Родное слово (Новосибирск). Поминовение усопших

27 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Во время поста люди стараются жить по особым правилам, в жизнь вносятся особые изменения. Изменения касаются и богослужений, вследствие этого изменяется и порядок поминовения усопших. Но вводятся особые дни – вторая, третья, четвертая субботы – родительские. Отец Андрей, почему мы должны молиться о наших усопших родных, близких? Может ли молитвенное обращение к Богу как-то изменить к лучшему их участь?

– Может. И в первую очередь в Священном Писании мы встречаем замечательные слова: «…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». С одной стороны, конечно, здесь конкретно имеется в виду и священство, но не только; мы все должны молиться друг за друга.

Когда саддукеи, которые не верили в воскресение мертвых, спрашивали у Христа, что же там будет, представляли какие-то невероятные истории, Христос отвечал им очень просто: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых».

У Бога все живы. Поэтому надо обязательно молиться друг за друга – мы все вместе составляем одно целое, составляем Церковь, Главой которой является Господь Иисус Христос. Апостол Павел нам говорит: «…страдает ли один член, страдают с ним все члены». Где-то в одном месте хорошо, значит, хорошо и всем.

И Господь призвал нас спасаться не в одиночку. Это не лозунг спасателя: «Спасайся кто может!» А кто не может, тому что делать? Господь создал именно Церковь как общество, как среду, в которой мы спасаемся. Поскольку все мы призваны к спасению, то еще до начала поста Церковь нам напоминает о необходимости молитвы об усопших.

Есть так называемая Мясопустная родительская суббота – за неделю до начала поста мы поминаем всех усопших. Как видим, постоянно происходит такое сопровождение Великим постом. Есть особое поминовение в будние дни поста, и мы пишем особые записки на эти будние дни, потому что литургия не совершается.

Вторая, третья и четвертая субботы поста – это тоже дни поминовения усопших. На Троицу – Троицкая родительская суббота. То есть молитвенное воспоминание о наших усопших родных, близких, о тех, кто просил наших молитв, просто неразрывно с нашей христианской жизнью.

Может быть, интересный вопрос, почему это поминовение совершается именно по субботам – не по пятницам, не по воскресеньям, не по понедельникам. Дело в том, что заупокойное богослужение построено по образцу Великой Субботы, когда Христос телом лежал во гробе.

Это очень интересный момент, потому что сейчас субботние дни, когда совершается полная литургия, когда читается Евангелие, читаются как раз те отрывки, когда Господь по субботам совершал чудеса – исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял бесов. И некоторые окружающие Его люди негодовали, некоторые даже специально приводили больных и смотрели за Господом, не исцелит ли Он больного в субботу, и считали это нарушением субботы.

Один из аргументов был, что Он нарушает закон, нарушает субботу в Израиле. Даже поговорка такая была: «Если бы весь Израиль хотя бы один раз соблюл субботу, явился бы Мессия». То есть пришел бы Господь.

Но в чем смысл такого отношения к этому дню? Для чего человеку соблюдать субботу, а шесть дней трудиться, как говорит нам Господь? Для того, чтобы обеспечить материальную сторону нашего существования, чтобы у нас была пища, одежда, кров, чтобы наша жизнь была устроена? Здесь мы видим даже не то что некоторую диспропорцию, но, отвечая на вопрос, что для нас важнее – тело или душа, мы, наверное, все-таки скажем, что тело бренно, а душа вечна, душа важнее.

Хотя нам, конечно, сложно разделить душу и тело, человек является цельным, а не душой отдельно и телом отдельно. Но все равно, если учитывать вечную перспективу, наверное, душа требует большей заботы. Но Господь, зная нас, сказал заботиться о теле в шесть раз больше – шесть дней в неделю заботиться о телесных, материальных надобностях и один день посвящать Богу.

Но зачем этот день посвящать Богу? Ведь как мы знаем, Бог Вседоволен, то есть Бог полноту жизни, полноту счастья, полноту бытия имеет Сам в Себе, Ему ничего не нужно. Поэтому, думаю, это нужно не Богу, а нам. Нам нужно вникать в замысел Божий, задаваться вопросом, какая цель, какой смысл нашей жизни, и искать ответы – начиная от самых общих  и заканчивая конкретными. Как мне жить, чтобы быть счастливым, чтобы жизнь моя была не поперек, а вдоль замысла Божия?

Когда Адам и Ева жили в раю, можно сказать, они получили инструкцию для жизни.  Прежде чем мы какой-нибудь прибор включим, нам обязательно нужно прочитать инструкцию. Беда в том, что вот над нами шутят: русский человек читает инструкцию тогда, когда прибор уже сломан.

Видимо, в раю произошла такая же ситуация – Адам и Ева сказали Богу: «Мы сами будем писать инструкцию, мы сами будем жить по тем правилам, по которым нам хочется». Конечно, это беда, потому что такое отношение ко вселенной, к миру и самим себе обязательно произведет слезы, боль, страдания, страх, все это будет сопровождать нас. Поэтому и нужно нам задумываться и изучать законы, по которым Бог создал этот мир, – чтобы законы эти нам не вредили, а были на пользу.

Самая простая вещь: если в нашей розетке таится электричество, то к розетке нужно подключать утюг, самовар, лампочку и от этого пользу получать, но ни в коем случае не нужно совать туда пальцы…

Поэтому те законы, которые создал Бог, нам нужно изучать. И вот этот день, один день в неделю, именно этому и нужно посвящать. Конечно, этот день для души, для того, чтобы мы посетили храм, для того, чтобы мы душу напитали молитвой, чтением Священного Писания. Как мы в прошлый раз говорили: Бог призвал нас в соработники, в сотрудники, мы должны трудиться вместе с Ним над спасением своей души. Вот эти вопросы нужно решать и ежедневно. И уделять им особое время.

Так вот, вернемся к тому, с чего начали. Христа обвиняли в нарушении субботы, так как думали, что это день, когда нужно просто соблюдать покой. Когда мы изучаем этнографию, археологию того времени, узнаем, как евреи соблюдали субботу, как толковали что-то их учителя, сталкиваемся с очень и очень странными вещами.

Кроме того, что одно толкование не могло отменять другое, например, находим такую вещь: один раввин измерил, что ему достаточно 500 шагов в течение дня для того, чтобы обеспечивать свое хозяйство. Видимо, у него было небольшое хозяйство. Он посчитал себя образцом для всех остальных и в толковании на Библию так и написал, что более 500 шагов в субботу делать нельзя.  

У следующего раввина, видимо, хозяйство было чуть больше, ему требовалось больше ходить, а отменить предыдущее установление он не мог. Тогда он написал, что нельзя проходить более 500 шагов от порога своего дома, и сделал специальный приставной порог. Представьте себе: отмеряет, садится на порог, встает, порог взваливает себе на плечи, идет, считает 500 шагов, снимает порог, садится на него, потом еще делает 500 шагов. Получается, можно совершить кругосветное путешествие...

И вот в таких предрассудках, в такой суете жили евреи. Поэтому когда Господь занимался исцелением в субботу, это приводило их в недоумение. Простые люди радовались, а законоучители видели в этом революционные действия и обвиняли Христа в нарушении субботы. В конце концов в результате этих и других обвинений Господь был распят – это произошло в пятницу, и перед субботой Его положили во гроб. И Он соблюл субботу так, как ее никто не соблюдал: Он лежал во гробе и даже не дышал.

Но в то же самое время Он не был праздным. Как мы читаем в послании апостола Петра, когда Он телом лежал во гробе, то душой путешествовал по аду, выводя оттуда души праведников. И ад опустел. Поэтому именно суббота – это день поминовения усопших, это день, когда сокрушились адовы врата, день, когда все праведники покинули это мрачное узилище.

Поэтому именно по субботам (по образцу Великой Субботы) строится заупокойное богослужение. Мы молимся и просим, чтобы Господь облегчил загробную участь наших родных и близких. К этому нас призывает Библия – молиться друг за друга, поэтому мы молимся и святым, просим их святых молитв о тех людях, участь которых нам неизвестна.

Мы знаем из Предания, из житий святых, из библейского опыта, что наша молитва приносит усопшим очень большую пользу. Например, из жизни Макария Великого могу привести такой случай. Он шел по пустыне, увидел череп и услышал, что череп этот вздыхает. Он, конечно, перекрестился, перекрестил череп. Оказалось, что это череп идольского жреца, уже давно усопшего. И Макарий поговорил с этим человеком. Конечно, очень интересный был диалог.

Могу нашим слушателям рекомендовать найти житие святого Макария, почитать не только о том, как он разговаривал с этим усопшим, но много другого полезного. Этот жрец попросил Макария о молитвах: «Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение». Макарий спросил: «Какое же облегчение получаете вы?» И тот совершенно конкретно ответил: «Как далеко отстоит небо от земли, так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением».

Видите, как важно, когда человек находится не один, когда Господь нас соединяет, тем более когда мы соединяемся в Боге, не во мраке, а в свете. Какая это радость! Это не только сочувствие, это полнота жизни. Поэтому, конечно, мы и в будние, и в субботние дни поминаем усопших и надеемся на то, что и нас помянут, когда придет время.

Поэтому, мне кажется, очень важный момент, когда нашим детям или внукам в школе дают задание написать свою родословную. Это важно не только для живых, но и для усопших. Сейчас еще живы наши бабушки, дедушки, может быть, у кого-то прабабушки и прадедушки. А если они помнят своих прародителей, мы можем и древо родословное нарисовать, составить списки наших усопших родных и помолиться о них.

– Пока не поздно.

– Потом эти списки мы можем передать последующим поколениям. Придет время, и нас включат в эти списки, о нас помолятся. И наша загробная участь будет, можно сказать, радостнее, веселее, лучше, чем та, которую, может быть, мы заслужили. Когда мы не поминаем наших родных, они напоминают нам об этом. Мы в Евангелии от Матфея читаем очень интересный эпизод о том, что когда Господь воскрес, многие усопшие праведники восстали из гробов и пришли в дома к своим родственникам, уверяя их в воскресении Христовом.

– Завтра, в воскресенье, совершается служба в честь чудотворца, жившего в XIV веке, Григория Паламы. Почему именно этого святого мы прославляем в дни Великого поста?

– Это, конечно, замечательный вопрос. Здесь нам открывается одна сторона поста – молитва. И свершается память не только Григория Паламы (ударение можно ставить по-разному, на второй или на третий слог, потому что в греческом и церковнославянском по-разному), но и преподобных отцов Киево-Печерских. А в чем смысл этой памяти? Дело в том, что пост – это время усиленной и более продолжительной молитвы. Как мы с Вами говорили, читается молитва Ефрема Сирина и другие молитвословия. Поэтому обязательно нужно задаться вопросом: «А что же такое молитва?»

Многие люди думают, что если они читают незнакомые тексты, даже собранные в сборник, который называется «Молитвослов», то они молятся Богу. Но молитва не есть повторение каких-то чужих, тем более незнакомых текстов. Тексты, которые собраны в молитвословы, – это просто свидетельства живого богообщения, свидетельства, что этими словами, с такими мыслями, с такими чувствами праведники обращались к Богу, а Бог их слышал,  им отвечал.

Молитва – это обращение к Богу, это беседа с Богом. Этому обязательно нужно учиться. Молитвослов является учебником, который помогает нам освоить это общение. Для этого нам нужно не просто повторять тексты, может быть, даже заучив их на память, нам нужно вникнуть в содержание – в те мысли, чувства, которые наполняли людей, когда они обращались к Богу. И после того, как мы в это вникли, примерили на себя, нам нужно попробовать с такими же мыслями, такими же чувствами, переживаниями обратиться к Богу уже от себя и прислушаться к тому, что происходит внутри нас.

Конечно, если мы почувствуем ответ Божий, это хорошо. Но если не почувствуем ответа внутри себя, это не хуже. Это можно попытаться понять, если мы вспомним нашу первую школьную любовь. Мы хотели быть рядом с любимым человеком, смысл нашей жизни был в том, чтобы находиться рядом, смотреть друг другу в глаза, говорить друг другу какие-то слова, может быть, даже молчать, но самое главное – быть рядом и разделять с любимым человеком все, что случается.

И когда любимый человек был рядом, мы испытывали счастье, но когда любимого человека рядом не было, мы чувствовали  вакуум, пустоту, мы готовы были свернуть горы (и уроки прогулять, и еще что-то), только чтобы оказаться рядом с любимым человеком.

Поэтому если мы внутри себя не чувствуем ответа, может быть, даже чувствуем какую-то стену, что нет возможности общения, нужно задаться вопросом: «А что же мешает?» Если нам мешает грех, мешают наши ошибки, тут мы и становимся на путь исправления нашей жизни, на путь примирения с Богом: «Господи, прости нам! Помоги нам жить так, чтобы не было препятствий в общении с Тобой».

Конечно, самое простое общение возможно всегда. Мы всегда можем взять Священное Писание, в первую очередь Евангелие, почитать его. Потому что те слова, с которыми Господь обращался к окружавшим Его людям, относятся не только к ним, но и к нам. И, конечно, через эти слова, записанные Его учениками, апостолами, нам тоже нужно учиться слышать голос Божий.

Например, Мария Египетская, память которой тоже будет совершаться Великим постом (я надеюсь, у нас еще будет возможность об этом поговорить)… Обратим внимание, что она со священником Зосимой разговаривала словами Священного Писания.

Когда Зосима удивился и спросил, откуда она знает эти слова, где она училась, она сказала, что она женщина неграмотная, никогда ничему не училась, но Господь ее вразумил. Это значит, что Господь теми же самыми словами обращался к ней, она эти слова слышала и сохраняла в своем сердце, эти слова были для нее руководящими.

Воскресные чтения Священного Писания открывают нам такую сторону христианской жизни, к которой нужно стремиться во время поста. Поэтому я хочу прочитать отрывок из Евангелия от Марка, начало 2-й главы. Этот отрывок читается во второе великопостное воскресенье:

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Этот евангельский отрывок нам и говорит о том, что нам нужно приходить в храм и обращаться к Богу прежде всего для прощения грехов, для примирения с Богом. Вот мы с Вами говорили, не так страшен грех, как привычка грешить. Точно так же можно сказать, что не так хорош добрый поступок, как привычка хорошо поступать. Если мы постом обязательно должны исповедаться и причаститься, то это нужно сделать несколько раз. И именно это нужно ввести в привычку.

Какая от этого будет польза, мы можем и заранее понять. Ведь если мы хотим, чтобы руки наши были чистыми, мы их моем. Поэтому и об исповеди можно сказать: чем чаще мы исповедуемся, тем чище наша душа, тем меньше в нашей жизни греха и ошибок, тем она радостнее и светлее.

Поэтому в пост, когда мы приходим в храм, нам нужно обязательно исповедоваться и причащаться, а не только следить за тем, чтобы какая-то пища определенного вида была на нашем столе, чтобы какие-то молитвы или другие тексты были нами прочитаны. Чему учит нас сегодняшнее воскресенье? Тому, что нам нужно стремиться к богообщению и к чистоте души, потому что грязь в душе этому богообщению мешает.

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу. И мы продолжим наш разговор в следующих программах.

Ведущая  Инесса Титова

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать