250 грехов, то добродетелей, оказывается, более пятисот, около шестисот. То есть добродетелей больше в два раза. Поэтому нужно знать, чем и как можно и нужно разнообразить свою жизнь, чтобы постоянно не скатываться в одни и те же грехи.

Конечно, когда человек только обращается к Богу, исправление жизни очень стремительное: мы один грех вспомним, одну ошибку заметим за собой, другую; разнообразие даже греховной жизни иногда идет на пользу и исправление. Но стоит пройти нескольким месяцам (или нескольким годам), наша исповедь становится такой унылой и повторяющейся, как талоны в общественном транспорте. И священник, получается, как контролер: мы и вчера, и сегодня, и завтра подходим с одним и тем же списком грехов.  Можно даже этот список не переписывать, а подходить к священнику просто за контрольной отметкой...

Духовная жизнь как раз и состоит в том, что мы должны читать книги. Мы должны думать о том, что происходит с нами. И воскресное чтение вот этого дня как нельзя лучше настраивает нас именно на такую работу.

Я хочу прочитать отрывок из Евангелия от Марка (40-е зачало, середина 9-й главы), который в сегодняшний воскресный день будет прочитан во всех храмах во время богослужения.

Господь спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

Вот мы видим поразительную картину: отец приводит мальчика. Да и сами мы приходим к Богу, приводим своих родных, близких прежде всего с просьбами о помощи: «Господи, помоги нам!» И особенно сложно бывает на душе, если мы обращаемся к Богу – и вдруг с нами начинают происходить какие-то события, как с этим мальчиком, когда его начинает трясти, он бьется о землю, начинает течь пена. Когда эти события происходят, мы думаем: «Господи! Где же Ты? Господи, скорее помоги! Нужна скорая духовная помощь».

Но мы видим, что даже в этой ситуации, когда требуется наискорейшая  помощь, Господь не торопится. Он задает человеку вопрос: «А как давно это происходит?» Отец отвечает: «С детства». И смысл здесь не в том, чтобы установить продолжительность болезни или поставить точный диагноз. Дело в том, что, отвечая так, папа должен задуматься: «Если это происходит с детства, если ребенок мал и у него не было еще собственных ошибок и собственных грехов, может быть, моя вина в чем-то? Может быть, не ребенка нужно лечить в первую очередь, а стремиться излечиться самому?»

В этой напряженной ситуации, когда нам кажется, что нужна наискорейшая  помощь, что нужно не разбирать ситуацию, а помогать, отец (считая так же) обращается ко Христу: «Разве Ты не видишь, что происходит? Если Ты хоть немножко нам сострадаешь, сочувствуешь, сделай хоть что-то». И мы с этими словами тоже часто обращаемся к Богу. И опять Господь не исполняет эти слова. Давайте вдумаемся в эти слова отца мальчика: к Кому он обращается и с чем? Ко Всемогущему Богу он обращается: «Можешь ли Ты сделать хоть что-то?»

– Неверие Богу.

– Совершенно правильно – неверие, недоверие Богу. Да, как-то формально мы понимаем, что над нами есть Бог, мы к Нему обращаемся. Но когда мы обращаемся? Когда нам что-то нужно. Мы уже говорили о том, что мы живем в обстоятельствах, которые гораздо лучше, чем мы заслуживаем. Поэтому прежде чем что-то попросить, может быть, сначала нужно поблагодарить? Во-вторых, нужно подумать: а нет ли у нас уже того, что нам нужно? Неужели любящий Отец, Небесный Отец, Бог Всемогущий, Который устами Сына Своего говорит: «Отец наш прежде нашего прошения знает, в чем мы имеем нужду», не подаст нам необходимое?

Конечно, Господь подает. Но не всё мы можем вместить. Наша душа заполнена суетой до самого верху, и прежде чем что-то туда вместить, нужно от чего-то душу освободить: от суеты, от какого-то греха. Но в данном случае совершенно конкретное обличение. Господь говорит отцу мальчика: «Если ты хоть сколько-нибудь веруешь, все возможно верующему». И тогда отец падает перед Христом и говорит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». То есть добрались до корня греха, и тогда Господь исцелил мальчика.

Поэтому и нам пост и молитва нужны для того, чтобы мы освобождающееся от суеты время тратили на размышления, на вопросы о смысле жизни, о цели жизни, наблюдали за собой, что мы делаем, почему мы это делаем, какие грехи являются следствием, какие – причиной.

Ведь поверхностные грехи очень легко увидеть: да, я гневаюсь; да, я не люблю своих родных и близких; да, я живу по эгоизму. Но, перечисляя это все сегодня, я то же самое скажу на исповеди и завтра, и послезавтра. И получается такая очень интересная вещь. Вот сейчас весна, все мы выйдем на огороды. Если мы сорняки будем ощипывать только, то есть срывать верхушечки, корни будут все толще и побеги будут все больше. С нами так и происходит: мы последствия грехов видим, ужасаемся, просим в них прощения, это прощение получаем, но корень греховный мы не познали, и он дает все новые и новые побеги.

Поэтому нужно разобраться, что же лежит в глубине нашего сердца, к чему мы стремимся, ради чего живем. Как мы говорили в Неделю о Страшном Суде, Суд этот страшен не тем, что там кого-то будут пытать или кого-то будут награждать. Суд этот справедлив не потому, что мы со стороны посмотрим и скажем: да, Ивану Петровичу правильно пришла медалька, а кому-то поделом. Нет. Когда меня будут судить, я не смогу возразить Богу и сказать: «Господи, Ты осудил меня неправильно. Я всю жизнь хотел другого, но обстоятельства жизни были такими, что мне приходилось ошибаться, но я стремился к Тебе, я хотел быть в раю, я хотел делать добро». Не смогу я так сказать, потому что Бог Своим Судом осуществит самое глубокое мое внутреннее желание. Если оно действительно было таким и мои слова справедливы, то они осуществятся и я получу возможность дальнейшей жизни в Царствии Небесном. Но если мое желание было другим (что я недоел, недоспал, кому-то еще не отомстил, чего-то еще не приобрел), то это ужасно, потому что это желание будет осуществлено. Тем более если оно связано с каким-то грехом, то греху нет места в Царствии Небесном. Вот мы и получаем. Хотел – получи. Вот эта жажда, как мы уже говорили, – и есть пытка, страдание.

Поэтому постом обязательно нужно задуматься о причинах своих поступков (есть поверхностная, есть более глубокая мотивация). Но самое главное – для чего мы живем? К чему стремимся? Если мы найдем ответы на эти вопросы и если эти ответы положительные – мы стремимся к Богу, к добру, к свету, тогда очень хорошо. Нам тогда нужно взять «Лествицу» Иоанна Лествичника и по этой лестнице потихоньку подниматься от земли на небо. И нужно помнить, что какие-то безумные прыжки или скачки не нужны – можно не только сломать себе руку или ногу, можно с этой лестницы упасть и повредить себе все, что можно повредить.

– И уже не подняться.

– И такое может быть. Потому что чем выше поднимается человек, тем болезненнее может быть падение. Цена ошибки неимоверно возрастает. И уже важно следить не только за грехами, в которых нас, бывает, обличают (выпивка, курение, ругань), но уже нужно следить за чистотой желаний, за чистотой своих мыслей. Потому что малейшее движение мыслей, малейшее движение сердца может нас привести к совершению какой-то ошибки.

Конечно, Бог милостив и никогда не пошлет нам испытаний больше, чем мы можем перенести. Но и нам нужно оправдывать свое наименование: Homo sapiens – человек разумный. Тогда Благовещение, благая весть и лестница, которая нас возводит от земли на небо, по которой Господь с неба сошел к нам и по которой нам нужно вернуться к своему Отцу, – могут дать нам хорошее направление для нашей мыслительной и физической деятельности.

– Постараемся обо всем этом задуматься и не только изменить свои мысли, но и наполнить жизнь делами и поступками, которые приведут нас к небу.

Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу. Продолжим в следующих программах.

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать