Родное слово (Новосибирск). Неделя Крестопоклонная Великого поста

3 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Прошла уже практически половина поста. Если пост мы воспринимаем как некоторый путь, некоторую дорогу, то, пройдя половину дороги, каждому человеку, конечно, хочется отдохнуть. Привал подразумевает, что можно будет поесть, попить, поспать – набраться сил.

Но совершенно неожиданно в Церкви предполагается не отдых, не пауза. Наоборот: на середину храма выносится Крест для того, чтобы мы укрепились в деле поста, в молитве, чтобы взбодрились духом, чтобы, глядя на страдания Христовы, почувствовали, что эти страдания совершены за нас, для нас, для того, чтобы у нас было больше сил в делании добра и чтобы мы меньше грешили.

Поэтому на третьей неделе пост становится даже несколько более строгим, усиленной становится молитва. То есть мы не расслабляемся, не отдыхаем.  Наоборот,  собираемся, концентрируемся, мобилизуемся. Для того, чтобы оставшееся время поста провести, как говорят святые отцы, в трезвом состоянии ума, сердца и, конечно, духа.

На кресте Господь победил грех. Отдав Свою жизнь за наши ошибки и  грехи, Господь тем самым и выкуп дал за наши ошибки, прегрешения, Он освободил нас от власти греха. Господь на кресте победил грех. Люди, которые стояли рядом, даже смеялись над Христом: «…если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него».

Но парадоксальным образом любовь Божья, всемогущество Божье проявились не в том, что Христос показал чудо, сошел с креста и сказал: «Я не подвластен смерти». Наоборот, всемогущество Божье проявилось в Его бесконечной кротости, в том, что Он укротил Себя и отдал Свою жизнь за наши грехи.

Конечно, прошло три дня, и Христос воскрес, Он не мог не воскреснуть. И сейчас, совершая этот Великий пост и готовясь к Вербному воскресенью и Страстной седмице, к Пасхе, мы все это знаем. Нам уже легче идти этим путем.

Но представим себе, как тяжело этим путем было пройти апостолам, когда они входили в Иерусалим и ожидали, что вот-вот их Учитель воцарится, вот-вот Его признают Мессией и Царем и поклонятся Ему и покорятся все народы. И вдруг арест, издевательства, казнь, позорная смерть. Конечно, ученикам страшно было это пережить.

Не только один Иуда предал Христа… Да, он предал Христа, и Христа арестовали. Но и все остальные во главе с апостолом Петром потом отреклись от Христа, предали Его, бежали.

Только Иоанн Богослов и жены-мироносицы остались при кресте, но и то просто потому, что они последние почести, последние человеческие усилия, сострадание, слезы хотели принести Христу. Никто не знал, что Христос воскреснет, хотя Он и говорил об этом Своим ученикам, Он объяснял им, что и как произойдет. Но они не слышали этих слов, они уже делили места в царстве, которое вот-вот должно было наступить.

Поэтому нам Великим постом вынос Креста должен помочь расставить приоритеты, ценности. Как мы с вами говорили, первое воскресенье поста и второе – это отчасти торжество православного образа жизни, Торжество православия, то есть почитания икон, соблюдения поста, это торжество духа над плотью.

А вот эта неделя тоже открывает нам, что смысл нашей жизни – в несении того креста, который определил нам Господь. Что нас часто приводит в Церковь? Болезни, беды, какие-то неурядицы, желание лучшего. Даже последний безбожник, когда гром грянет, бежит в церковь и не только знает, как перекреститься, а знает, к какой иконе, какому святому поставить свечку, кого о чем просить. Но в такие моменты и мы, и они словно язычники.

Конечно, Господь приводит нас к Себе разными путями. И каким бы путем нас Бог ни привел – слава Богу. Но прежде чем что-либо у Бога попросить, нужно, наверное, ответить себе на вопрос: «Как я живу?» И, понимая, что мы живем в обстоятельствах, которые гораздо лучше, чем мы заслужили, нужно прежде всего не просить Бога о чем-то, а поблагодарить Его за то, что есть.

И если просить Бога о чем-то, то просить, чтобы Он помог нам увидеть наши ошибки, грехи, чтобы помог нам меньше грешить, совершать меньше ошибок, чтобы помог нам исправить нашу жизнь. Быть благодарным Богу за то, что есть, и меньше делать зла, меньше делать ошибок, больше делать добрых дел.

То есть взгляд на этот мир должен поменяться. Обычно мы смотрим на этот мир и на окружающих нас людей, задаваясь вопросом: что бы они могли сделать для нас, чем бы они могли быть нам полезны? Даже когда мы думаем: вот сейчас что-то хорошее сделаем человеку… И мы любим наших близких и родных за то, что они нам послушны, за то, что они исполняют нашу волю. Но стоит им на шаг влево или вправо уклониться от того, что мы предписываем, как мы тут же исполняемся и огорчения, и гнева и все силы бросаем на то, чтобы восстановить status quo. А на этот мир нужно все-таки смотреть иначе. Глядя на ближнего, нужно думать не о том, что этот ближний может сделать для меня, как  может исполнить мою волю, а задаваться вопросами: «Что я могу сделать для человека? Что ему нужно? Как я могу свою волю подчинить его воле?»

Был интересный момент в жизни нашего соотечественника, преподобного Силуана Афонского. Это русский святой, очень близкий нам по времени, он жил и подвизался на Афоне в первой половине XX века. И вот когда он уже был умудренным старцем, даже глубоким стариком, однажды встретился ему на дороге молодой монах, который увидел его и сказал: «О, отец, как хорошо! Бог послал мне тебя навстречу! Пойдем, поможешь мне сделать дело, которое я один сделать не могу». И Силуан сразу же развернулся и пошел с этим монахом.

Прошли они некоторое время, и вдруг до молодого монаха дошла несообразность этих действий: «Старче, прости меня! Я должен был спросить, наверно, чем я тебе могу помочь... Но как получилось, что я, молодой человек, только сказал тебе, что мне требуется помощь, и ты сразу оставил все дела и пошел за мной?» А Силуан ему говорит: «Если бы Богу не было угодно, ты бы меня не встретил. Если Бог послал тебя мне навстречу, значит, через тебя для меня совершается воля Божья. И если ты попросил меня о помощи, значит, воля Божья состоит в том, чтобы я тебе помог. Поэтому я с тобой иду. И охотно и радостно буду делать то, о чем ты меня попросишь».

И вот это очень важный момент: нам так и нужно относиться друг к другу. Не ждать, пока исполнят нашу волю, наши желания. Нам нужно думать о том, в чем мы можем быть полезны ближним, как можем им помочь. Вынос Креста на середину храма как раз и есть укрепление нас в этом.

Каждому из нас хочется, чтобы нас пожалели, чтобы нам помогли. И мы тогда рискуем попасть, как в одном из советских мультфильмов мальчик, в сказочную страну. Мы рискуем попасть в «Сказку о рыбаке и рыбке». И вот кажется, что старухе немного нужно – только трещинку заделать в корыте. И нам тоже кажется, что нам нужно немного, и мы этого ждем. Но потом: а что же так мало? почему не больше?

Поэтому преподобный Амвросий Оптинский и говорит: даже если тебе плохо – найди того, кому хуже, и помоги ему. То есть смысл не в том, чтобы что-то приобрести, а в том, чтобы отдать. Поэтому апостол Павел и говорит, ссылаясь на Самого Христа: блаженнее давать, нежели принимать. И какой бы сложной нам ни казалась эта заповедь, так жить, как она рекомендует, гораздо интереснее.

Вот представьте себе, что у вас день рождения и вам дарят подарки. Конечно, это приятно. И тут угадали или не угадали – бесполезны эти подарки или нет – это еще вопрос. Но у нашего друга день рождения, и мы готовимся сделать ему подарок. Не просто первое попавшееся хватаем, а думаем, что человеку нужно. Копим для этого средства, тратим силы, ищем, где это находится. И когда дарим подарок,  на душе у нас вдвойне, втройне радостно. Мы видим, что человек рад нашему подарку. Но мы еще и потрудились. Поэтому наша радость больше, чем тогда, когда дарят нам.

Об этой заповеди и напоминает нам вынос Креста. И евангельские слова,  которые звучат во время богослужения в это воскресенье, опять утверждают нас в этом. Я хочу прочитать отрывок из Евангелия от Марка.

Сказал Господь Своим ученикам: …кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Можно сказать, в этих словах заключается некоторая загадка. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Есть жизнь временная, а есть вечная. И каждый раз мы должны соотносить то и другое и задавать вопрос: что важнее? Конечно, сейчас наша душа живет в теле, и мы не можем это разделить. Но можно предположить, что все-таки душа важнее. Заповеди Божьи распределяют наши силы, наше внимание несколько иначе. Шесть дней трудись для того, чтобы было что есть, пить, чтобы был кров над головой. Один день посвящай Богу и своей душе.

Но это значит, что один день мы должны действительно приходить в храм, читать Евангелие, читать жития святых. Мы должны настраиваться на то, чтобы жизнь наша была положительной, полезной для наших ближних. Но все остальные дни нашей жизни мы должны всегда задаваться вопросом, что для нас важнее – временное или вечное. Важнее ли для нас материальный мир? Но когда придет смерть, мы потеряем все и с собой в другой мир не сможем взять ничего. Или все-таки важнее для нас душа, которая  упражняется в добре? Этот навык молитвы, совершения добрых дел останется с нами и в вечности; это единственное, что мы можем взять с собой: любовь к Богу и любовь к ближнему.

И в вечности эта способность у человека многократно увеличится. Мы можем это понять из житий святых. Пока Николай Чудотворец жил с нами здесь, на этой грешной земле, он помогал своим прихожанам, приводил в порядок жизнь своей епархии – помогал многим людям, окружавшим его. Сейчас, уже после его кончины, мы можем обратиться к нему с просьбой в любой точке земного шара: «Святой Николай, моли Бога о нас!» И получить его помощь, – помощь Божью по его молитвам.

Святой Пантелеимон в жизни земной тоже был влиятельным человеком – он был первым придворным врачом. По нашим понятиям – он был министром здравоохранения. И конечно, он обладал определенным, как мы сейчас говорим, весом и возможностями помогать окружавшим его людям. Но после того как его душа покинула тело, его возможности в помощи людям увеличились многократно. В любой точке земного шара мы можем помолиться и попросить: «Святой Пантелеимон, моли Бога обо мне, грешном!» И получить от этого святого помощь.

Поэтому мы, когда живем на земле, всегда должны задаваться вопросом: то, чем мы занимаемся, будет ли нам полезно в вечной жизни? Сможем ли мы эти навыки, эти привычки взять с собой, чтобы они не отяготили нас? Ведь каким бы маленьким ни был грех, он в Царстве Небесном невозможен. И не так страшен грех, как привычка грешить. Если мы связали себя железными узами даже с маленьким грехом, привыкли к нему, то невозможность осуществить этот грех и будет страданием, которое мы будем чувствовать после того, как душа покинет тело.

Великий пост и есть то время, когда нам нужно расставить приоритеты, правильно ответить на вопрос, для чего мы живем, и постараться избавиться от привычек вредных, грешных и приобрести привычки добрые, как мы говорим – благодетельные. Поэтому и выносится Крест – от Креста Христова мы чувствуем помощь и силу. И ничто плохое, ничто злое не в состоянии выдержать силу Креста. Сила Креста – это сила любви, это доказательство того, что Бог любит нас настолько, что даже Свою жизнь отдал за нас.

Любовь сильнее всего. И вот, вынося Крест на середину храма, мы как раз и утверждаем, что христианство  есть религия деятельной любви. Нести свой крест – это прежде всего не стараться от него избавиться. То есть все обстоятельства нашей жизни Бог посылает нам для нашего спасения. Поэтому нужно не стремиться избавиться от этих обстоятельств – улучшить здоровье или увеличить пенсию, а задаться вопросом, чего Бог ожидает от нас в тех обстоятельствах, в которых мы живем. Это прежде всего.

Есть крест наших жизненных обстоятельств. Еще есть другой крест – внутренний, когда мы видим свои ошибки, когда мы осознаем свое, мягко скажем, несовершенство, когда мы видим свою греховность, видим, что наши ошибки и грехи доставляют боль нашим родным и близким. От этого тоже может болеть (и на самом деле должна болеть) наша душа. И вот этот внутренний крест тоже нужно человеку нести: крест сознания своего несовершенства, сознания того, что мы делаем больно нашим родным и близким.

Уже само это осознание поможет нам меньше грешить. Уже от одного этого мы будем меньше боли, меньше страданий доставлять окружающим. Но самое главное – мы не скажем: «Это мелочь, пусть потерпят». Нет предела совершенству, поэтому нет никаких ограничений для добродетельной жизни, для того, чтобы мы стремились себя исправить.

Эту неделю нужно прожить с большим духовным вниманием, чем все остальные. Может быть, больше читать Священное Писание, чаще ходить в храм. Но самое главное – внимательнее посмотреть вокруг себя: кто нуждается в нашей заботе. Кого-то, может быть, нужно накормить, кому-то, может быть, нужно сказать доброе слово, о ком-то помолиться. То есть на этой неделе нужно подумать о том, какие добрые дела мы можем сделать для окружающих нас людей.

Ведущий протоиерей Андрей Федоров

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать